Чем кацкари отличают себя от остальных русских, и Где сегодня живёт этот народ.

25 1484

Не каждый житель Ярославской области знает о необычном народе, проживающем по соседству. Чего уж там говорить об остальных россиянах. Деревню Мартыново Мышкинского района Ярославской глубинки населяют кацкари. Говорят, вроде бы, по-русски, но не совсем понятно. Помимо собственного диалекта, продолжают следовать отдельной культуре предков, пересказывают детям и внукам древние сказки и автохтонные предания, пронесенные через столетия. Деревня давно могла затереться на карте России. Но удивительным образом кацкари умудряются заявлять о себе и привлекать все больше туристов.

Самопрезентация кацкарей.

Мартыново - малоизвестная глубинка Ярославщины. / Фото: www.komandirovka.ru

Сегодня Мартыново известно необычным этнографическим музеем под открытым небом. В тёплый сезон сюда ежедневно «примаскаливают» автобусы с «питерянами». С «кацкого» это переводится, как «приезжают горожане». Забытый и неподдельный крестьянский быт, воссозданный жителями деревни, интересует все большее число туристов из самых далёких регионов России. Кацкари живут вдоль реки Катка - в нескольких деревнях Мышкинского, Некоузского и Угличского районов в западной части Ярославской области. На сегодня число представителей не превышает 400 человек. Своего рода столицей кацкари сами выбрали село Мартыново. Как, впрочем, и причислили себя к самобытному этническому сообществу.

Сергей Темняткин - мартыновский краевед. / Фото: www.yarwiki.ru

Первым во всеуслышание об этом заговорил тамошний краевед - учитель Сергей Темняткин. С развала СССР он издавал газету (позже журнал) «Кацкая летопись», где и прописывались национальные идеи. По мнению Темняткина, «Кацкий стан» (кацкая земля и ранее волость Катка) несколько столетий представляет собой обособленную единицу в этнографическом смысле. Автор этой идеи утверждает, что диалект кацкарей произошел от мерянского языкового субстрата, принадлежавшего финно-угорскому племени «кадь». В 90-е даже был составлен словарь кацкого диалекта на основе говора жителей Мартынова и окрестностей. Томик содержит немало лексики, действительно отсутствующей в нормированном русском языке. Как пример: дарома (хорошо), лягва (лягушка), закомелистый (крупный, широкоплечий), наполохаться (напугаться), пальмо (пламя), нарушенный (брошенный), мантурить (надрываться на работе) и др.

Кацкари создали свой словарь, летопись и выпускают газету. / Фото: www.katskari.ru

Вторым признаком обособленности кацкарей от остальных русских Темняткин называет собственный фольклор и вековые традиции. Учитель организовал в рамках школьных уроков «кацковедение». Кстати, учебник он разработал сам. С 5 по 9 классы дети знакомились с диалектом предков, обычаями, фольклором и мифами. В 2004-м в ярославской прессе шла речь о предоставлении кацкарям культурной автономии и даже собственного представительства в ООН!

Несогласие академиков.

Учёные не относят кацкарей к отдельному этносу. / Фото: www.katskari.ru

Российские академические учёные не разделяют идеи Темняткина на тему отдельной этнографической группы кацкарей. Даже сам народ до недавнего времени не использовал этноним «кацкарь», в отличие от тех же скобарей. Не осознавались и особенности местного диалекта на фоне вариаций русского языка, как отмечает этнограф В.Баранова. Научный сотрудник лаборатории популяционной генетики человека ФГБНУ «МНГЦ» Марина Чухряева приводит доказательства того, что с позиции генетики наследственный код кацкарей содержит столько же финно-угорского компонента, сколько и прочие представители восточных славян.

По мнению скептиков, деятельность Темняткина - пример искусственного выстраивания идентичности. Доктор исторических наук Ю. Зарецкий нелестно характеризует позицию авторов «Кацкой летописи». Ученый приводит доводы о том, что газета делает кацким все, о чем бы ни писала:

окрестные сёла, обычаи, предметы архитектуры и, прежде всего, исторические события. В качестве яркого примера - восстание недовольных советской властью жителей села Нефедово в 1919-м, которое корреспондент называет «Кацким восстанием». Критикуют исследователи и неоднозначное использование Темняткиным теории пассионарности и этногенеза Льва Гумилёва.

Старая карта региона проживания кацкарей. / Фото: www.vk.com

Не доказана и идентичность кацкого диалекта. Специалисты из фольклорной экспедиции СПБГУ, изучавшие в 2001-м культуру кацкарей, признали языковые отличия жителей Мартынова. Но затруднялись с окончательным выводом о том, чем это объясняется. Такое явление вполне можно принять за банальную безграмотность и отклонения от нормы. Исследователь А. Зарецкая уверена, что в данном случае нельзя вести речь даже об отдельном кацком говоре, а не то, что о диалекте.

Все ученые сходятся в одном: кацкари активно поддерживают Темняткина, потому что идея идентичности приносит селянам всяческие выгоды. Но на деле ничего плохого нет в том, что люди прилагают усилия к сохранению привычного в их местности жизненного уклада.

Чем кацкари привлекли туристов.

Здание кацкого музея. / Фото: www.vmuzey.com

В 2000 году в деревне Мартыново открылся самобытный музей культуры кацкарей. Отдельная информация хранится и в Угличе - в Госфилиале архива Ярославской области. Музейные культурологи считают, что Кацкий стан остался, пожалуй, единственным местом во всей России, где жива почти угасшая крестьянская культура. В самом Мартыново нет ни единого дачника, все селяне живут там постоянно, работают и ведут личное хозяйство. Вся деревня напоминает один большой музей.

Музейные сотрудники знакомят посетителей с натуральным деревенским подворьем, кацким театром, угощают кушаниями из русской печки, предлагают местные сувениры и деревенские пищевые продукты. И все это через призму кацкого мировоззрения. Одна из самых привлекательных для туристов программ - «Побахорим по-кацкие» («поговорим по-кацки»). При этом ведущие активно используют кацкий диалект, на котором «бахорят» (говорят) местные жители и частично даже ведётся делопроизводство.

Создатели музея признаются, что изначально не надеялись на такое количество туристов. При этом спустя годы в Мартыново тянутся и тянутся автобусы с экскурсиями.

Селяне воссоздали кацкий, а по сути, русский крестьянский быт. / Фото: www.voayge-kaluga.ru

Тенденция радует: стремление россиян прикоснуться к быту предков говорит о возвращении к собственным корням. Народ находит в истории близкое для себя и родное. Так что при любых раскладах кацкие инициативы полезны культуре всей страны. Изредка в музей прибывают и иностранцы. Недавно канадец, повидавший величие Санкт-Петербурга, Москвы, отзывался о Мартыново, как о блюде с особой пряностью.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/...

P.S. В.К. И академики правы. А этот якобы диалект, вы уж извините, напоминает феню, но это вовсе не значит, то люди, практикующие феню, являются неким обособленным этносом.

Что же касается этого кацкого краеведа, то опять извините, он мне напоминает украинских "краеведов", выделивших, искусственно созданную политическую нацию неких украинцев, в народ да ещё и в такой, от которых якобы пошло и начало быть всё человечество. И это воспринимается некоторыми, особо алчно-невежественными жлобствующими украинсвующими, за истину. Уж извините.

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • :open_mouth: :open_mouth: :thumbsup: :thumbsup: Это и есть настоящие Русские РодноВеры... Как и вепсы... ===================== Кто такие вепсы? (В.В.Путин тоже Вепс...) http://cont.ws/post/1062897
  • Финно-угров и евреев полно на Руси, потому что русичи уживались со всеми. Так что эти кацкари скорее всего одна из финно-угорских или еврейских деревень, жители которой давно перемешались с русскими. А в ДНК у русских финно-угорская гаплогруппа N1a1 составляет порядка 20%, тогда как арийская R1a - около 50%, плюс 10% - южно-славянская I2. Ещё 6% составляет германская R1b. Еврейской J2 у русских 2%. Так что кацкари вполне могут быть и жидами, поэтому их диалект и называется кацким - от слова кац (жид). Причём, кац это аналог слова коэн, который означает высшее сословие у жидов. Кстати, у этого Темняткина на лице просматриваются жидовские черты - тёмные глаза, большие уши, длинный нос.
  • Сохраняют жители свой уклад, да еще и туристов привлекают. Ну и молодцы! :thumbsup:
  • - Фима, ты таки помнишь за ту деревню, Мартыново, где вы с Изечкой Кацем нехило так бухнули 20 лет назад? - Вэйзмир, в жизни никогда так голова не болела - Ты сейчас ебнешься со стула...
  • Также начиналось украинство.