О новом образе врага в голливудском кино

7 733

Уже много писалось и говорилось об образе русских в американских фильмах, и насколько точно этот образ коррелирует с внешней политикой истеблишмента США. Россия – геополитический соперник, а значит, русские в голливудских фильмах – в большинстве случаев подонки, мафиози, торговцы наркотиками, просто враги; если девушки – то обязательно проститутки. Однако не только Россию балуют такими ролями голливудские режиссёры и продюсеры. У США есть ещё один враг – Китай. Признаки нового витка геополитического противостояния уже обозначены на карте мира: территориальные разногласия в Тихом океане, назревшие многочисленные торгово-экономические противоречия. Из последнего: прямые звонки Трампа президенту Тайваня, как намёк на хрупкость единого Китая.

Было бы странным, если бы это всё никак не отразилось на продукции самой большой пропагандистской машины мира. И как показывают последние киноновинки в контенте «фабрики грёз», поставляемые во все страны мира как фаст-фуд, чётко обозначились контуры ещё одного врага американской мечты – врага с азиатским лицом.

В 2016 году на экраны вышел фильм «Брюс Ли: Рождение дракона» – на первый взгляд, то ли ностальгия по былым временам, то ли попытка реанимировать набивший оскомину жанр кино о боевых искусствах, то ли попытка заработать на знакомом, пусть и немного подзабытом сегодня образе. Этот фильм рассказывает о временах жизни Брюса Ли в США, о том, как он создавал свою школу кунг-фу и занимался популяризацией восточных единоборств через кинематограф.

Сейчас не будем вдаваться в чисто технический анализ того, как сделан фильм: насколько актёр Филип Нг похож на кумира многих почитателей кунг-фу и стиля Вин-Чунь, как хорошо поставлены бои, и насколько логичным выглядит сюжет. Этот «киношедевр» интересен нам в первую очередь образами и смыслами, транслируемыми через них.

Для анализа фонового посыла фильма обратим внимание на пять персонажей, а именно: Брюса Ли, мастера шаолиньского монастыря Вонга Джэк Ман, американца (ученик Брюса Ли), образ китайской диаспоры в США и образ китайской девушки Су Лань. Разберём их подробнее.

Брюс Ли

Брюс Ли предстаёт в совершенно новом образе и совсем не соответствует привычному нам антуражу. Нет ни азиатской сдержанности, ни терпимости, ни смирения. Вместо этого – тщеславие, амбиции, стремление стать популярным, гордость и высокомерие. Посмотрите, как он ведёт себя во время боя с американским чемпионом по карате. Он не проявляет никакого уважения к сопернику, подшучивает и даже злорадствует над ним. Такое поведение вообще не присуще китайскому менталитету, и, конечно же, не было присуще настоящему Брюсу Ли. Вся восточная философия твердит: «Уважай своего врага. Учись у него». Но здесь мы ничего такого не наблюдаем. Напротив, когда мастер Вонг Джек Ман говорит Брюсу Ли о самосовершенствовании и необходимости преодоления себя, тот шутя отвечает: «Опять этот шаолиньский мудрёж». Конечно, это порочит имя великого актёра и мастера кунг-фу. Посмотрите этот видео ролик:

https://youtu.be/EUxkWjiCNSs

Это выдержка из интервью Брюса Ли. Обратите внимание, насколько его речь пропитана восточной образностью, насколько он устремлён вглубь себя и томим жаждой самопознания. В фильме тоже присутствует эта философия «быть водой», но она как-то очень плохо согласуется с образом заносчивого и высокомерного популяризатора кунг-фу, который стремится лишь хорошо выглядеть на экране и считает себя лучшим в боевых искусствах.

Как только в Америку приезжает шаолиньский мастер, Брюс Ли буквально перестаёт спать ночами, и причиной его бессонницы является одна единственная мысль: «Сможет ли он победить Вонг Джэк Мана». Усугубляет ситуацию ещё и тот факт, что один из его учеников Стив уходит тренироваться к шаолиньскому мастеру, так как находит его более глубоким и справедливым, в нём он видит истинного носителя знаний кунг-фу.

После поединка двух мастеров, который всё-таки состоялся, Брюс Ли вроде бы становится лучше или, по идее, должен таковым стать. Но что мы видим? Кажется, его заносчивость и бахвальство не вытравить ничем. Он продолжает вести себя абсолютно так же, пренебрежительно раскидывая врагов направо и налево.

Мастер Вонг Джек Ман

Вонг Джек Ман приехал в Америку с одной целью: исчезнуть. Он совершил непростительное действие: применил жёсткий удар во время показательного поединка с мастером другой школы кунг-фу, чуть не убив его и унизив при собственных учениках. Теперь он должен искупить свою вину. Он работает обычным посудомойщиком в ресторане. Он считает, что должен учиться смирению и сдержанности и устраниться от любых внешних раздражителей.

Образ китайской диаспоры и девушки Си Лань

Эти два образа лучше рассматривать в связке, в таком случае они становятся более понятными и чёткими. Девушка Си Лань мечтает о счастливой американской жизни. Она с энтузиазмом учит английский язык, читает американские журналы. В Китае она изучала традиционную медицину, а в Америку приехала, чтобы изучить западную в большом университете. Но не всё так просто в её мире. Её устремлений не разделяют хозяева в китайском квартале Сан-Франциско – то есть китайская мафия. Они запрещают ей разговаривать на английском, учить английский и обучать английскому других девушек, запрещают ей общаться с американцами. Таким образом, девушка находится под постоянным гнётом, ощущая на себе всю бесчеловечность китайского мира, который не выпускает её на свободу.

