Царь-колокол

3 7225

Всю ли правду мы знаем о Царь-колоколе? В многострадальной русской истории не последнее место занимает главный исторический предметный символ страны - Царь-колокол. Его история неразрывно связана с историей всей страны. Но преподносимая сегодня массам как забавное приключение с известными началом и концом на проверку оказывается не так однозначна. Представленные на сайте Музеев Московского Кремля два изображения колокола, современного и старинного, и имеющих принципиальные различия, заставляет взглянуть на историю колокола критическим взглядом.

Согласно историческим данным именной указ императрицы Анны Иоанновны о переливке Царь Колокола из остатков разбитого колокола царя Алексея Михайловича, состоялся в 1730 году, вскоре после ее восшествия на трон. Однако потребовалось порядка 4-х лет, чтобы приступить к собственно отливке колокола. Отливал его колокольных дел мастер Иван Моторин с сыном Михаилом. Первая попытка была неудачной. И мастер Иван Моторин умер толи от расстройства, толи от чумы. Через год в 1735 году переливку повторил его сын Михаил Моторин. Эта попытка оказалась удачней, однако, когда колокол был еще в обработке в родной яме, случился пожар. По одной из версий от холодной воды, при тушении попавшей на колокол, последний треснул и от него откололся кусок весом в 12 тонн. В земле колокол пролежал 99 лет, прежде чем был поднят и установлен на пьедестал в 1836 году знаменитым архитектором Монферраном. Вот вкратце основная история Царь Колокола. Высота колокола 6 м. 14 см., диаметр 6 м. 60 см., общий вес 201 т. 924 кг. (12327 пуда).

Так в чем же странность упомянутых изображений, представленных ниже?

Рис. 1. Царь-колокол сегодня и на гравюре начала 19-го века.

Рис. 2. Портрет императрицы на колоколе и на гравюре.

Рис. 3. Портреты царя.

Как можно видеть, на гравюре обе главные фигуры отлично получились и не испорчены как ныне на колоколе. В том ракурсе в котором изображен колокол, фигура справа видна быть не должна, если не считать, что это дополнительное изображение, отсутствующее ныне. Но поскольку над головой фигуры изображен тот же картуш, можно предположить, что художник преднамеренно исказил перспективу с целью показать оба персонажа в одной картине. Гравюра эта была помещена в книге путешественника Эдвард Кларка 1811 года издания и датирована 1809 г. Помимо целых фигур, видно, что еще отсутствует картуш с надписью, где говорится об отливки колокола при Анне Иоанновне.

Зачем же властям понадобилось портить внешний вид колокола, и когда это было сделано? Низкое разрешение не позволяет разглядеть в деталях оба портрета, но то что видно уже не соответствует современной легенде о колоколе. Особенно это относится к царской фигуре справа, где царь изображен в ЧАЛМЕ! Фигура «Анны Иоанновны», с трудом, но могла бы подойти под нынешнюю легенду. А вот литография 1837 года заставляет усомнится и в ней.

Рис. 4. Царь Колокол. Рисунок с натуры Дж. И. Белла 1837 г.

На литографии перспектива изображения показана верно и царской фигуры справа не видно. А вот фигура царицы выглядит великолепно! Но что удивительно, ее изображение отличается и от нынешнего на колоколе и от предыдущего на гравюре. И уже есть картуш с надписью.

Рис. 5. Фрагмент изображения колокола с женской фигурой на литографии.

Современный вид Царь-колокол приобрел где-то к середине 19-го века. Поскольку англичанин Вильям Споттисвуд видел колокол в 1856 году и его заметки были опубликованы в газете The Morning Post, 6 мая 1857 г. Описывая колокол, он отмечает, что барельефы не окончены, более-менее вышел только верх, все остальное — размазня. То есть колокол к этому времени уже имел современный вид. Что же изменили в облике императрицы? Прежде всего это платье и коврик на гравюре, были заменены на шикарное имперское манто 18-го века на литографии, т. е. когда колокол уже был поднят из ямы. Но что-то поменялось в государственной идеологии на историю колокола и барельефы были вновь изменены. Теперь решено было просто испортить одежду фигур имитируя неудачную отливку. А вот головы фигур подверглись серьезной переделке. Надо полагать, что при первой «реставрации» они были не тронуты или же незначительно изменены и стали опасны для новой парадигмы. Сегодня известно какой портрет был взят за оригинал для барельефа императрицы. Это широко известный портрет Анны Иоанновны работы Луи Карравак.

Рис. 6. Фрагмент портрета императрицы Анны Иоанновны работы Луи Каравакк (1730).

Чтобы достичь портретного сходства была полностью изменена корона, а ее обруч опустили на лоб, из воротника манто сделали косы, убрали с груди тугое ожерелье и сформировали мощный бюст. Анна Иоанновна была крупной женщиной под 2 метра роста. Из-за низкого разрешения невозможно судить о чертах лица. Но очевидно, что исходный портрет принадлежал другому человеку. Переделке подверглись не только основные фигуры, но и барельефы над ними! Хорошо видно, что на нынешнем колоколе портреты в КРУГЛЫХ рамках (по крайней мере с изображением Христа), а на картинах они овальные и примерно равного размера, чего нельзя сказать о нынешних. Да и сами персонажи на рисунках выглядят лицами скорее светскими, чем святыми или духовными, а лик Спасителя явно без бороды и коротко стрижен, чего конечно быть не должно. В надписи: «СВЯТА АННА ПРОРОЧИЦА» последняя буква в слове АННА оказалась закрыта элементом декора, это выглядит мало вероятным для исходного замысла.

Отдельного внимания заслуживает вопрос — зачем был убраны красивые коврики из-под ног фигур? Безобидные на первый взгляд, но с изображением российского герба! А герб, как известно символ переменчивый и у каждого правителя был свой...

Вспомним, что основные моменты истории колокола описаны в двух надписях (всего их три) находящихся на нем. Эти надписи текстуально независимы и расположены на противоположных сторонах колокола. Одна из них утверждает, что некий колокол в 8000 пудов был отлит при царе Алексее Михайловиче, а вторая, что при царице Анне Иоанновне был отлит новый колокол из некоего старого в 8000 пудов с добавлением металла. Согласно существующей на сегодня истории русских колоколов, действительно при обоих этих монархах были отлиты гигантские колокола, и при этом считается что нынешний великан был перелит из обломков колокола царя Алексея Михайловича. А на проверку оказывается, что истории создания этих колоколов выглядят как близнецы братья. Известно, что свидетелем отливки колокола Алексея Михайловича был Павел Алепский описавший в своих записках весь процесс. Ниже сопоставлены основные моменты создания двух колоколов на базе воспоминаний Алепского и истории Царь-колокола.

Колокол Алексея Михайловича 1653-4 - Царь Алексей Михайлович сначала вызвал мастеров из Австрии и поручил им сделать колокол. Они попросили у него пять лет сроку, чтобы его сделать, ибо труды по его изготовлению и приспособления, для этого требующиеся, весьма велики и бессчетны.

Колокол Анны Иоанновны 1735 - Графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колокола купно со всеми размерениями". Миних обратился к "королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который по сей части преискуснейшим почитается механиком". «Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план, где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица отказалась от его планов».

Колокол Алексея Михайловича - «Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил царя дать ему только один год сроку.» По этим характеристикам можно предположить, что человек был стар уже.

Колокол Анны Иоанновны - Отливку поручили Ивану Федоровичу Моторину (1660-1735) которому на момент отливки колокола было 74 года.

Колокол Алексея Михайловича - По словам Павла Алепского, этот колокол, отлитый русским мастером, вскоре же от сильного звона раскололся и был спущен.

Колокол Анны Иоанновны - Первая попытка отливки колокола в 1734 была неудачна, протекли печи.

Колокол Алексея Михайловича - Летом того же, 1654 года умер от чумы и литец колокола Данила Данилов.

Колокол Анны Иоанновны - В начале 1735 г. Иван Моторин умер.

Колокол Алексея Михайловича - Через год отлит удачно новый колокол.

Колокол Анны Иоанновны - Через год отлит удачно новый колокол.

Колокол Алексея Михайловича - Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще один мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый.

Колокол Анны Иоанновны - Отливал новый колокол сын Моторина Федор.

Колокол Алексея Михайловича - Для плавки метала построили 5 печей. В каждую печь положили 2500 пудов, а всего 12500 пудов.

Колокол Анны Иоанновны - Плавка металла для колокола производилась в четырех плавильных пламенных печах, установленных вокруг литейной ямы. Каждая печь вмещала до 50 т. металла т.е. 12500 пудов!

Для Царь Колокола приводятся довольно сложные подсчеты его веса: «От первой отливки осталось металла 14 814 пудов 21 фунт (242 т. 662 кг.), к этому было добавлено олова 498 пудов 6 фунтов (8 т. 160 кг.). Всего при второй плавке было 15 312 пудов 27 фунтов (250 т. 822 кг.) металла. В остатке оказалось 2985 пудов 8 фунтов (48 т. 898 кг.) металла, следовательно, за вычетом угара вылитый колокол весит 12 327 пудов 19 фунтов, или 201 т. 924 кг. Потери составили 1,3%». 

При угаре меди в 1,3% вес колокола Алексее Михайловича оказывается практически равным весу Царь Колокола - 12337,5 пудов! Вряд ли такое совпадение может быть случайным.

На гравюре на колоколе не видно надписи, но ведь быть она должна (все большие колокола имеют надписи)! И если подумать, то можно считать, что фигура с факелом на заднем плане внимательно что-то рассматривающая, как раз и изображает человека, читающего текст. Это впечатление усиливается на варианте раскрашенной копии гравюры, где автор более четко изобразил на колоколе, напротив смотрящего, что-то напоминающее завиток от края свитка с надписью.

Рис. 7. Фрагмент раскрашенной гравюры; человек с факелом по-видимому читает колокольную надпись.

В одном из ранних исследований, посвященных Царь-колоколу автор удивляется тому, что «... литье сего колокола хотя и не относиться к глубокой древности, но за всем тем покрыто неизвестностью...». И далее сетует, что ему не удалось отыскать первоначального проекта по отливке колокола полагая, что архивы либо сгорели в московском пожаре 1812 года, либо находятся где-то в Санкт-Петербурге. 

Зачем же понадобилось так трудоемко менять легенду Царь-колокола? 

Является ли Царь-колокол раритетом, выдаваемым за новодел? 

И кто на самом деле был изображен на Царь-колоколе?

Около 10 лет назад я сделал предположение, что женская фигура на гравюре принадлежала шведской королеве Кристине Ваза. Сегодня, благодаря появившимся новым данным, история колокола представляется мне совсем иначе...

Как известно до подъема колокол находился в земле в литейной яме обустроенной для его обозрения. На акварели Фёдора Алексеева 1800 года, перед домиком, подле Успенской звонницы, изображен забор, им - то и огорожена яма с Царь-колоколом.

Рис. 8. Ивановская площадь в Кремле. Вид на колокольню Ивана Великого. Фёдор Алексеев. 1800-е гг.

Про звонницу нам говорят, что ее взорвали французы в 1812 году при отступлении из Москвы. То, что осталось от неё видно на старинной литографии.

Рис. 9. Вид остатков Успенской звонницы после взрыва.

Сегодня нам сообщают, что по одной из версий, причиной поломки Царь-колокола было падение на него горящего бревна во время пожара 1735 г., когда колокол был еще в литейной яме. Что же тогда от него могло остаться после падения на яму всей Успенской звонницы?

Однако возникает и другой вопрос - кто на самом деле ее взорвал, да и ее - ли вообще взрывали? Характер расположения обломков звонницы говорит о направлении взрывной волны в сторону дворцовой площади т. е. от колокола к зданию. Известно, что французы подорвали Кремль в ночь с 8 на 9-е октября (по другим данным с 11 на 12), а вот художник Иванов Иван Алексеевич (1779-1848 гг), на своей картине под названием «Изгнание из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командой ген.-майора Иловайского 4-го, октября 10, 1812 г.», имел совсем иное представление о судьбе звонницы на тот момент.

Рис. 10. "Изгнание из Москвы 10 октября 1812 года казаками генерала Иловайского 4-го французов из отряда маршала Мортье, готовившего взрыв Кремля".

Как видим, по мнению художника, при освобождении Кремля от французов, Успенская звонница была еще цела. Спрашивается, о чем думал художник, выбирая такую натуру для своего сюжета и помещая под гравюрой беспрецедентно пространную подпись с точной датой иллюстрируемого события?

Вот и архитектор А.Н. Бакарев, участвовавший в восстановлении Кремля, вторит Иванову, оставив рисунок с панорамой разрушений.

Рис. 11. Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева.

На заднем плане рисунка виден шпиль колокольни Ивана Великого, а на его фоне купол еще целой Успенской звонницы, когда стены и башни уже разрушены...

Достоин внимания и тот факт, что французами были взорваны только часть стен и башен Кремля, но не был взорван ни один собор! А разрушенной оказалась почему-то Успенская звонница...

Исходя из сказанного, можно предположить, что Царь-колокол, как носитель некой тайны, был взорван уже после освобождения Москвы от французов (от чего возможно и рухнула колокольня). Так как колокол был хорошо известен миру, тайну уничтожения решили сохранить... путем переливки! А чтобы основное сходство колоколов сохранилось, у нового колокола по-видимому ВЫРЕЗАЛИ кусок по подобию с предшественником, но похоже не совсем удачно (форма выреза получилась другой). О том, что у современного колокола выломанный кусок не мог быть результатом банальных трещин, говорит, например, руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин: "Если посмотреть на сам колокол, то видно, что срезы очень ровные. Колокола так не трескаются. Если вы увидите какой-то лопнувший колокол, у него трещины идут как бы хаотично. А здесь как будто отрезали от него ломтик один".

Самое первое изображение Царь-колокола было помещено в книге Джонас Хенвэй (Jonas Hanway) 1753 г. Изображение схематичное без декора, но с демонстрацией формы выломанного отверстия. Схожее изображение поместил и Лекоэнт де Лаво Ж. в своей книге «Описание Москвы» 1835 г.

Рис.12. Царь-колокол из книги 1753 г. (слева) и из книги 1835 г.

Сравнивая эти рисунки нетрудно увидеть разницу не только в форме «вырезов», но и в форме самих колоколов. Причем «вырез» и форма колокола на рисунке 1753 года больше соответствуют гравюре от 1809 г. чем нынешнему оригиналу.

Прошло всего несколько лет со времени переливки колокола и что-то поменялось во взглядах на прошлое, колокол опять перестал удовлетворять новой легенде. Но теперь его решили не переливать, а подвергли перечеканиванию его декор, при этом, по-видимому из-за большой сложности такой работы, на часть одежды фигур был просто наварен дополнительный слой металла, имитирующий неудачную отливку. По нижнему краю верхнего фриза видно сколько было срублено металла для формирования новых барельефов.

Рис. 13. Фрагмент края верхнего фриза Царь-колокола.

О том, когда был перелит колокол можно сделать предположение исходя из истории другого большого колокола — Успенского, висевшего на одноименной звоннице. Он погиб при ее взрыве и на ряде гравюр изображены его обломки.

Рис. 14. Разбор развалин Успенской звонницы. Автор рисунка и литографии Джеймс Джон Томас. Первая четверть XIX века.

В нижнем правом углу изображены остатки Успенского колокола. Его история не менее загадочна и трагична чем история Царь-колокола. Не вдаваясь здесь в ее подробности, приведу надпись украшающую сегодняшний его экземпляр: «В лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в 22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они, будучи наказуемы разгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла...».

Надпись как видим патриотична, но на поверженного «неистового Галла» свалили ВСЁ, плохо быть побежденным. А якобы в 1817 году был перелит большой Успенский колокол. Но и эта дата не является однозначной. Так известный писатель, журналист и знаток русской старины Пыляев М.И. (1842-1899 гг), в своей работе об исторических колоколах, указывается на дату его отливки 1819 год. Решение дилеммы мы находим в историческом путеводителе по Москве, где при описании истории подъема Царь-колокола в частности сообщается: «...Прочтем открытые на нем при очистке его 1817-го года надписи...». То есть впервые надписи на Царь-колоколе стали известными только в 1817 году, как результат его очистки сразу после отливки. А как видно по гравюре 1809 года колокол уже тогда был чист и доступен для полного обозрения. На отлитом в 1819 году Успенском колоколе была преднамеренно нанесена ложная дата.

И так, на основании выше изложенного можно предположить:

1. Царь-колокол это новодел, выдаваемый за раритет.

2. Предшественник Царь-колокола был уничтожен вскоре после освобождения Москвы от французов.

3. Успенская звонница была взорвана не Наполеоном.

4. Нынешний Царь-колокол был отлит в 1817 году.

5. Через несколько лет после подъема колокола его декор подвергся переделке.

Так, о чем же молчит самый большой в мире колокол?

ИСТОЧНИК

***

НУ, И НЕМНОГО ПРО БРОНЗУ.

...Орудия артиллерийские – это последний довод королей. И в подавляющем большинстве случаев эти орудия делались из бронзы. Вплоть до франко-прусской войны 1870 года, когда 3 тысячи французских бронзовых пушек проиграли по характеристикам прусским пушкам из крупповской стали. И до этого в полевой артиллерии и на флоте никакой альтернативы бронзе не было. ...Бронза отлично поддается переделу без потери свойств в отличие от сложностей передельного чугунного литья, температура плавления настолько ниже, что бронзовые изделия можно отливать что называется «на коленке», при самых простых печах. Именно эта легкость повторной обработки бронзы как наиважнейшего стратегического материала и поставила проблему КУДА ДЕВАТЬ ЛИШНЮЮ БРОНЗУ?

В случае захвата у противника бронзовых орудий их надо было так утилизировать, чтобы исключить возможность повторного использования металла и надежно себя обезопасить, одновременно создав стратегический запас. В тех же целях на завоеванных территориях забирали все бронзовые изделия, почему сейчас гораздо проще найти золотой или серебряный антиквариат, нежели бронзовый. Что делать? Охраняемый склад в тайном недоступном месте? Как бы не так. Решение оказалось изящным и кардинальным.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАПАСЫ БРОНЗЫ ВЫСТАВИЛИ НА ВСЕОБЩЕЕ ОБОЗРЕНИЕ. По принципу "если хочешь спрятать, положи на виду", стали отливать колокола, статуи, колонны и прочую крупногабаритную красоту, от которой кусочек просто так не отковырнуть. Естественно, размещали не абы где, а в первую очередь в столичных городах на виду у войск и прочей надежной публики. Интересно было бы посмотреть динамику декоративного бронзового литья по весу, годам и городам-странам, но в готовом виде не нашлось.

В ряде случаев историки прямо упоминают процессы переделки таких запасов в оружие и обратно. Например, когда по приказу Петра I церковные колокола перелили на пушки, или наоборот из 1200 австрийских и русских пушек, захваченных Наполеоном при Аустерлице, отлили колонну на Вандомской площади Парижа.

Отсюда возникает естественный вопрос - куда делись орудия, захваченные у «неприятеля» в России в 1812 году? Может быть на месте в Царь-колокол или Царь-пушку перелили? 

Проверяем. Царь-колокол весом 200 бронзы отлит якобы в 1735 году. С чего бы в Москве к 1735 году столько лишней бронзы образовалось? Ах, будто бы ещё в 1701 г. там разбился старый Большой Успенский колокол мастера Григорьева. Откуда взялась бронза для того колокола и вообще, что за странная логика - тяжелый колокол не удержался и упал, так мы еще тяжелее сделаем? Ну да, "Большой Успенский колокол в Москве разбился на множество кусков в 1701 году" и одновременно в Петербурге "в 1701-1705 гг., то есть после первого Нарвского похода, когда русское войско в бою со шведами потерпело поражение, Петр I приказал собрать по церквам и монастырям все старые колокола и спешно перелить их в пушки" - как тогда не менее 100 тонн бронзы в Москве успешно пролежало до 1735 года? Легенды. Попробуем зайти, с другой стороны.

Сколько в 1735 году было бронзовых статуй в Питере? Насколько помнится, в Петергофе статуи были сначала алебастровые, затем из свинца позолоченные, затем уже бронзовые. А в это время статуи были из чего?

Смотрим что когда. «Скульптура «Самсон, разрывающий пасть льву» – центр композиции знаменитого Большого каскада Петергофа. Статуя была отлита из свинца по модели К.Б. Растрелли и установлена в 1735 году в честь победы России над Швецией. К 1801 году свинцовая статуя пришла в негодность и была заменена бронзовой, отлитой по модели М. Козловского.»

Обалдеть! Вы в это поверите? Будто бы в 1735 году в Москве хрен знает ради чего загоняют в яму 200 с лишнем, тонн бронзы (большая часть из которых будто бы 35 лет уже без дела валялась на земле в виде кусков разбившегося Успенского колокола), и точно в это же время в Питере памятник в честь важнейшей победы над Швецией приходится отливать из свинца?!

Для удобства сравнения фотографии по возможности отмасштабированы из расчета высоты "Самсона" = 3,5 м, т.е. в два раза выше стоящего у обломка Царь-колокола человека.

Одного отколотого куска Царь-колокола (11,5 тонн бронзы) хватило бы на 2 "Самсона" (5 тонн бронзы).

Нет, понятно, что тогда еще не прорыли каналы и по воде нельзя было доставить, от города Вологда (волок, да!) начинался сухопутный участок «волок», по которому волокли грузы до притока Волги. Но для знаковой-то статуи Самсона могли бы и приволочь немного?

Сайт самого музея Петергоф скупо сообщает: "В 1799—1806 свинцовые статуи были заменены золочёными бронзовыми. В Петергофе работали скульпторы И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин."

Попутно отметим, что в Петербурге в 1800 году установили будто бы завалявшуюся аж с 1747 года конную статую Петра I (та, что у Михайловского замка), а в 1801 г. установили бронзовую статую принца Суворова на Марсовом поле. Динамику бронзовых декоративных отливок было бы интересно проследить более подробно, но и сейчас уже можно сделать предварительный вывод: откуда-то на рубеже веков в Питере наконец появилась лишняя бронза, ну а свинец, разумеется в армию ушел…

Если уж Петербург 18 века был весь такой «свинцовый» (эксклюзив - Медный всадник?), то мы просто вынуждены считать лажей все россказни об отливке Царь-колокола в 1735 году и попытке его подъема в 1772 году. А вот попытка его подъема в 1819 году похожа на правду.

Сайт кладоискателей, дотошных в таких делах, сообщает: «…в пределах России Наполеоном утрачено не 1160, а, с учетом трофеев, не менее 1316 орудий. Уже с началом изгнания Наполеона из России, по Высочайшему рескрипту императора Александра I от 14 ноября 1812 года, в России, на территориях тех губерний, где велись военные действия, специально уполномоченными военными чиновниками производился поиск брошенного и сокрытого французской армией вооружения и имущества. Армейское командование также зорко следило за розыском оставленной неприятелем артиллерии. Так, в открытом предписании генерала П.П. Коновницына от 30 октября 1812 года № 727 указано: «Предъявитель сего, командированный в Смоленскую, Калужскую, Тульскую и Московскую губернии для сбора и направления в Москву взятых у неприятеля орудий. Всякий, не исполнивший сего повеления, подвергнешь себя строжайшему взысканию, по силе полевого уголовного уложения». В результате принятых мер к 10 января 1819 года (то есть почти за 7 лет) удалось разыскать и свезти в Москву 875 артиллерийских орудий.»

Вот и ответ – бронзовые артиллерийские орудия "неприятеля" свезли в Москву к 10 января 1819 года, затем из них отлили Царь-колокол (качество отливки уже не удивляет – питерская школа) и в этом же 1819 году пытались его поднять, не получилось, ну и хрен с ним, в яме оно надежнее. Если это так, то что мешало объявить Царь-колокол аналогом Вандомской колонны «а-ля рюс» и не придумывать легенды о временах Анны Иоанновны?

Состав металла. По сравнению с пушечной бронзой, содержащей 8-10% олова, в Царь-колоколе его больше 13% и слишком много золота и серебра. По испытаниям, сделанным в 1832 г., в колоколе выявлено около 0,036% золота, что соответствует примерно 72 кг, и около 0,25% серебра, что составляет около 525 кг.

Как только не пытаются объяснить повышенное содержание драгоценных металлов в колокольных бронзах - и "естественными примесями", и "для звонкости" и даже будто бы женщины сами бросали в плавильный котел свои украшения! Можно сравнить, например, с объяснением содержания драгоценных металлов в колоколах Бирмы (там тоже есть свой, Мингунский Царь-колокол) и убедиться, что женщины будто бы во всём мире одинаковы - их хлебом не корми, дай только повод выбросить свои золотые и серебряные украшения в переплавку. Именно так "добровольно и с песнями". Так проще. Ведь версия зачистки завоеванных территорий, массового уничтожения объектов культуры и создания стратегических запасов металла тянет за собой много неприятных вопросов кто, когда, как...

ИСТОЧНИК

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить