• РЕГИСТРАЦИЯ
water
12 ноября 2018 г. 17:00 4570 21 10.00

ОРДЕН "КРОМЕШНИКОВ" ИВАНА ГРОЗНОГО

При упоминании орденов на память приходят в основном сведения обо всяких тамплиерах, масонах и прочих иезуитах, но оказывается, на Руси ордена как структуры существовали с давних времен, с XI - XII века.

Опричнина, оказывается, - тоже некая орденская структура, а Малюта Скуратов - не просто Малюта Скуратов, а какой-то потомственный князь. Кто же такие опричники, "кромешники"?

Опричнина - структура, созданная Иваном Грозным, вернее, даже не созданная, а структурированная конкретно в военно-монашескую организацию. До этого, в XII-XIII веке, опричниной назывались владения дружин великих князей, то есть владения "опричь", не в пределах повсеместной юрисдикции. В XIV-XV веке это были владения великих княгинь, как ни удивительно, а уже при Иване Грозном это были владения "опричь" всего государственного управления и любой государственной юрисдикции. В них входило более двадцати городов и отдельные улицы (слободы) в Москве.

Понятие "опричнина" имеет синонимический ряд "вне", "кроме", отсюда - другое название: "орден кромешников", то есть орден, который "кроме, как все государство". Существовало расхожее мнение (да оно есть и сейчас), что Иван Грозный набрал туда всяких "безродных", чтобы бороться с боярской верхушкой, которую он хотел сломить (эдакая "революция снизу с опорой на пролетариат"). Это марксистско-ленинское понимание истории здорово укрепилось у всех в головах, но оно полностью не соответствует действительности. Опора опричников, тот самый всем известный Малюта Скуратов - это было его монашеское имя, а мирское имя этого человека - Григорий Лукьянович Бельский-Белозерский - был из рода Гедиминовичей, литовской знати. Его предок приехал из Литвы в свите Елены Глинской, матери Ивана Грозного.

Второй человек, возглавлявший опричнину, - всем известный князь Афанасий Вяземский. Он вел свой род - не более и не менее - от Мономаха. То есть это природные Рюриковичи, не менее чем сам Иван Грозный. Еще две личности, стоявшие во главе опричнины, - Алексей и Федор Басмановы. Мы видели фильм о Федоре Басманове, историки говорят, что он был любовником то ли самого Ивана Грозного, то ли Малюты Скуратова, то ли Годунова. Может, так и было, но по роду Басмановы были бояре Плещеевы. Напомню, что Суздальская Русь вышла из городка Клещеево, который стоял на Плещеевом озере. И князья Переяславль-Залесские, откуда был Юрий Долгорукий, имели второе имя: князья Плещеевы. Так вот, Федор и Алексей Басмановы и были князьями Плещеевыми.

Это был орден, в который входили самые высокородные персоны на Руси. Андрей Курбский, природный Рюрикович, который и в письмах пишет Грозному: мы по роду с тобой одинаковы. Так и просится на память Васька Грязной, - казалось бы, найденный чуть ли не на помойке Иваном Грозным, который его отмыл и поставил опричным воеводой. Вообще-то его имя было Василий Григорьевич Грязново; его родственник приехал из Венеции, и был он правой рукой Великого магистра Левонтийского ордена.

Андрей Зиновьевич Синельников.

Глава из книги Андрея Никитина "Основания русской истории"

Одной из центральных загадок истории России XVI в. до сих пор остается пресловутая «опричнина Ивана IV», наложившая трагический отпечаток на жизнь современников и на последующую историю страны. Споры о причинах введения, целях и содержании, времени окончания опричнины, вызванных ею реформах и о многом другом, так или иначе с нею связанном, не стихают на протяжении вот уже более четырех с лишним веков. Ее загадки, решаемой всякий раз по-разному, не может обойти ни один историк, занимающийся событиями 60-70-х гг. XVI в., однако ни одна из выдвинутых до сих пор гипотез не объясняет совокупность всех известных в настоящее время фактов. Можно сказать, что, обладая фактами, исследователь не может проследить их причинно-следственную связь.

Опричнину пытались объяснить с позиций далеко идущих реформ в области управления государством, экономики, земельной политики, борьбы с феодальной раздробленностью на путях централизации и становления абсолютной монархии, переориентации внешней политики, борьбы с дворцовыми (боярскими) заговорами, сепаратизмом отдельных городов и земель, а также многим другим, что находило безусловное документальное подтверждение, но оказывалось в противоречии с другими фактами и наблюдениями. Сама цель разделения страны на «земщину» и «опричнину», предстающую царским уделом, построенным по образцу «земщины», но выведенным из-под общегосударственной юрисдикции и подчиняющимся непосредственно царю, как и последующая ее ликвидация с возвращением родовых поместий уцелевшим прежним владельцам, остается необъясненной. Еще большую путаницу вносит попытка разобраться в причинах и содержании «опричнины» путем изучения отмеченных в ней лиц, поскольку здесь историк имеет дело с людьми, занимавшими весьма различное положение в ее структурах — начиная от крестьян-земледельцев и кончая членами «опричного двора» и того малопонятного сообщества, в котором, по свидетельству очевидцев, сам царь Иван IV исполнял роль «игумена». Между тем, рассматривая различного рода проявления «опричнины» в действии, подробно разбирая земельные, социальные, военные, административные и прочие реформы Ивана IV, обусловленные разделением страны на «земщину» и «опричнину», формирование опричного двора царя, опричного войска и пр., большинство исследователей, как правило, старательно обходили вниманием именно эту «верхушку пирамиды», ее содержание и значение для всего остального.

Первым и, похоже, единственным историком, который поставил такой вопрос, был И.И. Полосин. В работе, написанной незадолго до смерти, он пришел к заключению, что опричнину в целом венчал некий рыцарско-монашеский (или придворный) орден, созданный Иваном IV для своей безопасности, представленный корпусом опричников из 500 человек, имевших свой орденский костюм, свою символику, свой орденский храм в Александровой слободе, своего гроссмейстера, в роли которого выступал царь, и даже свою печать. Основания так утверждать у него были уже потому, что именно в этих выражениях об опричниках и опричнине писали в своей записке бывшие дипломатические агенты царя И. Таубе и Э. Крузе, прямо указывавшие, что «этот орден предназначался для совершения особенных злодеяний». Вместе с тем, как отмечал Полосин, пресловутый «царский обиход», в который Иван IV запрещал «вступаться» митрополиту Филиппу, во многом соответствовал орденской практике Западной Европы того времени, переживавшей период возникновения разнообразных рыцарских, монашеских и придворных орденов, и находил подтверждение в заявлении Г. Шлитте 1547 г. о намерении московского царя организовать в России свой рыцарский орден.

Исследование И.И. Полосина не привлекло внимания историков, может быть, потому, что в это же время появились фундаментальные работы С.Б. Веселовского, А.А. Зимина, а последующие политизированные работы Р.Г. Скрынникова и некоторых других авторов об Иване IV своей целью ставили больше обличение фактов опричного террора, чем действительное изучение структуры опричнины. Другой причиной такого невнимания могла стать в какой-то мере апологетическая точка зрения Полосина на личность и правление русского царя вплоть до утверждения, что «своей опричниной Иван IV начинал «великое царственное дело»». Это тем более досадно, что, наряду с подобными утверждениями, идущими из предшествующих десятилетий «культа личности», в работе Полосина содержится терминологический анализ опричной лексики, позволяющий по-новому взглянуть на некоторые факты, связанные с этим явлением. В первую очередь это относится к учреждению корпуса опричников, сочетавшего в себе функцию личной охраны царя и его личного карательного органа, однако не тождественного понятию «царского двора», как-то стремился доказать сам историк и его последователи. Другой заслугой Полосина является сделанный им невольно шаг к разделению «опричнины вообще» и того «царского домового обихода», связанного с собственно опричниками, который был выведен Иваном IV как из-под контроля общегосударственного аппарата «земщины», так и православной Церкви в лице ее высших представителей.

Попытаемся с позиций этих новых возможностей рассмотреть те скупые свидетельства очевидцев опричнины, которыми мы располагаем. Речь идет о так называемых «записках опричников-иностранцев», используемых обыкновенно для иллюстрации тех или иных положений историков, в первую очередь, в качестве мартиролога жертв опричного террора. Между тем, они содержат уникальные сведения как об опричнине в целом, так и о том «ордене кромешников», который определил многообразные проявления этой самой опричнины, и следов которого мы практически не обнаруживаем в летописях. Более того дошедшие до нас памятники русского летописания, содержащие записи о событиях второй половины XVI в., упоминают об опричнине лишь в пересказе ультиматума Ивана IV, предъявленного царем «земщине» в январе 1565 г., и содержат только общий перечень требований: устроение «особного» царского двора со своим штатом, войска, корпуса опричных гвардейцев (т.е. собственно «опричников»), выделение опричного удела из числа государственных земель и городов, установление дублирующего приказного аппарата и т.д.

