Прелюбопытная вещь: не было, кажется, ни одной крупной научно-технической новинки, о которой сначала не говорили бы, что она либо невозможна, либо ненужна, либо сомнительна.
Так обстояло с паровозом (когда он уже стоял на рельсах), с самолетом (когда он уже летал), с атомной энергией (когда до её высвобождения оставались годы), с космическими полетами (буквально накануне запуска первого спутника).
Причем так говорили не только обыватели иди закоренелыс ретрограды: были в числе опровергателей и крупные специалисты, более того, эксперты именно в той области, перспективу которой oни ставили под сомнение.
Так в науке и технике, так и в искусстве.
Такова закономерность восприятия нового.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/gy41D_aWKKM
* * *
Научная фантастика едва ли самый молодой вид художественной литературы, она не избежала и, очевидно, не могла избежать общей участи. Вокруг неё тоже развернулась очень длительная, хотя, впрочем, утихающая полемика.
И это при том, что корни научной фантастики стары, как само искусство.
Достоевский однажды сказал, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя».
«Все мы» - это классики русской литературы XIX века, мастера реалистического отображения жизни. Эти слова Достоевского вот уже более ста лет повторяются с пиететом, потому что в них много правды.
Стоит, однако, вспомнить, что гоголевская «Шинель», между прочим, ещё и фантастика… Рассказ-то кончается появлением мертвеца, который и карает обидчика-генерала!
Но и это, конечно, не ИСТОКИ.
Простейшая мыслительная операция исключения фантастики из литературы приводит к таким страшным опустошениям, что иного доказательства её значения в искусстве уже не требуется.
Исчезают «Фауст» и «Гулливер», рушится «Гамлет», скудеет Гоголь - подкашиваются становые кряжи мировой литературы.
(Добавлю для наглядности фантастов 20 века - исчезают «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», творчество братьев Стругацких и Ивана Ефремова, исчезает весь цикл «Сокровища Валькирии» и много-многое другое, не говоря уже о таких шедеврах для детей, как «Алиса в стране чудес», «Золушка», «Незнайка», «Буратино», «Изумрудный город» и прочие фантастические произведения прочно вошедшие в память многих поколений детей и взрослых. Прим. от Веб Рассказ)
Невольно напрашивается вывод: фантастика - это одна из составляющих реализма, его средство и выражение. Вот откуда эти невероятные ситуации и прочие ухищрения художественного воображения.
Однако легко заметить, что фантастика фантастике рознь.
Интуитивно мы улавливаем, что фантастика, скажем, Гоголя - это одно, а фантастика, предположим, Уэллса - нечто иное, и смешивать их не следует.
Хотя то и другое, конечно же, хорошая литература. Но Гоголя мы не относим к научным фантастам, а Уэллса - причисляем.
От десятилетия к десятилетию растет удельный вес фантастики в литературе, всё шире её популярность, всё больше произведений.
Уж очень актуально то, о чем она пишет.
Дмитрий Биленкин.
Дмитрий Александрович Биленкин (1933 - 1987, в 53 года) - советский писатель-фантаст, литературный критик и журналист, член Союза писателей СССР, член редколлегии сборника «НФ», лауреат премии имени Ивана Ефремова (1988, посмертно).
Это отрывки из предисловия к книге - «Дорога воспоминаний». Сборник научно-фантастических произведений.
* * *
Научная фантастика - это смесь реальности с вымыслом, это приключения, перенесённые в завтрашний день.
* * *
Предтечей современной фантастики, которая началась на рубеже XX века, принято считать Жюля Верна. Именно в его век наука, до того не вторгавшаяся в жизнь обитателей Земли, вдруг рванулась вперед, затопляя планету новыми реалиями.
В юности Жюль Верн жил в окружении керосиновых ламп, карет, парусных фрегатов, в мире, где самым быстрым способом передвижения считалась тройка лошадей, а самым быстрым и надежным способом контакта между людьми в разных городах было письмо.
Когда он завершал свой жизненный и писательский путь, уже утвердились телеграф, автомобили, электрические лампы, появились первые самолеты и радиосвязь.
И все же Жюль Верн остался человеком XIX века - не потому что отвергал новые открытия, а потому что до конца дней сохранил уверенность в том, что наука - благо для человечества, что технический прогресс ведёт к изобилию и благоденствию.
Лишь к исходу столетия его начали одолевать сомнения, и тогда появились тревожные повести: «500 миллионов Бегумы» или «Экспедиция Барсака».
XX век нес с собой не только надежды, но и тревоги.
Достижения человеческого разума всё чаще попадали в руки шульцев (милитарист из повести «500 миллионов Бегумы») и обращались против людей.
Мир первой декады нового столетия становился все более жестоким и вовлеченным в борьбу хищных держав.
Телеграф передавал депеши о военных походах и карательных экспедициях, деловитые оружейники устанавливали пулеметы на неспешные цеппелины (дирижабли), в тихих лабораториях испытывались смертоносные газы.
Мыслящие люди, еще вчера видевшие в науке панацею, с тревогой разворачивали газеты. Сквозь грохот пушек боксерского восстания в Китае, залпы Цусимы, треск пулеметов в Абиссинии прорывались сполохи грядущей мировой войны.
Именно в это тревожное время и появилась СОВРЕМЕННАЯ фантастика. Рожденная темпом XX века, его надеждами и его страхами.
Герберт Уэллс, великий начинатель, свой первый научно-фантастический роман назвал «Машина времени».
Он жаждал понять будущее, внимательно глядя на современность. Отыскивая в будущем заложенное в нём сегодня, Герберт Уэллс открыто полемизировал с крупными писателями-реалистами, своими современниками.
Он писал:
«Почему мы должны считать, что человек - это только его лицо, манеры, его любовные дела? Чтобы дать полное представление о человеке, необходимо начать с сотворения мира, поскольку это касается его лично, и кончить описанием его ожиданий от вечности. Если человек должен быть изображен полностью, он должен быть дан сначала в его отношении ко вселенной, затем - к истории и только после этого - в его отношении к другим людям и ко всему человечеству».
«Машина времени» Герберта Уэллса открыла не только новую страницу в истории фантастики - она положила начало размежеванию внутри этой отрасли художественной литературы.
Помимо различных жанров фантастическая литература получила в наследство от Уэллса «правила игры» - основные темы.
Их немного, но они прослеживаются практически в любом сегодняшнем произведении.
Это - путешествие во времени, путешествие в пространстве и путешествие мысли.
Основы этих тем Уэллс заложил в первых же своих книгах.
Вспомним:
«Машина времени» - путешествие во времени,
«Война миров» - путешествие в пространстве,
«Остров доктора Моро» - путешествие мысли.
Темы эти широки, и границы их трудно-определимы. Но они реальны, они отражают направления наших размышлений и тревог.
Это поиски ответов на вопросы: что будет завтра и что было вчера?
Что там, вдали, в глубинах океана и пропасти космоса?
Чем грозит и что обещает нам сумма открытий и изобретений, в сущности которых так трудно разобраться?
Герберт Уэллс после «Машины времени» написал роман «Люди, как боги». Он тоже искал альтернативу обществу, которое грозило гибелью земной цивилизации. И он тоже умел не только предостерегать, но и мечтать о будущем.
Писатель-гуманист, он призывал к тому, чтобы не мириться с происходящим вокруг, а работать и бороться во имя светлых дней, что неминуемо наступят.
Кир Булычёв
Кир Булычёв - настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко (1934 - 2003, в 68 лет) - советский писатель-фантаст, драматург, сценарист, литературовед, историк, востоковед. Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии СССР (1982).
Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя Марии Михайловны Булычёвой.
Книги Булычёва были экранизированы более двадцати раз - больше, чем у любого другого советского фантаста.
Это отрывки из предисловия к книге - «Патруль времени». Сборник научно-фантастических произведений.
* * *
На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить!
Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.
Плейлист ФАНТАСТИКА - 494 видео озвученные мной.
До свидания.
Оценили 8 человек
11 кармы