При обсуждении постов * камрады, очевидно, не раз задавались вопросом — а что такое есть «родовая сущность человека»? Уверен, что этот вопрос вертелся на уме у многих. Был он задан и в явной форме - «Чайкин → Макогоненко (Харламп Лебядкин II) - «причем здесь Карл? если Кургинян говорит о родовой сущности, то не плохо определить бы ее. И как ей можно изменить?»
Вот тут то, что удалось за столь краткий период наскрести в Рунете. Выборка, конечно, неполная. Производилась по субъективным предпочтениям. Но другого, сами понимаете, нет.
1. Древнегреческие философы считали, что человек есть то, что он знает. Это, так сказать, усредненное, обобщенное их мнение.
2. Кант в решении проблемы исходит из понимания человека, имеющего двойственную природу. Человек поступает необходимо, подчиняясь законам природы и общественного права, но тот же человек есть нравственное, т. е. свободное существо. Выход из этого противоречия Кант видит именно в моральной свободе, которая есть способность добровольно, осознанно делать добро другим. Кант формулирует свой категорический императив: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству». То есть нравственные поступки человека должны быть всеобщим законом. Таким образом, суть категорического императива: подлинно нравственным, свободным и справедливым является такое действие, в котором человек и человечество выступают как конечные абсолютные цели.
3. У Гегеля само понятие-словосочетание родовая сущность человека, как мне представляется, отсутствует. Гегель исследовал человека и общество в их духовном /идейном/ развитии. В его трех учениях о духе: субъективном, объективном и абсолютном, анализируется широкий круг вопросов: об отношении души и тела, о расах, характере и темпераменте людей, о труде, о диалектике господства и подчинения, о свободе и отчуждении личности, о различных формах общественного сознания. Можно только предположить, что в «родовой сущности человека» понемногу от всего этого.
4. Людвиг Фейербах, в отличие от Гегеля, большее внимание уделяет не обществу, а человеку. С этих позиций он критикует религию и объективный (абсолютный) идеализм Гегеля, находит их органическое единство. По его мнению, Гегель теоретически (т. е. рационально) доказывает бытие Бога, представляя его в виде сущности разума, оторванной от самого разума - человеческого сознания (т. е. природного духа). Получается, что отчужденная от человека его собственная сущность, то есть родовая сущность человека, это Бог (Абсолютный Дух), который приобретает самостоятельное существование. Реальный человек, стремясь к счастью, бессознательно стремится к Богу, к существу «абстрактному», а не реально существующему. В этом Фейербах видит трагедию верующего человека. Если говорить об «истинной» /??/ религии, то она должна основываться на реальной связи между Я и Ты, а не Я и Бог. В основе этой связи должны лежать такие нравственные чувства, как любовь, добро, уважение, сострадание, дружба, все то, что образует, по мнению Фейербаха, сущность человека. «Человеческая сущность, - писал он, - налицо только в общении, в единстве человека с человеком».
Разум, Мышление и Бог – по Фейербаху, понятия тождественные, ибо 1) Бог и сущность — природа, в которой человек — часть. «Если же у нас больше нет вещей вне божественного ума, то мы уже больше не имеем вещей и вне сущности … не имеем вещей и вне бытия бога, — все вещи суть в боге… бога больше нет вне мира… Одним словом, мы приходим к спинозизму, или пантеизму».
В методологических предпосылках Фейербах не оригинален, человек у него — заведомо производная величина, не могущая претендовать на абсолютный статус. 2) Бог — родовая сущность всех людей в истории. «…Бог, как средоточие всяческих реальностей и совершенств, есть не что иное, как объединение для пользы ограниченного вида, сжатое понятие родовых свойств, распределенных между людьми и реализующихся в процессе мировой истории… то, чего не знает и не может отдельный человек, то знают и могут люди в совокупности. Таким образом, божественное знание, охватывающее все частности сразу, осуществляется в знании рода…».
По К. Марксу, “Родовая жизнь как у человека, так и у животного физически состоит в том, что человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, которой он живет… Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно – природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.“
“Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного – родового существа, т.е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу. Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т.д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально: оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты.»
И это и есть родовая сущность человека, сущность человеческого рода - свободное во-человечивание мира по собственной мерке, свободное от животной предопределённости.
Макс Шелер. По его трактовке, не следует изначально определять человека ни физически, ни психически, а лишь на основании психофизического единства. Человека делает человеком не тело, но то, что он с этим телом делает. При этом энергийная связь между корой головного мозга и организмом является необходимым условием определенного поведения; поведение едино и психофизически нейтрально и является «поведением плоти»; человек - это не просто homo sapiens, а нечто большее (жизнь, которая больше чем жизнь); человек - в его нормальной дефиниции - был «всегда», но он стал homo sapiens, «аполлоновским человеком», «разумным существом»; человек - «вождь» развития мира. Но в различные периоды истории Земли - которые корреспондируются с периодами развития мира -морфологически, физиологически и психически он выглядел совершено по-разному
Мыслители, исследующие проблему родовой сущности человека, начинают с перечисления и анализа его атрибутивных (сущностных) свойств или признаков. Атрибуты эти перечисляются у различных авторов в разной последовательности, количество их также варьируется. Весь этот перечень можно свести к трем фундаментальным свойствам-атрибутам (остальные же свойства выступают как их производные). Разумеется, эти атрибуты перечисляются после констатации того очевидного факта, что человек есть живое существо (или животное, биологический организм). Их последовательность, выбранной по принципу движения познания от более очевидного к менее очевидному: практическая деятельность, сознание, социальность.
* - «Как филистимляне победили Россию» https://cont.ws/@winkor/1464134, «Масенький холивар» https://cont.ws/@winkor/1465157 , «Крайнее «большое» выступление СЕКа. Один к трем. В пользу лжи.» https://cont.ws/@winkor/1466072
Использованы:
https://cyberleninka.ru/article/n/rodovaya-suschnost-cheloveka-homo-polisemantizm-opredeleniy
https://ebrk.livejournal.com/64184.html
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00160139.htm
ispu.ru/files/u2/Erofeeva._Filosofiya_cheloveka.pdf
Оценили 18 человек
48 кармы