Каким образом, когда и в какой последовательности всё это делалось, летописи не проясняют. Единственное упоминание о местонахождении опричных приказов на новом опричном царском дворе за Неглинной мы обнаруживаем у Г. Штадена, однако в какой мере они дублировали земскую структуру, остается неизвестным, поскольку из того же описания следует, что отсюда поданные и подписанные челобитные опричников отсылались для исполнения в «земщину»: «Здесь были выстроены все приказы и ставились на правеж должники, которых били батогами или плетьми, пока священник не вознесет за обедней даров, и не прозвонит колокол. Здесь подписывались все челобитья опричников и отсылались в земщину, и что было здесь подписано, то было уже справедливо и в силу указа в земщине тому не перечили». Окончательное решение вопросов войны, мира и международных отношений и после разделения страны оставалось в руках царя, как об этом сообщала летопись («...а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и боярам о тех делех приходити ко государю, и государь з бояры тем делом управу велит чинити»), причем зачисление в «опричнину» городов и волостей сопровождалось, как можно понять, одновременным переходом под опричную юрисдикцию курировавших их приказных, продолжавших сидеть за своими столами в кремлевских приказах.

Молчание летописных памятников о событиях, потрясши до основания Россию, объясняется секретным характером мероприятий Ивана IV, категорически отрицавшего фактическое разделение страны и наделявшего послов специальными инструкциями, которые предписывали им полнейшее запирательство в этих вопросах («А кто учнет говорити, что государь дворы ставит разделу для и для того кладучи опалу на бояр, и Федору с товарыщи говорити: государю нашему того для дворов ставити нечего для, волен государь в своих людех; добрых государь жалует, а лихих казнит, а делитца государю не с кем. И нечто будет, говорят то страдники, и тех речей слушати нечево. А о том Федору с товарыщи оговаривати. Да память Федору с товарищи. Нечто кто учнет говорити, что государь немилостив, казнит людей, а учнут говорити про князя Василья Рыбина и про Ивана Карамышева, и им говорити: государь милостив, а лихих везде казнят; а про тех государь сыскал, что они мыслили над государем и над государскою землею лихо, и государь, сыскав, по их вине потому и казнити их велел». Из наказа боярину Ф.И. Умного-Колычеву, отправленному весной 1567 г. с посольством к Сигизмунду-Августу.// Сборник РИО, т. 71. СПб., 1892,с.465.).

Неслучайно отмена опричнины в 1572 г. сопровождалась объявлением тяжелого наказания в случае о ней упоминания, как писал об этом Г. Штаден: «С этим (пожаром Москвы. — А.Н.) пришел опричнине конец, и никто не смел поминать опричнину под следующей угрозой: [виновного] обнажали по пояс и били кнутом на торгу». Этим же объясняется молчание об опричнине посещавших Россию в те годы иностранцев, не знавших языка страны, тщательно изолируемых от контактов с русским народом и жившими здесь их соотечественниками, равно как вполне понятное молчание этих соотечественников, обреченных до конца дней своих быть пленниками московского царя. И всё же полной изоляции России от Европы правительство Ивана IV обеспечить не могло. О том, как проявляла себя опричнина в жизни, рассказывают записки очевидцев, находившихся на службе царя и успешно бежавших из России. Таких оказалось четверо — И. Таубе, Э. Крузе, Г. Штаден и А. Шлихтинг.

Наиболее полным и, в известной степени, систематизированным сводом известий об опричнине является «Послание», составленное И. Таубе и Э. Крузе для Яна Ходкевича в 1571 г. Попав в плен в 1560 г., эти два лифляндских дворянина в 1564 г. были приняты на службу в Посольский приказ; в 1567 г. они были зачислены «в опричнину», где подвизались в качестве дипломатических агентов царя, ведя переговоры с датским принцем Магнусом, а затем содействуя ему в тщетных попытках присоединить к России Ревель, после чего в 1571 г. бежали в Литву. В Москве они занимали исключительно выгодное, в какой-то степени независимое от царского двора положение, позволявшее им в то же время быть хорошо информированными о происходящем в опричнине и в стране.

Другую сводку сведений об опричнине оставил вестфалец Г. Штаден, перешедший границу России в возрасте 22 лет в 1564 г. и пробывший в ней до 1576 г. В опричнине Штаден исполнял обязанности переводчика, но больше корчмарствовал в Москве, будучи принят в «опричнину» de jure (т.е. исключен из-под юрисдикции «земщины»). Хотя он описывает свои разбойные похождения под видом опричника во время новгородского погрома, в корпус опричников он не входил. По словам Штадена, его всегда выручало опасение «стоять близко к огню», поэтому, будучи авантюристом и проходимцем, он пользовался всеми благами, которые ему давал статус «опричного немца» и покровительство царя, но от государевой службы и политики держался подальше. Его не интересовали политические игры, а потому и в своих записках он описывает, главным образом, свои плутни и быт Москвы второй половины 60-х и начала 70-х гг. XVI в.

Третье, не зависимое от двух первых сообщение принадлежит померанскому дворянину А. Шлихтингу, который осенью 1564 г. попал в плен к русским и затем в продолжении семи лет находился в услужении и переводчиком у итальянского врача при царском дворе, после чего удачно бежал в Польшу, что надежно датируется осенью 1570 г. Свое «Краткое сказание», адресованное польскому королю, Шлихтинг заканчивает уверением, что всё описанное «видел сам собственными глазами содеянным в городе Москве», и это подтверждается тем фактом, что упоминаемые им казни полностью укладываются во временной интервал, который он провел в услужении у своего патрона. Наоборот, попытку ряда исследователей увидеть в «итальянском враче» бельгийца А. Лензея, выписанного Иваном IV в Россию через английскую королеву Елизавету, следует считать несостоятельной потому, что Шлихтинг определенно пишет об итальянце, а не бельгийце, и срок службы у него Шлихтинга указан в «семь лет», т.е. должен исчисляться с 1564 г., тогда как А. Лензей прибыл в Россию только в мае 1568г.

Сочинения, оставленные этими авторами, посвящены, в основном, нравам Ивана IV и его окружения, не раскрывая структуры опричной администрации. Однако они содержат описания опричного быта, позволяющие восполнить наши представления о том «домовом царском обиходе», который определяет суть опричнины. Особенно важно в этом плане «Послание» Таубе и Крузе, существенно дополняющее летописные известия об отъезде Ивана IV в Александрову слободу в декабре 1564 г., его переговорах с московским правительством и последующем возвращении в Москву 15 февраля 1565 г. Как сообщают летописи, в своем ультиматуме, согласованном с делегатами от бояр и духовенства, Иван IV требовал;

1) права беспрепятственно казнить опальных и «брать на себя» их имущество и;

2) устроить себе «особный» двор со всем полагающимся царю штатом и «обиходом», включая стрельцов, а для его содержания изымать из государства города и волости.

По Таубе и Крузе такое разделение страны царь объяснил возможной своей смертью, когда взятое «в опришнину» отойдет к его младшему сыну, а всё остальное, оставшееся в «земщине», — старшему. О подобном разделе страны между сыновьями царя, только в несколько иной форме, упоминает и А. Шлихтинг.

После того, как соглашение между царем и боярским правительством было достигнуто, в присутствии царя и трех его ближайших «советников» и доверенных лиц — Алексея Басманова, Афанасия Вяземского и Петра Зайцева — начался «перебор людишек» из городов и областей, отходивших в опричнину. Он состоял в подробном исследовании происхождения и родственных связей вотчинников и дворян, испомещенных по тому или другому уезду, включая их жен и детей, что всякий раз должны были подтвердить четыре представителя от уезда. Прошедшие отбор в опричнину произносили клятву, содержащую в числе прочего обещание «не есть, не пить и не иметь ничего общего с земщиной», после чего начинался «земельный перебор» на этих территориях. Принято считать, что таким способом формировался «гвардейский корпус опричников» из служилого дворянства и детей боярских, которые «должны во время езды иметь <...> собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище» и ходить «в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху (нагольные полушубки? - А.Н.), но нижнюю одежду <...> должны носить из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху».

