Терек был подарен Иваном Грозным казакам.

2 641

ТЕРЕК БЫЛ ПОДАРЕН ИВАНОМ ГРОЗНЫМ КАЗАКАМ

Терек - река казацкая, жалованная казакам самим Грозным, царём Иваном Васильевичем.

Женился Грозный царь на черкессой княжне Марии Темрюковне, и так случилось, что понаехали на Москву старшины гребенскИх казаков.

Вот они и говорят царю-государю, как это передаётся в одной старинной казачьей песне:

- Ой, ты батюшка наш православный царь!

Чем ты нас подаришь, чем пожалуешь?

- Подарю я вам, казаченки, да пожалую

Рекою вольною, Тереком Горынычем,

Что от самого гребня до синя моря,

До синя моря до Каспицкого.

(Из текста легко понять происхождение слова Горыныч - с гор - река Терек с гор течёт, как и многие другие реки. Прим. от Веб Рассказ)

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/YMTsT0Y0FRk

* * *

И стал Терек Горыныч вольною казацкою рекою с той поры. И не даром его воспевали и казацкие баяны, и поэты великие и малые. По батюшке возвеличали его казачки, ибо вырывается он из ледников и катится вниз с высоты почти четырёх вёрст, катится так, как одни лишь водопады катятся.

Терек - Теркх у армян, Терек у персов и турок, Терги и Ломехи у грузин. Из бесчисленных рукавов его дельты особенно выделяются три: Южный Аксай, который в то же время называется и Тереком, средний - Сухой Терек (Кара-Терек) и северный - Борозда, впадающий, в свою очередь, двумя источниками.

Терек замерзает из-за быстроты своего течения очень редко, и притом на три-четыре недели, не более. Кубань течёт медленнее Терека, и продолжительность её замерзания большая - с ноября до марта.

Это отрывок из книги - Покорённый Кавказ.

Автор Альвин Андреевич Каспари:

ИСТОЧНИК

Аннотация к книге:

Книга «Покоренный Кавказ» впервые увидела свет в Санкт-Петербурге в 1904 году в издательстве Альвина Андреевича Каспари.

Альвин Андреевич Каспари - выходец из Германии, русский издатель и книготорговец, расцвет деятельности которого пришелся на конец XIX и дореволюционный период XX века.

Он издавал журналы «Родина», «Новь», «Всемирная новь», серии книг «Библиотека романов», «Дешевая библиотека русских классиков» и такие научно-популярные труды, как «Всемирная история Каспари».

В 1892 году основал первую в России школу печатного дела.

В книгу «Покоренный Кавказ» входит 14 очерков, рассказывающих о природе, народонаселении и истории Кавказа с древних времен до конца XIX века. Авторы очерков - известные в свое время историки и публицисты.

Несмотря на то, что впервые книга вышла в свет более века назад, другого подобного труда, дающего столь полное и разностороннее представление о Кавказе, не издано в России до сих пор.

* * *

КАК БЫЛО С ХАЗАРИЕЙ

В 939 году произошло событие чрезвычайной важности.

Русский вождь - князь Игорь -

захватил принадлежавший Хазарии город Самкерц (ныне Тамань), расположенный на берегу Керченского пролива.

Хазарский правитель ответил на удар ударом: на русов двинулась мусульманская гвардия под командованием еврея, «достопочтенного Песаха».

Песах освободил Самкерц, переправился через Керченский пролив и прошел маршем по южному берегу Крыма (940 г.), истребляя население. Спаслись лишь укрывшиеся в неприступном Херсонесе.

Перейдя Перекоп, Песах дошел до Киева и обложил русское княжество данью.

Итак, благодаря обширной торговле рабами, мехами и шёлком Хазарский каганат, население которого состояло из аборигенов и пришлых евреев, в IX–X веках превратился в одну из самых богатых стран Евразии того времени.

Именно при сборе дани для хазар в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и муж Ольги (944 г.).

Сопротивление хазарам, а не война с Византией становилось главной проблемой для Киева. И потому княгиня киевская Ольга, правившая при малолетнем сыне Святославе, постаралась приобрести в лице греков сильного союзника: она отправилась в Константинополь, где приняла крещение, избрав своим крёстным отцом императора Константина Багрянородного.

То, что часть хазар исповедовала иудаизм, наука подтверждает.

Известный русский историк-эмигрант, профессор Йельского университета Георгий Владимирович Вернадский отмечал:

«В восьмом и девятом веках еврейские миссионеры были активны в Хазарии, и около 865 года хазарский каган и многие из его знати были обращены в иудаизм…».

В VIII веке хазарский царь, при дворе которого евреи-проповедники играли весьма видную роль, ДОБРОВОЛЬНО ПРИНЯЛ ЕВРЕЙСКУЮ ВЕРУ и обратил в неё часть своего народа.

В 965 году СВЯТОСЛАВ, великий князь Киевский,

сокрушил могущество Хазарского царства и взял многие их города (крепость САРКЕЛ, ныне она в районе Цимлянского водохранилища; крепость БЕЛУЮ ВЕЖУ, нынешний БЕЛГОРОД).

