Байки Древней Греции. Часть 2-я.

3 2338

Сражения

Обзор героев приводит к выводу, что никто гигантскими урожаями не прославился, и ничей труд кроме охотничьего и пастушьего, Эллада не ценила. 

Ценила грабежи, убийства, набеги на соседей и борьбу за власть. Древнегреческие войска были, как это говорят сейчас, организованными преступными группировками. Группировки отправлялись на грабежи регулярно и в общем-то где-то к началу 8-го века до нашей эры грабить стало некого. Все граждане Греции превратились в горожан под защитой городских стен. В каждом городе выжил только один бригадир, который теперь назывался царём и выступал категорически против любого грабежа помимо собственного, называемого сбором налогов. Внутригородские грабежи прекратились, набеги на ближайших соседей тоже не приветствовались, но молодёжь с улиц, лишенную наследства в виде участка земли за городской стеной, надо было чем-то занять. В Москву на учебу молодых джигитов отправить невозможно, так как основатель Москвы князь Юрий Долгорукий родился много позже. Проще вооружить молодняк мечами, щитами, латами и отправить с глаз долой куда подальше, километров за сто, чтобы по дороге грабили и угоняли в рабство всех, кто выглядит не по нашей моде, то есть чужак, ну и чтобы не скоро возвращались домой, ага!

Это уже не бандитский набег на соседнюю деревню, а самая натуральная война с осадами, засадами, сражениями и прочими элементами стратегии "Бородино". Чем дольше будет длиться война, тем дольше не увидит город своих беспокойных сыновей. Список войн прилагается. Список не полный и охватывает вполне конкретный период времени по причине, о которой будет сказано в следующей части. Итак, войны с 8-го века до нашей эры по конец древнегреческой эпохи:

743–724 гг. до н. э. Первая Мессенская война. Войну начала Спарта для захвата и грабежа плодородной Мессении.
720/710–650 гг. до н. э. Лелантская война. Война между халкидянами и эретрийцами за право обладания плодородной левантской долиной. Бандиты из других греческих городов тоже поучаствовали в этой войне, помогая той или иной стороне за право пограбить проигравшего.
685–668 гг. до н. э. Вторая Мессенская война. Смотри выше. Спарта никак не успокоится.
499–449 гг. до н. э. Греко-персидские войны. Тут чуть подробнее и с картой:

Что мы видим? Жёлтым цветом выделено некогда могущественное государство Лидия, населённое тирренами.
Так греки называли все негреческие племена, жившие на побережьях, до которых греки могли доплыть. В переводе на русский язык – чурки. Цари Лидии разрешали грекам селиться на побережье и создавать свои мини-государства.
Между делом в 546 году до нашей эры в битве при Тимбре лидийская 420-тысячная армия под руководством Креза была разгромлена вдвое меньшей персидской армией под руководством Кира.
Битва случилась недалеко от Трои и после победы Кир немедленно предложил всем греческим городам, находящимся в Лидии, подчиниться ему. Греки рассмеялись наглому персу в лицо. Перс обиделся и начал разворачивать свою армию против прибрежных греков.

Греки тут же обратились за крышей к бесстрашным спартанцам, самой могущественной группировке того времени, мол какие-то хачи приезжие быкуют, надо бы стрелку забить и разобраться с чурками.
Спартанцы прикинули соотношение сил своей бригады к персидской и поняли, что воевать с многотысячной армией Кира резон отсутствует. Греческие города на побережье нынешней Турции в итоге подчинились персам.
Ниже размещена карта Персии в период ее могущества.

Как видно, персы дошли до греческих пределов, а именно до Македонии, и там остановились. Тащиться по горам в Грецию войскам Кира было неудобно и бессмысленно. Изначальная цель похода персов на север – война с кочевниками, которые задрали своими набегами на Вавилонскую долину, самую богатую долину того времени. Кстати, современные историки, знакомые с наукой "логистика" утверждают, что больше 10.000 солдат провести от Персии до Македонии нереально. Воевать с лидийцами, а потом и с греками помогали их же соседи и те же кочевники за долю в грабеже.
Вот и собиралась на поле боя армия из 200.000 отборных мародеров. Хотя и эта цифра кажется завышенной.

Тем не менее, продолжаем.

Спустя какое-то время начались политические интриги между Спартой и Афинами, разборки между бывшими царями и нынешними тиранами всех остальных греческих городов (демократия только зарождалась) и прочие дрязги. Каждый раз, когда какому-нибудь хитрому греку нужна была помощь в военной силе, тот обращался к персам, благо те стояли войском недалеко. Персы за долю малую готовы были повоевать с кем угодно, ибо почти вся армия состояла из наёмников. В общем, разборки греков между собой с привлечением наёмных персидских войск и назвали потом греко-персидскими войнами. Кстати, наёмники из персидской армии тоже были не дураки самостоятельно напасть своим землячеством на какой-нибудь зазевавшийся город и пограбить его. Пусть это были киликийцы или фригийцы, для греков они оставались чурки. Если перевести на нормальный язык, то "греко-персидские войны" – это война греков с чурками, которых было огромное множество и все они официально считались подразделениями персидской армии.