Ну а китайская мафия, как и положено мафии, занимается самыми тёмными делишками: выбивает дань из честных людей-предпринимателей, держит в неволе девушек, курирует азартные игры, проституцию и т.д.

Образ американца Стива

Ученик Брюса Ли по имени Стив (тот, который уходит от него к Вонгу) возмущён той дикостью и тиранией, которая твориться в Чайна Тауне. Ему очень нравится Су Лань, и он горит желанием ей помочь выбраться из этого ада любой ценой. Он дарит ей учебник по английской грамматике, поощряя в ней стремление приобщиться к американской культуре. Во время свидания Стив учит её бейсболу – американской игре.

Желая освободить Су Лань, он обращается к своему шифу (учителю) Брюсу Ли, но тот даёт ему совет забыть эту девушку. Тогда он идёт за помощью к Вонгу, но тот самоустраняется от проблемы, так как занят «очищением своей души от греха».

Подытожим:

Один китайский мастер, который способен как-то повлиять на ситуацию в китайском квартале, занят удовлетворением своего эго и зарабатыванием денег, другой такой же мастер занимается искуплением греха, и только американца в Чайна Тауне интересует справедливость. Больше никому до этого нет дела. Все остальные, невзирая на их силы и возможности, готовы смириться с существующим порядком и терпеть мафию, которая эксплуатирует китайских девушек и грабит мирное население.

По сути, американец Стив – единственный положительный персонаж в этом фильме (который вроде как посвящён Брюсу Ли), помимо, конечно же, девушки Су Лань, которая мечтает приобщиться к американской культуре. И только благодаря призывам Стива Брюс Ли и Вонг Джек Ман наконец-то начинают что-то делать: сначала вступают в поединок между собой, а потом громят логово мафиози. Стив двигает основной сюжет в этом фильме, он направляет всех остальных героев к своей цели и развязке этой истории.

Кто, кроме американца, в голливудском сюжете способен что-то изменить в устоявшемся и утонувшем в диких нравах китайском квартале?!

Вот так выглядит ситуация с этим фильмом. Конечно же, найдутся те, кто скажет, что это чистая случайность, совпадение, и никакой целенаправленной пропаганды нет. Для особо упорных приведём ещё один пример.

Сериал «Слепое пятно» (или «Слепая зона») появился на экранах в 2015 году. Сюжет сериала вертится вокруг девушки, которую нашли посреди Нью-Йорка в сумке. Девушка вся исписана татуировками и напрочь лишена памяти: она не знает, кто она, откуда и что с ней произошло. Татуировки являются ключами к преступлениям. Теперь эта девушка интересна не только полиции, но и ФБР.

В самой первой серии сериала первая разгаданная татуировка в виде китайских иероглифов приводит девушку вместе с агентом ФБР в Чайна Таун. По адресу указанному на её теле они находят небольшую лабораторию по производству пластиковой взрывчатки, и проживал там некий китаец по имени Чао.

Татуированную девушку выводят из квартиры. В коридоре девушка слушает, как другой китаец за стенкой избивает свою жену. До этого момента все проживающие здесь люди не сильно заботились о соседе-тиране, но теперь тут появилась американка и она не может спокойно на это смотреть. Попытки вступиться за бедную китайскую женщину, которую избивает собственный муж, заканчиваются дракой. Муж-тиран и какой-то его товарищ набрасываются на татуированную девушку.

Террорист Чао в своём ноутбуке оставляет видеопослание:

«… Это лишь начало. Америка слишком долго не обращала внимания на страдания Китая. Америка сидит и смакует свободу, а вокруг творятся зверства и погибают семьи. Сегодня Америка ощутила боль потерь и страданий. Сегодня настал час расплаты…»

То есть террорист Чао – ни много ни мало, посягатель на свободу американского народа, на американский миропорядок. Злее и опаснее врага сложнее придумать для простого американского обывателя, которого во что бы то ни стало надо окунуть в реальность вражды и страха.

Вот такой он – новый образ китайца в голливудском кино. И такие примеры встречаются сплошь и рядом, надо только чуть внимательнее анализировать всё, что смотришь. Нам лишь остаётся радоваться, что мы с нашими китайскими партнёрами делим в западной киноиндустрии одну и ту же роль, и констатировать факт, что «фабрика грёз» – скорее, фабрика стереотипов и шаблонов, главная функция которой – промывка мозгов.

https://youtu.be/KoATow2lvEM

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Спасибо, интересно. Но в отношении первого фильма вы, кажется, не правы (я не смотрел и вряд ли буду смотреть, поэтому с ваших же слов): 1. Брюс Ли в жизни был таким мало приятным человеком, как вы описываете по фильму. Есть воспоминания Чака Нориса и окружения Ли. 2. В закрытых диаспорах происходит именно то, что показано в фильме. Чем китайцы лучше? 3. А разве не американцы (создатели фильма) заинтересовались тем, что там происходит? Так почему бы им не представить самих себя в виде положительных персонажей? О пропаганде. Хорошо, что в Америке она однозначна. Возможно, что и до наших кинодеятелей дойдёт, наконец, что кино лучше делать для своих, а не для пиндосов.
  • Точно подмечено  :thumbsup:
  • Вы привели хороший пример возможностей "мягкой силы" в современной идеологической битве. Борьба за симпатии. У нашего геополитического противника, это "супер-оружие" великолепно разработано. Для внутреннего и внешнего фронта. Нам есть чему учиться, как мягкой силой укреплять своё влияние в мире, свою империю без границ.