Когда я первый раз услышал, что США и Великобритания сняли сериал «Чернобыль», первой моей мыслью было: «Очередной русофобский бред с медведями, балалайками и шапками ушанками, ну и, конечно, же море водки!» Даже, узнавши, что «Чернобыль» признан лучшим в мире сериалом и его рейтинги бьют «Игру престолов», я с большим скепсисом отнёсся к этому факту. «Да мало ли от чего в восторге эти янки, да «цивилизованные» европейцы!» Даже, когда мои друзья и знакомые начали мне советовать обязательно его посмотреть, во мне, как в любителе сериалов, не дрогнуло, что надо обязательно поглядеть сиё произведение западных «партнёров».
Насколько же у нас укоренился образ врага, что мы, не думая, априори отрицаем всё, что условный «запад» думает и говорит о нас! Считаем, что всем на западе наплевать на наши культурные ценности, а киноделы, хлебом не корми, норовят опорочить и оболгать наш быт, нашу историю. Впрочем, всё описанное выше небезосновательно, и, в основной своей массе, к сожалению, так и происходит.
В один прекрасный вечер я всё-таки решился поглядеть «Чернобыль». На следующий день я пересматривал его уже вместе с отцом. Мы были в восторге от фильма! А как тут не восторгаться? Антураж СССР, конца 80-х воссоздан в мельчайших подробностях, ликвидаторы показаны героями, жертвовавшими собой без раздумий ради спасения тысяч жизней, ради спасения человечества. Забегая вперёд, скажу, что последняя 5 серия немного смазала впечатление, но это же кино, художественное кино, хотя на протяжении первых четырёх серий создаётся впечатление, что смотришь документалку – настолько гениально всё снято! Соответственно, когда в пятой серии ты понимаешь, что это всё таки художественный фильм, и отступления от реальности неизбежны, немного смазывается вкус, но послевкусие остаётся великолепным.
Естественно я побежал делиться впечатлениями на интернет площадках, где общаюсь по своим интересам, о данном сериале. Какого же было моё удивление, когда мои восторженные комментарии были восприняты в штыки, под час с формулировкой «не смотрел, но осуждаю, и смотреть не собираюсь». А далее рассуждения про плевок в душу народа, переписывание истории и т. п.
Я человек дескуссионный, любящий отстаивать свою точку зрения, но в тоже время дипломатичный и признающий свои ошибки. Естественно я бросился, с рвением достойным лучшего применения, защищать свои фантастические впечатления от фильма, которые пытались растоптать люди, даже его не смотревшие.
И вот, в пылу дискуссий, мне сбросили ссылку на материал портала «Русская Весна» под названием: ««Чернобыль»: почему это плевок во всех нас, в нашу Родину, нашу историю».
https://rusvesna.su/news/15604...
Естественно я, как дипломированный историк, которого учили изучать все источники и точки зрения, и только потом делать выводы, ознакомился с данной публикацией.
Очень захотелось её разобрать, тем самым вступив в заочную полемику с автором статьи.
И так.
В начале статьи автор отдаёт должное актёрскому составу.
«Актерский состав впечатляющий: Валерия Легасова, академика, одного из основных ответственных за теоретическое обоснование ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, играет лично Джеймс Мориарти из «Шерлока» Гая Ричи; заместитель председателя совета министров — Борис Щербина — это Стеллан Скарсгорд, который украсил когда-то «Невыносимую легкость бытия», «Охоту за “Красным Октябрем”», «Догвилль» Ларса фон Триера и даже серию про Тора в марвеловских «Мстителях».
Даже на второй план прямиком из «Гарри Поттера» пригласили Пола Риттера, который сыграл заместителя главного инженера по эксплуатации Чернобыльской АЭС, и замечательную актрису Эмили Уотсон».
Затем недоумевает, что автор и сценарист «испытанный мастер пердельных шуток, раскрытия образов тупорылой американской школоты и вдумчивого исследования того, как парни нахерачились алкоголем и обдолбались наркотиками на свадьбе у друга, молодое дарование взялось писать историю чудовищной трагедии, которая оставила горький след в памяти целого народа, напугала, между прочим, весь мир и позволила этому миру явить примеры подлинного героизма и самопожертвования».
Правда, следом признаёт: «Дуэт Мазина и Ренка выдал на свет нечто весьма пристойное по форме, на редкость пристойное. Антураж СССР середины восьмидесятых воссоздан в подробностях: от часов красных в плексигласе, которые стояли у меня на столе, кстати, точно такие же!.. Я даже подпрыгнул, когда увидел! До «Жигулей», до окрашенных хной волос, завитых на бигуди у теток…
К матчасти подошли чрезвычайно вдумчиво и, можно сказать, с любовью. Сделано очень классно, и это огромный плюс».