464– 458/455 гг. до н. э. Третья Мессенская война. А вот тут, в отличие от двух предыдущих Мессенских войн, наоборот – в Спарте случилось крупное землетрясение, жители городов оказались погребены под завалами, а рабы-илоты, жившие в спартанской сельской местности, отделались легким испугом.
Проморгавшись, отдышавшись и откашлявшись, илоты помчались, как положено в те времена, грабить руины Спарты. Грабёж не удался, потому что часть спартанцев тоже отдышалась и откашлялась, а это были настоящие боевые машины, в отличие от рабов-крестьян. Пришлось мародерам-илотам укрываться в Мессении, а спартанцам снова нападать на нее.
432–404 гг. до н. э. Пелопоннесская война. Война без повода за политическое господство между Спартой и Афинами, с участием примкнувших к войне других греческих городов с целью пограбить проигравших.
395–387 гг. до н. э. Коринфская война. Опять война Спарты с Афинами, получившими за небольшую долю поддержку персов (чурок). Когда Афины стали побеждать, другие чурки (с которыми Афины не договорились) за чуть большую долю предложили свои услуги Спарте.
378–362 гг. до н. э. Беотийская война. В красном углу ринга – Спарта, в синем углу – Фивы. Остальные греческие города поддерживали то одну, то другую сторону. Причина войны в том, что чуркам вся эта возня надоела (у греков кончились деньги). Персы свалили с Балкан, оставив Спарту с Афинами без поддержки. Как говорится, за бесплатно даже прыщ не вскочит. Афины чувствовали себя неплохо, а вот в Спарте наступили трудности.
Настал момент прыгнуть на обедневшую после Коринфской войны Спарту и хорошенько пограбить всё, что осталось. Фивы прыгнули первыми. Во время Коринфской войны они не сидели сложа руки, а прибирали к рукам территории, оставляемые персами, и в итоге почувствовали себя супердержавой.
357–355 гг. до н. э. Союзническая война. Предыдущий бой выявил явного победителя – Афины. Они меньше всех пострадали в Беотийской войне и вырастили новое поколение бандитов, став доминирующей силой в регионе. Конечно же, как принято у доминантных пацанов, случились повсеместные злоупотребления и грабежи менее доминантных граждан, повышение налогов и просто морской разбой под видом обеспечения продовольствием союзного флота под афинским командованием. Бывшие союзники Афин возмутились, собрались в одну большую банду и понеслась разборка между союзниками.
355–346 гг. до н. э. Третья Священная война. Фивы, пропустив союзническую войну, вырастили ответное поколение молодых бандюков, которые (как это принято среди нормальных пацанов) стали быковать и наезжать на соседей – город Дельфы. За тех вступилась Фокида. Понеслось.
339–338 гг. до н. э. Четвёртая Священная война. Простые македонские крестьяне распахали клочок земли, видимо, единственный свободный в тех краях. Но клочок оказался не простым, а священным. Греки, жившие много километров южнее, приезжали сюда, в македонскую пердь, чтобы поклониться богу Аполлону.
А тут какие-то свиные рыла с мотыгами. Надо разобраться! Разобраться не получилось, крестьяне накостыляли интуристам. Официальным победителем был назван местный царь, некий Филипп Македонский, отец Александра Филипповича Македонского.

15 лет в Древней Греции не было войн. Александр Македонский покорял остальной мир.


Молодым бандитам Древней Греции было чем заняться за пределами родины, ибо войско А. Македонского состояло сплошь из наёмников. На священной земле Эллады наступил покой. Ненадолго.


323–322 гг. до н. э. Ламийская война.

Как только Александр Македонский умер, то есть силы, державшей в кулаке весь греко-бандитский сброд с окрестностями, не стало, задиристые греки снова начали бузить и разбираться, кто кого важнее. Зачинщиками выступили буйные Афины. Они же выплатили по итогам ламийской войны самую большую контрибуцию. Ход войны хорошо описывается такими словами: "Македонский царь Антипатр высадил морской десант в Аттике, но солдаты вместо похода на Афины занялись грабежом и разорением окрестностей".

267–261 гг. до н. э. Хремонидова война такая хремонидова. Афины после поражения от Македонии не успокоились. Подросло новое поколение отчаянной шпаны, которые вспомнили старинный горский обычай честно драться кучей на одного. Они позвали в союзники всех, кого знали, даже злейших врагов спартанцев с египтянами, пообещав им, как водится, долю с грабежей македонских крестьянских хозяйств. Увы. Пошли овец стричь, а вернулись снова стриженными.

229/228–222 гг. до н. э. Клеоменова война.

На этот раз стричь соседей-ахейцев отправилась Спарта. Начало было успешным, пока в парикмахерские процедуры не вмешалась Македония, постригшая спартанцев налысо, даже пацанский чубчик не оставили.


220–217 гг. до н. э. Союзническая война.

Пока Спарта, Афины и прочие крупные города бились с Македонией и друг с другом, отлично почувствовала себя Этолийская преступная группировка. Как красиво пишут в исторических хрониках: "В Мессению и Фигалию был отправлен этолиец Доримах с целью возвращения мессенцев в союз с Этолией, но, встретившись с сильным противодействием проахейской партии, перешёл к грабежам и насилию. Вскоре последовали два грабительских рейда этолийцев на Пелопоннес."...

На этой оптимистичной ноте краткий обзор греческих войн заканчиваю, потому что к 217-му году до н.э. греки просрали все полимеры и теперь все как один – стриженные под ноль – воевали наёмниками либо на стороне Македонии против Рима, либо на стороне Рима против Македонии, как в следующей войне, которая называлась уже Первой Македонской
(214 до н. э. — 205 до н. э.). Древняя Греция, которую мы знаем по учебникам, перестала существовать.
Почему перестала существовать Древняя Греция – думаю, понятно.
500 лет непрерывных войн могут уничтожить любую цивилизацию. Как видим выше, из этих пятисот лет только 50 каким-то образом с огромной натяжкой можно назвать войной с чужеземцами, за которую не стыдно.
Остальные 450 лет – это война друг с другом, когда одни греки увлеченно вырезали других греков, а выживших угоняли в плен.

По учебникам истории создается другое впечатление.

Легенды

Прочитав и переварив поток информации, следует помнить факт: греческую письменность изобрели в VIII-м веке до нашей эры. Всё, что происходило до этого времени, передавалось из уст в уста, и с каждой новой передачей герои приобретали более диковинные способности. Также не следует забывать, что вместе с приходом персов в Спарту произошла не только легендарная битва при Фермопилах, о которой сняли тыщу фильмов. Персы принесли в Грецию умение выделывать из шкур домашних животных пергамент, а потом писать на нём. 

До этого греки высекали письмена на камнях либо карябали на деревяшках. Буквы греческого алфавита получили такую форму потому, что так легче писалось писарю, он же каменотес.



В отличие от греков египтяне в то же самое время для своего демотического письма использовали папирус.

И вот случилось такое странное совпадение, что вместе с широким распространением письменности, вследствие повсеместного появления пергамента, пошло на спад число героев. Бандитские подвиги теперь бесстрастно фиксировались писарями и спустя сотню лет после драки за околицей можно было достать пергамент и прочитать, что Рафик, сын Тофика, подбил глаз соседу и трахнул зазевавшуюся селянку. А если бы этот подвиг случился на пару тысяч лет раньше? Сказители сложили бы легенду о Рафике, сыне Ахилла и внуке Геракла, который в одном бою пронзил мечом три сотни злобных варваров с песьими головами, в другом бою – пять сотен, а между боями был ублажаем прекрасными нимфами. Чем диковинней фантазия – тем интересней для слушателя и полезней для кармана сказителя. Потому что времена идут, век за веком, тысячелетие за тысячелетием, а нравы не меняются. Ту просится огромная цитата из В. Шаламова "Как тискают романы":

