Удивительное рядом, но оно запрещено... 1

15 3159

Выходил когда-то на советских экранах такой фильм «За спичками», снят по мотивам литературного произведения финского писателя Майю Лассила, и описывает быт, нравы и культуру финнов времён Николая II, когда их земли входили в состав Российской Империи. Несмотря на звёздный состав советских актёров, фильм в прокате продержался недолго. Всё это выглядит очень странным, если принять во внимание, что произведения Леонида Гайдая даже сейчас, спустя более чем полвека, востребованы зрителем не менее современных кассовых фильмов. Очевидно, в нашем случае режиссёр отрабатывал, как сейчас говорят, социальный заказ, не надеясь на популярность итога своего труда. Такое практиковалось тогда, да и сейчас этим не удивить.

Центральной сюжетной линией произведения было отсутствие спичек у одного из главных героев, что послужило поводом заглянуть к соседу, и это в свою очередь привело к пьяным приключениям, завершившимся очень даже нескоро. Так, по крайней мере, нам снова повествует очередная аннотация к фильму. Как оказалось, это только в позднем СССР спички не считались за добро.

А у многих бабушек, которые застали и пережили войну, после их похорон спички выносили на свалку мешками (не утрирую нисколько). Они были куплены очень давно и уже разложились от ветхости, и по этой причине практически не зажигались. Как сейчас помню очень необычные этикетки на этих спичечных коробках времён Сталина. Из разговоров с пожилыми людьми удалось понять, что действительно, спички с начала 20 века были дефицитом и их могли позволить себе свободно только очень небедные люди. А простые, если не могли получать огонь без спичек другим способом, ходили к соседям за горящими угольками. Интересно, в Финляндии от начала 20 века жили настолько богато, что могли себе позволить попросить у соседей спичек? Или спичками там называли нечто другое?

И в самом деле, примерно в то же время, как вышел на экраны наш фильм, покойный ныне отец, как победитель соцсоревнования на заводе, получил бесплатную туристическую путёвку в Болгарию. По приезду из Болгарии отец, как тогда было принято, собрал за столом ближайших соседей по дому и начал угощать привезённым бренди «Слънчев Бряг» (Солнечный берег). Ну и рассказывать о диковинном мире западного соцлагеря, про который тогда ходило множество удивительных слухов. И как-то между делом произнёс для поднятия застольного настроения интересную фразу о том, что у нас спичка – это спичка, сугубо всем понятный унитарный предмет. А в Болгарии таким словом называют половой орган (не уверен за правдивость такой фразеологии, нетрезвый разговор, как известно, юридической силы не имеет). Все присутствующие, как сейчас помню, хохотали очень долго.

И в самом деле, много лет спустя приехав в западнославянские страны, неоднократно попадал в различные комичные ситуации при использовании русских слов, за которые в средней полосе Московии никогда бы ничего не подумал. Русский язык, как известно, велик и могуч, даже если он трансформировался на отдельных исторических территориях в другой смысл отдельных слов.

Уже после появления электронных сервисов языкового перевода действительно убедился, что спички в разных языках называются совершенно по-разному. Это - Streichhölzer (нем.), сірники (укр..), zápalky (чеш.), matches (англ.). А как же общий протоязык? Или спички появились гораздо позже переселения народов, и их называли кто с чем ассоциировал больше в зависимости от конкретной народной культуры и традиций?

А давайте сходим за спичками, примерно, как в том самом кино, но только своим маршрутом. С чего начнём? Но уж раз начали с лингвистики, давайте продолжим. Очень даже легко понимается тот факт, что слово «спичка» появилось от «спицы». И как оказалось, спицами в старину называли не только детали колёс и инструмент для домашнего рукоделия. Значений у этого слова было гораздо больше. При желании можете погуглить и убедиться сами. Общий смысл сводился к тому, что спицами называли любой продолговатый предмет, либо с набалдашником на конце, либо нет. И скажу больше, в лихие 90-е, когда властью были отпущены все тормоза, сдерживавшие советских людей от влияния буржуазной культуры, на свет появился печатный официально изданный сборник неподцензурной русской поэзии от 19 века. Там приняли участие практически все известные поэты из классической литературы, и много неизвестных, не оставивших практически никакого следа. Одно из стихотворений приписывали известному в литературных кругах поэту Баратынскому, о том, как несчастную козу в лесу поймал чёрт и надругался над ней, после чего, пресытившись, убежал в лес. И после этого очень долго звери-птицы куда-то там <…> спицы. Оказывается, слово имело и такой смысл, и болгарские спички здесь выглядят очень даже правдиво. Интересно, почему в других славянских языках спички так не называли?