«Съемки местами так ловко стилизованы под реальные кадры — документальные кадры из Чернобыля — что волосы дыбом! – продолжает автор, - Сама местность — до ничтожных подробностей локаций так близко подогнана под ту самую территорию, которая зовется теперь «зона отчуждения», что местами становится страшно!
И это тоже огромный плюс в актив кино — редко кто так внимательно подходит к географии фильма. И люди, на первый взгляд, показаны с большим уважением: это симпатичные, иногда наивные, иногда злые, иногда рассеянные.
Словом, просто люди. При правильной постановке вопроса эти самые люди способны на самые невероятные дела, как героические, так и наоборот. Это, казалось бы, тоже огромный плюс. Почему «казалось бы»? Об этом ниже поговорим».
Далее автор разбирает, почему, собственно, не смотря на сказанное выше, этот фильм – «плевок во всех нас, в нашу Родину, нашу историю». Согласитесь, неожиданное продолжение. А вот теперь, как говориться, подискутируем.
«К сожалению, не сумели забороть один из типичных голливудских штампов касательно русских. Мы в фильме постоянно хлещем водку, причем все: работяги, военные, ответственные партийные работники, утром, днем, стаканами, из горла, без закуски…»
Что за слово такое - «забороть»? Ну да ладно. Не будем докапываться до мелочей. Автор наверняка, хоть и профессиональный журналист, блогер, прежде всего человек – со всеми бывает.
Далее.
На сколько я знаю, при повышенном уровне радиации употребление алкоголя в умеренных количествах рекомендуется, так же, как, например, принимать йод, равно как и в стрессовых ситуациях. Естественно все, кто принимал участие в ликвидации, после трудного дня или же в обеденный перерыв пропускали 100 гр.
«утром, днем, стаканами, из горла, без закуски…» Ну-ну.
Мне кажется мы смотрели разные фильмы. На лицо передёргивание. Естественно неподготовленный читатель, который не смотрел фильм, воспринимает всё за чистую монету. Тем самым автор своей статьи намеренно отваживает от просмотра часть аудитории. Дальше вы увидите, что это сквозит на протяжении всей сюжетной линии данной статьи.
Что это: политический заказ или, что более вероятно, заказ наших кинокомпаний, у которых, после головокружительного успеха «Чернобыля», пятая точка задымилась, аки ядерный реактор в одноимённом городе, которые стали голосить на всех углах, что мы уже снимем круче, правдоподобней (казалось бы, куда уж правдоподобней) и качественней.
Да это же великолепно! Снимайте!
Но не даёт покоя ощущение того, что это делается не ради увековечивания героического подвига советского народа, а ради наживы. Это сколько же денег можно вытянуть и министерства культуры под этим благовидным предлогом! Нечестивые пиндосы своим сериалом сделали царский подарок нашей кинопилораме. Ведь если бы действительно хотели бы увековечить подвиг ликвидаторов – давно бы это сделали. А не постскриптум западного шедевра, на фоне сформированного вот такими статьями общественного мнения. Вот от чего становиться действительно противно.
Едим дальше.
«Даже в годы развала и предательства руководства СССР от низового уровня до очень высоких кабинетов никогда не относились к людям как к чему-то мало ценному и легко возобновляемому. Они бы и хотели, наверное, и потом бы захотели, и смогли, но в то время процессы, которые запустил еще Ленин, а потом Сталин, просто не позволяли так делать.
Дело в том, что основная масса населения — трудящиеся — были по факту подлинными хозяевами страны. То есть их невозможно было физически «взять за чуприну» и «бросить куда-нибудь подыхать», скажем, в радиоактивную зону, как некий «расходный материал».
Конечно, 1986 год — это год торжества бюрократии, лицемерия, которые впоследствии в течение трех лет уничтожат сперва экономическую стабильность, и в течение пяти лет и сам СССР. Но, повторюсь! В описываемое время монолог Дятлова, в ту ужасную ночь находившегося на испытаниях на станции (я напомню, он инженер по эксплуатации в сфере АЭС), обращенный к его подчиненным, просто не мог состояться.
Дятлов угрожает подчиненным: «Ты не будешь работать! Ослушаешься — ты уже не работаешь ни здесь, ни в Ленинграде». Дальше следует перечисление других АЭС. «И я прослежу за этим, ты же знаешь, я могу!» — продолжает он, после чего сотрудник, буквально обделавшись, помчался исполнять явно самоубийственное преступное требование начальства».
В самом деле? Вы серьёзно? Элита во все времена относилась к простому народу, как к быдлу. Иногда кость кидали пожирнее, иногда картофельные объедки – сути это не меняет. Особенно во второй половине 80-х. Автор сам – это признаёт, заявляя, что «1986 год — это год торжества бюрократии, лицемерия, которые впоследствии в течение трех лет уничтожат сперва экономическую стабильность, и в течение пяти лет и сам СССР».
Запутались в показаниях, господин-товарищ автор?
«Дело в том, что основная масса населения — трудящиеся — были по факту подлинными хозяевами страны. То есть их невозможно было физически «взять за чуприну» и «бросить куда-нибудь подыхать», скажем, в радиоактивную зону, как некий «расходный материал»».
Ну конечно! И людей через военкоматы не сгоняли, и все шли за идею… Ну-ну. И диалог Дятлова с подчинёнными скорее всего состоялся именно в такой форме, ну или автор жил в каком-то параллельном Советском союзе.
Мне сейчас некоторые индивиды скажут, что данный фильм промыл мне мозги, и действие западной пропаганды на лицо… Хочу заранее попросить: не несите чушь. У вас в мозгах тоже ёршиком прошлись, но уже другие. Я стараюсь находиться между пропагандистских полюсов, и делать выводы, основываясь на всестороннем изучении вопросов, а также собственном жизненном опыте.
Просто терпеть не могу, когда в наглую передёргивают и искажают то, что я видел собственными глазами.
«Отношения с властью в СССР никогда не строились на чувстве взаимного страха и глубокого недоверия. Этого просто не было. Даже в героические (!) 1937 и 1938 годы подавляющее большинство населения, а мы знаем о существовании репрессий, не применяло понятие репрессии к себе просто потому, что сие большинство вообще репрессиями не затрагивалось никаким краем, если мы вспомним 1937 год».
Это просто ЭПИЧНО! Да, репрессии были, в большинстве своём, справедливы, и большинство репрессированных репрессированы по делам своим. У меня прадед, будучи сыном помещика, кулака, вполне спокойно работал на государственной службе, не будучи членом партии. НО! Боялись ВСЕГДА. Мне бабушка рассказывала, как вечерами, слыша звук мотора во дворе, её родители задёргивали занавески и краешком глаза в щёлочку наблюдали – ни подъехал ли воронок?
«И вот, на таком историческом фоне нам показывают буквально следующее: министр угольной промышленности Михаил Щадов приезжает в Тулу к шахтерам. С ним приезжает два автоматчика. Щадов — красивый, молодой, в костюмчике, явно каком-то английском. Прям по фигуре сидящем великолепно!
Короче говоря, этот прекрасный «творческий коллектив» начинает уговаривать, запугивать, буквально передергивая затвор АК, тульских шахтеров, чтобы те ехали копать туннель под реактор.
Шахтеры — это военнообязанные мужики, а значит, на ликвидацию аварии их призывали повесткой из военкомата. Причем повестка приходила не по домашнему адресу, а на работу, в отдел кадров. Так что, если бы даже возникло сильное желание отвертеться, не вышло бы. Вот так эта система работала
Они вытерли грязные рабочие руки о его белый костюмчик, белую рубашку и холеную харю. И сказали, что, во-первых, это наша Тула и наша шахта. А вот ты теперь, измазанный в угле, настоящий угольный министр! После чего поехали ликвидировать аварию».
Ну это всего лишь красивый киношный ход! Напоминаю, фильм художественный, не документальный. Здесь могут быть и должны быть обобщения, допущения, собирательные образы, сцены, которые снимаются чисто ради динамики и антуража.
Более того, как общается министр с шахтёрами – это второй план. На первом плане подвиг советского народа. Сценарист не обязан с документальной точностью воспроизводить второстепенные диалоги, да и вообще диалоги.
Шахтёры похлопали грязными ручищами министра по дорогому английскому костюмы, отпустили колкость… Да - замечательный ход, который делает фильм интереснее и динамичнее. Повторюсь – это не документалистика. И дорогой английский костюм у министра угольной промышленности вполне мог быть в то время, и не один. Не надо нам рассказывать, что партийная верхушка одевалась исключительно в советских бутиках. Ложь, и чушь! У того же Горбачёва и его жены был такой гардероб, что нынешние олигархи обзавидуются.
Да, и по поводу автоматчиков… Вам напомнить июнь 1962 г., Новочеркасск? Не помните / не знаете – загуглите. Это руководство СССР, от низового уровня до очень высоких кабинетов, никогда не относилось к людям, как к чему-то малоценному и легко возобновляемому? Или может быть ещё какое-нибудь?
