(автор - Майдар Сосорбарам - здесь будет ссылка на источник)
Автор текста (сам из Монголии) Майдар Сосорбарам объясняет, почему рэп-культура так органично прижилась в Монголии, и в чём её отличие от африканской.
Монгольский рэп старше негритянского! Подождите Вы! Не спешите кидать камни. Я не искусствовед. Но, по-моему, так и есть. Конечно, огромное отличие между монгольским и афроамериканским рэпом. Но это отличие сейчас – не в музыке, а в смысле слов песни.
Монгольские рэперы читают о предках, родине, истории и будущем. Они на самом деле патриоты. Иногда, как ни странно, среди них встречается националисты. Это и есть 180 градусов отличия от черных рэперов. Ещё монгольский рэп мелодичнее, чем у черных. Афроамериканцы читают, в основном, только про свою настоящую жизнь и… «благим матом».
В современном же монгольском рэпе есть национальный оттенок. В нем есть элементы из народной короткой песни и хөөмэй (горловое пение), в клипах рэперы надевают национальную одежду.
Также монгольские рэперы часто используют в своем творчестве культурное наследие – такие жанры короткой народной песни как “дайралцаа үг “ (с давних времен у монгольских народов это игра слов, состязание в острословии) или «хошин харилцаа дуу».
Но самое главное, почему рэп так любим в Монголии – сам монгольский язык очень подходит для чтения рэпа. Это демонстрирует каждая монголоязычная рэп-группа. Например, та же бурятская “Хатхур Зу”.
Ну да, ещё я хотел сказать: с давних лет – может быть, 200-летней давности, или еще древнее – в Монголии и сейчас есть такой народный песенный жанр как «хошин харилцаа дуу». Это означает примерно – «комедийные песни дуэтом». Конечно, это народные песни. Отличие от других народных песен – коротко, с юмором, они даже не поются, а «читаются». Думаю, многие ещё помнят монгольский клип “Хатыриш”:
Плюс есть такой жанр народной песни как “Дайралцаа үг”. Это тоже означает мелодичное чтение, но когда два человека состязаются – такой конкурс, где каждый должен аргументировать своё высказывание мудрыми словами. Это веселая и полезная игра слов.
Именно на этой почве в 90-х годах появилась первая монгольская рэп-группа “Хар сарнай” – “Черная роза”:
Нашумевший в определенных кругах рунета “Ам асууя” – об этой композиции писали в духе “на всякий случай захотелось заплатить дань” или “сразу захотелось брать Казань и раздавать ярлыки на княжение”. Причем российские комментаторы, не зная монгольского, назвали эту жесткую националистическую композицию простым пацанским “Обоснуй!”. И неожиданно почти попали “в точку”. Ам асуух – это значит “напомнить сдержать свои слова” или “спросить многозначительно” ...патриотическая песня от Ice Top:
И ещё один из примеров того, как “чётко” ложится на рэперский ритм и “читается” монгольский язык, уже с элементами народной протяжной песни “урт дуу” – брутальные монголы, настоящие мужики из Digital:
Ну, а далее команда “Загасан ширээт тамга” – яркий пример монгольского гангста-национализма:
РадиоЗомбилэнд™
Оценили 30 человек
63 кармы