Номер первый
Индуизм. Думается, что и брахманизм. И когда мы будем искать какие-либо обзорные, всеобъемлющие картинки или словесные описания, нас сторожит засада. Есть масса картинок, хороших и разных. Но практически все они описывают тот либо иной момент из того либо иного эпизода общения душ с инкарнациями. То есть по сути нет целостного, единого мира индуистского Рая.
В чем дело? Откуда и почему такое удручающее положение дел? Рая, по сути дела, нет. Есть ситуации общения с богами. С Кришну, Вишну, Ганешей. Парвати ... Ну и так далее, кому — куда. Ну и - экологичненько.
Разгадка есть. Это не ущербность сочинителей или теологов. Уж с фантазией у индусов проблем нет. Скудость и не в многовековой нищете населения. Помпезности, пышности и красивости праздникам и храмам индуистов не занимать.
Дело в другом. Не просто в карме — многие готовы были бы помучится — и попасть в мир блаженства. Дело в перерождениях, в реинкарнациях.
Существу некуда попадать — оно вертится и вертится в колесе — большом или малом — перерождений, миров и страстей. Существо переходит из тигра в раджу, из раджи — в таракана, их таракана — в неприкасаемого и все нет исхода. Отсюда, в большой степени, привкус депрессии, безнадеги — как в реалии, так и в медитативной музыке. Отсюда — нет же исхода - и поверхностность, примитивность празднеств. Потанцевали, поголосили, в касках вывалялись — и все. Пора по сагибам.
Таков мир Рая каст. Крутись в водовороте. Когда-нибудь станешь Вишу. На время. И потом — опять и опять, снова и снова. Нет — и не будет исхода.
Номер второй
Буду хаотичен. Вторым номером пойдут кельты. Точнее, Ирландия. То есть не кельты вообще, а ирландские.
Они имеют в ирландском варианте кельтской мифологии свой специальный Рай — Тир-на-Ногт. Попасть туда можно по разным причинам, иногда — почти случайно. Особых праведных заслуг не требуется, хотя примитивным злодеям затруднительно там угнездится надолго.
Современность,в основном, польский писатель Роджер Желязны нанесли серьёзный урон классическим представлениям о Тир-на-Ногт.
Оный стал полем для игрищ и вздора всяческих фанфиков. Тем более, что в примитивном сознании невежд Тир-на-Ногт стал мало отличим от Авалона. Тир-на-Ногт ныне — такой же остров вечной молодости, как и Аввалон.
Ну а различные фанфики перенасытили его всяким тинэйджерским вздором
Номер третий
Тлаколан.
Представления разных индейских племен о рае различались. Но в основе было представление о том, что после смерти душа должна совершить путешествие и преодолеть испытания. На пути ее встречали суровые ветра, ливни, священные животные, аллегории грехов и разные искушения.
После успешного преодоления всех опасностей душа достигала прекрасной страны, где цвели деревья, пели птицы, устраивают празднества с фигами и маисовым пивом, танцуют и поют.
Ну, в общем, самом общем случае — довольно простой (если не примитивный) Рай обывателя — изобилие и сбыча всех мечт.
Но у ацтеков было три разных рая.
У всех этх раЁв был довольно несимпатичный командир-начальник, Тлалок («заставляющий расти»). Это бог дождя и грома, повелитель всех съедобных растений. Изображался антропоморфным, но с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. На голове — зубчатая корона, тело — чёрного цвета, в руках — змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой. По «природе» благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией. Но это — частности и дело индивидуального вкуса. Лично я не хочу туда попасть — хоть это и рай.
Итак, три рая.
Первым и самым низким из них был Тлалокан — страна воды и тумана, место изобилия, благоустроенности и покоя.
Второй — Тлиллан-Тлапаллан — был раем для посвященных и описывался как страна бесплотности, предназначенная для научившихся жить вне своего физического тела и не привязанных к нему.
Высшим раем считался Тонатиухикан или Дом Солнца, где обитали лица, достигшие полного просветления.
- - -
Подведём промежуточный итог. Рай индуизма и рай ирладских кельтов никак не заводят нас в пара-воспоминания о золотом веке. Эти райские места определяются скорее как следствие дефицитарности реальной жизни, компенсируемые в жизни загробной. В случае с индуизмом — компенсируемые ненадолго и не до конца. Рай ацтеков — вещь довольно специфическая. Но в основном - простое удовлетворение.
Оценили 26 человек
62 кармы