В зависимости от обстоятельств римские императоры то «вспоминали», то «забывали» о законах против языческого колдовства.
Констанций, сын Константина Великого, терпимо относился к жителям Италии и Африки, но в Малой Азии пользовался любым предлогом, чтобы обрушить гонения на язычников.
Декретом 357 года он запретил гадание во всех его формах без исключения:
«Да не будет отныне и вовеки больше никаких гаданий, никакого любопытствования. Кто осмелится ослушаться сего, сложит голову под карающим мечом палача. Кто откажется повиноваться сему декрету, будет сокрушён».
Приверженцев старой религии теперь стали обвинять в попытках наслать на императора смертоносные злые чары.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/ACQhGAT7MPw
* * *
ЮЛИАН ОТСТУПНИК
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что ранние христианские императоры считали себя, прежде всего, правителями империи и стремились укрепить основы этой империи всеми доступными политическими методами.
С другой стороны, христианская церковь, под эгиду которой теперь стекались широкие массы простолюдинов, была вынуждена идти на компромиссы с популярными в народе предрассудками.
Многие духовные вожди христиан сами были привержены этим предрассудкам. Многие священники погрязли в пороках, и на этом фоне особенно бросалась в глаза добродетельность последних языческих философов. Не заботясь больше о том, как привлечь на свою сторону новых приверженцев, последние всецело посвятили себя размышлениям о вечном.
Все это поможет нам понять, почему император Юлиан завоевал столь широкую популярность, отрекшись от христианской веры и восстановив языческий культ.
Всю семью Юлиана уничтожили его дядья, сыновья Константина. Только Юлиану удалось избежать этой участи: видимо, он не казался своим врагам опасным претендентом на трон. Юные годы он провел под строгим надзором у восточных рубежей империи. Он не получил образования, полагавшегося наследнику столь знатного рода. Епископ Никомидий по приказу Констанция должен был сформировать у Юлиана наклонность к принятию священного сана.
По-видимому, Юлиан искусно скрывал свои обиды, ибо Констанций так и не заподозрил в нём опасного соперника.
Согласно легенде, Юлиан втайне обучался у неоплатоников.
Философ Евсевий привил ему привычку полагаться во всем на доводы разума, «ибо что может быть ближе к заблуждениям, чем убеждения немощного ума».
Хризантий, напротив, превозносил теургию и старался пробудить у своего ученика интерес к сверхъестественным явлениям.
Наконец, достопочтенный Максим посвятил будущего императора в тайны неоплатонической философии и в подтверждение своей мудрости вызвал нескольких добрых демонов.
Это посвящение, прошедшее в заброшенном храме близ Эфеса, стало началом карьеры Юлиана.
Случилось чудо: Констанций послал за Юлианом. Более того, он объявил его цезарем (возможным наследником трона) и назначил главнокомандующим в Галлии.
Когда Юлиан вступил в первое галльское поселение и дружественные жители радостно приветствовали его, на голову ему случайно упал лавровый венок. Когда Юлиан проезжал через Вьен, какая-то старуха, встав у него на пути, приветствовала его как императора и любимца богов.
Все эти добрые знамения подтвердились: Юлиан одержал ряд побед над германскими племенами.
Дальнейшие события жизни Юлиана хорошо известны: государственный переворот в Лютеции (будущем Париже), сделавший его императором; торжественное восхождение на трон; славные деяния на благо Восточной и Западной империй; и, разумеется, отречение от христианской веры.
В Элевсинах Юлиан прошел обряд посвящения в митраистский культ: он спустился в яму, и на голову ему пролили кровь жертвенного быка. Затем император принес жертвы в храме Фортуны и почтил своим присутствием ритуал гаруспиций - гадания по внутренностям животного.
В качестве верховного понтифика Юлиан повелел вновь открыть храмы языческих богов. Жертвоприношения и гадания были объявлены неотъемлемой частью государственной религии.
Главной заботой Юлиана было прославление его излюбленного божества - Солнца.
Пропагандируемый им культ сияющего подателя жизни уходит корнями в восточные учения, прежде всего в зороастризм - религию света.
Юлиан поклонялся солнечному богу под именами Митры (бога-посредника) и Гелиоса, царя всего сущего, который «наполняет небеса столькими богами, скольких способен объять своим умом». В этот гигантский пантеон включались все боги всех религий, и каждый был манифестацией силы и милости Гелиоса.
Юлиан был далеко не единственным пропагандистом солнечного культа. Аналогичные верования пользовались популярностью в Риме и обусловили распространение митраистского культа в Европе. Поклонение солнцу было тесно связано с культом Митры.
Религия Юлиана опиралась на древние восточные верования. Она наводит на воспоминания о древнейшей из известных нам монотеистических религий - о культе Эхнатона, древнеегипетского фараона, который за тринадцать сотен лет до Рождества Христова также уверовал в верховное божество, чьей эмблемой был солнечный диск.
А первый христианский император, Константин Великий, ещё долгое время, после обращения в христианство, продолжал чеканить на самых ходовых монетах изображение солнца с надписью:
«Солнцу Непобедимому, хранителю моему».
ГИБЕЛЬ ЯЗЫЧЕСКОЙ МАГИИ
Несмотря на все усилия Юлиана, ещё до конца IV века христианство одержало победу над языческими культами и входившими в них магическими обрядами.
Юлиан умер в 363-м году, а его преемник Иовиан - в следующем, 364-м.
Соправителями восточной и западной частей империи стали Валент и Валентиниан.
При Валенте языческая оппозиция всё ещё была сильна: опорой языческого культа служили труды ПлотИна (античный философ, основатель неоплатонизма) и учение Ямвлиха, у которого трезвомыслие странным образом сочеталось с восторженностью и пристрастием к чудесам.
Пламя язычества всё ещё теплилось под пеплом сожжённых храмов, священных рощ и кумиров.
Правда, многие горожане благоразумно уступали давлению властей и принимали религию Христа.
Однако эти новообращенные, пополняя ряды христиан, оказывались подчас опаснее закоренелых язычников, о чем свидетельствует греческий философ Либаний (314 - 391):
«Если тебе скажут, что появилось много новообращенных, будь уверен, что это их внезапное обращение - не более чем притворство. Они остались такими, как были. В обществе истинных христиан они выказывают религиозные чувства. Может показаться, что благодаря им возрастает число верующих во Христа, вместе с которыми они молятся…
Нет сомнений, они и вправду молятся - но отнюдь не теми словами, которые приличествуют этому месту. Они подобны трагическому актеру, который не тиран, однако носит маску тирана».
Вдали от крупных городов такая маска зачастую не требовалась, так как за сельскими жителями власти следили не столь бдительно.
Само латинское название язычника - «paganus» - означает «сельский житель» («pagus» - «деревня»); в законах Валентиниана старая вера именуется «religio paganorum» - «религия поселян».
(Словосочетание «Поганые язычники», дошло к нам с древних времён и обозначало обычных деревенских жителей иной веры. Прим. от Веб Рассказ)
Именно в деревнях философы собирались на тайные встречи, чтобы разработать очередные планы борьбы с гонителями. Одна из таких встреч часто описывалась в литературе.
Двадцать четыре философа собрались на заброшенной вилле и попытались заглянуть в будущее при помощи алектромантии - гадания по поведению птицы.
Желая выяснить, придёт ли на смену Валенту более достойный правитель, они начертали на полу буквы алфавита, посыпали их зерном и выпустили в круг петуха. Петух склевал зерно с греческих букв - «феод»…
Философы пришли к выводу, что императором будет избран Феодор - высокопоставленный чиновник при дворе Валента.
Когда до Валента дошли известия об этой встрече, он с новой силой обрушил гонения на всех философов, прорицателей и магов.
На смерть обрекали не только настоящих философов, но и всех, кто драпировал свои одеяния на манер философского плаща. Подобная жестокость не считалась в те варварские времена чем-то из ряда вон выходящим. Однако конец этой истории - явный вымысел. Легенды гласят, что Валент приказал казнить всех людей, чьи имена начинались на «феод»: Феодоров, Феодулов, Феодотов, Феодоситов, Феодоритов и так далее. Первым, разумеется, был казнен тот самый придворный чиновник, Феодор.
Судя по тому, с каким истерическим рвением император искоренял предрассудки, можно представить себе, до какой степени он сам был им подвержен.
Тайные соглядатаи рыскали по всей стране в поисках новых и новых жертв. А придворный астролог Гелиодор давал Валенту уроки красноречия, маскируя таким образом свою настоящую работу - составление гороскопов и предсказание будущего по звездам.
Но даже Гелиодор не сказал императору, что зловещий петушиный оракул возвестил правду.
В 378 году в сражении с готами у Адрианополя Валент был убит, а на трон взошел Феодосий (346 - 395), получивший впоследствии прозвище «Великий».
Именно Феодосий нанес язычеству смертельный удар.
Прибегнув к поистине драконовским мерам, он поставил вне закона самые безобидные из старинных обычаев: воскурение благовоний и разжигание очага в жилищах в честь домашнего божества, возлияния вином с той же целью и украшение деревьев.
Многие из подобных ритуалов, по существу, не имели отношения к языческому культу.
Таковым, например, было жертвоприношение «propter viam» («перед дорогой»), когда всего-навсего сжигали остатки пищи.
Это «жертвоприношение» было скорее гигиенической мерой и диктовалось не столько набожностью, сколько желанием избавиться от мусора в доме.
По декрету Феодосия, такие обряды - или, вернее, обычаи, - теперь карались конфискацией жилища и тем же наказанием, что и государственная измена.
Судьи были беспощадны к нарушителям новых законов. Третья часть поля, на котором разжигали языческий костер, конфисковалась, даже если сам владелец поля не участвовал в обряде.
«Под маской религиозного рвения скрывались обыкновенные предрассудки, и многие обвиняли в язычестве своих соседей, желая разорить их».
Фест, наместник Сирии и проконсул Азии, всегда бывший врагом язычества, на старости лет исполнился такого отвращения к подобным зверствам, что обратился в веру гонимых.
Тщетно Либаний увещевал императора и просил его проявить терпимость. Тщетно этот бывший советник Юлиана разоблачал преступления фанатиков в своей речи «В защиту храмов».
Судьба язычества уже была решена.
При Феодосии II старая вера уже лишь с трудом цеплялась за существование. Агония её затянулась до V–VI веков.
Демоны неоплатоников обессилели. Теперь их можно было низвергнуть в адскую бездну одним-единственным словом - «Христос». Воздух, оскверненный ими, без труда очищали молитвами и святой водой. Казалось, уже ничто не вернет им былого могущества, - однако судьба распорядилась иначе. Демонам ещё представился случай отомстить за преследования, которым подверглись их подопечные.
Они вернулись в западный мир в обличье бесов христианской религии и властно подчинили себе воображение не только простолюдинов, но и образованных людей.
Массовые гонения и казни, причиной которых эти демоны стали в своё время, безусловно стоят в ряду величайших катастроф, когда-либо постигавших западную цивилизацию.
Это были отрывки из книги - История магии и оккультизма.
Автор Курт Зелигманн.
* * *
На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить!
Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.
До свидания.
Оценили 6 человек
11 кармы