КОГО РАНЬШЕ НАЗЫВАЛИ ВЕЛИКОРОСАМИ, И КАКИМИ ОНИ БЫЛИ?

2 798

Сейчас такие термины давно уже не употребляются, но раньше, в Российской Империи, русский народ делили на великоросов, малоросов и белорусов.

Русские народы, рисунки Л.Л. Белянкина

Согласно пониманию 19-20 века, великорусы (великороссы, великороссияне) — группа славян, проживавших в Центральной России и на Русском Севере. Вместе с малоросами и белорусами составляли понятие «русские». У этих понятий очень древние истоки. Тем не менее, что любопытно, пришли они не из России. В частности, в публикации Н.И. Ульянова "Русское и великорусское" от 1996 года, говорится, что, выражения "малая" и "великая" Русь начинают появляться лишь в 14 веке, но ни этнографического, ни национального значения они первоначально не имели, а возникли в Константинополе, откуда управлялась русская церковь. Именно там, например, установилась практика называть Галицию, отошедшую под польскую власть русскую территорию, — "Малой Русью". А когда вслед за поляками, литовские князья стали забирать одну за другой земли юго-западной Руси, эти земли в Константинополе, подобно Галиции, также стали называть "Малой Русью".

То есть этот термин был сочинен греками и порожден не бытом страны, и даже не государством, а церковью. И так и разошелся. В 14 веке галицкий князь Юрий II, в своих латинских грамотах, именовал себя "князем всей Малой Руси".

Русские народы, рисунки Л.Л. Белянкина

Под "Великой Русью" патриаршая константинопольская канцелярия разумела все то, что оставалось подвластно митрополиту киевскому. А сам Киев, пока его не захватили литовцы, относился к великой Руси, но с 1362 года, будучи взят Ольгердом, великим князем литовским, становится "Малой Русью". Таким образом Великая Россия первоначально не означала отдельного народа или племени, относилась не к одному княжеству, а ко всем северо-восточным землям, не попавшим под власть иноверных государей. Но если в западноевропейских источниках Великая Россия упоминается еще в 15 веке, то в Москве этот термин встречается не раньше 16 века. Впервые его можно увидеть в Апостоле, первой книге, напечатанной Иваном Федеровичем в 1556 году.

То есть расплывчатое понятие "Великая Русь" изначально определяло скорее территорию, а не народ.

Либо, единственно, что оно могло означать в этом контексте, так это, скорее, "православный народ, живущий в той части Руси, церковь которая подчиняется митрополиту Киевскому (а потом Владимирскому и Московскому)". Когда же после присоединения Малороссии и Белоруссии, царь Алексей Михайлович стал писаться "всея Великия и Малыя и Белыя России самодержавцем", это опять таки ничего не выражало, кроме объединения под его властью земель, принадлежавших когда-то киевскому государству и получивших разные наименования после его распада.

Русские народы, рисунки Л.Л. Белянкина

Что касается слова "великорус", то оно вообще не было в ходу чуть ли не до самого 19 века. А вот потом стало употребляться довольно широко. В частности, тот же М.А. Круковский в описании своего путешествия по Олонецкому краю, пишет следующее:

"Русские оттеснили корела от берега Онежского озера и сами заселили его; здесь, по западному берегу озера и главным образом по Свири еще можно найти чистые, нетронутые метисацией типы великоросов, но уже на 50-100 верст от берега этот тип утрачивает свою этнографическую цельность и заметно переходит в финский. Русский язык этого берега Онеги тоже подвергся изменению, и хотя в нем много сохранилось древнерусских оборотов речи и слов, все таки произношение сильно пострадало от соседства с корелами, так как и до сих пор русское население берега прекрасно говорит по корельски...
Неопытному глазу отличить корела от русского довольно трудно: те же светлые волоса, светло голубые или серые глаза, почти тот же древневеликорусский тип; и лишь при внимательном изучении корела находим в нем сильно выраженные, отличительные черты финского племени..."

Русские народы, рисунки Л.Л. Белянкина

По мнению Н.И. Ульянова, отраженному в публикации "Русское и великорусское" от 1996 года:

"Великорусы" — порождение умонастроений 19-20 века, — развития этнографии, повального увлечения фольклором, собиранием народных песен, изучением плясок, обрадов, обычаев деревни, а также "пробуждения" национализмов, шедших рука об руку с ростом либерального и революционного движения. И, кстати, эти умонастроения возникали не только в России. В этот период во многих странах мира господствовали идеи так называемого "романтического национализма": тяга к идеализации национального прошлого и культуры. В качестве силы, сплачивающей нацию в единое целое, рассматривалась не только историческая традиция, но и наличие общего языка. В России тогда началось составление словарей «живого» и «народного» языка (словарь Даля) и переработка на его основе литературной нормы. Многие представители интеллигенции "пошли в народ", все чаще у них стали возникать идеи углубленного познания родных территорий, а не только зарубежных. В таких странах, как Норвегия и Греция, движение за «очищение» языка от «чужеродных» привнесений имело весьма далеко идущие последствия, став основой для складывания современного литературного языка.

Так вот, в Финляндии тоже начало назревать движение за возврат финского языка, за признание его - государственным, вместо шведского. Финны, увлечённые идеями западного романтизма, провозгласили финский язык одним из главных признаков нации. И именно из этого течения "романтического национализма" у представителей финской художественной интеллигенции в 1890-е гг. возник повышенный интерес к Карелии. 

Русские народы, рисунки Л.Л. Белянкина

А вот далее на протяжении XIX века содержание понятия «великоруссов» активно менялось. Так вначале к ним не относили жителей Русского Севера. Николай Надеждин предложил перечень губерний, относящихся к территориям заселенным великороссами. Он называл Великую Русь «сердцем» Российской империи, но не включал в неё Архангельскую, Олонецкую и Вологодскую губернии. Согласно взглядам Надеждина, Великороссия — это территория великого княжества Московского в 1462 году, при смерти Василия Васильевича Темного, когда оно простиралось от Ельца до Устюга и от Калуги до Вятки. Не относил к Великороссии названные губернии и Константин Арсеньев.

Русские народы, рисунки Л.Л. Белянкина

Только во второй половине XIX века взгляды на культурное значение Русского Севера стали меняться. В масштабном научно-популярном издании «Живописная Россия», опубликованном Маврикием Осиповичем Вульфом, наряду с центральными регионами Великороссии также были даны этнографические описания северных. На роль типичного «великоросса» и наиболее яркого выразителя «русскости» во второй половине XIX века исследователи нередко предлагали региональные группы населения Русского Севера.

Русские народы, рисунки Л.Л. Белянкина

После революции 1917 года, по политическим соображениям, эти понятия употребляться перестали и в широком употреблении повсеместно были заменены понятиями русский. Тем не менее, в дореволюционной литературе эти термины встречаются повсеместно. Именно поэтому захотелось раскрыть, что же понимали раньше под словом "великоросс". И почему оно вообще активно употреблялось.

ИСТОЧНИК

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

"Все кончено": Вашингтон направил сигнал в Москву. Украины больше не будет

Решением выделить финансовую помощь Украине Вашингтон дал понять, что отношения с Москвой мертвы, заявил бывший советник Пентагона полковник Дуглас Макгрегор в интервью Youtube-каналу Judging Freedom....

Обсудить