Как утверждают некоторые исследователи, и не безосновательно, слово «маяк» в русском языке было образовано от латинского «MARK» путём зеркального отражения литеры «R». Некто ещё совсем недавно внедрял чуждый алфавит, и путём такого вот коверканья букв ставил барьер между пониманием у народов, которые требовалось разделить этнически, культурно, духовно и как угодно ещё. Здесь можно рассказывать очень долго, но у нас сегодня не об этом. Извлечём только то, что маяк, марс и марка ранее обозначали если не одно и то же, то очень близкие предметы. Почему спичечную фабрику «Маяк» в городе Рыбинске назвали этим словом, а на этикетку разместили ещё одну спицу, только светящую? Для сведения, до 1917 года данная фабрика называлась «Факел», не исключено, что в честь английского матерного слова (мы многое не знаем про конец 19 века в России), и вновь мы выходим на спицы из стихотворения Баратынского. Что всё это значит? Кстати, много раз удивлялся появлению в русском языке слова «факел». Очень похоже на то, что в Россию это слово пришло «оттуда» и стало вполне безобидным и безотносительным, так же, как и слово «ниггер», в отличие от англоговорящих стран, где свободное употребление этих слов, мягко говоря, не приветствуется.

Наверное, повторюсь, но в многочисленных литературных произведениях эпохи очень раннего социализма и про эпоху очень раннего социализма поголовно все «синематографы» назывались «АРС». Если сомневаетесь, прочитайте «Республику ШКИД».

Луч тех синематографов прошёл сквозь годы вплоть до конца 20 века практически без изменений. Поколение 40+ помнит его очень хорошо, из тех, кто бывал в советских кинотеатрах. Когда из кинозала подбрасывали в луч от кинопроектора посторонние предметы, они начинали светиться диковинным светом, мешая смотреть всем остальным зрителям. Такое вот было тогда хулиганство. Вопрос – почему кинозалы начала 20 века называли «АРС»? К революции и большевизму это слово не имело и не имеет никакого отношения.

Сравните со спичечной этикеткой фабрики "Маяк"

Но если взглянуть на всё это под другим углом, то нетрудно увидеть ещё один предмет со спичечных этикеток фабрики «Маяк», он же собственно маяк, но в миниатюре. Он же марс, он же «АРС». Первую букву политкорректно от этого слова отодрали, чтобы никто не догадался, что марс - это далеко не только планета и даже не бог войны. И терзают смутные сомнения, что укоротили слово совсем не писатели раннего соцреализма, а уточнители истории где-то не ранее середины 20 века. У писателей как раз всё было в лучшем виде. Вопрос – зачем? Кому мешали эти светящие спицы?

Начинаем думать, ну или продвигаться дальше за спичками. Где искать ответ? Ещё раз внимательно посмотрим на аукционные лоты для любителей антиквариата.

Полагаю, для этого даже не обязательно созерцать подобные экспонаты, надписи о безопасности спичек встречаются даже сейчас, как в отечественных экземплярах, так и в зарубежных. Спички, как известно, это не игрушка, и это знают все даже без напоминающих надписей. Почему на всех спичечных коробках поголовно и на разных языках в начале 20 века писали подобные фразы все их изготовители? Почему в СССР со времён Сталина эта традиция вдруг исчезла и вернулась уже только после ухода СССР? И в очередной раз ничего удивительного мы не открываем. Как известно, ранее спички делали из фосфора, что было очень небезопасно. Пожаров в те времена боялись больше, чем эпидемий, и спички подобного изготовления приносили больше вреда, чем пользы. По отзывам некоторых современников, фосфорные спички зажигались не только от чирканья о коробок, а просто при встряхивании коробка, трением друг об друга. Если такое имело место быть, то определённая опасность присутствовала, вне всякого сомнения. Проще было действительно ходить к соседям за угольками, или как в том кино, к богатым соседям за безопасными спичками. А богатые соседи не покупали спичек никогда, если на них не было надписи «safety matches». Даже когда очень хотелось огня, чтобы согреться. Чушь какая-то. Давайте и здесь смотреть под другим углом, примерно, как ранее на марс-маяк.

Первые спички сделал в 1805 году французский химик Жан Шансель, ассистент профессора Тенара. Это были деревянные спички, зажигавшиеся при соприкосновении головки из смеси серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой. В 1813 году в Вене была зарегистрирована первая в Австрийской империи спичечная мануфактура Малиарда и Вика по производству химических спичек. Ко времени начала производства серников (серных спичек) (1826) английским химиком и аптекарем Джоном Уокером (англ. John Walker) химические спички были уже достаточно широко распространены в Европе. Дошли они и до России, например, в конце 1824 года А. С. Пушкин в письме брату из Тригорского в Петербург просит прислать ему серные спички.

источник

На минуточку, как вещает тот же ресурс, фосфорные спички появились много позже, и сразу попали в категорию риска, поскольку, помимо пожарной опасности, ими начали массово пользоваться убийцы и самоубийцы, для применения и употребления яда из спичечных головок. И несмотря на это, их массово выпускали, пока на свет не появился некий документ. Ну или произошло некое событие мирового масштаба, формализованное в документ.

Это целая международная конвенция, и для колоний, и для метрополий, согласно которой во всём мире запрещался белый фосфор. Правда, очень странно, что документ не вступил в силу, но все ринулись его исполнять, вплоть до скрупулёзного нанесения соответствующих надписей на спичечных коробках. Включая Российскую Империю с её натуральным хозяйством и народной традицией светить факелом властям всех уровней. А держатели спичечных мануфактур тогда тоже были выходцы из народа, если история не врёт. Пусть не все, но бóльшая часть точно. Это были купцы и крестьяне, купившие себе «вольную». А может, по определению между этими сословиями надо ставить знак равенства. Почему они все как один подчинились законам, не вступавшим в юридическую силу? Что это случилось, можете не сомневаться, фосфорные спички действительно исчезли. Какая такая структура заставила всех подчиниться своей воле, причём в мировом масштабе и без всякой ратификации законов?

Здесь, наверное, для понимания, происходившего надо сделать небольшое отступление. История России от первых двух десятилетий 20 века нам известна очень однобоко. Была какая-то революция 1905 года, в ходе которой по всей Империи прошли погромы и было много жертв, но царь, как ни странно, усидел на троне. И далее при том же царе страна в следующие 10 лет делает стремительный рывок во всём, где только можно, и полагаю, никто этот факт сейчас оспаривать не будет. На Нижегородской ярмарке демонстрировались такие экспонаты изделий отечественной промышленности, какие местами не встречались и в мире (желающие могут найти в сети её каталоги без особого труда). Чем был обусловлен такой рывок? Неужели поумневшим после народных бунтов царём? Но вдруг внезапно, а может совсем не внезапно, началась война, переросшая в революцию, что в итоге уничтожило этот промышленный бум. И по некой странности победившие большевики всячески старались этот факт скрыть, заявляя, что страна им досталась разрушенной, нищей, лапотной и прочей подобной. И одновременно новая власть уничтожала все промышленные достижения той эпохи путём национализации, что де-факто было одним и тем же действием, по крайней мере в первое десятилетие победившего социализма. Почему они решили так себя вести?

Давайте представим это наглядно с точки зрения современной управленческой психологии.

Какой-то юморист нарисовал реальное положение организационной структуры в любом современном властном подразделении, будь то коммерческая фирма, будь любое другое образование. И что интересно, не соврал ни капли. Эту схему можно примерять на различные государственные и общественные органы, большой ошибки не будет. В современной терминологии это есть матричная система, когда горизонтально-вертикальные отношения построены по сложным законам и без чёткой иерархии. А как в этом отношении выглядела царская власть? Наверное, с её табелями о рангах и кодексами чести всё выглядело несколько упорядоченнее, хотя и с поправкой на российские условия. Но всё же представим, что иерархия там была сравнительно чёткой.

Как в такой ёлочке могло получиться, что после народных бунтов 1905 года развитие пошло семимильными шагами, и при всё том же царе-батюшке? Собственно, выводов только два – либо на какой-то ступени иерархии были разорваны все связи, которые до этого тормозили процесс, либо были разорваны связи, какие мы в нашей схеме не учли, и они также тормозили процесс. Речь здесь, понятное дело, идёт про процесс развития. Первые два десятилетия 20 века известны, например, по отношению к 19 веку гораздо лучше. Там были одиозные министры, на которых покушались, промышленники, банкиры и прочие деятели, но никто никого не свергал. И царь сидел на троне достаточно прочно (вроде бы) до 1915 года. Тогда какие связи разорвались на нашей схеме? А теперь вспомним про спички и тотальный запрет белого фосфора по щелчку пальцев. И в очередной раз взглянем на картину русского мира под другим углом.

Полагаю, начинает доходить до многих. Есть два вида извращений – хоккей на траве и управление 1/6 части суши с помощью такой вот ёлочно-матричной системы. Да простят меня любители того вида спорта, но позвольте остаться при своём мнении. Невидимая вертикаль из сереньких человечков шла до самого низа общества. При описании народных бунтов от 1905 года вполне отчётливо исторические летописцы отразили некоторые незаметные на первый взгляд детали. А именно погромы, которые шли не только на дома богатых и зажиточных власть имущих персон, но и на врачей, которые сами единолично решали, где и какие дома надо сжигать, чтобы предотвратить распространение холеры. И никакая власть им была не указ (что-то до боли знакомо). И действительно, дома сжигали, с выселением их обитателей на улицу в лучшем случае. Подобные факты зафиксированы документально. Сюда же можно отнести и истории с испанкой и поголовной вакцинацией от неё, но полагаю, и так понятно.

А с фосфором и его тотальным запретом как раз и сработала та вертикаль из сереньких человечков, которая, если надо, могла воздействовать на любые уровни, оставаясь при этом в тени. Главное – создать для гоев иллюзию могущества и их непобедимости при как будто патриотической царской власти, а остальное они додумают и доделают сами. И живя в такой иллюзии, никогда не увидят ничего, а большинство из них вообще не могло видеть дальше собственного носа. Увы и ах, но такие у нас обыватели практически везде.

―Видишь суслика?
―Нет.
―И я не вижу. А он есть.

И очевидно, в 1905 году протестующие как раз стряхнули с себя эти невидимые узы от серых человечков, без всяких революционных организаторов и высоких идей. Просто и лавинообразно, без коммунистических вождей во главе процесса и в масштабах Империи. И царь, который наверняка как минимум знал о существовании и назначении серых человечков, после событий 1905 года болтался как известная субстанция в проруби, потому как он далее просто не мешал никому развиваться. Если бы мешал, понятное дело, что было дальше. Побеждённые, очевидно, вначале не знали, что делать, и растерялись, но потом проявили изобретательность в виде искусственно созданной Первой мировой. Но это уже другая история. Главное – создать иллюзию отечественной войны. Если у кого-то при восприятии этой фразы начались непонятные ассоциации, подержите их пожалуйста при себе (и не засоряйте комментарии).

В случае с фосфором, кстати, получилось занятно. Его добывали кустарным способом на тех же фабриках, на которых изготавливали сами спички. Официально, под видом борьбы за промсанитарию и с прочими благими намерениями, фосфорное производство уничтожили. Но постойте, как уже было сказано выше, в стране было натуральное хозяйство и сплошной апофигей на руководящие импульсы со стороны власти. Это сейчас лишают лицензий и отключают энергоносители, а тогда такие условности ещё не изобрели. Как же там было на самом деле? Натуральное хозяйство стоит того, чтобы упомянуть его отдельно. Это сейчас население держат различного рода социальными крючками в виде общих источников энергоснабжения, денежных кредитов, централизованных поставок продовольствия и прочего подобного. При необходимости можно легко притянуть и отправить в очень нелёгкие жизненные условия большие народные массы любым из этих крючков. А в то время – как, если всё необходимое народ имел при себе и воспроизводил своими силами? Это была его своего рода степень свободы, с которой планомерно боролись и борются до настоящего времени, за исключением некоторого периода в середине 20 века.

Так что там было с фосфором?

Почему-то вспомнились школьные уроки истории про тот период, когда в большевистской её интерпретации в стране зрел кризис, и на политическую сцену вылезли деятели, которых большевики называли оппортунистами. И их было очень много, и каждые имели название, примерно, как и сектанты, которых тоже тогда не обделяли вниманием. Из них сохранились в памяти ликвидаторы и отзовисты, а многих уже и не вспомнить. Но учитель их скрупулёзно всех зачитывал по списку. Зачем? При виде этого списка почему-то упорно лез в голову советский фильм, где одна из героинь могла приготовить из картофеля 60 (кажется) блюд. Как, а главное, чем они отличались друг от друга? Всё больше казалось, что такой список делали для того, чтобы в нём из-за изобилия однотипных персонажей размыть реальные политические течения, которые могли изменить жизнь к лучшему. А такие были. Называли их анархистами. Хоть это слово в школьные годы больше пугало, чем влекло, но если вдуматься, то там действительно была, как их называли, мать порядка. Если вдруг наступила бы анархия, как очень давно в древние времена, и правоту любого субъекта решали не конституция и купленный суд, а устав, никаких серых человечков не было бы в принципе. Их просто не могло бы быть. Неспроста Лейба Троцкий после прихода к власти первым делом уничтожал казачество, где ещё местами жили таким образом, по уставу. И уничтожил так, что про этот исторический пласт из пластунов не помнят даже историки с дипломами и стажем.

Давайте-ка лучше вернёмся к маршруту за спичками.

И правда, некошерно получилось, когда в СССР положили факел на руководящие требования тайной закулисы и вместо надписей о безопасности спичек начали наносить социалистическую агитацию или просто посторонние картинки. А те, как известно, требовали соблюдать свои правила досконально, даже если это выглядело как абсурд. Это было своего рода в их глазах индексом лояльности.

Что же там происходило в этом самом спичечном производстве? Полагаю, копнуть надо несколько глубже.

На одном из интернет-аукционов антиквариата попалась такая вот картинка, в аннотации было написано, что некий немецкий алхимик изготавливает фосфор. Это обычная гравюра от 18 века, стоила недорого и в общем не представляла большой ценности. Такие на подобных аукционах продают пачками. Кто-нибудь что-нибудь заметил? Приложу укрупнённый фрагмент.

Первое, что при просмотре привлекло внимание и сбило с толку, был факт, что ни одной тени или полутона не нарисовано неправильно. А такое бывает только на фотографиях. Нет, конечно, есть художники, которые могут так изобразить, но говорить о массовости таких произведений явно не приходится. Если этот образ создал художник, поверьте, он стоил бы очень дорого, и может быть даже был известен на весь мир. Похоже, в старые добрые времена имелось такое средство преобразования фотографий в произведения изобразительного искусства, что наш Фотошоп отдыхает. А в нашем случае скорее всего мы наблюдаем даже коллаж из двух фотографий, на заднем плане есть ещё один сюжет. Второе, что насторожило, был изображённый технологический процесс. Судя по тому, как и каким предметом освещено лицо алхимика, ошибки тут нет, это он, родимый.

Очевидно, сразу же после синтеза фосфор очень сильно светился. Какая-то энергия ему доставалась от химической реакции. Но что это был за синтез? На картине изображён обычный по виду самогонный аппарат, и струйка пара, которая выходит из колбы, нам идентифицирует процесс перегонки предельно ясно. И судя по всему, пар в плане ядовитости был абсолютно безопасен. Рискну предположить, что это обычный водяной пар. Что же это был за интересный такой прибор?

На многих старинных изображениях алхимиков действительно присутствует перегонный аппарат в виде печи, которая нагревает сосуд, в который, в свою очередь, заливали исходное сырьё. Вариаций такого аппарата было много. Чем же его заправляли?

На какой-то политической карикатуре отчётливо видно, что в качестве сырья используют военнослужащего (вроде бы). Что хотел донести автор подобной сатирической аллегорией? Но ещё более интересно, что вокруг печи скопились те самые человечки, которые на схеме (см. выше) были помечены серым цветом. Полагаю, в этом никто не усомнится. Какой интерес они преследовали эксплуатацией такого самогонного аппарата? Очень занимательно.

И почему подобные игрушки пошли в истории следом за фосфорными спичками?

В своё время слышал версию от простых советских обывателей, что подобные сувениры излучали радиацию, в связи с чем их запретили где-то при Ильиче-втором. Примерно также, как и фосфорные спички, просто запретили по мановению руки, без всяких законов. Хотя в СССР времён середины 20 века их выпускали массово. Равно как и лампочки подобного вида.

Случайно ли это?

tech_dancer 

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Кино "За спичками" практически невозможно смотреть. Почти как читать этот текст.
    • SPQR
    • 20 ноября 2022 г. 10:54
    Хорошее кино. В Болгарии пичка, яичница-глазунья-яйца на глаза, занавеска/штора-пердето. :thumbsup: Текст?
  • кэцэ однако. ку,
  • бочка арестантов :-1:
  • Технология управления всемирной закулисы освещена, как полагается, при помощи спичек. Приведён исторический пример освобождения от хватки тайного спрута. Ну и боевой лозунг победы присутствует: Анархия - мать порядка. Статья зачётная!