«Насчет людей-биороботов. В ходе расчистки крыши четвертого блока после взрыва от радиоактивных графитовых обломков, роботы, программируемые на радиоуправлении, выходят из строя из-за высокой радиации. То есть, их используют, но недолго.
И тогда принимают решение использовать людей в защитных костюмах. И тут академик Валерий Легасов называет их «биороботами». Говорит: «Железные роботы не справляются, так давайте используем биороботов». Чувствуете намек? Я чувствую это. У нас «бабы еще нарожают» и прочие хрестоматийные страшилки…»
А я вот намёк не чувствую. То, что там придумал себе автор данного опуса, пусть оставит при себе. Пусть не вводит читателей в заблуждение. «У нас «бабы еще нарожают» и прочие хрестоматийные страшилки…» - не было такого в фильме! Не было!
Далее по тексту следует совсем уже бред накуренного оргазмирующего старшеклассника. Оставлю это без комментария. Наслаждайтесь.
«А мне бы вот хотелось, со своей стороны, авторов спросить: если роботы выходят из строя, а крышу нужно от обломков все-таки чистить, и чем быстрее, тем лучше, то какие могут быть варианты? Не чистить крышу от фонящих радиоактивных осколков? Нет, то есть крышу все-таки нужно чистить и роботы не справляются, значит нужно волшебника в голубом вертолёте позвать!
Чтобы он бесплатно показал всем кино. Или дождаться Деда Мороза. Ах, да… Конечно!.. Самое главное средство — пойти крестным ходом, оно, видимо, должно помочь! Нет? Тогда придется идти людям. А кому еще? То есть, если никто, кроме новых людей этим заняться не может, — придется! Как бы ни было неприятно…»
А фраза про «биороботов», по фильму, была брошена Легасовым с грустью и сожалением понимания неизбежного, что придётся переступать через жизни и судьбы людей, ведь другого выхода нет, а не потому, что он советских граждан за этих самых людей не считал.
«Якобы это советская бюрократическая система «стала причиной» катастрофы в Чернобыле. Вот об этом нам рассказывают вообще весь фильм — с первой серии до последней. То Анатолий Дятлов в ходе ночных отчаянно хамит подчиненным, называя их «бабами» прямым текстом, советуя «засунуть язык в жопу» и «работать» и так далее…»
Я так считаю! И отец мой так считает. И многие так считают. Если автору не нравиться эта точка зрения, то это не значит, что она не соответствует действительности.
«Со страшной силой обгадили советскую армию! Просто со страшной силой… Сборище «дегенератов», которые в основном заняты тем, что «обматывают яйца самодельными свинцовыми трусами», непрерывно хренячат водку ящиками буквально на боевом посту. Ходят расхристанные и вооруженные винтовками Мосина Второй мировой войны.
Я такого не видел, наверное, никогда! Даже в прекрасном фильме «Красный рассвет». У нас советская армия показана гораздо лучше и страшнее.»
Вот прямо гадили, гадили и гадили, не щадя кишечника своего!
Я вам открою маленький секрет… Водку там и впрямь херачили ящиками. Во-первых, как было сказано выше от радиации, во-вторых для поднятия «боевого духа». Водил за руль без стакана не пускали. А вы говорите.
Художественные допущения, конечно же автору не известны, опять же. Ну а далее, как обычно, непревзойдённый авторский стиль.
«А нужно ровно для одного: напомнить всем, что ничего не закончилось, что между Балтийским морем и Тихим океаном до сих пор живут «симпатичные алкаши», на пространстве «омерзительной страны», которую возглавляет все та же «мерзота» — выходцы из КПСС.
И по-прежнему надо до конца избавить этих милых «симпатичных алкашей» от их «омерзительной страны» вместе с «опасными реакторами», «атомными бомбами», «подводными лодками», «ракетными крейсерами», «собственными ракетами» и прочее, прочее…
Это кино не про СССР, которого уже 30 лет как нет, это кино про современную Россию! Вот в чем дело.»
К сожалению, нашу страну возглавляют, в большинстве своём, всё те же выходцы из КПСС. Вывеску поменяли – суть осталась.
В общем - Кащенко. Занавес закрывается. Актёр уходит на процедуры.
Всё написанное в данном обзоре целиком и полностью моё личное мнение, которое, естественно, может, и будет не совпадать с мнением других.
Орфография и пунктуация автора статьи «Чернобыль»: почему это плевок во всех нас, в нашу Родину, нашу историю» сохранены.
Оценили 0 человек
0 кармы