Уверен, что почти все слышали выражение "Красота страшная сила", но не многие знают в чем эта сила и почему она страшная. А суть в том, что мы готовы принять и простыть подлые, гадкие и разрушительные вещи если они по настоящему красивы. В красоте есть определенная магия которая заставляет людей покорно впускать вредоносный вирус в свою жизнь. Именно таким красивым вирусом и является по существу роман Булгакова "Мастер и Маргарита".
Сразу оговорюсь, что как культурное явление роман это безусловно событие и гениальное творение, а фильм снятый Бортко выше всяких похвал, как и работа актеров снявшихся в нем. И первое и второе полюбились многим людям на постсоветском пространстве и вполне себе предвижу, что иду против тренда.. но истина проста - в этом и есть суть красоты и в этом и есть разрушительная сила вируса - "Как нечто красивое, может быть настолько разрушительным!"
Буду очень краток в своем повествовании и обозначу только ключевые моменты которых достаточно для понимания картины в общем. Не стану вникать в тонкости создания романа и в личность автора, хотя там есть очень много интересных моментов, например таких как то, что Булгаков был морфинистом и то, что его авторство романа в его окончательной версии, вызывает сомнения.
Отмечу только, что первая публикация в очень урезанной редакции в СССР состоялась в 1966—1967 в журнале «Москва». В этой редакции было вырезано почти все, что могло бросить тень на советский строй или вызвать "неправильные" мысли у советский людей Полная же редакция увидела свет в 1973 году.
Считаю этот момент важным т.к. на здоровом теле не заводится всякая гадость и при нормальном иммунитете никакая болезнь в организм не проникает. Трудно представить издание этого романа до этого срока, когда в общем участь СССР уже была предрешена и все процессы разрушившие его в последствии уже были запущены. Свою лепту в это процесс внес и этот роман.
Но будем смотреть на него как на нечто законченное, как на готовый продукт без всякой предыстории и оценивать его цель и то действие, которое он оказывает на людей и их психику, а так же на народ и страну, исключительно опираясь на его качества.
1. В романе декларируется магическая сторона действительности. Она мастерски выписана как некоторая данность, которая есть но просто недоступна некоторой части обычных людей.
Такого рода отсылки адресуются к инфантильной и "доцивилизационной" части психики, которая есть у большинства людей (особенно у женщин) и которая обычно вытесняется и подавляется при воздействии научного восприятия мира. В этом и кроется суггестивное воздействие романа - каждый при контакте с ним становиться немного ребенком и суеверной женщиной.
2. Местом романа выбрана Москва и это не случайно т.к. цель максимально интегрировать чужеродный культурный код в тело культурного самосознания народу. Москва этой цели служит идеально.
3. Выделим основные сюжетные и смысловые линии, чтоб нам легче было с ними работать.
- Мастер - это персонаж в котором отчасти Булгаков выписал себя или свою точку зрения.
- Маргарита - основной женский персонаж.
- Воланд и его свита
- Советский строй в основном в виде спецслужб и литературной туссовки
- Историческая линия Иисуса в виде рукописи Мастера
4. Немного про советский строй в романе. Он показан мягко говоря не очень. Чиновники и функционеры и объединения людей выписаны сатирически. И хорошо если это сатира, а не очернение. Первое от второго отличает перспектива лучшего варианта или конструктив - которого мы в романе особо не наблюдаем. Да, в то время которое описано в романе в СССР было много проблем, которые неизбежны при переходе от старого строя к новому, но автор как-то не заметил этого нового, а ведь в это время в стране происходили по настоящему эпохальные события - даже нет смысла перечислять.
5. Мастер - человек которые оказался социальным неудачником и решил свой протест сублимировать в дело жизни - свой роман. О чем же он в СССР пишет свой роман? Обожемой - об Иисусе Христе. Фактически он популяризирует христианство и библию. Эта "история" подается как некоторая сверхценность. А в это время не церковь, а рабочие строили заводы, фабрики, а крестьяне собирали урожай.
6. Маргарита - женщина живущая в основном на содержании мужа. Значит вышла по расчету, но от скуки убивается, что нет "любви". Трудно назвать это иначе как "праздные страдания". Логично, что они находят друг друга. Мастер свое утешение, Маргарита свою любовь. Но любит ли она Мастера? Скорее всего любит себя в нем.
7. Библейский импринт в виде романа Мастера это еще не все, что следует принять советскому народу. Суть романа в противостоянии Воланда (дьявола) и Иисуса. Т.е. нам навязывается, хоть и метафорически, но в чистом виде антинаучный, христианский взгляд на мир - борьба бога и дьявола. И кстати у Булгакова Воланд т.е. дьявол в этом поединке явно более привлекателен. Чего стоит только - "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо." Разве это не круто - зло оказывается благом.
Выводы:
Роман импринтирует сознание советского (русского) человека христианской картиной мира, которая вводится в виде магической реальности, которая привязывается географически в к Москве и в которой дьявол более привлекателен. В то же время советская действительность показана карикатурно т.е. фактически высмеивается. Общество показано в тисках страха перед советскими спецслужбами. Творческая элита нарисована как глупая, недалекая и развращенная. В качестве "приманки" показана сильная любовь и борьба добра и зла.. в которой, кстати, зло удивительным и привлекательным образом побеждает в виде смерти влюбленных героев.
Упрощенно роман запустил бесов в психику советского народа и усугубил библейскую прививку русскому человеку. Смещая его сознательное научное мировозрение в иррациональное, а подсознательное языческое в христианское.
p.s. возможно мои выводы и анализ покажутся кому-то упрощенными. В таком случае проверьте себя сами - то, что в вас осталось в сухом остатке после романа, кроме "восхищение", сильно отличается от того, что я написал? Жду ваше мнение в комментариях...
Оценили 40 человек
69 кармы