"Воры коротают время не только за «воспоминаниями», не только за взаимной похвальбой, чудовищным хвастовством, расписывая свои грабежи и прочие похождения. Блатарь рассказывает, с кем «бегал», где воровал раньше, рассказывает о взломах неподступных миллеровских несгораемых шкафов, тогда как в действительности его «скок» ограничился бельем, сорванным с веревок около пригородной дачи. Женщины, с которыми он жил, – необыкновенные красавицы, обладательницы чуть не миллионных состояний. Рассказчику-блатарю самому хочется верить в свое вдохновенное вранье. Он сам себе кажется сильнее и лучше.
И вот, когда улеглись волны хвастовства, кому-то приходит в голову счастливая мысль...–
А если «тиснуть рóман»? И какая-нибудь татуированная фигура устраивается поудобнее и начинает «дебютной» скороговоркой: «В городе Одессе, еще до революции, жил знаменитый князь со своей красавицей женой».
«Рóман» как некая литературная форма вовсе не обязательно роман, повесть или рассказ. Это может быть и любой мемуар, кинофильм, историческая работа. «Рóман» – всегда чужое безымянное творчество, изложенное устно. Автора здесь никогда никто не называет и не знает. Требуется, чтобы рассказ был длинным, – ведь одно из его назначений – скоротать время. «Рóман» всегда наполовину импровизация, ибо, слышанный где-то раньше, он частью забывается, а частью расцвечивается новыми подробностями – красочность их зависит от способностей рассказчика.
Сюжетность и натурализм с сексуальным уклоном – вот лозунг устной литературы блатарей. «Рóман» чуть ли не единственная форма приобщения блатарей к искусству. «Рóман» отвечает уродливой, но мощной эстетической потребности блатаря, не читающего книг, журналов и газет, «хавающего культуру» (специальное выражение) в этой ее устной разновидности. Слушание «рóманов» представляет собой как бы культурную традицию, которую весьма чтут блатари. «Рóманы» рассказывались испокон веков и освящены всей историей уголовного мира.
Поэтому считается хорошим тоном слушать «рóманы», любить и покровительствовать искусству подобного рода. Блатные – традиционные меценаты «романистов», они воспитаны в этих вкусах, и никто не откажется послушать «романиста», хотя бы зевалось до хруста ушей. «Тисканье рóманов» есть древнейший воровской обычай, со всей его религиозной обязательностью, включенной в кредо блатаря наряду с игрой в карты, пьянством, развратом, грабежом, побегами и «судами чести». Это – необходимый элемент воровского быта, их художественная литература. Отрубленные головы, пачки долларов, драгоценные камни, найденные в желудке или кишках какой-нибудь великосветской «марьяны», – сменяют друг друга в этом рассказе."

Конец цитаты. Как видим, сюжетность и натурализм с сексуальным уклоном были движущей силой простого пацанского повествования во все времена. Тысячелетия назад в каждом греческом бандитском отряде был рассказчик, который рассказывал захватывающие истории из жизни своего отряда. Телевидение, радио, кино и даже театры еще не изобрели. Единственным развлечением было прослушивание очередной истории из жизни "Рафика и его отчаянных джигитов". Совершенной необходимостью считалось неудержимое хвастовство и выдача чужих подвигов за свои. Так рождались легенды. Лучшие сочинители легенд сами становились легендами.

На картине изображен великий древний поэт Гомер, живший в эпоху до появления письменности. Обладал недюжинной фантазией и цепкой памятью. Автор, как полагают, двух великих поэм древности "Илиада" и "Одиссея", которые были записаны и ничего более лучшего после этого на древнегреческой земле не сочинялось.




Философы

Если кто-то думает, что древнегреческая молодежь делилась на отчаянных мордоворотов, грабивших соседей, и чахлых ботаников, которые придумывали первые науки, тот страшно ошибается. До изобретения письменности, то есть VIII-го века до н.э. никакой пользы от чахлого потомства не было, поэтому дохляков приносили в жертву богам не только в Спарте. Выживали те чахоточные, которые первенцы, то есть в перспективе могли получить в наследство землю и силами рабов её обрабатывать. Чем больше земли в обработке, тем больше нужно рабов. Чем больше нужно купить рабов, тем больше надо вырастить урожай, чтобы его продать. Чем больше урожай, тем ниже цена на продукты, и денег по-прежнему не хватает на покупку новых рабов. В общем, без бутылки такую задачу не решить, проще организовать набег на соседей и превратить их в бесплатных рабов.

Так появилась математика. Тусовались древние греки на площади и кумекали, что выгоднее – повышать цены на урожай, резать косты или объявлять войну соседям. С появлением письменности дела пошли веселее. Считать на пергаменте в столбик гораздо проще, чем шевелить губами и прикидывать в уме. Тут уже и чахоточные в дело пошли. Пока сильные духом и телом юноши грабили соседей, сильные умом осваивали науки и считали прибыль с набегов, сравнивали с прибылью от урожая до уплаты налогов и после, рисовали графики роста производства и прогнозировали кэш-флоу. Вслед за математикой появились:
черчение, чтобы рисовать правильные графики;
природоведение, чтобы собирать лучшие урожаи;
астрономия и география, чтобы плавать за моря и продавать урожай втридорога;
геометрия с архитектурой, чтоб на полученные с проданного урожая деньги строить дома и крепостные стены не на авось, а по уму;
медицина, чтобы лечиться не травками, как бабки завещали, а у дипломированного специалиста.
Такое вот совпадение, что науки появились после набегов на греческие города чурок, которые между прочим были наследниками древних египтян, шумеров и прочих цивилизаций, оказавшихся во владении Персии. От чурок в итоге отбились, но науки остались и более того, начали развиваться. Развитие наук заключалось в том, что всех детишек, неспособных по причине хилости помочь по хозяйству сначала, и стать воинами потом, отправляли на учёбу к местному грамотею, который был специалистом по любой херне, кроме боевого искусства. Так появились первые школы, первые задачки, первые теоремы и первые доказательства.

До появления наук, любой дворовый спор решался по-пацански – на мечах. Выживал сильнейший. Школьный спор решался на словах и буквах, выживали оба участвующих. Спорить стало не страшно, и начались повсеместные диспуты - "кто сильнее – слон или кит?", "почему зимой день короток, а летом – долог?", "почему собаки гавкают, а люди говорят?" и "сколько квадратов поместится в круг?".
Если первые три вопроса считались риторическими, то на последний ответ найти было можно. Так появилось понятие "бесконечность", а вместе с этим понятием и другие, которые нельзя было пощупать и посчитать, а только мысленно представить.
Тут ботаники совсем распоясались и начали мысленно представлять всякие глупости - "что есть слово?", "кто есть человек?", "что такое Бытие?" и "что такое Сознание?", на которые до сих пор нет ответа.
Первым начал задаваться такими вопросами Фалес Милетский.

Сей достопочтенный муж не был греком. Фалес Милетский имел происхождение из богатой финикийской семьи, а значит был знаком с достижениями могучей финикийской цивилизации, случившейся в 1200 – 800 гг. до нашей эры. Пока греки сочиняли буквы "А" и "Б" для своего алфавита, финикийцы строили 30-метровые корабли и бороздили Средиземноморье с Атлантикой. Без научных знаний такие путешествия были невозможны. Немаловажен факт, что Фалес жил не в материковой Греции, а в Турции, в богатом купеческом городе Милете, что в 50 км. севернее нынешнего курорта Бодрум.

Чтобы записать умную мысль, Фалесу не требовалось высекать её в камне. Пергамент у милетских купцов водился постоянно. В общем, все условия для полноценной философской жизни у Фалеса имелись. Более того, в юности по отцовским купеческим делам он пожил чуток в Египте, где обучился наукам. Именно Фалес Милетский познакомил греков с такими предметами, как геометрия и астрономия. Он же познакомил их с понятиями "бизнес-план" и "монополия". Как позже рассказывал Аристотель: «Фалеса попрекали бедностью, мол, наука никакой пользы не приносит. Фалес, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, до истечения зимы раздал накопленную им небольшую сумму денег в задаток владельцам всех маслобоен в Милете и на Хиосе.
Маслобойни Фалес законтрактовал дешево, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок, начался внезапный спрос одновременно со стороны многих лиц на маслобойни. Фалес стал тогда отдавать на откуп законтрактованные им маслобойни за ту цену, за какую желал. Набрав таким образом много денег, Фалес доказал, что и философам при желании разбогатеть нетрудно, только не это дело составляет предмет их интересов
». В целом, Фалеса интересовали два тесно связанных между собой вопроса, а именно: "из чего все произошло" и "что составляет сущность бытия". Собственно, это есть первые официальные вопросы философии. Фалес отвечал на эти вопросы так: вода есть сущность всего, из воды все произошло и в воду все вновь возвращается.

Остальные философы Древней Греции, участники так называемой "великолепной семерки досократовских мудрецов" перечислены в следующем стихе:
Семь мудрецов называю – их родину, имя, реченье:
«Мера важнее всего», – Клеобул говаривал Линдский;
В Спарте: «Познай себя самого», – проповедовал Хилон;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чем!» – поговорку придумал милетинец Питтак;
«Жизни конец наблюдай», – повторял Солон Афинский;
«Худших везде большинство», – говорило Биант Приенский;

«Ни за кого не ручайся», – Фалеса Милетского слово.

Номер два в хит-параде философов – Сократ.

Сократ (469 – 399 гг.до н.э.) был вторым сыном скульптора Софрониска. В общем, не наследник, а самый натуральный паразит, то есть нахлебник в храме. Там же в храме Сократ получил образование и начал спорить, ведь за это морду не били. Вскоре Сократ стал считаться непобедимым спорщиком. Ничего не утверждая в споре, Сократ задавал оппоненту последовательные вопросы, отвечая на которые оппонент формулировал неизвестные ему утверждения, то есть «рожал истину». Отсюда выражение - в споре рождается истина. Также Сократ первым понял пользу физических упражнений, с помощью которых закалил своё тело и впоследствии смог немножко повоевать. Выдающихся философских мыслей Сократ не оставил. Этим прославились его ученики и последователи, которым Сократ дал внушительный толчок.
Интеллектуальными противниками Сократа в ту пору были софисты, сторонники точки зрения, что "человек – есть мера всех вещей" и, следовательно, Вселенная существует вокруг человека. Отсюда следовал вывод, что личная польза выше закона и любая безнравственность нравственна, если от неё хорошо!
Сократ придерживался противоположной точки зрения, но для окружающих оставался таким же болтуном, как и софисты, которые нанесли значительный урон греческой демократии, поощряя тиранов к захвату власти.

Помимо анализа Сократ первым ввёл понятие этики, первым задал вопрос "Что такое хорошо и что такое плохо?" и первым сделал вывод, что добродетель проистекает из знания, а не из религии.
Церковь была уже тогда, и Сократ тут же был обвинен в богохульстве и ментальном развращении юношества, за что приговорен к смертной казни. По легенде Сократ в суде отказывался признавать свою вину, а поэтому не считал возможным просить о снисхождении, так как не было вины, а значит следовало добровольно принять яд.
Такой вот аналитически безупречный ход мысли.

Номер три в хит-параде и номер один из древнегреческих философов, чьи сочинения сохранились полностью – Платон.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) родился в семье аристократов. Отец Аристон происходил из царского рода, мама была сестрой тиранов. Наследником всего нажитого родителями был Адамант, старший брат Платона. Маленького Платона спихнули на учёбу в храм к Сократу. После смерти Сократа в 399 г. до н. э. Платон свалил на 12 лет из Афин. В поисках истины он посетил Египет, Италию и Сицилию, где ознакомился с учением пифагорейцев. По окончании Коринфской войны вернулся в Афины и основал Академию, которой руководил до самой смерти. После себя оставил Corpus Platonicum, свод сочинений, сохранившихся до наших времен в виде копий. Написаны они в форме диалогов, что сразу напоминает о Сократе, который рожал истину в споре, то есть в диалоге.

Также Платон развил идеи Сократа о том, "что такое хорошо"" и первым попытался ответить на этот непростой вопрос: "Хорошо – это не удовольствие и не польза. Хорошо – это просто хорошо."
Цитирую: "Благо есть благо само по себе" (αὐτὸ ἀγαθόν).
Рассматривая идею блага более конкретно, Платон пришел к выводу, что тело – смертно, а душа – вечна.
В отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. У души есть три начала:
разум, обращенный на познание;
ярость, для наведения порядка и преодоления трудностей;
страсть, просто страсть.
И нет у души конца. Она существует вечно в сферах чистых форм, лишь иногда вселяясь в то или иное тело.
Ещё Платон придумал учение о познании, которое воспринимает окружающий мир либо посредством чувств, либо умом. Чувства позволяют познавать мир вещей, ум позволяет познавать истину. Трактат "Миф о пещере" стал краеугольным камнем платонизма и – берем шире – всего идеализма!
Платон есть первый официально признанный идеалист.

Четвертое место в хит-параде древнегреческих философов на все времена застолбил Аристотель, основоположник логики и создатель системы, объединившей все сферы человеческого обустройства: физику, логику, политику, социологию и философию.

Аристотель. 384 - 322 гг. до нашей эры. Родился в семье царского врача, а значит папаша земли для передачи в наследство не имел, но имел много денег, которые Аристотель получил в 15-летнем возрасте после смерти отца. В 17 лет он поступил в академию Платона, которую закончил через 20 лет. Учился бы и дальше, но Платон скончался. Аристотель с горя женился на дочери мелкого тирана, которого через 2 года свергли.
По приглашению друга детства Филиппа отправился в Македонию преподавать науки сыну Филиппа Александру, который через 8 лет стал грозой мира и окрестностей Александром Македонским. Аристотель после выпускного бала своего подопечного вернулся в Афины и основал Лицей, руководил которым вплоть до смерти Александра Македонского.
Как помните, афиняне тут же стали бузить и главным их желанием было пощупать морду учителя бывшего самодержца. Поскитавшись по греческим окраинам ровно год, Аристотель умер.

Вклад его в мировую науку значителен и никем не превзойден. Он первым разделил общее балабольство на науки (физика, математика, метафизика), болтовню (этика и политика). До Аристотеля и тем и другим занимались одни и те же краснобаи и баламуты.
В своей метафизике Аристотель пошёл дальше своего учителя Платона и развил мысль о причине и начале всего сущего, то есть о том, что же было до всего. А были по его мнению:
материя в виде пяти стихий - воздух, вода, земля, огонь и эфир (некое небесное нечто);
форма;
причина;
цель.
Все сущее в мире было создано из материи по форме, определенной так или иначе какой-то причиной с какой-то конечной целью. Высшей целью считается Благо. Для достижения Блага Аристотель придумал понятие "этика", чтобы обозначить совокупность человеческих добродетелей, которые являются золотой серединой между крайностями:
мужество – середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности);
благоразумие – середина между распущенностью и отказом от удовольствий;
щедрость – середина между мотовством и скупостью;
величавость – середина между спесью и приниженностью;
ровность – середина между гневностью и «без гневливостью»;
правдивость – середина между хвастовством и притворством;
остроумие – середина между шутовством и неотёсанностью;
дружелюбие – середина между вздорностью и угодничеством;
стыдливость – середина между бесстыдством и робостью.
Чтобы все это хозяйство, то есть весь окружающий мир, как-то систематизировать, Аристотель придумал логику и ввёл категории (3 основных – время, место, положение, 6 так себе – количество, качество, отношение, обладание, действие, страдание), по которым расписывал туда-сюда по трафарету всё, что попадалось на глаза. Также Аристотель придумал иерархию всего сущего:
мир камней (неорганический мир);
мир растений;
мир животных;
мир людей.
Сочинив и высказав бессмертную фразу "Платон мне друг, но истина дороже", усомнился в бессмертии души и предположил, что душа живет только в теле и неотделима от него.
Первый официально признанный материалист.
На этом хит-парад основных философов Древней Греции заканчивается. Переходим к развлечениям.

Развлечения

В Греции есть всё. Помимо ученых мужей, а также царей, тиранов, аристократов, воинов, горожан и прочих много тысяч лет назад там были обычные болтуны, те самые, которые сочиняли "легенды и мифы". Как известно, телевидение и радио в ту пору отсутствовало, и каждую банду развлекал свой штатный балабол. Вот и все древнегреческие развлечения. Правда, раз в год в каждом городе случался сабантуй – праздник сбора урожая, который у греков назывался вакханалией или по-научному – Празднествами в честь Диониса.

В общем, каждую осень греки устраивали оргии с вином, плясками и прочими безобразиями. Развлекались, как могли, и о культурном досуге не забывали. Слушали песни, исполняемые так называемыми хорами козлоногих («трагос» – козёл, «трагедия» – козляч... кхм-кхм, в общем, непереводимая игра слов) спутников Диониса. Эти песни называли дифирамбами. Также заслушивали штатных балаболов и определяли, чья байка вышла заковыристей и задушевней. Победитель конкурса баек награждался всяческими древнегреческими ништяками. Вакханки – это тоже женщины, которые, как известно, любят ушами. В общем, стимул для сочинительства баек был, да еще какой! Не забываем, что болтун – это не только находка для шпиона, но и солдат так себе. Ничего ценного из набегов не привозил, а посему импортными шмотками девицу облагодетельствовать не мог и пригласить домой посмотреть трофеи возможности не имел.

Со временем байки и песнопения решили совместить. Байки придумывал один человек, а рассказывал – другой. Этим другим как правило был руководитель хора, так называемый корифей. Хор ему слаженно подпевал, что было громадным шагом вперед для древнегреческого шоу-бизнеса! К VII-му веку до н.э. в славном городе Афины объявили вакхическим безобразиям войну. Праздник Диониса решили проводить раз в два года, при этом окультурив всеобщую пьянку по мере сил. Основным развлечением стали не просто "ля-ля-фа" ака "дифирамбы", но самые натуральные представления для публики.

Для проведения конкурса баек на юго-восточном склоне Акрополя построили самый настоящий театр с самыми настоящими хористами и хористками.
Да. Бюджет празднеств с каждым годом вырастал и вырастал.
Призы становились все весомей и материальней, совсем не так, как раньше – вакханку за сиську подергать, и тут появилась письменность. Теперь байки можно было записывать, потом вдумчиво править и заучивать.
Пергамент, зараза, продавался задорого, но овчинка стоила выделки.

Соревнования самых отъявленных болтунов проходили в три последних дня из шести дней праздника Диониса.
Длилась болтуниада от восхода до заката.
В процессе подготовки к соревнованиям афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему байками и отбирал трех лучших авторов, в прошлом простых балаболов, а теперь натуральных поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму).
Трем поэтам архонт выделял по жребию три хора. Участвовавший в состязании поэт был еще и режиссёром. Каждый из трех поэтов ставил в театре свою тетралогию в один из трех последних дней праздника. Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия, представления ваще стали длиться от зари до зари, так как по ночам давали комедию. Пипл хавал!
Жюри, выбранное из числа зрителей (по одному человеку от каждого из 10 афинских округов), определяло «победителя» трагического и комического агона, то есть состязания.
Призы получали все три поэта, а победитель с корифеем увенчивались плющом. Почти как Олимпийские чемпионы, и даже круче.
Первый официально признанный актер и драматург Феспид на Великих Дионисиях 534 г. до н.э. к корифею и хору добавил самого себя. Он вышел на сцену в образе главного героя и, то вступая в разговоры с корифеем, то декламируя монологи, всячески оживлял шоу. По ходу действия Феспид менял наряды, изображая не только главного героя, но и его врага, замышлявшего вслух недоброе.
Публика была порвана в клочья! Феспид безоговорочно победил в Великих Дионисиях этого года. Этот гениальный драматургический ход взяли на вооружение остальные поэты. Актер, выходящий на сцену, стал обязательным элементом шоу и назывался протагонистом.
Под песни хора и комментарии корифея он разыгрывал сцены, в которых бился с воображаемыми чудищами и ко всеобщему восхищению побеждал, вонзая воображаемый меч в воображаемые сердца, почки, селезенки и прочий ливер! Отныне плющом вместе с автором и корифеем увенчивался и протагонист.

Чего-то не хватает.
Первым это понял Эсхил, отец трагедии. Он смело вывел на сцену второго актера, так называемого девтерагониста, и актеры оба-два стали устраивать на сцене настоящие баталии.

Блокбастеры Эсхила полностью изменили формат представления. Хор с корифеем отошел на задний план, на передний план выдвинулись актеры, разыгрывавшие чисто пацанские разборки с монологами, диалогами, драками и битвами на мечах.

Из восьми десятков трагедий Эсхила сохранились семь: «Персы», «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды». Все трагедии прославляли, как положено в байках, отважных жителей Афин в борьбе против злобных персов, египтян и прочих фив.

Иногда прославляли иносказательно, как в "прикованном Прометее", иногда без всяких экивоков, как в "Персах" и "Семеро против Фив". Материалом для трагедий служили эпические сказания Гомера и других древних авторов.

Переходим к следующему, более плодовитому автору, ученику Эсхила – к Софоклу.

Софокл, как и учитель, тоже был новатором. Он добавил третьего актера – тритагониста и сократил пение хора. Диалогам героев теперь ничто не мешало. Главным элементом драмы стало не пение, а действие. Трагедия заиграла новыми красками! В трагедиях Софокла главным стал не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Терзаться было из-за чего. В Афинах победила демократия, и героями трагедий стали не боги и полубоги, а обыкновенные люди. Время героических баек кончилось! Софокл первым изобразил простые человеческие характеры и их внутреннюю борьбу. Он заставил публику не просто пыриться на сцену, но сопереживать героям. Из 125 произведений Софокла сохранились восемь – «Антигона», «Аякс», «Царь-Эдип», «Эдип в Колоне», «Филоктет», «Электра», «Трахинянки» и «Следопыт».

Третий великий греческий трагик Еврипид резонно рассудил, что вводом четвертого актера на сцену славы новатора не достигнешь и в Великих Дионисиях не победишь.

Еврипид, изучавший философию вместе с Сократом был далеко не дурак. Следовало действовать изощренней и тоньше, а посему он сделал главными персонажами трагедий женщин. Еврипид со смаком описывал ошеломительные выкрутасы женской натуры (а ты что? а он чего? ну а ты? молодец!), тут же насмехался над богами (пасасика! демократия! разрешено все, что не запрещено!) и регулярно отвлекался на философские рассуждения о природе человека (надо же какая сволочь! Клава, не реви!).
Разгар Афинской демократии позволял проповедовать со сцены любые идеи. Трагедии Еврипида посвящались не эпичным подвигам, но грекам с их повседневным геморроем в личной и общественной жизни.
Увы, большим успехом философские пиески не пользовались.
Еврипид победил в Дионисиях всего 4 раза, после чего свинтил в Македонию, где почитался как живой классик.
Там Еврипид и умер, унеся в могилу славу первого драматурга нетрадиционной сексуальной ориентации, возможно незаслуженную. Из сотни пьес до наших дней сохранились 17 трагедий.

Четвертым краеугольным камнем древнегреческого театра стал Аристофан.

Аристофан выступал в другой лиге – в жанре комедии, любимой простым народом как остаток шуток и насмешек, которыми вакхический хор осыпал всякого. На сцену театра Диониса комедия попала случайно, и бодрые комедии Аристофана произвели фурор острыми шутками, меткими характеристиками, сочным языком и жесткой сатирой.
Внезапное появление комедии на сцене театра было связано с расцветом афинской демократии и обусловлено полной свободой слова. Раньше безнаказанно фиглярничали на базарных площадях. Теперь официально разрешили шутить со сцены обо всем на свете, издеваться над чем и кем угодно, вплоть до всесильного Клеона, крупнейшего политического деятеля того времени. Вот тут Аристофану поперло!
Он сам был ярый противник демократии и выражал мысли крупной аристократии.
До наших дней дошли 11 его комедий:
«Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Мир», «Осы», Байки Древней Греции«Птицы»; «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий» (Φεσμοθοριάζουσαι), «Лягушки», «Женщины в народном собрании» (Έκκλεςιάζουσαι) и «Богатство» (Πλούτος).

Двумя другими главными комедиографами Древней Греции были Филемон (358–262 гг. до н.э.) и Менандр (342–290 гг. до н.э.), чьи труды не сохранились, потому что так надо.
Александр Македонский свернул демократию, сатиру запретили, и комедия мутировала в бытовые пьесы из жизни убогих.
С закатом греческой демократии закатилась и культурная звезда Древней Греции.

На руинах древней культуры остались сидеть на кортах все те же буйные пацаны, которые всегда задирали соседей и до, и после... и даже сейчас не дают старушке-Европе спокойно расслабить булки.

ИСТОЧНИК

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить