Санкт-Петербург - древний Рим (ТРЕТЬЯ)

3 5957

Аппиева дорога

На фото: Храм бога Марса, или Чесменская церковь на улице Ленсовета.

Из всех дорог Древнего Рима наиболее значимой была Аппиева дорога. Уже в те времена её называли "Царицей дорог". Она шла из Рима в Капую и далее. Капуя - город, который был вторым по величине и мощи после Рима. В этом городе находилась школа гладиаторов, именно здесь произошло восстание Спартака. Её отсчёт начинался от Золотого мильного камня. Чем же ещё была известна эта дорога?

Закон 12 таблиц запрещал хоронить умерших в черте города, но иногда это позволялось по особому разрешению.

"Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе."
Закон 12 таблиц. Таблица 10.

Сенатом Рима был выделена земля за городской чертой, рядом с Аппиевой дорогой, на которой приобретали участки богатые и знатные граждане Рима, чтобы хоронить там своих близких и начали строить там склепы и усыпальницы. Родовые и фамильные гробницы представляли собой часто большие сооружения с несколькими комнатами, в одной стояли урны с прахом или саркофаги, в другой собирались в поминальные дни родственники и друзья покойного. Богатые дома строили колумбарии для своих вольноотпущенников и рабов. Это были четырёхугольные, иногда круглые здания, подвальная часть которых уходила довольно далеко в землю, а верхняя строилась из камня или кирпича. Место для погребального костра сооружалось недалеко от гробницы. Перед сожжением совершалось символическое предание земле: у умершего отрезали палец и закапывали его. Вот, наверное, оттуда пошла мода мощи святых на кусочки расчленять.

Сенат в честь Нерона постановил воздвигнуть арку с военными трофеями на Аппиевой дороге и присвоить прозвище "Германик" ему и его потомкам.

"Консулы постановили: пусть сенаторы и те, кто имеют право высказываться в Сенате, будучи приглашены в Сенат, собираются у Капенских ворот." 
Тит Ливий "История Рима".

Место у Капенских ворот было выбрано не случайно. Оно находилось вне городской черты и поэтому было открыто полководцам, облечённым военной властью, которая при входе в город слагалась. Здесь же стоял Храм Чести, а далее по дороге Храм Марса, у которого собиралось войско перед отправкой по Аппиевой дороге. Всё это было удобно для срочных совещаний. Около Храма Марса было воинское кладбище, на котором римляне хоронили своих героев.

Вот такие важные для нас знаки мы и посмотрим:

1. Склепы у Аппиевой дороги
2. Триумфальная Арка Нерона
3. Капенские ворота
4. Храм Чести
5. Храм Марса

На Московском проспекте, который является началом и частью Аппиевой дороги, недалеко от станции метро "Московские ворота" расположен Воскресенский Новодевичий монастырь. Очень красивое место с интересными храмами и старинным кладбищем, на котором похоронены Некрасов, Тютчев, Врубель и другие известные люди. Неофициальное название этого кладбища "Склепы", это и есть кладбище для богатых римлян у Аппиевой дороги. Сразу за воротами перед входящим открывается стройный ряд красивых, старинных, брошенных склепов, которые находятся под охраной государства. На них нет надписей с фамилиями тех, кто погребён в них. Все они очень разные и не похожие друг на друга, все стоят на крепких фундаментах, сделанных по одному образцу и из одинаковых материалов. Ни на одном из сохранившихся усыпальниц нет православных крестов, ни на одном. Всё кладбище состоит из склепов: целых или разрушенных.

Склепы украшены резьбой, цветами, венками, барельефами и скульптурами, и латинскими надписями, полы у многих отделаны декоративной плиткой, некоторые отделаны плиткой от пола до потолка. Какие - то состоят из нескольких помещений, везде в полу есть отверстие - лаз под землю, но некоторые маленькие настолько, что может спуститься вниз только один худенький человек, чтобы опустить туда урну. Все подземелья затеплены водой или завалены кирпичом. Немало фундаментов очень больших размеров.

В 19 веке на кладбище стали очень активно хоронить. Видимо, сначала кладбище расчистили от разрухи, какие-то, пригодные для переделки обелиски, перевезли на другие кладбища, их немало на Никольском кладбище Александро - Невской Лавры. А остальные разобрали, оставив фундаменты с подземельями, засыпали землей и стали хоронить сверху, как бы вторым этажом. Многие старинные фундаменты обвиты корнями огромных, старых деревьев, на некоторых сохранились красивые мозаичные полы. Так что кладбище у нас имеется.

Станция метро "Московские ворота" получила своё имя от "Триумфальных ворот", рядом с которыми её построили. "Московские Триумфальные ворота" самое крупное в мире архитектурное сооружение из чугуна. Высота ворот 23 м, длина 36 м, высота колонн 15 м, диаметр более 2 м. Шесть пар дорических колонн поддерживают перекрытие, увенчанное римскими воинскими доспехами. На фризе скульптурное изображения гениев Славы, держащих щиты с гербами российских губерний.

Проектная документация архитектора Стасова, которого называют автором арки, по обыкновению, не сохранилась. Что и представить себе невозможно. Подумайте только, сколько стратегически важного сырья - чугуна ушло на сооружение арки, в то время, когда он был архинеобходим; прокладывались железные дороги, строились паровозы, развивалась тяжёлое машиностроение, а тут такая игрушка на пустой дороге.

Но в римских традициях было устанавливать арки героям на главных дорогах страны. На Аппиевой их стоит несколько. Ранее считалось, что Капенские ворота и есть Триумфальная арка, воздвигнутая Нерону. Но вот недавно находчивые итальянские историки заявили, что Капенские ворота были просто воротами в Сервиевой крепостной стене, а Триумфальная арка стояла где - то в другом месте, но не сохранилась, хотя несколько столетий утверждали, что ворота являлись одновременно и Триумфальной аркой. Но это у них не сохранилась, а у нас есть. "Московские Триумфальные ворота" - это Триумфальная арка, поставленная Нерону со всеми описанными атрибутами военной символики.

Совсем недалеко от "Московских Триумфальных ворот" над Московским проспектом проходит железнодорожный путепровод. В том виде, в каком мы его видим, он сделан в 50-е годы 20 века. Но, обратите внимание, как он богато украшен, прикиньте в какое время и задайте вопрос: почему украшен римской символикой? У сталинского ампира были свои символы. Сравните его оформление с любым другим путепроводом на территории города. На старых, дореволюционных фото видно, что каменные опоры по краям являются частью чего-то, вроде стены, давно засыпанной землёй и поросшей дёрном. Просто по ним мост перекинули с опорами и рельсы по насыпи проложили. Зачем нужно было насыпь делать? И так бы поезда прошли. Но дело в том, что полуразрушенную стену легче засыпать, нежели разобрать до основания. Екатерининский дворец в Царском селе на целый этаж засыпали, да и не только его.

В 50-е годы, когда создавали нынешний облик путепровода, то делали это в строгом соответствии с его далёким прошлым. Здесь были Капенские ворота, именно здесь, а не у Московских ворот стояла застава. Ворота были частью крепостной стены, окружавшей город. Рим был хорошо защищён. Обводный или правильнее сказать Обводной канал был первой линией защиты, он идёт от Невы у Александро-Невской лавры до реки Екатерингофки, которая берёт своё начало в Финском заливе, тем самым очерчивая границу города того времени. Второй линией обороны была крепостная стена, окружавшая город, с несколькими воротами.

Недалеко от ворот стоял Храм Чести. Судя даже по тому, что от него осталось, мы можем судить, насколько это было грандиозное сооружение. Часть его стала первым этажом одного из цехов "Завода тормозных, уплотнительных и термоизоляционных изделий" на Цветочной улице.

И несказанно повезло, что до нас дошёл Храм Марса, он известен всем жителям города, как Чесменская церковь на улице Ленсовета. Она вся украшена пиками, стрелами, фасками по обеим сторонам от входа, даже форма её напоминает шлем римского легионера. Всем известно, что красный цвет символизирует бога Марса. Вот и представьте её в красном со всей римской военной символикой. Совсем по-другому всё заиграет. Но, как всегда, чтобы спрятать её истинное лицо, покрасили её в легкомысленный розовый цвет, превратив во французское пирожное, цвета зефира и это всех сбивает с толку.

В Чесменский дворец, построенный уже в романовские времена, Екатериной был заказан сервиз, украшенный лягушками. А лягушка, как известно, символ богини Афродиты или по римской мифологии Венеры - богини страсти и любви. В общем, внушили нам, что дворец для интимных встреч Екатерины, а церковь, видимо, для того, чтобы потом исповедоваться и покаяться.

Но рядом с нею находится воинское кладбище, на котором ещё римляне хоронили своих героев и, потом, в Российской империи, хоронили ветеранов различных войн. На нём были погребены герои Суворовских и Кутузовских походов, Георгиевские кавалеры. Здесь была устроена военная богадельня и здесь отпевали Григория Распутина. В середине 20 века старинное кладбище было уничтожено. Сейчас это кладбище защитников города в годы Великой Отечественной войны и участников других военных конфликтов.

Отсюда Аппиева дорога идёт дальше, мимо Альбанской или Пулковской горы, на которой находится многострадальная Пулковская обсерватория, которую нынешняя власть почему-то очень хочет уничтожить, мимо Орловских Триумфальных ворот в Пушкине, в Гатчину (Капую) и далее до Пскова.

Золотой дворец

На фото: скульптура Кастора и Поллукса в Эрмитаже

"То, что говорят нам о древних Афинах, о Спарте и о республиканском Риме, будто бы существовавших ещё до начала нашей эры - это лишь волшебная сказка эпохи Возрождения, которую вернее называть "Эпохой фантазёрства от имени не существовавших никогда древних авторов", грёза о будущем под видом прошлого. Если бы в это время часть земного человечества уже доросла психически до демократического республиканского строя (начавшего постепенно осуществляться лишь со времён итальянской и швейцарской республик), то она уже никогда не возвратилась бы снова к абсолютной монархии. Это было бы так же трудно, как потоку, раз спустившемуся с горы, потечь на другую гору."
Н. Морозов "Христос"

Спорное, конечно, утверждение, но разве мог Николай Александрович Морозов русский революционер - народник, учёный, почётный член Академии наук СССР, создатель современной научной хронологии предположить, что сегодня мы будем жить вот так, как мы живём, хотя, кажется, психически мы давно доросли до демократии. Неужели это и есть она? Странная какая-то...

"Он распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные и почитанием, и искусством, в их числе даже и Зевса Олимпийского (знаменитая статуя Фидия), чтобы снять с них головы и заменить своими. Дворец он продолжил до самого форума, а храм Кастора и Поллукса превратил в его прихожую и часто стоял там рядом со статуями близнецов, принимая божеские почести от посетителей и некоторые величали его Юпитером Латинским. По ночам, когда сияла полная луна, он неустанно звал её к себе в объятья и на ложе, а днём разговаривал наедине с Юпитером Капитолийским, иногда шёпотом, то наклоняясь к его уху, то подставляя ему своё, а иногда громко и даже сердито. Так, однажды слышали его угрожающие слова: "Ты подними меня, или же я тебя...", а потом он рассказывал, что бог, наконец, его умилостивил и даже сам пригласил жить вместе с ним. После этого он перебросил мост к храму Юпитера и заложил себе дом рядом с храмом."
Светоний "Калигула"

"Ни в чём, однако, не был он так расточителен, как в строительстве. Он выстроил дом очень больших размеров. Сначала он называл его "проходным", а позже, после истребления его пожаром и восстановления - "золотым". Дом был столь обширен, что в нём было три портика. В прочих частях весь дом внутри был отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Столовые имели потолки, отделанные слоновой костью, которые вращались, дабы можно было сверху сыпать цветы и разбрызгивать благовония. В банях имелась морская и альбулийская текучая вода. Когда по окончании строительства этого дома он освящал его, то в одобрение его он ограничился замечанием, что "наконец - то начинает жить по - человечески."
Светоний "Нерон".

Обе вышеприведённые цитаты из книг Светония говорят об одном дворце, вошедшем в историю под названием "Золотой дворец". Безусловно, время многое меняет, но даже при всех перестройках и переменах, дворец, о котором идёт речь, является не только визитной карточкой Санкт-Петербурга, но и красивейшим дворцом мира. Зимний дворец самый большой жилой дворец в мире! По размерам уступает только Запретному городу в Китае.

Зимний дворец или Эрмитаж - это объект культурного наследия федерального значения и объект всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга. Во всех туристических справочниках можно прочесть, что Эрмитаж - это трёхэтажное здание и т.д. Мне тут же вспоминается выражение Козьмы Пруткова: "Не верь глазам своим." На самом деле первый этаж ушёл в землю более, чем наполовину, на целый этаж дворец выше должен быть. Вот так: видишь четыре, но верь тому, что тебе говорят экскурсоводы, а не своим глазам.

"Август запретил строить дома выше 20,6 м" Сегодняшняя высота Зимнего дворца 23,5 м.

В 1844 г. Николаем I был издан указ, которым устанавливалась максимальная высота, строящихся в Санкт-Петербурге жилых частных зданий не выше 11 саженей - это 23,47 м., для того, чтобы частные жилые здания не были выше царского дворца. Можно бесконечно говорить и писать о роскошном убранстве Зимнего дворца, но эта задача невыполнимая, поэтому ограничусь лишь некоторыми моментами.

Лепной декор украшает тысячи дворцов по всему миру, но едва ли можно найти столь же богато отделанный великолепной, во многих залах покрытой золотом, которая украшает стены и потолки, мебель, двери, лестницы, колонны и пилястры, как в Зимнем дворце лепниной. Особенность и уникальность Зимнего дворца заключается в том, что каждый зал имеет неповторимое убранство, поэтому, несмотря на огромную площадь дворцового комплекса, в нём нет двух похожих залов, каждое помещение уникально.

К примеру, Павильонный зал: лёгкий, воздушный, очень светлый. Одной стороной он выходит на Неву, а другой на Оранжерею или Зимний сад и далее переходит в открытый сад, то есть хорошо проветривается. Это было очень важно, потому что это личные императорские термы. Вот только, когда знаешь истинное назначение помещения, становится понятна каждая деталь интерьера: для чего такая лестница на галерею и сама галерея для чего. Множество колонн, которые держат потолок, ведь наверху находились резервуары с горячей водой - такая большая нагрузка. И в каждой лжи можно найти крупицу правды. У окон в Висячий сад в полу выложена мозаика, изображающая сцены из античной мифологии. 

"Мозаика является уменьшенной копией мозаичного пола, найденного при раскопках ТЕРМ древнеримского города Окринилума, близ Рима." 

Да какие раскопки, лежит себе миленькая там, где и раньше была.

Каждый, кто хоть раз был в Зале Искусств эпохи Возрождения XIII – XV в. навсегда запомнил уникальные двухстворчатые деревянные двери, украшенные золотой резьбой. Над дверьми расположена композиция из позолоченного кружева лепки и венец этого зала - позолоченный лепной потолок. Ну, и конечно же Золотая гостиная - один из самых роскошных залов Зимнего дворца. Почти сплошное золочение. Интерьер зала напоминает убранство царских палат Московского кремля. Золотое свечение стен, как на русских иконах, а узорчатая позолоченная резьба, как их оклады. Низкий сводчатый потолок, украшенный богатым орнаментом, похож на интерьеры старинных хором.

Известно, что Нерон любил оперу и даже сам принимал в спектаклях участие в качестве поющего актёра. Был в Зимнем дворце и свой Оперный дом. Но снова нам рассказывают о том, что Оперный дом просуществовал несколько лет и был разобран. Как будто денег у императоров была бочка бездонная и делать им было больше нечего, как ломать уже построенное, ведь можно было, за ненадобностью, переделать под что - ни будь другое. Просто Оперный дом, стал именоваться Эрмитажным театром, но находится он там, где и был. Всего и делов то!

В Зимнем дворце было две церкви: Спаса Нерукотворного - домовая церковь императорской семьи, ныне отреставрированная, а точнее, воссозданная в связи с памятными датами и вторая - малая или Сретенская, которая была закрыта в 1918 г. и иконостас демонтирован, она сейчас используется, как выставочный зал. Посмотрите на расположение домовой церкви относительно Дворцовой площади - форума Траяна и вы увидите, что её и называли "прихожей" по дороге с форума в Золотой дворец. Иконостас церкви весь украшен резьбой и скульптурными изображениями, над иконами сидят парочками ангелята, везде по двое разных голышат. Есть они и на стенах в большом количестве, что совсем не свойственно русскому православному храму. Но это бывший храм Кастора и Поллукса, поэтому они и есть повсюду, только изображены маленькими детишками, да с крылышками. Макушка иконостаса уходит в световой купол, напоминающий половинку яйца, как на знаменитых яйцах Фаберже. В храме была и замечательная скульптура братьев Кастора и Поллукса, она сейчас находится в Эрмитажной коллекции.

Знаменитая статуя Зевса или Юпитера - седьмое чудо света, потрясающее творение Фидия, не копия, а подлинник тоже находится в Эрмитаже, в зале античной скульптуры. Нет слов, чтобы описать, как он великолепен, это живое чудо! Дворец же, который Нерон построил рядом с Храмом Юпитера - это Меншиковский дворец на Васильевском острове. Васильевский остров был особенным островом, на нём находился самый главный храм Юпитера и другие очень важные храмы и не только. Меньшиковский или дворец Нерона был единственным жилым зданием на острове, находиться там постоянно можно было только жрецам или другим лицам, по особому распоряжению императора.

Нет в мире второго города с таким уникальным географическим положением, как Петербург, он весь раскинулся на островах, каждый остров в прошлом имел своё название и своё назначение. Но поскольку у мистификаторов - сочинителей похожего города в Европе не нашлось, то и пришлось придумать расположение Рима (Rom) на холмах, установить наличие и размеры которых не представляется возможным.

С балкона Золотого дворца, выходящего на форум Траяна, ныне Дворцовую площадь, Нерон обращался с речами к народу. С этого же самого балкона Николай II объявил о начале Первой Мировой войны.

Вот он - Золотой дворец, спешите видеть!

Саллюстиевы сады

На фото: стена у Феодоровского собора.

Есть в Санкт-Петербурге архитектурное сооружение совершенно не свойственное городу с его канонами, традициями и пристрастиями, которое знают далеко не все жители города. Это стена, часть ансамбля храма Феодоровской иконы божьей матери. Храм был построен к 300-летию дома Романовых на пересечении Полтавской и Миргородской улиц. Этот уголок города напоминает Ростов, Суздаль или Москву.

Стена сложена из красного кирпича с арками, башенками и зубцами, напоминающими Московский кремль, за что и получила в народе название кремлёвской. Как говорят, архитектор Кричинский С.С. хотел воссоздать в Питере кусочек Москвы с храмом в стиле старинных ростовских соборов в окружении комплекса похожих зданий. Весь ансамбль должен был символизировать единение русских земель под властью дома Романовых. Всё так, но, как мы уже не раз убеждались, память о каком - то значимом месте или событии стараются сохранить, придав ему другой смысл. Просто нам нужно быть внимательнее.

Недалеко от Феодоровского собора в направлении Александро-Невской лавры начинается территория городской инфекционной больницы имени Боткина, знаменитыми боткинскими бараками. Она начинается от перекрёстка улиц Миргородской и Кременчугской. И вот на этом углу стоят старые, обветшалые каменные ворота. Стоят, видимо, со дня основания больницы, а она открыта в 1882 г. Ими не пользуются, они закрыты, но есть в них одна очень интересная деталь - это основание, на котором они стоят. Не фундамент, просто крепчайшее основание из известняка, похожего на тот, из которого сделаны колонны Казанского собора и много ещё чего в нашем городе. Большая часть находится глубоко в земле, что и понятно. Старую стену легче закопать, чем разобрать. Вот и закопали.

Каменное основание - это сохранившаяся часть Коллинских ворот в Сервиллиевой крепостной стене, читателям она уже известна. Лиговский мост над Обводным каналом был местом, где стена, одновременно являясь и акведуком, переходила на другую сторону Обводного канала и шла вдоль него до Коллинских ворот, далее уходя вдоль Невы в сторону Смольного. Но Обводный канал был выкопан позднее события, о котором я хочу рассказать. Территория Александро-Невской лавры была вне городских стен. От Коллинских ворот на территории боткинской больницы чётко просматриваются границы и направление дороги, ведущей к Обводному каналу.

У этих ворот было сражение, которое и упоминается античными историками, как сражение у Коллинских ворот. Понтий Телезин - смертельный враг Рима привёл десятки тысяч самнитов к Вечному городу. Веками тянулась кровавая вражда между Римом и Самнием и всегда последний терпел поражение. Их целью было не просто захватить Рим, но и разрушить до основания ненавистный город. "Никогда не уничтожить волков - расхитителей свободы, пока не срублен лес, в котором они обитают."- сказал Телезин накануне битвы.

Не дойдя мили до Коллинских ворот, Телезин с войском встал лагерем. Прошла ночь, а утром началась битва. "Погибло множество граждан, вышедших посмотреть на битву и не успевших укрыться."

Вот так, кому война, а кому зрелище! Ничто в мире не меняется. Войско самнитов было полностью уничтожено, несколько тысяч человек взято в плен. Тяжело раненому Телезину отрубили голову и доставили её в Рим, как самый ценный трофей. По общему мнению, античных авторов, это была самая крупная битва гражданской войны. В память об этих воротах и сооружена стена у Феодоровского собора с аркой - воротами. А то, что она так похожа на кремлёвскую, таково уж было желание архитектора Кричинского.

Участок земли за воротами, где было сражение, впоследствии, принадлежал Юлию Цезарю, а после его смерти был выкуплен из казны консулом и историком Саллюстием. Используя нажитое богатство, Саллюстий разбил здесь роскошный парк, которым, каждый в своё время, владели императоры Нерон, Веспасиан и Аврелиан. В парке был храм Венеры, бани, обелиск Саллюстия и большая коллекция скульптур. Всю территорию парка делил пополам безымянный ручей. В память о победе над самнитами в парке была сооружена триумфальная арка.

Вся территория Александро-Невской лавры и боткинской больницы — это сады Саллюстия. Безымянный ручей стал называться речкой Монастыркой, когда там основали монастырь. Храм Венеры - нынешняя Благовещенская церковь, в которой усыпальница членов императорской фамилии и людей, которые внесли большой вклад во славу Российской империи. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов здесь лежит. Пока храм не отошёл в ведение лавры, мы можем его увидеть. Триумфальная арка стала входом в Троицкий собор - соборный храм Александро-Невской лавры.

Снаружи арку закрыли, наверху пристроили две башенки - колокольни, но изнутри собора оставили, как есть. И мы можем видеть три арочных пролета: средний - высокий и два по краям - поменьше. Великолепный собор, очень величественный, красивый, любимый горожанами и многочисленными туристами. И ещё очень интересная деталь: в лавре находится Музей городской скульптуры. Вот какие бывают совпадения!

Вспомните, пожалуйста, событие из нашей отечественной истории! В 1240 г. было одно из главных сражений русской истории; на реке Неве Александр Ярославович, прозванный за это Невским, разбил шведов. Делайте выводы сами.

"Vita militari est"
Жить - значит бороться.
Сенека

На другом конце Обводного канала, на том, который впадает в Финский залив, есть парк Екатерингоф. Он находится на острове у слияния речек Екатерингофки (ранее Чёрной) и Таракановки. Нам рассказывают, что это подарок Петра I жене Екатерине. Но из всех царских парков Екатерингоф единственный, который расположен в таком подтопляемом месте. Согласитесь, для царской резиденции место не самое подходящее. Нет в нём каких - либо особых старинных примет, (кроме одной и непонятной для всех) которыми так изобилуют все остальные, известные нам парки и сады.

В красивом парке был небольшой деревянный, но роскошно убранный дворец, который в 20-е годы XX столетия дважды горел и в 1926 году был разобран. От него остался крепчайший каменный фундамент, сегодня тщательно законсервированный, что обнадёживает нас в воссоздании дворца.

Во времена Рима этот парк был собственностью оратора, философа - стоика и сенатора Луция Аннея Сенеки. Хотя Сенека в своих речах и порицал богатство, при этом нажил очень большое состояние, хотя, как говорят, не совсем праведным путём. А разве бывает иначе? В юности Нерона Сенека был его наставником и учителем. Учился, а затем учил в главной философской школе Рима, которая была в центре города и сохранилась до сих пор, практически неизменной.

После того, как отношения с Нероном испортились и Сенека, впав в немилость, испросил позволения уехать в удалённое имение, в чём ему было отказано, он поселился в ближнем, которое находилось в четырёх тысячах шагов от Рима, из которого приезжал преподавать в философскую школу при храме Аполлона. Желающие могут измерить расстояние от Скотопригонного двора - молокозавода на Московском проспекте до парка Екатерингоф.

Сенека был обвинён "доброжелателями" в участии в заговоре против Нерона. Затем осуждён Нероном на смертную казнь самоубийством, о чём был извещён письмом с предложением самому выбрать способ самоубийства. Сенека вскрыл себе вены на руках и ногах. После смерти тело его было кремировано и захоронено на территории поместья, поскольку поместье находилось за чертой города, то это было возможно. Место его захоронения, по римским традициям, как дань уважения известному человеку, чьи заслуги не вызывают сомнения, было отмечено колонной.

Молвинская колонна стоит над могилой Сенеки. Она является уменьшенной копией Александрийской колонны - колонны Траяна. На колонне есть две ниши, предназначение которых никто не может угадать. На самом деле, всё просто. Это ниши для крепления мраморных памятных досок, нижняя маленькая для имени того, кому поставлена, верхняя для какого - ни будь известного изречения Сенеки, ведь его труды являются предметом изучения по сей день. Надписи с изречениями на латыни были традиционным делом в Риме, они есть в изобилии на гравюрах Пиранези.

Термы

На фото: большой выставочный зал в Академии им. барона Штиглица, в котором, когда-то был бассейн.

В древнем Риме был культ физического тела, поэтому очень большое значение придавалось физкультуре и гигиене тела, а, значит, здоровью. В здоровом теле - здоровый дух! Поэтому очень важную роль играли термы или бани. И сегодня такое же большое значение в жизни людей имеют русские бани и финские сауны. Первые термы выстроил в Риме Агриппа - государственный деятель и зять императора Октавиана Августа, завещавший их в бесплатное пользование на целый год всему народу, после этого плата была очень незначительной.

Не каждый мог позволить себе иметь собственную баню, поэтому в Риме их было много, были и исключительно женские. В термах были парилки, тёплые и горячие помещения, неглубокие бассейны для омовения и глубокие для плавания, массажные комнаты и гимнастические залы.

"Термы строились по всей территории Римской империи, но сегодня от них остались только руины." так пишут на всех туристических сайтах. Пусть авторы приезжают в Санкт-Петербург и своими глазами посмотрят, как выглядят термы, конечно, без своего функционального назначения, сегодня у них другой профиль, но некоторые из них представляют огромную художественную и историческую ценность. В термах вели приём врачи и знахари.

Выдающийся врач Асклепий говорил:

"Больной обязан выздороветь, если его врачи: чистота, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. Врачам того времени было хорошо известно, что банная процедура улучшает кровообращение и повышает жизненный тонус."

"Брошу я мяч и с Марсова поля направляюсь я в баню."
Гораций.

А направлялся он в термы Агриппы, которые были рядом с Марсовым полем, при Курии Юлия, в сегодняшнем Мраморном дворце. Я уже упоминала о них. На Марсовом поле фехтовали, метали диск, боролись, а затем шли в термы. Отопление в термах и система подачи и циркуляции горячего воздуха - это вершина инженерной мысли, не разгаданная до сих пор.

Самые большие, по занимаемой территории, термы известны питерским жителям, как Никольские торговые ряды. Они находятся в Коломне, одном из старейших районов города. Здание занимает целый квартал между Садовой улицей, Крюковым каналом, Никольским и Щепяным переулками. По всему периметру шли открытые террасы, во внутреннем дворе находился бассейн, который мог быть, как крытым, так и открытым, вспомните знаменитый бассейн "Москва" на месте храма Христа Спасителя. В 30-е годы XX века в здании Никольских рядов разместился завод "Металлопосуда", все подвалы были тщательно заделаны, чем была нарушена сложная система вентиляции и здание начало разрушаться. Много лет оно стояло заброшенным, пока не пришли новые предприниматели, которым ничего не жаль, изрядно поиздевались над ним и сейчас в нём находится отель, специально открытый к чемпионату мира.

Здание выходит на Крюков канал, а Крюков канал - канава входил в канализационную систему очистки города, часть его упрятана в трубу под площадью Труда, вы уже знаете об этом. Там, где пересекаются Крюков канал и канал Грибоедова, построено уникальное сочетание трёх мостов Старо-Никольского, Красногвардейского и Пикалова. С этого места, поворачиваясь вокруг собственной оси, можно увидеть семь мостов, поэтому и прозвали это место Семимостьем, хотя некоторые утверждают, что можно увидеть девять.

В те времена здание было окружено парком с беседками, фонтанами (Фонтанка) и клумбами, по мосту через канал Грибоедова мы попадаем к Николо-Богоявленскому морскому собору, бывшему ранее храмом Посейдона и на Театральную площадь. В нынешнее здание консерватории встроен Каменный театр, который и во времена Рима назывался Каменным. Просто посмотрите внимательно на консерваторию, старинная часть вся на виду. Долгое время в Римской империи театру не было места, не до того было, воевали долго.

Всего в Риме сначала было только два театра, Каменный - греческий, и театр Помпея - римский, у Марсова поля, в портике которого был убит Юлий Цезарь. Место, где сейчас стоит Мариинский театр, до Николо-Богоявленского собора занимал стадион. Вот такой был комплекс: термы и разные другие удовольствия.

"Термы Каракаллы не кажутся архитектурой - для этого они слишком разрушены. Но они не кажутся и природой, для этого они слишком выстроены. Это не улица - ты входишь внутрь них, но это и не интерьер - они слишком грандиозны для интерьера. Это вообще непонятно что. Иной мир."
Взято с туристического сайта.

Ещё и не такое можно написать, бродя среди руин, одни из которых называют "Золотым дворцом", другие "термами Каракаллы". Не паханое поле для фантазёров. Увы, большинство людей готово поверить в любую сказку, пусть даже она противоречит увиденному собственными глазами, особенно если заплачены немалые деньги на заграничную поездку.

Если вы хотите увидеть, как выглядели самые роскошные термы, то поезжайте в Санкт-Петербург и пойдите в музей при Академии имени барона Штиглица в Соляном переулке. Но и кроме музея, там есть на что посмотреть. Находясь в прекрасных интерьерах, можете дать волю фантазии и представить, где делали массаж с ароматическими маслами, где беседовали в перерывах между процедурами, взглянуть с балкона вниз, где должен быть бассейн и плескаться купающиеся. Бассейн - это главный выставочный зал училища. Он настолько великолепен, что нет слов. Высота его - это вся высота здания, сверху покрыт стеклянным куполом, что полностью соответствует описаниям терм

И откуда только они знают - описатели, как термы выглядели, если целых нет? Где подсмотрели? В то время, когда Санкт-Петербург был Римом - столицей мира (Мир - Рим), купол состоял из цветных стёкол, представьте, какое было разноцветье в бассейне, когда туда попадали солнечные лучи! Во время бомбёжек в Великую Отечественную войну, стёкла были выбиты и после заменены на обычные, но теперь там проводятся выставки и разноцветье им только помеха. Здание стояло в парке, который тянулся до Фонтанки. Как пишут писатели, на крышах терм часто делали площадки для принятия солнечных ванн, поэтому на крыше училища по периметру идёт ограждение - балюстрада, вид оттуда, безусловно, умопомрачительный.

Императоры не только стремились к художественной отделке своих терм, не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаикой полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусств. Поэтому в термы приходили не только помыться, но и хорошо провести время. Здесь были ресторан и библиотека с очень редкими книгами и старинными свитками.

В библиотеке училища барона Штиглица были учтены все требования для удобного и надёжного хранения фондов. Дубовые шкафы были не только оборудованы полками из некрашеного натурального дерева, но и внутренней вентиляцией, не позволявшей книгам отсыревать или покрываться плесенью. Поразительной по богатству была коллекция подлинников старых мастеров: рисунки Рафаэля, гравюры Рембрандта, Дюрера и др. Всё это сегодня находится в Государственном Эрмитаже и как говорят сотрудники: из всех коллекций, поступивших в Эрмитаж, поступившая из училища Штиглица, пришла в самой лучшей сохранности. В нём и сегодня есть большая редкость: копия с Пергамского алтаря.

Помещение библиотеки обогревалось с помощью воздуходувов и вентиляционных решёток. Как вам такое техническое оснащение библиотеки? Считается, что эта система обогрева была разработана военным инженером Аммосовым Н.А., за что он был награждён золотой медалью. Но, как говорят специалисты, Аммосов смог лишь частично восстановить древний принцип работы отопления и вентиляции, но при этом печи сильно гудели, перегревались, а во время грозы в них стоял треск и вылетали искры, потому что не дровами они раньше обогревались.

По соседству с Академией им. Штиглица стоит храм целителя Пантелеимона. Это один из старейших храмов в Санкт-Петербурге. Он считается памятником морским победам. На фасаде укреплены мраморные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме, а в самом здании церкви действует экспозиция, рассказывающая о сражениях флота петровских времён и о героизме советских моряков при обороне полуострова Ханко в начале Великой Отечественной войны. И снова уже знакомый по Чесменской церкви (храме Марса) лучковый фронтон, напоминающий изгиб шлема римского воина и стены, окрашенные в красный цвет. Казалось бы, почему?

Всё потому, что эта церковь была во времена воюющего Рима храмом богини Беллоны.

"Поле битвы ещё было усеяно десятками тысяч трупов, требовавших погребения, ещё не смыли кровь с Коллинских ворот, а Сулла уже занимался государственными делами. Первое, что он сделал - созвал сенат в храме Беллоны. Вдруг со стороны Марсова поля послышались нечеловеческие крики, словно началось новое побоище. Крики и стоны, встревожившие сенаторов, издавали самниты. Всех их, оставшихся в живых после битвы, Сулла приказал собрать на Марсовом поле и перебить."
Геннадий Левицкий "Марк Красс"

Речь идёт о битве у Коллинских ворот. Ещё бы сенаторам не слышать шума, если до Марсова поля, рукой подать, только Фонтанка их разделяет. Богиню Беллону называют постоянной спутницей Марса и то женой, то сестрой, то его матерью. Как пишут в комментариях к переводу античных писателей: её значение не очень понятно. Беллону изображают в шлеме, латах и с копьём, как богиню Афину, поэтому их часто путают.

Почти в каждом описании сражения есть упоминание о принесении в жертву Беллоне животного перед боем и после боя. На самом деле, Беллона многим известна, но под именем Валькирии. Валькирия сопровождала души воинов, погибших на поле брани в небесный чертог - Вальхаллу. Поэтому на её шлеме часто изображён сфинкс, как страж подземного мира. Поэтому и приносили ей в жертву барашка, чтобы воинов много не забирала, а после битвы - в благодарность за живых. Замечательная скульптура Беллоны стоит в правой нише Петровских ворот Петропавловской крепости, возможно, что именно она и стояла, когда-то в храме своего имени. А в левой нише статуя Афины Паллады, такая же была в храме богини Весты.

Когда в империи воцарился мир и был построен храм Мира, то храм Беллоны был превращён в храм Аполлона - врачевателя, который сейчас является прекрасным и действующим храмом целителя Пантелеймона на улице Пестеля. И славен он своей, а, значит, нашей историей.

Храм Великой Матери

На фото: Казанский собор

Безусловной доминантой Невского проспекта и его украшением является Казанский собор с его великолепной колоннадой, в которой 96 колонн. По версии официальной истории, построен архитектором Андреем Воронихиным, бывшим крепостным графа Строганова. Собор - любимый объект пишущих о масонском Петербурге из-за всевидящего ока на его фронтонах и внутри храма.

В то время, когда Санкт-Петербург был РИМом, то есть столицей единственной, существовавшей империи в МИРе, был построен храм Великой Матери всех богов, который теперь все знают, как Казанский. Великая Мать имеет много имён; вот некоторые из них: Изида, Кибела, Деметра, София, Мария, Лакшми, Парвати, Макошь, Лада и другие.

"Природа - всеобщая Мать, повелительница всех элементов, изначальное дитя времени. Царица всех духовных вещей, смерти и бессмертия, прародительница всех существующих богов и богинь, одним движением пальца управляющая Светом Небес, благотворными морскими ветрами и печальным безмолвием всего мира. Ей поклоняются в различных аспектах и проявлениях, известных под бесчисленным количеством имён, пытаясь умилостивить многими способами."
Апулей.

Мифологически она Мать - Дева, Божья Матерь, рождающая мужчину от своего сына, от духа или воли. Она - Мать и Невеста Бога и Mater Dolorosa, оплакивающая его смерть. В алхимии Великая Мать олицетворяет активный принцип, огонь и тепло, обеспечивающие трансформацию, очищение, поглощение и разрушение. Мать - это изначальная тайна. "Я всё, что есть, было и будет и мою вуаль не поднимет ни один смертный." Вот поэтому тот, кто обижает свою Мать, давшую ему жизнь, должен знать, что все болезни, беды, проблемы в жизни он получит в наказание за нарушение Божественного Принципа Почтения Матери и ответом будет наказание Вселенной. Староверы говорят: "Обидишь отца - отмолишься, обидишь мать - наплачешься."

Если мы посмотрим сверху на Исаакиевский собор, то увидим большой золотой купол в квадрате, в углах которого четыре маленьких золотых купола. Это символическое изображение Солнечной системы. Большой купол - это Солнце, маленькие: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Вообще, по куполам древних соборов можно изучать астрономию. Исаакиевский собор - Храм ярого солнца или Ярилы. А Казанский - храм Великой Матери. И солнце, обходя вокруг Казанского собора, по очереди освещает три его стороны.

Архитектор Андрей Воронихин был масоном и, конечно, был обязан изображать масонские символы, вот так и появился на солнечных символах глаз в треугольнике, прозванный "Всевидящим оком". Масонство в то время имело сильное влияние в правящих кругах. Воронихин очень бережно подходил к сохранению исторической памяти, оставляя нам подсказки и проводил свои реставрации аккуратно, без разрушений. Он прекрасно знал, что Казанский собор - это Храм Великой Матери Всех Богов.

Посмотрите на картинку к этой главе. Даже не обладая фантазией, любой человек скажет, что мы видим Вечный акт оплодотворения. Колоннада собора - символ женского лона, сквер сделан в форме мужского достоинства, да ещё и с бьющей на конце струёй фонтана. Такая картинка при показном церковном пуританстве?

Да пусть хоть в таком виде, но истинное, первоначальное значение собора сохранили. Имеющий глаза - увидит! Но видно это только сверху. Когда прогуливаешься там, то большие размеры мешают охватить всю картинку целиком

Прежде меня всегда преследовало чувство какой - то незавершённости в этом, без сомнения, красивом ансамбле и теперь я знаю почему. Наверху колоннады стояли статуи 12 основных богов, а, может, их было и больше. Вы можете их поискать по крышам и фасадам. Для примера: на Елисеевском магазине стоит Меркурий, на Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина Афина. Над главным фронтоном Казанского собора должна стоять статуя Великой Матери. Внутрь храма в солнечную погоду падал солнечный луч, поэтому в куполе должно было быть отверстие, оно и было и есть, но закрыто.

Над отверстием в большом куполе был стеклянный купол поменьше, со стеклянным глобусом - символом Великой Матери, который сейчас известен всем горожанам, как глобус на Доме Зингера, бывшем Доме Книги. Слава богу, недалеко от родного дома переехал, так что встав у Казанского собора, можно легко представить, как он выглядел раньше. А представьте себе светящийся купол с глобусом над храмом ночью! Орёл же, сидящий под куполом на Доме Зингера, был над Аркой Адмиралтейства - Храма Мира, поэтому правой лапой он стоит на поверженном знамени, а в левой держит оливковую ветвь - символ мира. Только нагрудник на него нацепили и сказали, что он американский. А орёл наш РИМский!

Внутри Казанского собора самым важным является изображение Солнца на мозаичном полу с расходящимися лучами. Это солнечные часы, не для всех, а ритуальные, храмовые. Не во все храмы был разрешён доступ всем желающим. Самыми главными для храмовых ритуалов были дни солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствия. Это, по сути, обсерватория.

В центре полукружия колоннады, там, где сейчас фонтан, стоял обелиск, тень от которого двигалась за солнцем, при этом, демонстрируя Вечный Акт Зарождения новой жизни; то, что мы видим сегодня на примере сквера с фонтаном. На картинах 19 века обелиск есть, потом он исчез. Но умный Воронихин, видимо, ожидал что - то подобное и потому повторил этот сюжет ещё раз. Справа от Казанского собора расположен Воронихинский сквер, окружённый великолепной, чугунного литья, решёткой. Решётка сделана в форме того же полукружия, украшена лучистыми солнышками, только уже без глаза в треугольнике. И в центре полукружия стоит фонтан. Один и тот же повторяющийся символ. На том месте, где находится Воронихинский сквер, был жертвенник, на котором приносились жертвы Великой Матери; это были бескровные жертвы, то, что и сегодня приносят в храмы на церковные праздники.

В итальянском Rom попытались повторить Храм Великой Матери, бывший в РИМе и построили из кирпича Пантеон, который выдают за древнее строение. Но даже обычные туристы обращают внимание на несоответствие возраста собора с его состоянием и технологией постройки. Но многие идут в Пантеон, чтобы поклониться великому Рафаэлю Санти, а, значит, его уже построили не напрасно.

Римма Соловьёва

ИСТОЧНИК

Обзор движения фронта с 22 по 28 апреля. Карты

Предупреждение, карта не отражает на 100% точность реальной границы и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.ВС РФ ведут последователь...

Обсудить
    • rst
    • 28 марта 2019 г. 13:55
    при царе Горохе - Цицероне))))))))))
  • :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :blush: