Информационная война стала неотъемлемой частью современного мира. Влияние СМИ (в широком смысле этого понятия) на общество колоссально, тот, кто управляет информацией – управляет общественным мнением и оказывает существенное влияние на политикоформирующие круги.
В авторитарных странах, таких как Иран, Россия, Сирияи Северная Корея едва ли не единственным источником информации является государственная пропаганда, которая не терпит и не подразумевает отличной от официальной трактовки событий. Наша же задача помочь читателю составить объективное мнение о происходящих вокруг него и в мире событиях (в том числе и тем из них, кто может получать правдивую информацию только из Интернета). В демократических странах различные точки зрения и полярные мнения – норма.
В последние годы все большее значение в детализации картины окружающей действительности приобретают независимые гражданские журналисты – люди, пишущиеизэпицентра событий, не связанные консервативными корпоративными правилами, редакционной политикой, шаблонами и стереотипами «профессионалов».Они независимы, обладают ярко выраженным гражданским сознанием, их слово – живой взгляд на мир живого человека.
Но все же нужно различать тех, кто стремится донести до читателей правдивую информацию, от тех, кто лишь привлекает внимание к себе в погоне за славой и рейтингами.
Наглядными примером второго типа «гражданских журналистов», своими действиями дискредитирующихвсехнеравнодушных людей,является Осама Али Сулейман – глава «Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека» (SOHR),публикующий свои отчеты под псевдонимом Рами Абдулрахман С началом гражданской войны в Сирии центр стал одним из основных ресурсов, информирующих о жертвах среди гражданского населения. Однако со временем, стало известно что SOHR – «театр одного актера»– Сулемана,проживающего в Великобритании, подкрепляющего свои «сводки с мест событий» сообщениями с аккаунтов в социальных сетях, принадлежность которых вызывает сомнения. Более того стало известно, что Сулейман занимается прямой подтасовкой фактов и не гнушается подлога, что заставило усомниться... голландский журналист Макс ван дер Верфф, подделкой оказались использованные «bellingcat» снимки пуска ракеты из зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «БУК». Кроме того, эксперты «bellingcat» упорно игнорируют заявления местных жителей, опубликованных, например, «The Telegraph» или «BBC» о том, что они не слышали и не видели ничего подобного пуску ракеты земля-воздух ни в день трагедии, ни вообще когда-либо.
Есть сомнения и в подлинности знаменитой фотографии ЗРК «БУК» в Торезе (Изображение 1).По мнению ряда экспертов, по работе с фото и видео, данное графическое доказательство создано из двух разных изображений (Изображение 2).
Изображение 1.
Изображение 2.
Размер «БУКа» на фото из доклада «bellingcat» равен 9 м. (Изображение 3), а должен быть примерно 12 м, то есть создатели фотографии ошиблись либо с расстоянием до оператора, либо с размером тягача с «БУКом» (Изображение 4).
Изображение 3.
Изображение 4.
Помимо этого довольно странным выглядит нечеткость некоторых элементов изображения.При повороте чертежа тягача на фотографии кабина «Вольво» прекрасно стыкуется до начала «БУКа», а задняя часть расплывается и наоборот (Изображения 5, 6, 7).
Изображение 5.
Изображение 6.
Изображение 7.
Кроме того на фото отсутствуют тени от дерева (Изображение 8), которые должны быть хорошо видны (Изображения 9, 10).
Изображение 8.
Изображение 9.
Изображение 10.
По мнению экспертов, подобные несоответствия, указывающие на возможную подделку изображений, присутствуют и на других фото- и видео доказательствах исследователей группы.
Два фотоснимка французского еженедельника «Пари Матч», показывающие один из районов города Донецка. Первое фото (верхнее) было опубликовано 25 июля 2014 года. Появление в сети Интернет второго фото (нижнее) с полным вариантом изображения датируется январем 2015.
Ряд деталей на этих фотоснимках «Пари Матч» позволяет предположить, что они являются результатом фотомонтажа с применением программного обеспечения типа Photoshop. Посмотрите на изображения более внимательно (используйте версии более высокого разрешения, кликнув на Изображение 11 по возможности). Сразу же возникает ощущение, что снимки выглядят «странновато», не так, как обычные фотографии или даже не очень качественные видео кадры низкого разрешения. Сравните заднюю часть белой кабины тягача с комплексом «БУК» (соответствующие элементы выделены на Изображении 12). Задняя часть кабины водителя смотрится четко, так, как если бы это был фрагмент изображения на фото отличного качества, в то время как изображение «БУКа» полностью смазано. Эти качественные отличия невозможно объяснить никакими погрешностями фотосъёмки, например, эффектом размытости изображения, возникающего при движении фотографируемого объекта. Ведь тогда качество изображения кабины тягача должно было быть таким же плохим, как и «БУКа», или же изображение «БУКа» - таким же четким, как и снимок кабины. Качественное отличие этих двух элементов изображения на обоих фото просто бросается в глаза, и вы можете это отчетливо видеть.
Изображение 12. Области, выделенные оранжевым цветом, значительно отличаются по качеству изображения от тех, что обозначены голубым.
Четкость очертаний кабины и комплекса «БУК» на первом фотоснимке «Пари Матч» (Изображение 13) отличатся очень заметно, словно день от ночи. Очертания «БУКа» расплывчаты настолько, что почти сливаются с фоном изображения.
Перевод подписи: Вы можете ясно видеть очертания кабины. Они абсолютно четкие. Однако гораздо сложнее определить очертания «БУКа» в этом месте. Они очень расплывчаты.
Изображение 13. Сравнение четкости очертаний кабины и комплекса «БУК» на первом фотоснимке «Пари Матч».
Это просто невероятно: мы можете совершенно спокойно прочитать номер телефона на борту тягача и увидеть четкие очертания кабины, и в то же время даже форма колес «БУКа» едва различима в условиях ясного дня, когда велась фотосъемка (Изображение 14).
Перевод подписи: Кабина и номер телефона совершенно отчетливо видны, а вот форма колес «БУКа» едва просматривается.
Изображение 14. Фрагмент первого фото «Пари Матч» с изображением колес «БУКа».
Еще один элемент изображения, существование которого не представляется возможным без использования средств типа Photoshop (Изображение 15).
Перевод подписи: Изображение этого фрагмента размыто и выглядит так, как если бы «БУК» был просто соединен в единое целое с красной частью грузовика. Это сильно контрастирует с отличным качеством изображения задней части белой кабины грузовика, которая расположена как раз над этим размытым фрагментом.
Изображение 15. Часть второго фотоснимка «Пари Матч».
Изображение перегородки между двигателем и кабиной водителя не одинаково на двух снимках (Изображение 16). Фрагмент внутри оранжевой рамки должен иметь те же черные вкрапления, что присутствуют на втором снимке.
Перевод подписи: Фрагмент внутри оранжевой рамки отсутствует в изображении той же самой перегородки между кабиной водителя и двигателем, что видна в голубой рамке. Изображение должно было бы быть таким же рельефным.
Изображение 16. Сравнение изображения перегородки между кабиной водителя и двигателем на двух фотоснимках «Пари Матч».
Второй фотоснимок с полной версией изображения не публиковался в течение 6 месяцев. «Пари Матч» первоначально писала, что первое фото сделано в Снежное, а вовсе не в Донецке. Все это выглядит довольно подозрительно. Получается, что некто проезжает через Донецк 17 июля в районе 11 часов на автомобиле и делает фотоснимки с каким-то немыслимым качеством изображения. На снимках показаны часть машины (это видно на первом фото «Пари Матч»), грузовика и комплекса «БУК», припаркованных практически в центре большого города. Затем этот некто отправляет фото прямо в редакцию известного новостного еженедельника Франции «Пари Матч». Между тем, со времени начала конфликта ни разу ни от кого больше не поступало ни одного другого документального подтверждения (фото или видеоматериала) нахождения ЗРК «БУК» в Донецке.
Без всякого сомнения, диаметрально противоположные выводы разных групп, пользующихся схожими методами анализа, не позволяет честному человеку занять какую-либо одну из сторон. Объективность требует дискуссии. Однако «bellingcat»отвергает любые иные трактовки, как конспирологические. Влучших традициях авторитарной пропаганды.
Другой вопрос – уровень профессионализма и способность специалистов «bellingcat» адекватно интерпретировать данные.
После того как исследователи «bellingcat» обвинили Россию в редактировании спутниковых снимков, свидетельствующих об активности украинского ПВО в районе, в котором был сбит рейс MH17, немецкий судебный эксперт в области фотографий, создатель сайта IRISPIX Йенс Кризе публично заявил, что примененный «bellingcat» «анализ уровня ошибок» (ELA-анализ) не дает практически ничего кроме возможности пиара группы, а сам создатель ELA-анализа доктор Нил Краветц считает, что публикации экспертов группы – «гадание на кофейной гуще» и прекрасный пример того, «как не надо делать анализ».
В подлинности доказательств «bellingcat» усомнились так же и другие специалисты по работе с фотографиями и метаданными.
Тенденциозность в деятельности группы «независимых журналистов» дискредитирует саму идею возможности получения достоверной информации из открытых источников. Можно по-разному относиться к работе «bellingcat», но слепо доверять расследованиям группы и иже с ними– занятие неблагодарное хотя бы потому, что на данный момент у них нет ни одного не опровергнутого и достоверного материала.
Наши политики и маститые журналисты, подхватывающие любую удобную для них «жареную» информацию, зачастую идут на поводу у таких гонцов за лайками и просмотрами, как Сулейман или Хиггинс. И вместе они формируют виртуальную реальность весьма далекую от действительности.
Оценил 1 человек
1 кармы