Здесь налицо безусловная путаница, возникшая в результате неправильно понятого, к тому же испорченного изначально текста. «Гвардейский корпус опричников» с указанными отличиями и эмблемами составляли люди, «которых [царь] набирал из подонков разбойников», «простого или крестьянского рода», так что они действительно могли «не иметь ни пяди земли», и в таком случае «великий князь давал тотчас же сто, двести <...> и больше гаков земли». Что же касается смотров по «перебору людишек», то на них происходил отбор служилых людей, т.е. несших службу в соответствии с обладаемой ими родовой или пожалованной земельной собственностью, с которой они и впредь должны были служить при дворе, в городах и по своим уездам, будучи кандидатами на замещение должностей в штате опричного двора, опричного аппарата управления и опричного войска. В том, что такое отличие действительно существовало, следует из описания всеми очевидцами тех самых «убийц», из которых, по словам Таубе и Крузе, великий князь образовал «над всеми храбрыми <...> полками свою особую опричнину, особое братство, которое он составил из пятисот молодых людей, большей частью очень низкого происхождения, все смелых, дерзких, бесчестных и бездушных парней. Этот орден предназначался для совершения особенных злодеяний». Судя по всему, именно они, а не служилые дворяне и дети боярские по опричному списку, как писал Штаден, «не должны были говорить ни слова с земскими, ни сочетаться с ними браком. А если у опричника были в земщине отец и мать, он не смел никогда их навещать». Правило это могло быть применено только к описанным выше «кромешникам», поскольку остальные служилые люди царской «опришнины» по роду своей службы как раз обязаны были общаться с «земскими» — на посылках, в приказах, живя бок о бок в уездах, будучи посылаемы на театр военных действий, и т.д.

Остается неясным, когда именно и каким образом формировался этот орден. Г. Штаден возникновение корпуса «кромешников» из 500 человек приписывает совету Марии Темрюковны, подобно тому, как ей и ее брату приписывалась позднейшими авторами мысль об опричнине. С этим согласуется замечание А.М. Курбского, из которого можно понять, что «сатанинский полк» появился уже в 1560 г. вскоре после опалы Адашева и второй женитьбы царя, но факты, которые могли бы подтвердить такое заключение, мне неизвестны. Из повествования А. Шлихтинга следует, что «собирать опричнину, т.е. убийц» царь начал не сразу, а одновременно со строительством опричного дворца на Неглинной, рядом с которым он устроил для опричников «особый лагерь». Строительство нового дворца за Неглинной напротив Кремля началось летом 1566 г., а перешел в него царь с семьей 12 января 1567 г., начав там «жить с многочисленной стаей своих опричников или убийц, которую набрал из подонков разбойников. Именно, если он примечал где-нибудь человека особо дерзкого и преступного, то скоро привлекал его к сообществу и делал слугою своего тиранства и жестокости». Однако, исходя из описания организованного отъезда Ивана IV в Александрову слободу и ее укрепления, следует полагать, что, действительно, корпус «кромешников» возник значительно ранее указанных событий.

Эту гвардию (или «убийц», как их кратко именует Шлихтинг) царь использовал в качестве личной охраны и как палачей, посылая по стране с кровавыми поручениями. Они рубили людей, обезглавливали, разрывали их веревками («петлями»), травили медведями и собаками, нападали на их дома и поместья, предавая избиению не только обитателей и челядь, но и всё живое, включая скот и птицу, устраивали на дорогах засады, совершали ограбления и массовые публичные изнасилования жен и детей казненных, травлю женщин собаками и последующую на них охоту, о чем упоминают все информаторы.

Так, проводя избиение рода и изничтожения всех «животов» боярина И.П. Федорова, располагавшихся в различных уездах, Иван IV приказывал убийцам насиловать у себя «на глазах жен и детей тех, кого он убивал, и обращаться с ними по своему произволу, а затем умерщвлять. Что же касается жен поселян, то он приказал обнажить их и угонять в леса, как скот, причем тайно были расположены засады из убийц, чтобы мучить, убивать и рассекать этих женщин, бродивших и бегавших по лесам». Подтвердив эти факты, Таубе и Крузе в другом месте своего «Послания» рассказывают, что сходным образом расправился со всем двором князя Владимира Андреевича Старицкого. Женщины были выведены нагими, их сначала «травили собаками, как зайцев, а затем они были застреляны и растерзаны ужасным образом, и их оставили лежать непогребенными под открытым небом, птицам и зверям на съедение».

Широкие массовые акции «кромешниками» были развернуты и в Москве.

«После того, как он (царь. - А.Н.) настолько подавил свое население, что мог не опасаться с его стороны никакого сопротивления, — пишут Таубе и Крузе, - принялся он убивать и разорять различными ужасными способами своих знатных бояр. <...> Опричники великого князя должны были в количестве от 10 до 20 человек разъезжать по улицам с большими топорами, имея под одеждой кольчугу. Каждая отдельная рота намечала бояр, государственных людей, князей и знатных купцов. Ни один из них не знал своей вины, еще меньше — время своей смерти и что вообще они приговорены. И каждый шел, ничего не зная, на работу, в суды и канцелярии. Затем банды убийц изрубали и душили их безо всякой вины на улицах, в воротах или на рынке и оставляли их лежать, и ни один человек не должен был предать их земле. И все улицы, рынки и дороги были наполнены трупами, так что местные жители и чужестранцы не только пугались, но и не могли никуда пройти вследствие большого зловония».

Почти теми же словами об этих зверствах пишет и А. Шлихтинг: «Как только рассветает, во всех кварталах и улицах города появляются прислужники опричники или убийцы и всех, кого они поймают из тех, кого тиран приказал им убить, тотчас рассекают на куски, так что почти на каждой улице можно видеть трех, четырех, а иногда даже больше рассеченных людей, и город весьма обильно наполнен трупами».

Основным местопребыванием этих членов ордена, по словам Таубе и Крузе, была не Москва с ее опричным дворцом, а отдаленная от столицы Александрова слобода, «где это братство было основано», за исключением тех, «которые были посланцами или несли судейскую (ошибка перевода? - А.Н.) службу в Москве».

Остановимся на этом моменте.

Учреждение «опричнины» развязало руки Ивану IV, освободив его от повседневных забот по управлению страной, что он полностью переложил на плечи «земщины», оставив за собой принятие окончательных решений по важнейшим вопросам. Вместе с тем, царь открыл для себя неисчерпаемый источник обогащения за счет ограбления и убийств своих подданных, для чего и создал государство в государстве, подлинным центром которого сделал укрепленную Александрову слободу, отгородив ее от всего остального мира надежными заставами «псов царских». Очевидцы свидетельствуют, что ни войти, ни выйти из нее без специального пропуска не мог никто, в этом смысле она охранялась много строже, чем государев опричный двор на берегу Неглинной, куда мог прийти любой москвич, тем более, если он жил в «опричной» части города. На опричном царском дворе находились приказы, здесь принимали и подписывали челобитные, которые потом поступали в «земщину» для исполнения, это была официальная резиденция царя, в которой он жил во время своих наездов в столицу. Однако действительным центром жизни Ивана IV являлся орденский замок «кромешников».

В чем состояла тайна этого ордена или братства? Частичный ответ мы находим у Таубе и Крузе в отрывке, относительно содержания, которого историками было высказано много вздора, начиная от уверений в «атеизме» царя и его «глумлении над церковным обрядом» («Как раз в это время Грозный выворачивал христианский культ наизнанку. <...> Поход Грозного на Новгород и Псков носил ярко выраженный антицерковный характер. <...> На свадьбе царской племянницы Марии Владимировны Старицкой в Новгороде гости плясали под напев символа веры св. Афанасия. Царь плясал со всеми и отбивал такт жезлом, которым впоследствии убил своего сына Ивана, по головам пляшущих молодых иноков» Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986, с. 370). В связи с этим стоит отметить, что усвоение Ивану IV псевдонима «Парфений Уродивый» на основании того, что им оказался надписан текст, тождественный «Ответу царя Иоанна Васильевича Грозного (это прозвание появляется только в середине XVII в., не раньше. — А.Н.) Яну Роките», как это в свое время сделал И.А. Шляпкин и развил Д.С. Лихачев (там же), вызвано небрежностью или тенденциозностью, во-первых, потому, что архангел Михаил не имел никакого отношения к Ивану IV (небесным покровителем царя был Иоанн Предтеча), во-вторых, потому, что автор этого канона, написанного для тезоименного ангела тверского князя Михаила Александровича, хорошо известен. Им был священноинок Парфений, упомянутый в Симеоновской летописи под 6907/1399 г., где помещена «Повесть об обновлении соборной церкви Спаса Вседержителя в Твери», содержащая рассказ об уходе князя в монастырь св. Афанасия и о преставлении его в присутствии «аръхимандрита Корнилия и священноинока Парфения, и тема повели пети канонъ в исход души» (ПСРЛ, т. 18. Симеоновская летопись. СПб., 1913, с. 147.). Другими словами, все восторги по поводу «даровитости» и «многогранности» талантов царя Ивана IV при ближайшей поверке (в том числе и приписываемые ему стихиры «деспота Иоанна») оказываются не более, чем запоздалой лестью тирану, до заверений, что царские казни и пытки — всего только дань «традиционной смеховой культуре средневековья» («Затеянная Грозным опричнина имела игровой, скомороший характер. Опричнина организовывалась как своего рода антимонастырь с монашескими одеждами опричников как антиодеждами, с пьянством как антипостом, со смеховым богослужением, со смеховым чтением самим Грозным отцов церкви о воздержании и посте во время трапез-оргий, со смеховыми разговорами о законе и незаконности во время пыток и т д.» Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» древней Руси. Л., 1976, с. 61.), которую, дескать, так хорошо понимал этот «представитель гуманизма в России», создавший в Александровой слободе «своего рода певческую академию» («В своей любимой загородной резиденции — слободе Александрове Иван Грозный основал специальное музыкальное учреждение, своего рода консерваторию, куда пригласил высококвалифицированных мастеров пения» Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л , 1971, с. 117-118; он же. Древнерусское певческое искусство. М., 1971, с. 151 и 186.).

О том, что собой представлял «царский домовый обиход» в Александровой слободе, против которого яростно выступал митрополит Филипп (особо примечательно требование царя, чтобы игумен Филипп «в опришнину и в царский домовый обиход не вступался, а на митрополью бы ставился»), известно из двух источников — «Послания» Таубе и Крузе и «Краткого сказания» А. Шлихтинга, которые совпадают по всем существенным вопросам, дополняя и поясняя друг друга.

Находясь в Александровой слободе, Иван IV, по словам Таубе и Крузе, «был игуменом, кн[язь] Афанасий Вяземский келарем, Малюта Скуратов пономарем; и они вместе с другими распределяли (по-видимому, «делили». - А.Н.) службы монастырской жизни. В колокола звонил он сам вместе с обоими сыновьями и пономарем (т.е. Малютой. — А.Н.). Рано утром в 4 часа должны все братья быть в церкви; все неявившиеся, за исключением тех, кто не явился вследствие телесной слабости, не щадятся, все равно высокого ли они или низкого состояния, и приговариваются к 8 дням епитемии. В этом собрании поет он сам со своими братьями и подчиненными попами с четырех до семи. Когда пробивает 8 часов, идет он снова в церковь, и каждый должен тотчас же появиться. Там он снова занимается пением, пока не пробьет 10. К этому времени уже бывает готова трапеза, и все братья садятся за стол. Он же, как игумен, сам остается стоять, пока те едят. Каждый брат должен приносить кружки, сосуды и блюда к столу, и каждому подается еда и питье, очень дорогое и состоящее из вина и меда, и что [тот] не сможет съесть и выпить, он должен унести в сосудах и блюдах и раздать нищим, и как большей частью случалось, это приносилось домой.

Когда трапеза закончена, идет сам игумен к столу. После того, как он кончает еду, редко пропускает он день, чтобы не пойти в застенок, в котором постоянно находятся много сот людей; их заставляет он в своем присутствии пытать или даже мучить до смерти безо всякой причины, вид чего вызывает в нем, согласно его природе, особенную радость и веселость. И есть свидетельство, что никогда не выглядит он более веселым и не беседует более весело, чем тогда, когда он присутствует при мучениях и пытках до 8 часов [вечера]. И после этого каждый из братьев должен явиться в столовую или трапезную, как они называют, на вечернюю молитву, продолжающуюся до 9 [часов]. После этого идет он ко сну в спальню. <...> Что касается до светских дел, смертоубийств и других тиранств, и вообще всего его управления, то отдает он приказания в церкви. Для совершения всех этих злодейств он не пользуется ни палачами, ни их слугами, а только святыми братьями. Все, что приходит ему в голову, одного убить, другого сжечь, приказывает он в церкви <...>. Все братья, и он прежде всего, должны иметь длинные черные монашеские посохи с острыми наконечниками, которыми можно сбить крестьянина с ног, а также и длинные ножи под верхней одеждой, длиною в один локоть, даже еще длиннее, для того, чтобы, когда вздумается убить кого-либо, не нужно было бы посылать за палачами и мечами, но иметь все приготовленным для мучительства и казней...».

Как можно убедиться, перед нами орденский распорядок жизни царя, лишенный какого-либо «глумления» над религией, а тем более атеизма. Наоборот, здесь всё проникнуто глубокой обрядовой педантичностью, заставляющей вспомнить инквизиционные застенки Европы, в которых ханжество соединено было с изуверством, а здесь еще и приправлено природной дикостью. Были ли Таубе и Крузе свидетелями этому «царскому домовому обиходу»? В этом убеждают приводимые ими подробности, подтверждаемые рассказом А. Шлихтинга, который, судя по всему, постоянно бывал в Александровой слободе в качестве переводчика придворного врача. Об этом говорит и его замечание, что Иван IV, живя в слободе, «каждый день двадцать, тридцать, а иногда и сорок человек велит рассечь на куски, утопить, растерзать петлями, так что от чрезмерной трупной вони во дворец иногда с трудом можно проехать».

Записки Шлихтинга в ряде случаев уточняют сведения Таубе и Крузе, показывая, что среди «братьев» оказываются и некоторые члены опричного двора, допущенные к ритуалу «братства».

«Живя в упомянутом Александровском дворце, — писал Шлихтинг далее, — словно в каком-то застенке, он (царь. -А.Н.) обычно надевает куколь, черное и мрачное монашеское одеяние, какое носят братья базилиане, но оно всё же отличается от монашеского куколя тем, что подбито козьими мехами. По примеру тирана также старейшины (по-видимому, бояре. — А.Н.) и все другие принуждены надевать куколи, становиться монахами и выступать в куколях, за исключением убийц из опричнины, которые исполняют обязанность караульных и стражей. И так великий князь встает каждый день к утренним молитвам и в куколе отправляется в церковь, держа в руке фонарь, ложку и блюдо. Это же делают все остальные, а кто не делает, того бьют палками. Всех их он называет братией, также и они называют великого князя не иным именем, как брат. Между тем он соблюдает устав жизни, вполне одинаковый с монахами. Заняв место игумена, он ест один кушание на блюде, которое постоянно носит с собою; то же делают все. По принятии пищи он удаляется в келью или уединенную комнату. Равным образом и каждый из остальных уходит в свою, взяв с собой блюдо, ножик и фонарь; не уносить всего этого считается грехом. Как только он проделает это в течение нескольких дней и, так сказать, воздаст богу долг благочестия, он выходит из обители и, вернувшись к своему нраву, велит привести на площадь толпы людей и одних обезглавить, других повесить, третьих побить палками, иных поручает рассечь на куски, так что не проходит ни одного дня, в который бы не погибло от удивительных и неслыханных мук несколько десятков человек».

Из приведенного рассказа Шлихтинга можно заключить, что «братство» опричной гвардии, поставленной над опричным войском, в свою очередь служило подножием или «внешним кругом» для внутреннего ядра ближайших сподвижников царя из знати («старейшины» Шлихтинга), допущенной в орденский замок «кромешников». В орденский капитул входили (по Таубе и Крузе), кроме царя, А.И. Вяземский и М.Л. Скуратов-Бельский; Г. Штаден к ним присоединяет А.Д. и Ф.А. Басмановых и П.В. Зайцева, поименованных предшествующими авторами в качестве ближайших советников царя. В числе безусловных «братьев», стоявших над «кромешниками» и принимавших непосредственное участие в кровавых расправах, можно назвать М.Т. Черкасского, В.Г. Грязного, В.И. Темкина-Ростовского и А.Ф. Овцына, которые, в свою очередь, стали жертвами царской мнительности и раздражительности. Вероятно, к ним следует причислить еще какое-то количество лиц, однако отождествлять с «орденом кромешников» весь состав опричного двора, как-то обычно делается историками, на мой взгляд, нет никаких фактических оснований.

Таким образом, на основании показаний очевидцев, не входивших в опричный орден «кромешников», но тесно связанных с его деятелями и даже деятельностью (как тот же Г. Штаден, использовавший новгородский погром для личного разбоя), весь комплекс «опричнины Ивана IV» предстает перед нами в виде двух взаимопроникающих и взаимообусловленных структур. Первая из них представлена территориально-государственным аппаратом управления царским уделом, копирующим аналогичный аппарат «земщины», вершиной которого служит «царский двор», вторая — сращенный с верхушкой этого двора (но не тождественный ему) «орден кромешников», который опирается на «корпус убийц», выполняющих карательные и охранительные функции, и на опричное войско, никакого отношения к ордену не имеющее и точно так же возглавляемое царем. Внешним отражением такой двойственности «опричнины» оказываются два ее центра, функционировавшие одновременно на протяжении 1567-1571 гг.: закрытый от всех, заставами и караулами орденский замок-застенок в Александровой слободе и открытый для глаз обывателей опричный дворец на берегу Неглинной в Москве, официальное местонахождение царя и его приказов.

Этот вывод, опирающийся на приведенные выше факты, позволяет по-новому взглянуть на события 60-70-х гг. XVI в., увидев за «опричными реформами Ивана IV» не самоцель в виде первой, внешней структуры управления «царским уделом», а всего только средство для функционирования второй, внутренней структуры, какой был «орден кромешников». Какие цели он преследовал, в результате чего возник и почему был уничтожен самим его создателем — на эти вопросы пока ответа нет и вряд ли они когда-либо будут получены. Маловероятно и найти под нынешними зданиями Успенского женского монастыря г. Александрова остатки орденского архива, хотя именно в результате таких раскопок могут быть открыты пыточные орденские застенки, о которых согласно пишут опричные дипломаты, А. Шлихтинг и Г. Штаден.

Похоже, именно здесь мы встречаемся с главной загадкой опричнины - с тем ее «сердцем», ради которого и была задумана вся затея с разделением земель, экстерриториальностью царского двора и его окружения, орденом «кромешников» и всем остальным. В отличие от Москвы, в Александровой слободе никогда не прекращались мучения и казни, смысл которых остается для нас закрыт, как, похоже, был он закрыт и для их современников. Сейчас мы даже не можем сказать с достоверностью, кого именно пытали и казнили, потому что этих безымянных жертв оказывается много больше, чем поименовано в дошедших до нас списках известного синодика Ивана IV. Остается предполагать, что-то были жертвы доносов своих холопов, недругов, неудачные беглецы за рубеж, люди, подозреваемые в знахарстве и волшбе с умыслом на царя, а главное — потенциальные заговорщики. Однако сколько могло быть таких? Десятки? Между тем свидетельства очевидцев не оставляют сомнения, что эти жертвы исчислялись многими сотнями замученных и казненных на глазах царя.

Естественно задаться вопросом: во имя чего совершались эти бессмысленные убийства, ставшие обязательной частью «царского домового обихода»? Никакая алчность царя, никакой страх действительных или возможных заговоров против него лично не объясняет ни мучений жертв, ни их количества, ни уничтожения при этом всего имущества казнимых, ни издевательств над женщинами и детьми, ни травли осужденных зверями — всех тех воистину адских мук, которые еще никем в мировой истории не были превзойдены по своей бесчеловечности и изощренности. Между тем, именно в этих пытках, в этих массовых казнях, как видно, заключена тайна «ордена кромешников» и трагедия митрополита Филиппа, требовавшего от Ивана IV положить конец не только казням, но и всему «бесовскому действу». Эти изощренные, бесконечные и бесцельные зверства, описание которых мы находим у очевидцев, которые, в свою очередь, находят подтверждение в описании опричной расправы с Новгородом, невольно заставляют задуматься: не имеем ли мы в данном случае дело с орденом поклонников Сатаны?

Для XVI в. в этом не было ничего необычного, тогда как все орденские атрибуты, знаки, а главное — действия, сопряженные с массовыми и мучительными человеческими жертвоприношениями, делают подобное предположение в высшей степени вероятным. Более того, такое предположение хорошо согласуется с сообщениями о подчеркнутой набожности Ивана IV (Даниил Принц из Бухова), со стремлением к мелочной обрядовости, его гипертрофированном суеверии, постоянном страхе и подозрительности. Стоит напомнить, что «уклонение в сатанизм» человека средневековья не только не предполагало у него какого-либо «атеизма» или наличия «антиклерикальных настроений», но, наоборот, требовало глубокой веры в силу обрядности и наличие Бога Небесного. Последняя, в свою очередь, порождала веру в его могущественного антипода и «супротивника», «князя мира сего», к которому человек и обращался за помощью.

И здесь напрашивается любопытная параллель.

В своей работе об орденском характере опричнины Ивана IV И.И. Полосин напомнил, что еще в 1547 г. московским правительством была высказана идея создания собственного рыцарского ордена. Факт этот можно было бы посчитать несущественным, однако не так давно Г.В. Вилинбахов, работавший над историей ордена Андрея Первозванного, обнаружил, что сообщение Г. Шлитте, судя по всему, имело продолжение. Он нашел, что в книге И.А. Рудольфи «Куриозная геральдика», изданной в 1718 г., говорится, что орден Андрея Первозванного — «не первый рыцарский орден в Москве, а еще царь Иван Васильевич учредил в 1557 году орден Небесного Креста (может быть, в память того креста, что явился царю Константину) с розой, украшенной жемчугом, потому что на цепи ордена, состоящей из 42 звеньев, висело изображение Спасителя Иисуса Христа, торжествующего и возносящегося к небесам». Подтверждение такому сообщению Г.В. Вилинбахов нашел на оттиске печати царя Федора Ивановича, воспроизведенной в свое время в книге А. Лакиера «Русская геральдика», где «отчетливо видна на груди двуглавого орла цепь со знаком ордена либо в виде Андреевского креста, либо в виде монограммы Христа».

Крест с розой, ставший центральным знаком Ордена Небесного Креста, вполне мог быть знаком тех «чинов стратилатских» о которых вскользь упоминал А.М. Курбский в своей «Истории о великом князе Московском». Неслучайно, начиная с конца XVI или с начала XVII в., одним из излюбленных типов русского серебряного нательного креста с эмалью и без нее оказывается крест довольно большого размера с изображенным на нем розовым венком. Интересно и другое. Из соборного дела о «мятеже» дьяка И.М. Висковатого по поводу новой стенописи и икон, написанных для ряда кремлевских церквей, в том числе для Благовещенского собора, известно, что именно в это время там появился образ «Господа нашего Иисуса Христа, на верх креста седяща в доспехе», который своей необычностью смутил ревнителя благочестия. Как известно, представление о Христе-рыцаре, чуждое восточному православию, неразрывно связано с рыцарскими орденами Западной Европы, поэтому появление подобного новшества в русской иконографии, притом в одном из «царских» соборов, вполне могло стать «репликой» на учреждение подобного ордена.

Наличие следов орденских организаций в России в 50-х гг. XVI в. ставит перед исследователем этого времени много вопросов, среди них — о связях нового ордена с орденами Западной Европы, о том, кто входил в орденские братства и т.д. Тем более, что символика ордена Небесного Креста, связанная с доблестью, верой и благодатью, оказывается в оппозиции символике опричнины, заставляя думать, что свой сатанинский орден Иван IV мог создать в противоположность не только «ордену земщины», но, соответственно, и его небесному покровителю, Христу. Отсюда - устроение орденского замка «кромешников» вне Москвы и вся та его мрачная символика, о которой я писал в одной из своих книг: черные одеяния «кромешников», черные графитовые крыши орденского замка, о которых нам теперь известно по раскопкам в Александровой слободе, «черные мессы», которые служил Иван IV вместе с какими-то «своими попами», и бесчисленные жертвоприношения сатане...

Оставляя в стороне тайные цели, которые преследовал царь, создавая свой «орден кромешников» (Напр., гипотезу Г.Л. Григорьева, что предпосылкой возникновения опричнины послужило существование скрытого претендента на трон, каким мог быть сын Соломонии Сабуровой князь «Георгий Васильевич», на которого могла возлагать надежды оппозиция, и которые, как я уже сказал, мы вряд ли сможем когда-либо выяснить с достоверностью, установление внутренней структуры опричнины позволяет утверждать, что ее первоначальной задачей была легализация созданной царем орденской организации за пределами юрисдикции общегосударственной структуры власти и над ней, тогда как все остальные связанные с опричниной реформы (разделение земель, создание дублирующей системы приказов, собственного войска, опричного двора и т.п.) служили только средством обеспечения жизнедеятельности ордена, венчавшего пирамиду власти в России 60-70-х гг. XVI в.

Подобный вывод требует от историков в дальнейшем отказаться от недифференцированного использования термина. «опричник», одинаково прилагаемого как к человеку, находившемуся под юрисдикцией опричного Дворца и проживавшего на опричной территории, так и к члену опричного Ордена, собственно опричнику или «кромешнику», наделенному не только знаками ордена, но и специфическими функциями и полномочиями. В свою очередь, к этим последним нельзя огулом причислить весь состав опричного Двора даже в период опричного террора 1565-1572 гг., не говоря уже о распространении этого термина на опричное войско, работников опричных приказов, дипломатов, бояр и т.д., которым более соответствует наименование по званию и по должности с указанием «из опричнины» оставив за собственно членами ордена наименование «опричник» или «кромешник», подразумевая под ними «убийц» - А. Шлихтинга и «кромешников» А.М. Курбского.

Андрей Никитин

дьявол кроется в деталях.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    NATA-SHA НАША ЖИЗНЬ
    Сегодня 16:14

    Услышали "голоса" в затопленном советском бункере, но все же решились проверить!

    Стертые ступени уводят нас вниз. Почти сразу мы упираемся гермодверь. Она открыта, но нижняя часть тонет в воде. Мы были готовы к этому, поэтому переодеваемся в высокие резиновые сапоги и попадаем внутрь. Вокруг темнота, сырость и тишина.По убежищу разносятся волны и плеск воды, давно тут не было людей. Со временем глаза свыклись с темнотой, а мозг начал фильтровать з...
    -->
    143
    NATA-SHA Сегодня 15:12

    Главные отличия русских от других славян.

    Различия между всеми славянскими народами, безусловно, есть, иначе они бы не отделялись друг от друга как народы. Но есть ли какие-то отличительные черты, присущие только русским и отсутствующие у других славян? Попробуем разобраться.Государственная традицияДва отличия бросаются в глаза сразу. Первое – русские численно превосходят все прочие народы славянского племени...
    -->
    221

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. X

    Итак, дорогие читатели, мы продолжаем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе…Не будем пока делать соответствующих выводов относительно причины изображённых выше парадоксов, и обратимся к языческой эпохе. Как воспринималась клятва за несколько веков после вышерассмотренных событий? В науке известно мнение, согласно которому в сл...
    -->
    93

    Загадки соборов Древней Руси.

    Постараюсь раскрыть вам все секреты резьбы на камне в Дмитриевском соборе во Владимире, самом древнем из сохранившихся "домонгольских" строений Руси. Исследуем внутренние стены храма оголённые от штукатурки, где видны все переделки и перестройки. Узнаем историю этого собора и поглядим на неё немного под другим углом, не так как показывают нам экскурс...
    -->
    226
    МКС Вчера 22:15

    Перезагрузка или золотое тысячелетие?

    «Для того, чтобы не получилось так, что 1% заведомо мёртвых рабов системы убил 99% потенциально живых людей, надо начинать что-то менять, менять, прежде всего, в себе. И самое главное — не молчать об этом. Тогда и в мире всё будет хорошо». (И.М. Данилов) * ...
    -->
    153
    NATA-SHA Вчера 20:23

    Почему турки называют всех русских женщин «Наташами».

    Люди часто дают друг другу разные прозвища. Иногда подобное происходит и в отношениях между целыми народами. Так, русские называют всех немцев «Фрицами», тогда как они в ответ кличут нас «Иванами». Не секрет, что подобные национальные прозвища могут носить пренебрежительный характер. Многие россиянки, белоруски и украинки, отдыхающие в Турции, удивляются тому, что мес...
    -->
    296
    Георгий Купавин 15 февраля 22:54

    ПОДВИГИ И ГЕРОИ БЕССЛАВНОЙ ВОЙНЫ

    15 февраля 2019, 30-летие конца геополитической авантюры в Афгане. Содержит важный исторический урок - дух нации скудеет после таких войн. В нём копится скепсис и цинизм.  Нам многое предстоит осознать для понимания самих себя. Из "афганских историй", одна мне представилась особо значимой и загадочной. А из её описаний, пожалуй, самое полное принадлежит перу Евге...
    -->
    758

    Почему не признают Велесову книгу ©

    Научные круги не признают Велесову книгу подлинником. И никогда не признают. Тому есть причины, как объективные, так и субъективные. Попробуем разобраться, почему происходит такое.1. В тяжелые времена Роды всегда сплачивались и совместно давали отпор врагу. И только благодаря совместным усилиям Русь отвоевала земли на Днепре и возвысилась над другими народами. И остае...
    -->
    2291
    Barsuk Вчера 15:31

    Военная игра была первым знакомством НАТО с тем, как ядерная война станет адом. И миллионы умрут.

    На протяжении всей холодной войны перспектива ядерной войны нависала над Европой, словно постоянный кошмар. Но в первые годы атомного века большинство людей лишь смутно понимали последствия тактической ядерной войны. Почти десять лет спустя противостояния сверхдержав европейский кошмар приобрел яркую, ужасающую ясность. Эта ясность пришла благодаря Carte Blanche, перв...
    -->
    117

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IX

    Здравствуйте, дорогие читатели!Едва ли возможно сколько-нибудь глубоко понять язычество, причём не только восточнославянское, если не учитывать, что это культура дара и отдарка. Так, обмен дарами в Германском Мире имел магическое значение и «представлял собой один из способов установления или поддержания социальных связей – наряду с браками, оказанием взаимных услуг, ...
    -->
    1206

    Про норманизм

    Дорогие друзья, товарищи, камрады! Вам предлагается побывать на исторической кухне, то есть лучше узнать что из себя представляет такое историческое течение, как норманизми, ну и узнать аргументы против другого исторического течения - антинорманизма!  Вопросы, кто прав, норманисты или антинорманисты прошу мне не задавать, ибо не счи...
    -->
    464
    Sage 15 февраля 21:02

    Древнеегипетская карта Руси. Крым всегда был Наш !

    Немецкие историки доктор Кайзер и профессор Weissrussland обнаружили загадочный артефакт-карту России, изготовленную древнеегипетскими жрецами. Возраст находки — несколько тысяч лет. Контуры страны, с поправкой на возраст артефакта, вполне узнаваемы. Что особенно интересно, так это присутствие на карте Крыма, входящего в состав Прото- Росс...
    -->
    725

    Как обезглавить народ и заставить его жить по инструкции

    Чёрный ящик - 2 выпуск   Выпуск Чёрного ящика - "Похитители голов", в нём мы поднимем такие "безбашенные" темы как:- Пушкин, Гоголь, Шекспир, Шиллер — Пропавшие головы классиков.- Страшная коллекция Ордена "Череп и кости"- Как обезглавить народ и заставить его жить по инструкцииКто имеет свою голову на плечах, не забывайте ставить л...
    -->
    284

    Кого убил инок Пересвет?

    Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь.С 1984 г...
    -->
    607
    NATA-SHA 15 февраля 11:30

    Почему советская армия капитулировала в Афганистане.

    «Оккупанты», «колонизаторы» и «убийцы афганского народа». Именно такими словами вот уже три десятилетия многие называют тех, кто участвовал в конфликте в Афганистане. Сегодня, в день 30-летия вывода войск из ДРА, необходимо заново дать оценку тому, что делала советская армия в Афганистане и каким должно быть отношение к ветеранам-афганцам.15 февраля 1989 года последни...
    -->
    462

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VIII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Попытаемся теперь рассмотреть следующий вопрос: как традиция относилась к нарушению самой традиции?..Например, нарочитое нарушение ритуала легко «читалось» носителями традиции, о чём у нас есть положительные свидетельства аутентичных источников. В страшные, смутные времена, последовавшие после бегства Романовичей в Польшу перед лицом тат...
    -->
    732

    Ступени развития человека – 3, 7, Т, Ас

    1. Троичная форма (3), для житей (жителей). Когда человек всё воспринимает троично: «да, нет, возможно», «жарко, холодно, нормально», «плюс, минус, ноль».2. Семеричная форма (7) , уже для людей. Допустим: «7 цветом радуги» (хотя их больше), «7 нот», «7 чакр»… Если в троичной системе, человек всё делает на уровне автоматизма, как бы на уровне первичных инстинктов, то з...
    -->
    676
    Арина 14 февраля 16:43

    Тайна перевала Дятлова. Ставим точку.

    История гибели тургруппы Дятлова на Северном Урале вызвала бурные споры уже в далёком 1959 году, когда, собственно, и произошла эта трагедия. И споры эти не утихают до сих пор: пишутся книги, снимаются художественные и документальные фильмы, а с появлением интернета споры переместились и во всемирную сеть - в блоги, форумы и даже на специализированные веб-сайты. Тема ...
    -->
    839
    NATA-SHA 14 февраля 14:10

    Чему обучали на Кушке советских солдат перед отправкой в Афганистан.

    Спецподготовка солдат советской армии перед заброской в Афганистан началась спустя полтора года после ввода ограниченного контингента советских войск (ОСКВ) в эту страну – только тогда у командования наступило понимание того, что обычной общевойсковой подготовки для боевых действий в условиях чужой страны недостаточно.Почему и чему надо было учитьКак пишет «афганец» В...
    -->
    772
    NATA-SHA 14 февраля 14:05

    Леонид Ильич и «десантура»: почему Брежнев активно развивал ВДВ.

    Известно, что воздушно-десантные войска (ВДВ) СССР достигли своего расцвета при Брежневе. Именно в эпоху его правления «урезанные» Хрущевым десантные войска снова пополнились, получили новую технику и стали считаться элитными. Но почему же «дорогой Леонид Ильич» так благоволил десантуре, ведь сам он десантником не был?Войска дяди ВасиТак сложилось, что Брежнев более и...
    -->
    559
    al-termezi 14 февраля 10:53

    Антисемитизм как явление.

    Вся послереволюционная история еврейского народа — это история борьбы раввинов с евреями-революционерами за контроль над еврейским самосознанием. Евреи-революционеры считали: «Еврейский вопрос в Советской России больше не существует... Никаких других стран нам не нужно. Никаких национальных прав на владение Палестиной мы не предъявляем. Мы всецело призн...
    -->
    2144
    Беском 13 февраля 20:30

    История советско-афганской войны. Часть 1

    История советско-афганской войны. Часть 1“Маркс учил тому, что пролетариат не может просто завоевать государственную власть в смысле перехода в новые руки старого государственного аппарата, а должен разбить, сломать этот аппарат, заменить его новым”.В.И. Ленин, Государство и революцияhttps://youtu.be/i4qJ_VarOz4Приветствую вас на канале “Пора домой”. Меня давно интере...
    -->
    541
    Sage 13 февраля 16:50

    Славянское Царство Небесное.

    Образ смертиДревние славяне представляли себе смерть образно. Образы были разные: то страшилище, в котором сочетались человеческие и звериные черты, то человеческий скелет… Часто представляли её в виде птицы — либо чёрного ворона, либо сизого голубя. На севере смерть изображали в виде совы, садившейся на крышу дома. Воронье карканье или уханье совы счит...
    -->
    903

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Итак, имелись ли в славянской религии тенденции, ведущие к единобожию?..Дело в том, что в литературе существует предположение, согласно которому монотеистические воззрения, своего рода «проблеск религии Откровения», имели место у восточных славян (1). Н.А. Ганина, как мы писали выше, считала Святовита и Дикого Охотника ареальными реализа...
    -->
    936

    ИНТЕРЕСНО И ВАЖНО.... Третья мировая война и геноцид на "Катющик ТВ"

    Третья мировая война, вторая мировая война, Франция, Германия, Англия, Украина, Россия, Израиль ...
    -->
    539
    Sage 12 февраля 17:23

    ГДЕ МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВѢДИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ ПРЕДКОВ?

    — Каким же образом можно познакомится с Ведами, если мы знаем веды только индийские? — спросил я.— Мы же с тобой говорили на эту тему — расстроился от моего глупого вопроса «знахарь». — В Индии они сохранились, но описывают события более древние — общеарийские. Это раз. И, во-вторых, у нас на Руси имеют место два вида вед: одни записаны и замаскированы ...
    -->
    1083
    paulus Здравомыслие.
    12 февраля 16:41

    Великий Новгород: еще немного хронологии (Часть 1)

    Не нравится отдельным индивидам наша история. Одни добавляют тысячелетия, другие убирают столетия, но и те и другие не могут создать цельную картину мира, т.к. им приходится «игнорировать» множество фактов или придумывать новые. А раз реальные факты в рамки их «гипотез» не вписываются, то их можно просто объявить подделкой. В результате у фриков получается мозаичная г...
    -->
    2102
    so-va 12 февраля 14:26

    Куликово слово Москвы.

    Этот пассаж найден в первом томе 12-томного труда "Великая Отечественная война 1941-1945 годов" (М.: Воениздат, 2011 г.). За истекшие с момента издания 8 лет на глаза ни разу не попалось ни одного обсуждения факта, опубликованного на странице 811 тома 1: "Почти до конца минувшего века мало кто из нас знал, что уничтоженный в 1930-е гг. храм Христа Спасителя, самы...
    -->
    628

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы продолжаем рассматривать особенности архаического мышления как особого феномена в истории человечества.Синкретизм мышления в те времена виден и в следующих примерах. Колода в фольклоре может превратиться в двенадцать молодцев, а рябина без верху, в русской свадебной образности – это мать без дочери (1). Женщина в восточнослав...
    -->
    1190
    Михаил Он (Mikle1) 12 февраля 12:34

    Выстрелил и удрал

    "От начала времен", точнее - от описанных времён, до наших дворовых будней, путеводной нитью проходит максима, что бить в спину и удирать не по мужски. Трудно сказать, как родилась и почему жива до сих пор эта идея. Но её живучесть предполагает, что в ней всё же что-то есть. Тем не менее, в реальном бою ничего подобного не приветствуется, сколько бы Дюма и Ко не утвер...
    -->
    1515

    ИНТЕРЕСНО И ВАЖНО..ВЕРСИИ.. Третья мировая война и геноцид на "Катющик ТВ"

    Третья мировая война, вторая мировая война, Франция, Германия, Англия, Украина, Россия, Израиль...
    -->
    518

    Что такое Держава Русь (Копа)?

    Держава – это форма организации общества, когда сам народ управляет своей повседневной жизнью — народовластие. Копа – мозг Державы, основа самоуправления. Все стороны жизни разбираются на собраниях ( Вече, Весе, Копе ).Русь (Рось) – это народ, говорящий на одном языке, одной Веры, Культуры, Традиции.- Обучение самоуправлению начиналось в семье, на семейном с...
    -->
    500
    Sage 11 февраля 18:28

    Монгольский крестовый поход. "Христианский джихад"

    Начало здесь  Монгольские крестоносцы? Азиатский крестовый походПодготовка военной экспедиции была проведена исключительно тщательно. Чтобы сохранить нетронутыми пастбища, кочевое население согнали с маршрута армии, через реки навели понтонные мосты, заготовили провиант и вызвали из Китая тысячу специалистов по метательным машинам. Была произведена ...
    -->
    1472
    Yuri Ivanov 11 февраля 15:56

    Еремина снова поймали на палеве..

    Вот тут https://cont.ws/@eremin762/1226392 Dalamar Majerecегодня в 15:23Смотрим на этот документик и видим "Начислено страховых платежей". Причем здесь с/х налог?Из него следует, что колхозник застраховал свой дом на сумму 1090 рублей, выплачивая ежегодно 9-81.Получается, что автор выдает одно за совершенно другое. Зачем?Василий Еремин → Dalamar Majerecегодня в 1...
    -->
    610

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы выполняем своё обещание и постараемся сегодня рассмотреть особенности мышления человека времён архаики.Специально оговоримся: мы полагаем, что подобное в принципе возможно. Источники есть. Остальное за нашим – уже нашим! – мышлением.Итак, подумаем вместе…Мышление того времени следует определить как нерасчленённое, синкретичное, следств...
    -->
    981
    sugochka 11 февраля 08:27

    7 мифов об античности

    Список человеческих заблуждений, с помощью которого можно узнать о важнейших явлениях культуры Древней Греции и в очередной раз убедиться, что эта культура еще интереснее, чем мы думали.300 спартанцев спасли Грецию Битва при Фермопилах. Картина Массимо д’Адзельо. 1823 годВероятно, самая известная битва в истории Древней Греции — это Битва при Фермопилах,...
    -->
    2755
    Александр 10 февраля 23:40

    Что БЫЛО В НАЧАЛЕ???

    В нача́ле бы́ло Сло́во — первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна. Существует множество её переводов, о которых возникают многочисленные религиозные трактовки и споры. Почему именно так начинается «книга книг»? Давайте разберёмся?! Для понимания попробуем заменить слово (произнесённое вслух мысль!) на то, что действительно является первоочередным началом...
    -->
    539

    Монгольская империя. Что известно всем?! Известны ли истории государства кочевников? Куда делось награбленное золото? Кто такой Олекса Неврюй? Кто и как сражался на Неве?

    МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ Клянусь Аллахом! Я не сомневаюсь, что кто уцелеет после нас, по прошествии этой эпохи, и увидит описание этого события, тот станет отрицать его и сочтёт его за небылицу, и правда на его стороне. Но, принимая это за небылицу, пусть он сообразит, что это написали мы и все современные нам составители летописей, в то время, когда всякий, кто знал это...
    -->
    848

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы продолжаем разбираться в особенностях того миросозерцания, которое условно называют «языческим» или «двоеверным».Итак, продолжим…При крещении зырян Православная Церковь пошла на компромисс, допустив такое уникальное явление, как пермская деревянная скульптура, генетически связанная с дохристианскими временами (1). На р. Лепше, также в ...
    -->
    1362
    Гервасий Выливаха 10 февраля 09:28

    Как Романовы подменили веру и зачищали историю и артефакты

    О настоящей астрофизической вере.Как Романовы издевались над русскими святынями ...
    -->
    406
    sugochka 9 февраля 21:21

    Из истории русского костюма. Кика рогатая.

    Кика (кичка) — древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника (сорока — без рогов, кокошник — с высоким передом). Кика представляла собой открытую корону, украшенную жемчугом, бисером и другими драгоценными камнями собой. Собственно, непосредственно кикой назывался не только весь убор, но и его нижняя часть, которая изготавливалась из прокле...
    -->
    519
    Россия-Сегодня 9 февраля 16:15

    ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ КАЗАЧЬЕГО ГОСУДАРСТВА В XVII ВЕКЕ. ЧАСТЬ 2.

    Разглядываем казачьи основы:«Сгинут наши вороженьки утренней росою.Править сами будем, братья, мы своей страною.За свободу - не жалея ни души, ни тела,Встанет гордо перед миром род казацкий смелый». Польская армия вскоре выросла до 100 тысяч человек во главе с опытными начальниками. В то же время армия Хмельницкого пополнялась неустойчивыми...
    -->
    493

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. III

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен. Обратимся теперь к позднему материалу: потрясающее свидетельство сохранил «Псковский Кроник» 1689 г.: «И помощию Садца бога и Волна той великий князь Гостомысл в Великом Новеграде в народе всякое управление управляше крепце» (1). Мы сознаём, конечно, что перед нами, мяг...
    -->
    1105
    Vladimir NN 6 февраля 18:47

    Золотая карета Карла 12. Лукоморье 34.55.

    К тому моменту, когда армия Карла подошла к Полтаве, она потеряла до трети состава и насчитывала 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает овладеть Полтавой, которая с фортификационной точки зрения казалась «лёгкой добычей».Под руководством полковника А. С. Келина гарнизон Полтавы в составе 4,2 тыс. солдат (Тверской и Устюжски...
    -->
    1939
    ꚛ Мegakit ꚛ 6 февраля 15:50

    Боевые наконечники пейсов академиков РАН...

    Вот тут наткнулся на статью... о раскопках археологов под Москвой.https://cont.ws/@petrovserg/1197417Внимательно читаем:-----------В Подмосковье нашли сооруженный 4500 лет назад некропольСотрудники Института археологии РАН обнаружили в Подмосковье некрополь представителей фатьяновской культуры, который был сооружен 4,5 тысячи лет назад. Как сообщается в пресс-релизе, ...
    -->
    2290
    Сергей Гамеев 5 февраля 12:46

    Козельск-город воинской славы.

    Что то сегодня меня на историю торкнуло.Грехи наши тяжкие-года три назад нечаянно(да и не знамши)влез в аферу случайно(то есть аферист "обул" меня)и вчера аукнулось вдогонку.А думал всё закончилось тогда-ну "обули и обули"- но нет,вчера этот аферист припёрся и говорит ,что я его обул и он подаст на меня в суд.Я в афиге.Как и в случае с фалангами спартанце-македонянами...
    -->
    596

    Альтернативная карта Европы. XV век.

    Продолжаем разбирать оригинальные карты. Вот карта 15 века, карта Европы. Смотреть её нужно в оригинальном виде. Сразу говорю, названия крайне размытые, почерк непонятен, удалось разобрать только несколько названий. При этом я читал через оранжевое оргстекло для повышения контрастности. Смотрим с запада на восток. Первое, что бросается в глаза - это то,...
    -->
    3308
    Игорь Кучерской 2 февраля 10:42

    Эрос или 2013-й?

    Ученый человек, это тот, кто много знает, а умный, это тот, кто понимает приобретенные знания.(Сенека)Мир людей потешен, и он не театр, а скорее цирк. Ну, что поделать, когда сам человек желает быть обманутым? Ложь настолько укоренилась в сознании человека, что правда, слепящая своей простотой, вызывает неудовольствие для ...
    -->
    1440
    Klopik Фитиль
    2 февраля 08:54

    Блины. История происхождения

    Принято считать, что блины - чисто русское блюдо, и об этом свидетельствует многовековая традиция изготовления и употребления лакомства во всех его видах. Действительно, на Руси они укоренились давно и надолго. Хотя, еще в V веке до нашей эры египтяне изготавливали кислые лепешки, своего рода блины. История происхождения данного блюда уходит в глубину в...
    -->
    1662
    paulus Здравомыслие.
    1 февраля 10:26

    О происхождении Великого Новгорода

    Во время раскопок на Рюриковом городище нашли череп магрибской макаки. На текущий момент это самые древние останки макаки в Европе. Об этом и многом другом вам поведает Евгений Николаевич Носов - почетный профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава мудрого, российский историк и археолог, специалист в области славяно-русских древносте...
    -->
    2601

    Матёрый казак Илья Муромец. Самый популярный русский былинный герой. Первый казак в народных преданиях

    Исследователи Древней Руси склонны считать, что Илья Муромец является личностью исторической, вполне реальной. Ведь не случайно все былины называют местом рождения крестьянина-богатыря, защитника родной земли, село Карачарово под городом Муромом (ныне Владимирской области). А Муромский край считается его родиной.Известно, что муромчане издревле гордились своим былинны...
    -->
    1033
    paulus Здравомыслие.
    29 января 22:19

    Краткий курс развития русского языка (18+)

    Наконец-то вам расскажут историю русского языка от Кирилла и Мефодия до чата и мессенджера — с остановками на мате, татаро-монголах, функции старославянского, появлении украинского, с объяснением роли Петра, Пушкина, Даля и Розенталя и с разъяснениями про буквы «ъ», «ять» и «ё». Наслаждайтесь!  ...
    -->
    2493

    Кто представлял Батыя на выборах Великого хана? Зачем русские князья ездили в Орду? Почему Батый взял на службу воеводу Дмитрия? Кто такие баскаки?

    АБ - шарлатан Александр БушковЕТ - автор Евгений ТемежниковНФ - шарлатаны Носовский и ФоменкоКТО ПРЕДСТАВЛЯЛ БАТЫЯ НА ВЫБОРАХ ВЕЛИКОГО ХАНА? НФ: Батый не поехал сам в Монголию, а отправил в качестве своего представителя князя Ярослава (ну не захотел Батый сам выбирать верховного хана). Итак, Плано Карпини сообщает, что вместо Батыя на выборы верховного хана прибывае...
    -->
    1413
    AAlleexx 16 января 20:14

    Татаро-монгольское иго, которого не было.

    До того как поднять вопрос о татаро-монгольском иге, нужно вспомнить, что во время «добровольного» крещения Киевской Руси в греческую религию, организованного через Владимира Кровавого, псевдорусского князя (он был иудеем), было уничтожено практически всё взрослое население, а это более СЕМИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ всего населения Киевской Руси! Геноцид русского населения при...
    -->
    1633

    Кто основал российские города

    Похоже, уже знакомая нам барышня хочет, чтобы её снова отшлёпали.На этот раз она полезла в историю. Цитирует РосТВ. Ну хорошо, приготовимся и мы наказывать.(Продолжение в видео)...
    -->
    2231
    Vladimir Parshakov 13 января 18:38

    Исследования показали, что из современных европейцев финны генетически ближе всех к коренным сибирским популяциям

    «Результаты указали на сильную генетическую связь между древними финскими и сибирскими племенами. Вероятно, у них были схожие языки и культурные традиции, несмотря на географическую отдаленность друг от друга»  – отметили авторы.Ученые из института Макса Планка в Германии установили происхождение коренных жителей материковой Финляндии, проведя масштабный ана...
    -->
    1092
    Игорь Кучерской 6 января 14:27

    О названии месяцев

    Здравствуйте Катар. Я проживаю на Украине и хочу задать вопрос про название месяцев. Почему они на Украине имеют названия не похожие на те, которые приняты во всем мире? Сичень, Лютый, Березень, Квитень, Травень,Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень.( Соломия Домбровская. Ужгород. Украина)Действительно, названия месяцев во всем...
    -->
    2290
    Glen 5 января 22:02

    Почему: ГОД, ЛЕТО, Январь-Декабрь Кто их так назвал?

    Нам с детства внушали всякий бред, о каких то римских императорах, и тому подобную - "хренотень" от "науки".... Счисление от рождества христова.... Но всё это, не более чем бред шизофреников. А какова же правда?  Удивлю, но... по названиям месяцев, можно вычислить и место их рождения! Итак: ПРИСТУПИМ!  Поскольку, как я не раз уже писал, все слова - ДРЕВНЕРУС...
    -->
    1602
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика