Я никогда не любил озвучивать банальности.Это же невыносимо скучно и даже глупо.Как раз такие ассоциации и приходили на ум при виде слова банальность:скукота,элементарщина,не оригинальность,избитость.Но теперь,после очередной беседы с очередным фанатичным апологетом несовместимых с разумом представлений,я так не думаю.Теперь я думаю,что главный и основной синоним слова банальность-это всё же истина,без которой никуда,как без якоря в море идиотии,рожденной больной фантазией.И вообще,кто и зачем смешал прекрасное слово истина с негативным,затхлым содержанием,обличенным в эту неприглядную форму банальности.Почему,чтобы опровергнуть очевидную глупость,люди вынуждены говорить нечто подобное:
"Простите за банальность,но..." или
"Как бы банально это не звучало,но...".
За что мы извиняемся?Что такого случилось,что говорить правду уже не легко и не так приятно,как раньше?
Последней каплей стал вышеупомянутый спор с фанатиком.Спор был долгим,о всём сразу и ни о чём одновременно,как это и должно быть,если имеете дело с фанатиком.Все мои усилия удержать нить дискуссии в неких допустимых рамках прошли даром.И в конце концов он прямо и со всей ответственностью заявил,что нет никакой истины,нет никакого добра,ну и зла соответственно тоже никакого нет.Заполировал он всё это дело простыми и безобидными словами: "Я так вижу".Именно эти слова и заставили меня писать на эту тему.Именно эти слова заставили меня вспомнить одну небольшую историю из моего прекрасного детства.Именно эта история,скорее всего, и посеяла во мне нелюбовь к банальщине.Именно её я сейчас и поведаю.
Как-будто это было вчера.Я ,значит, стою перед классом и рассказываю,без особого желания,конечно, свежевыученный стих "Что такое хорошо, и что такое плохо".Отбыв номер,я намеревался поскорее покинуть ненавистную трибуну и затеряться где-нибудь подальше от излишнего внимания,которое,надо сказать,я никогда не любил.Но произошло страшное.Учитель,как оказалось,был сильно недоволен моей вялой интерпретацией Маяковского и всерьёз вознамерился добиться от меня выразительности.Тут,мол,надо торжественности добавить,значительности,а тут и палец вверх поднять не помешает.Но при всем старании учителя (надо отдать ему должное) ни торжественности, ни даже малейшей заинтересованности поднимать пальцы я тогда так и не продемонстрировал:руки по швам, продолжаем бубнить и тараторить.Итогом стал самый не справедливый(можете не сомневаться!) в мире трояк за пренебрежительно-непочтительное отношение к классике.Я,конечно же,не замедлил ответить на этот произвол самой справедливой в мире истерикой.Но подобрать правильные слова,чтобы возразить учителю,не получалось,хоть и очень хотелось.
В конце концов эта душещипательная сцена перестала беспокоить моё самолюбие и благополучно выветривалась из памяти.И вот она снова вспыхивает перед глазами.Вот фанатик произносит свои "простые и безобидные" слова,и моё лицо становится красным.И вот дядя с красным лицом уже где-то далеко.Там он и продолжает расплёскивать своё недоумение в виде ругательств.А меня, маленького октябренка,это уже не касается.Я уже стою в классе и торопливо тараторю о том "Что такое хорошо,а что такое плохо".А вот и тот самый учитель с недовольным видом поправляет очки и готовится к разгрому моих представлений о справедливости.Но на этот раз его коварным планам не суждено было сбыться.В критический момент,когда злой учитель попытался примерить на себя роль прокурора,когда он попытался выдвинуть мне обвинение,я вдруг выкрикнул эти спасительные волшебные слова,вложив в них столько восторженности и значительности,сколько и не снилось великому Маяковскому.А потом ещё раз и ещё."Я так вижу!",-кричал самый счастливый октябренок на свете,и весь цивилизованный мир,начиная от Гарри Поттера и заканчивая Джен Псаки,ему аплодировал.Тирания вновь была посрамлена маленьким свободолюбивым коммунистом.
Хеппи энд.Занавес.
Что ж,не забудем,сказать спасибо нашему другу фанатику за хеппи энд не только от лица благодарного октябренка,но и от "дяди с красным лицом" за возможность поквитаться с прошлым.Хочу сразу пояснить.Говоря фанатик,я имею ввиду не сектантов,пьющих кровь младенцев под готическую музыку,а простых людей,которые зачастую забывают,а иногда и просто отвергают прописные истины и подменяют их красивыми сказками.У всех фанатиков эти сказки разные,кому какая больше нравится.Фанатики почему-то не хотят видеть разницы между двумя концепциями:
"из были делать сказку"(то есть искажать реальность) и "сказку делать былью"(то есть воплощать мечты в реальность).И в этом я вижу опасность,опасность прежде всего для ценностных ориентиров.Почему?Очень просто.Наука давно уже научилась защищаться и охранять себя от лжеученых.Там всё строго,всё разложено по полочкам.Совсем другое дело,когда мы касаемся моральных устоев и норм.
Поэтому,возвращаясь к истории с октябренком,я отменяю хеппи энд.Пусть гремят аплодисменты свободолюбивого человечества,заглушая здравый смысл.Но строгий учитель всё равно дождется тишины и скажет:"Кто ж тебя спрашивает,драгоценный,как ты там видишь,если реальность,она другая?".
Есть некие непреложные истины,некие аксиомы поведения в обществе,которым учат людей с детства не только в школе и детском садике,но и в семье.Но всё чаще мы слышим эту непоколебимую в своей любви к плюрализму фразу,способную размыть любой смысл и прикрыть невежество:"Я так вижу".Поясню:плюрализма мнений в науке быть не может.Пока еще никто не додумался доказывать теоремы и получать результат вычислений опираясь на "я так вижу".Поэтому множественность,не единость мнений может послужить расколу ценностных представлений,но никак не научных.Соответственно и невежество в данном случае я употребляю применительно к ценностным,культурно-историческим представлениям.
Кто-то возразит,вспомнив о великой цене,заплаченной многими людьми за торжество свободы слова.Но позвольте,ситуация уже вышла за всякие допустимые рамки.Теряется сама возможность объявить бред бредом.Да,пусть истина превратилась в неблагозвучную и скучную банальность,но она ни в коем случае не должна проигрывать в цене красноречивым глупостям и подменяться на приятную уху сказку.При неизменности такого курса рано или поздно для нас не останется ничего неизменного,ничего святого.
Знаете,всегда полезно представить,какие формы и очертания может принять некая идея,доведенная до абсолюта,до предела,правильно,до абсурда.О том,как это может произойти,о методах воздействия на сознание,написано великое множество букаф.Думаю,уже все слышали о таком понятии как "окно Овертона".Хотя мне больше нравится банальное "вода камень точит".Но я бы хотел написать не как,а куда мы рискуем прийти.Описать и показать пункт назначения,так сказать.
Оценили 6 человек
25 кармы