В поход на хазар Святослав отправился из Северной Руси.

Он пошел не по прямому пути, на котором русское войско ждали. Он предпринял обходной маневр, в три раза удлинивший его путь, но позволивший атаковать каганат на менее защищенных его рубежах.

Пройдя по Оке, Святослав уничтожил хазарскую власть над славянским племенем вятичей (которая установилась 150 лет назад), а затем двинулся к Итилю на Волге.

После захвата столицы войска каганата просто разбежались.

Затем Святослав покорил Семендер (он находился между Махачкалой и Грозным), а затем уже через Дон возвратился в Киев.

Столица Хазарии располагалась на огромном острове (18 км в ширину), который образовывали две волжские протоки — собственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга. В городе стояли каменная синагога и дворец царя, богатые деревянные дома рахдонитов. Была и каменная мечеть, ведь с мусульманами там обращались вежливо.

Воины Святослава отрезали все пути из Итиля. Но его жители наверняка знали о приближении русских, и большая часть хазар-аборигенов убежала в дельту Волги. Волжская дельта была естественной крепостью: в лабиринте протоков мог разобраться только местный житель.

Летом невероятные тучи комаров, появлявшихся с закатом солнца, победили бы любое войско. Зимой же Волгу сковывал лед, и дельта становилась недоступной ладьям.

Острова дельты были покрыты бэровскими буграми - огромными холмами высотой с четырехэтажный дом. Эти бугры и дали убежище настоящим хазарам.

В ином положении оказалось еврейское население. Изучать волжские протоки еврейским купцам и их родственникам смысла не было: они для того и создавали свою монополию внешней торговли и ростовщичества, чтобы жить в комфорте искусственного ландшафта - города.

Евреи были чужды коренному населению - хазарам, которых они эксплуатировали. Естественно, что хазары своих правителей, мягко говоря, недолюбливали и спасать их не собирались.

В осажденном городе евреям бежать было некуда, потому они вышли сражаться со Святославом и были разбиты наголову. Уцелевшие спрятались в Дагестане.

Святослав пришел и на Терек. Там стоял второй большой город хазарских евреев - Семендер. В городе и окрестностях было четыре тысячи виноградников. (Ныне это пространство между станицами Червленной и ГребенскОй на территории Чечни; оно описано Львом Николаевичем Толстым в повести «Казаки».)

Семендер имел четырехугольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь.

В результате похода 964–965 годов Святослав исключил из сферы влияния еврейской общины Волгу, среднее течение Терека и часть среднего Дона.

Но не все военно-политические задачи были решены.

На Кубани, в северном Крыму, в Тмутаракани

еврейское население под именем хазар по-прежнему удерживало свои главенствующие позиции и сохраняло финансовое влияние.

Однако основным достижением похода, бесспорно, явилось то, что Киевская Русь вернула себе политическую независимость.

Хазарское иго над рядом славянских племен было уничтожено.

Великий Святослав совершил беспрецедентный победный поход, преодолев несколько тысяч километров, захватив целый ряд крепостей и разгромив не одно сильное войско.

Была полностью сломлена мощь иудейского Хазарского каганата, который был главной политической силой Восточной Европы в IX–X веках.

Поход Святослава - и по замыслу, и по осуществлению - это деяние великого полководца. Завоевания Святослава были огромны. Одна только юго-восточная граница его державы была более 3 тысяч километров.

В рамках единой державы Святослав хотел объединить Киевскую Русь с другими славянскими государствами (чешскими и моравскими княжествами, государствами балтийских славян лютичей и бодричей).

Ведь его дедушка Рюрик был князем славян-бодричей на территории Северной Германии.

Это отрывки из книги - Информационная война и геополитика.

Автор Игорь Николаевич Панарин.

ИСТОЧНИК

* * *

В теме использованы фотографии - Река Терек (71 фото), а так же другие изображения из свободного доступа в Сети.

На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить!

Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.

До свидания.

Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
  • pretty
  • Сегодня 07:46
  • В топе

Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Сегодня 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Оплата принимается кровью

«Сергей, что бы кто не прогнозировал, но наблюдаю усиление внимания Харьковскому направлению.Знаю, что для принятия решения необходим определенный алгоритм проверок. Но вот сегодня с ПВ...

Обсудить
    • LM
    • 17 ноября 2022 г. 09:23
    До того, как жениться на Гуэщэнэй Темрюковне, Иоанн Васильевич разгромил Астраханское ханство. После чего границы Русского государства придвинулись вплотную к землям кавказских горцев. Те так же постоянно подвергались набегам с территории Крымского ханства. Назрел союз. В 1559 году князья Пятигорские и Черкасские просили Ивана IV прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры. Царь послал им двух воевод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде проявили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в православие. Позже Кабарда всё-таки ушла под влияние крымчаков и османов. Но казаки прочно закрепились севернее и восточнее, на равнинных землях у Терека, бывших когда-то под Астраханским ханством.
  • Жаль, что Святослав погиб молодым! Мог бы уже тогда единую Русь создать.