ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА

1 3443

10 мая 1910 года при Министерстве юстиции было учреждено под председательством товарища (современным языком — заместителя) министра юстиции А. Н. Веревкина Особое совещание для выяснения вопроса о русских государственных, национальных цветах. Член совещания капитан-лейтенант П.И. Белавенцев написал записку "Цвета русского государственного национального флага", с которой мы и предлагаем вам ознакомиться. ---- На правах рукописи.

С соизволения Его Императорского Величества было собрано особое совещание об установлении цветов национального флага под председательством генерал-адъютанта Посьета, которое в 1896 году в заключительном своем решении высказалось за цвета бело-сине-красные, совершенно отвергая сочетание цветов черно-желто-белые, находя, что последние цвета «не имеют ни геральдического, ни исторического основания».

Установив вполне верное решение о важности флага цветов бело-сине-красного, Совещание пришло к совершенно неверному выводу относительно сочетания черно-желто-белого, ибо это сочетание безусловно имеет основание геральдическое, а равно и историческое. Вопрос только в том, что какое сочетание более может быть названо Русским, Государственным, Национальным, а не привитым с запада и чуждым русской старине, русской самобытности. Засим увидим дальше из сравнительной таблицы, что далеко не все государства признают своими национальными цветами цвета своих государственных гербов или цвета гербов своих властителей. Для удобства исследования данного вопроса я разделяю его на следующие части:

1) Возникновение сочетания бело-сине-красного и установление даты, когда оно стало цветами Государственного флага.

2) Возникновение сочетания черно-желто-белого и установление даты, когда оно стало цветами Государственного флага.

3) Флаги cлавянских государств.

4) Сравнительная таблица флагов Государственных цветов различных государств с их флагами, существующими теперь. Эта таблица может быть составлена по получении ответов наших дипломатических представителей при иностранных державах, существующая же записка Языкова слишком не верна.

Для большей точности исследования я полагаю необходимым основывать работу главным образом на Высочайших повелениях или решениях, удостоившихся регламентарного установления; если же нет такой санкции, то искать обязательно первоисточника, не допуская в исследование сомнительных данных, которые я не смог проверить.

I

Возникновение сочетания бело-сине-красного и установление даты, кода оно стало цветами Государственного флага. Капитан Бутлер, командир корабля, строившегося в царствование царя Алексея Михайловича в селе Данилово, просил отпустить ему на флаги материю и при этом добавляет: «а цветами те все киндяки как Великий Государь укажет: только на кораблях бывает: которого Государства корабль, того Государства бывает и знамя» (Допол. к Актам Историческим, собранные и изданные Археографической Комиссией т.V №46 с.220. Подлинные документы хранятся в Мос.отд.Арх.Мин.Ин.Дел.). Итак, тут прямо спрашивается указание, какие избрать для московского военного корабля свои собственные государственные цвета. Этот вопрос вызвал справку, которая и была представлена царю Алексею Михайловичу под названием (А.И. Успенский «Писание о зачинании знака и знамени или прапорове» изд. Москва 1904 г.) «Писание о зачинании знака и знамени или прапорове». В ней сначала указаны флаги 12 колен израилевых, а затем флаги морских держав Англии, Дании, Швеции и Голландии, а в результате 9-го апреля 1667 года была послана (Доп.Акт.Ист. т.V №47 с.253.) «память в Сибирский приказ велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тяфт четчатых, лазоревых к корабельному делу на знамена и на яловчики».

Следовательно, по указу царя Алексея Михайловича 9-го апреля 1667 года установлены Государственные Московские цвета: черчатые, белые и лазоревые или по-теперешнему цвета красный, белый и синий.

Третий флаг московский книги Алярда

Как были скомбинированы эти отпущенные на корабль цвета материи, указать трудно, но я полагаю так: синий прямой крест, два квадрата белых и два красных (рис. 1). Это тип сухопутных знамен и прапоров в Московском Государстве, в чем доказательством могут служить прилагаемые рисунки того времени. Из них особого внимания заслуживает (рис. №2) «образец каковы делать знамена». Это памятник времен царя Алексея Михайловича. Полотнище разделено на 4 части, их которых два белых и два синих.

«Вообще в знаменах второй (Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч.1, знамена (с. 10-173).) половины XVII века заметно некоторое однообразие в величине и сходство в изображениях. Особенно можно это сказать о знаменах, бывших в 1674 году у Московских стрелецких полков. Они имели вид продолговатого четырехугольника; состояли из каймы, середины и креста и были нижеследующих цветов, соответствующих, как видно, цветам полковой одежды».

Московские стрелецкие знамёна из альбома Пальмквиста

В первом полку Егора Лутохина (имевшим платье красное с петлицами малиновыми; шапки темно-серого или железного цвета и сапоги желтые) – кайма желтая, середина малиновая, крест белый.

Во втором полку Ивана Полтева (имевшим платье светло-серое с петлицами и подбоем малиновым; шапки малиновые и сапоги желтые) – кайма желтая, середина светло-серая, крест малиновый.

В третьем полку Василия Бухвостова (имевшим платье светло-зеленое с петлицами и подбоем малиновым; шапки малиновые и сапоги желтые) – кайма белая, середина светло-зеленая, крест малиновый.

В четвертом полку Федора Головлинского (имевшим платье клюквенного цвета с петлицами черными и подбоем желтым; шапки темно-серые; сапоги желтые) – кайма белая, с желтыми наугольниками, середина клюквенного цвета, крест желтый.

В пятом полку Федора Александрова (имевшим платье алое с петлицами темно-красными и подбоем светло-синим; шапки темно-серые; сапоги желтые) – кайма белая с светло-синими наугольниками, середина алая, крест желтый.

В шестом полку Никифора Колобова (имевшим платье желтое с петлицами темно-малиновыми и подбоем светло-зеленым; шапки темно-серые и сапоги красные) – кайма светло-зеленая с белыми наугольниками, середина желтая, крест темно-малиновый.

В седьмом полку Степана Янова (имевшим платье светло-синее с петлицами черными и подбоем коричневым; шапки малиновые; сапоги желтые) – кайма черная с желтыми наугольниками, середина светло-синяя, крест желтый.

В восьмом полку Тимофея Полтева (имевшим платье оранжевое с петлицами черными и подбоем зеленым; шапки вишневые и сапоги зеленые) – кайма зеленая, середина оранжевая, крест белый.

В девятом полку Петра Лопухина (имевшим платье вишневое с петлицами черными и подбоем оранжевым; шапки вишневые и сапоги желтые) – кайма трех цветов: белого, желтого и красного с вишневыми наугольниками, середина вишневая, крест оранжевый.

В десятом полку Федора Лопухина (имевшим платье рудо-желтое, желто-оранжевое с петлицами и подбоем малиновым; шапки малиновые и сапоги зеленые) - кайма белая с зеленым, середина рудо-желтая с двумя звездами малиновыми и двумя белыми, крест черный.

В одиннадцатом полку Давыда Воронцова (имевшим платье малиновое с петлицами черными и подбоем коричневым; шапки коричневые и сапоги желтые) – кайма белая с голубым и с желтыми наугольниками, середина малиновая, крест черный.

В двенадцатом полку Ивана Нараманского (имевшим платье вишневое с петлицами черными и подбоем светло-синим; шапки малиновые; сапоги желтые) - кайма вишневая с желтым, середина черная с вишневыми украшениями в виде змеек, крест белый.

В тринадцатом полку Лаговскина (имевшим платье брусничного цвета с петлицами черными и подбоем зеленым; шапки зеленые и сапоги желтые) – кайма белая с зелеными наугольниками, середина брусничная с такими же украшениями, как у знамен предыдущего полка, только цвета белого, крест лазоревый.

В четырнадцатом полку Афанасия Левшина (имевшим платье светло-зеленое с петлицами черными и подбоем желтым; шапки малиновые и сапоги желтые) – кайма белая, средина светло-зеленая, крест желтый.

Висковатов указывает: Прил. 238 – все эти 14 знамен находятся в рисунках Пальмквиста, о котором упомянуто выше в прил. 165.

Прил. 165 Эрик Пальмквист, приезжавший в 1674 году к царю Алексею Михайловичу Посланником от шведского короля Карла XI, оставил о своем пребывании в России записки, хранившиеся в рукописи в Шведском государственном архиве. В 1870 году Государю Императору были доставлены рисунки из этой рукописи, изображающие:

1) одежду знаменщиков и знамена 14-ти Московских стрелецких полков;

2) стрелецких начальных людей или офицеров;

3) жильца, названного у Пальмквиста царским драбантом;

4) стрельца и

5) рынду.

***

24 апреля 1669 года был в посольском приказе объявлен приказ царя командиру корабля, названного тогда Орел (Доп. Акт. Ист. т. V № 47, с.274), «и велено ему (т.е. командиру) поставить на носу и на корме по орлу и на знамени и на яловчики нашивать орлы же». Я не мог найти, какого цвета материя была отпущена на эти орлы, но полагаю, что золотые орлы, ибо золотые были бы виднее черных. На последующих регламентированных флагах Царя Московского орлы сделаны золотые. В книге Хурелича (Этой книги наход. в Моск. Ар.Мин.Ин.Дел три экз.: один латинский и два русских. Просмотров: 13700 Источник: Записка Члена Особого Совещания, капитана-лейтенанта П.И. Белавенцева. Цвета русского государственного национального флага. Санкт-Петербург, Сенатская типография, 1910), которая могла бы служить установлению Государственных цветов герба, герб нарисован различно: то золотой орел на белом поле, то черный орел на желтом. Итак, с 9 апреля 1667 года Высочайшей властью Государства Московского цветами признаны белый, синий и красный. С 24 апреля 1669 года на корабельные знамена и яловчики были нашиты орлы очевидно другого цвета, но какого именно указано (по моему предположению, орлы нашиты золотые или точнее желтые). В 1693 году царь Петр Алексеевич пожаловал Архангельскому архиепископу Афонасию свой флаг; он сохранился и теперь, и я его по высочайшему повелению привез в С.-Петербург (рис. №4).

Флаги, хранившиеся в соборе г. Архангельска

Полотнище имеет три горизонтальные полосы – бело-сине-красная, орел вшит желтый, на его груди нарисован масляной краской красный щит с изображением Св. Георгия на белой лошади, поворот фигуры церковный. Победоносец колет зеленого змея. Флаг этот схож с первым флагом книги Алярда 1705-9 г. (рис. №5).

Этот флаг Царя Московского, полагаю, сохранился до Полтавской победы, когда был объявлен уже штандарт желтый с черным орлом, что является безусловным началом гербового флага цветов черно-желто-белого, и во всяком случае на сорок лет позже объявленных царем Алексеем Михайловичем государственными цветами сочетание бело-сине-красное. Сочетание черно-желто-белого не было объявлено как флаг до 1858 года.

Первый флаг Московский, книга Алярда

Во время Азовского похода 1696 года, как видно из гравюр того времени, флаг подобен сказанному выше мною для корабля Орел, т.е. подобно третьему флагу Алярда (рис. №6). В 1700 году, отправляясь в Керченский поход, царь сам начертал рисунок (рис. №7) флага для кораблей - он имеет три горизонтальные полосы бело-сине-красная. Именно под таким флагом направился в Константинополь корабль Крепость; прилагаемый рисунок корабля взят мною из книги Елагина, который взял с рисунка, сделанного современником плавания Христианом Отто, который был штурманом на корабле (рис. №8).

Сколько времени этот флаг был военным, я указать не могу, вероятно, до 1703 года, когда был объявлен (рис. №9) «стандарт во образ креста святаго Андрея», т.е. подобно второму флагу книги Алярда. Во всяком случае с 1709 года флаг бело-сине-красный становится «обычайно торговых и всяких Российских судов флагом». До сих пор флаг бело-сине-красный неизменно остается флагом торговым, а с 1883 года национальным.

Увеличенная копия с гравюры Шхонебека, изображающая взятие Азова в 1696 г.

Автограф собственноручного рисунка царя Петра Алексеевча 1699-700 гг

С 1709 года Петр Великий устанавливает флаги эскадр белые, синие и красные, что видно из таблицы, напечатанной в Киеве (рис. №10). Эти флаги сохранились до царствования императора Александра II с различными видоизменениями по временам; причем «трех колеров» Брейд-вымпела и вымпела только в царствование Александра II были упразднены (после 1860 года).

Корабль "Крепость". По рисунку Христиана Отто, 1700 г.

Второй флаг Московский из книги Алярда

Итак, различные комбинации цветов белого, синего и красного лежат в основе всех русских морских флагов с 1667 года, установленные, тогда как цвета Московского государства. Что именно эти цвета император Петр Великий особенно отличал, можно видеть из того, что он своим полкам гвардии дал обшлага и воротники: Преображенскому – красные и Семеновскому – синие, что сохранялось в основе их знамен. Полковые знамена были белые, а батальонные – красные и синие по полкам, но все они были с каймой треугольников белых, синих и красных. На ботике «Дедушка русского флота» буртик был сделан треугольниками тех же бело-сине-красными, что сохранилось и по сей час (рис. №11).

Русские флаги в Киевской таблице 1709 г.

При Петре Великом офицерские шарфы через плечо были бело-сине-красные, тех же цветов темляки. Шведы имели цвета своего флага сине-желтые. Установленные Петром Великим шарфы просуществовали до времен усиления немецкого влияния на Руси при императрице Анне Иоанновне. Сводя все сказанное о цветах бело-сине-красном, видим, что начало положено Высочайшим Указом царя Алексея Михайловича в 1667 году, когда были избраны «Государства Московского цвета». Эти цвета были приняты царем Петром Великим, введены для отличия в обмундировании полков гвардии, в шарфах, темляках. Флаги морские остались нерушимо и по сейчас, а сочетание бело-сине-красное было в обмундировании уничтожено под влиянием чуждого русскому духу времени Бироновщины. Высочайшим повелением, объявленным министром внутренних дел 7 мая 1883 года, в Бозе почивший император Александр III Миротворец – этот поистине великий славянский государь повелел признавать флаг бело-сине-красный Национальным.

Ботик времени Петра Великого. Гравюра Зубова

Геральдического основания комбинация бело-сине-красная не имеет, хотя, конечно, можно вывести: считая Св. Георгия белым, мантию синей, а поле красное. Во всяком случае, такое производство цветов бело-сине-красных от герба будет новшеством. Но является вопрос - нужна ли обязательная связь цветов флага с цветами Государственного герба и не есть ли это только подражание некоторым государствам запада и притом далеко не всем?

II

Возникновение сочетания черно-желто-белого и установление даты, когда оно стало цветами государственного флага.

Сторонники этого сочетания цветов производят от черного орла на желтом поле и белого Св. Георгия; начало берут 1497 года, но начало очень шаткое и далеко не документальное, а во всяком случае не имеющее в основе Высочайшего установления. Никто из них не может точно установить с тех времен цвета этих трех составных частей Государственного герба. Орел двуглавый, говорят, был в Византии черный, но я по сему случаю спрашивал знатока византийских древностей проф. Успенского, и он мне сказал, что византийский орел был красный. Царь Иоанн III, по свержении татарского ига, на шпице Спасских ворот установил золотого орла.

Казалось бы, должное и точное указание мог дать приглашенный царем Алексеем Михайловичем из Австрии знатока этого дела Лаврентий Хурелич (Курелич), именовавшийся: Священного Римского государства Герольдом. Он написал в 1673 году книгу на латинском языке «Родословие пресветлейших и вельможнейших Великих Московских князей…», где приведены гербы всех государств, с которыми русские государи были в родстве. Русский герб изображен на заглавном листе, а затем и на общей таблице с прочими гербами. Можно было ожидать, что будет положен незыблемый фундамент русскому гербу, но оказалось, что нет. Этой рукописи имеется три экземпляра в Московском архиве Министерства иностранных дел, в них на заглавном листе русский государственный герб изображен так: золотой орел на белом поле с изображением Св. Георгия на красном грудном щите, поворот церковный. На таблице же с прочими гербами русский изображен на главном месте, представлен в одном экземпляре черным орлом на золотом щите, Св. Георгий на красном щите, поворот церковный, а в другом изображении золотой орел на белом поле, Св. Георгий на красном щите, поворот геральдический. Последняя комбинация в геральдическом отношении немыслима. Это выходит металл на металл.

В титулярнике царя Алексея Михайловича русский герб – опять золотой орел на белом поле. На белом грудном щите Св. Георгий, поворот церковный. Во всех случаях орел изображен с поднятыми вверх крыльями.

Итак, в официальных гербовниках орел нарисован иногда золотой на белом поле, а в других – черный на золотом…

Во всяком случае на флаге московского царя Петра с 1693 по 1709 орел был желтый или золотой с красным грудным щитом и белым изображением Св. Георгия, поворот всегда церковный. В 1709 году царь Петр устанавливает свой штандарт российский и уже незыблемо: черный орел на желтом поле, но изображение Св. Георгия встречается и на белом щите, и на красном. Сам Георгий иногда золотой, иногда белый, поворот всегда церковный. Того же вида и подлинный штандарт, сохранившийся и сейчас в Московском музее; он был поднят царем в 1716 году, и тут опять черный орел на желтом поле, но грудной щит белый и на нем золотой Георгий, поворот церковный (рис. №12).

Изображение Штандарта Петра Великого, который он поднимал как император в 1716 г. Подлинник в Морском музее.

Итак, с 1709 года геральдические начало, незыблемо сохранившееся и сейчас, указывает на цвета черно-желто-белый, но во флаге эти цвета были соединены только во второй половине XIX столетия под безусловным влиянием Кене. Сторонники черно-желто-белого сочетания указывают, что еще при Петре Великом были белые банты на шляпах и что это было сохранено при императрице Анне Иоанновне как «Российский знак», и тогда же шляпа должна была обшиваться галуном золотым. 21 сентября 1742 года Военная Коллегия слушала донесение генерала Бутурлина о требовании указа в полках дивизии его «каких цветов шарфы и темляки повелено будет строить, что были у них шарф и темляк бело-сине-красные, а по приказу Принца Антона Брауншвейгского сделать надлежит шарфы цветов черного с желтым…» Коллегия рассмотрела донесение Бутурлина, и 17 декабря 1742 года объявила Высочайший Указ офицерским шарфам быть: «черным с золотом». Итак, с 1742 года прекратили существование шарфы бело-сине-красные, данные Петром Великим по цветам Московского государственного флага, установленного в 1667 году, и заменены шарфами цветов государственного штандарта, установленного в 1709 году. Этим как бы отменены государственные цвета Московского царства и установлены государственные цвета герба Российской Империи.

В 1769 году императрица Екатерина Великая учредила орден Св. Георгия - белый крест на ленточке черно-желтой, что является безусловной связью с государственным гербом. Засим постепенно вводится кокарда черно-желтая, а при императоре Александре I прибавляется и белая полоска, после чего кокарда окончательно уже получает цвета государственного герба. Но в то же время при праздновании в Париже по случаю получения трактата 1814 года в доме Русского посольства были вывешены бело-сине-красные флаги, которые и были в отчетах французских газет названы русскими национальными – такого термина у нас не было, но государственными цветами с 1667 года не переставали быть. Высочайшим указом 11 июня 1858 года был утвержден «рисунок расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшения при торжественных случаях». Расположение этих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первая полоса соответствует черному государственным орлу в желтом или золотом поле, и кокарда из этих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из этих цветов употреблялись уже во время царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; император же Александр I – после взятия Парижа в 1814 году соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в московском гербе». См. Полное собрание зак. Рос. Им. сбр. 2-ое т. XXXIII с. 311 № 33289.

В этом указе нельзя не видеть влияния иностранцев. Языков, написавший в этом году свою брошюру «О русском государственном цвете», доказывая необходимость регламентации именно цветов черно-желто-белых, сам того не замечая, дает доказательство неправильности своей теории, ибо далеко не все государства признают неразрывность цветов государственного цвета и флага.

Скорее всего это влияние Кене, игнорировавшего всем русским в угоду своей теории и даже не воспользовавшегося перепиской 1742 года, где была видна замена прежних бело-сине-красных шарфов.

И так цвета черно-желто-белый имеют неоспоримо геральдическое значение и имеют свое начало от штандарта императора Петра Великого, объявившего его в 1709 году в своей таблице флагов. Этот штандарт является подражанием австрийскому и чуждо древнерусскому по цветам. Как флаг эти цвета имеют установление лишь с 1858 года, т.е. на 191 год позже установленных царем Алексеем Михайловичем государственных цветов московского флага-знамени бело-сине-красного.

В 1864 году при Именном указе сенату император Александр II установил медаль за усмирение польского мятежа, при этом повелено медаль носить на ленте «Государственных цветов – черного, оранжевого и белого». Почему тут желтый цвет штандарта Петра Великого 1709 года перешел в оранжевый – непонятно. Сводя вместе все сказанное имеем: Сочетание бело-сине-красное имеет наибольшую давность, а именно в 1667 года цвета эти выбраны для флагов Государства Московского и с тех пор отменены не были. В 1883 году эти цвета названы Высочайшим повелением национальными. Геральдического значения эти цвета не имели.

Сочетание черно-желто-белое появилось впервые в 1709 году на штандарте российском, 1742 вводится как гербовые цвета на офицерских шарфах, и только в 1858 году Высочайшим повелением соединены во флаг и названы при этом гербовыми цветами, а в 1864 году как лента для медали названы государственными цветами. Итак, наибольшая давность за сочетанием бело-сине-красным, которое с 1667 года государственное, а с 1883 года национальное. Сочетание черно-желто-белое с 1709 года геральдическое, с 1858 года названо гербовым, и только с 1864 года наименовано государственными цветами.

III

Флаги славянских государств.

Установленные в 1667 году Высочайшей властью цвета государственные московские и сохраненные Империей Российской дали начало цветам флагов славянских государств на Балканском полуострове, а именно сербский и черногорский флаги состоят из трехполосного красно-сине-белого флага, на синей полосе помещен у сербов герб, а у черногорцев инициалы князя. Болгария взяла тоже наш флаг при освобождении в минувшую войну, но при этом синюю полосу заменили зеленой, что является влиянием зеленого цвета в Баттенбергском гербе. Польский флаг был белый орел на красном поле, т.е. сочетание бело-красное цветов.

Итак, флаги трех славянских государств на Балканском полуострове имеют свои флаги, заимствовав их от русского, так как же мы откажемся от своего же старого флага, установленного как государственный еще в 1667 году в угоду немецкой теории Кене на флаг, хотя тоже государственных цветов, но который был высочайшей властью установлен как флаг лишь в 1858 году. Это будет только преклонение перед немецкими идеями Кене и даже не немецкими идеями всего государства, ибо на основании изыскания Языкова, сторонника черно-желто-белого флага, в им приведенной таблице даже немецкие государства не все имеют такую аналогию между государственными гербами т государственными цветами.

Капитан-лейтенант Белавенцев

Наташа

Наташа была в школе круглой отличницей. Когда пошла в 10-й класс, родители уехали в Германию, прихватив её с собой. Наташа была в школе круглой отличницей. Когда пошла в 10-й класс, роди...

Обсудить
  • Не случайно на рублёвской “Троице” ипостась Бога-Отца (отмеченная знаком древа жизни) – в одеянии традиционного богородичного цвета, – глубокого коричневого или тёмно-вишнёвого (в сочетании с общим для единосущной Троицы – синим – архетипическим цветом Неба). Наряду с золотистым, в Православии символизирующим метафизическую сторону царствия Иисуса Христа, третьим архетипическим цветом русского Православия стал серебристый цвет благодати Духа Святого – “белый” (слово “белый” родственно в индоевропейских корнях слову “благо” и означает не молочную белизну или чистоту, а сияние, озарение, фаворский свет; ещё примечательней, что и слово “бог” – из того же этимологического корня). В упрощённом представлении – белым, золотым и чёрным цветом – этот символизм выражен на знамени русской надсословной монархии московского периода государственности. Естественно, что чёрный и золотой – символические цвета византийской государственности – символизировали для русской государственности преемственность роли Удерживающего. Ви-зантийский смысл чёрного – аскетическое самоуничижение греховной тварности; ясно, что корректив в рублёвской Троице достаточно существенен. Неизменные российские гербовые цвета со времён Ивана III, – чёрный, золотой и серебряный, – представлялись и на государ-ственном знамени, сопровождавшем церемонии помазания на царство [Е.Н.Воронец. Что озна-чают чёрный, жёлтый и белый цвета русской государственной символизации. Харьков 1912]. Александр II пытался восстановить эту цветовую символику в качестве государственной (с 1858 г.) «До 1858 года … порядок цветов был таков: начиная с верхней полосы – белой, далее жёлтой и чёрной внизу. В таком виде флаг существовал до момента его официального приня-тия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-чёрный до Александра II, а после чёрно-жёлто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительствен-ный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и по-нятно, – что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I (который просто-напросто скопировал цвета флага Голландии)… Именно “торговый флаг” отстаивали т.н. “либеральные” круги, ко-торые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны. Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III, 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом не отменив и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что ещё более усложнило положение. … Инциатором “переворота” (в геральдике переворот означает бедствие) бело жёлто чёрного флага был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Кёне родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность» [Мямлин Кирилл. Имперский флаг. Битва за триколор]. Однако, либеральные влияния “бело-сине-красных” в 1883 году пересилили. Из-за споров и разнобоя мнений в 1910 году было образовано Совещание для решения этого вопроса. Выводы этого Совещания восстанавливали в правах традиционную символику российской государственности, причём, с первоначальным следованием цветов (белый сверху). Однако провести их в жизнь помешала I Мировая война, в которой основной противник – Германия – имела на своих знамёнах подобную цветовую гамму, тогда как “союзники” (вовсю постаравшиеся уничтожить традиционную российскую государственность и способствовавшие, здесь – уже заодно с теми же немцами, удержанию у власти её смертельных врагов, – русофобских большевиков “интернационалистов”), – как раз, бело-сине-красную, принятую также и Белыми армиями. Правда, на некоторый компромисс-симбиоз двух флагов в результате деятельности Совещания всё же пошли: к бело сине красному флагу прилепили в верхнем углу жёлтый квадрат с чёрным двуглавым орлом; с таким флагом Россия и воевала в I Мировой войне. Триколор в расположении белый-жёлтый-чёрный можно увидеть на картинах художников, например у В.М.Васнецова – Известие о взятии Карса. 1878 год. Таким же было знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея. На 300-летие Дома Романовых Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: бело-жёлто-чёрного.