Снос памятников — надо определиться окончательно — это борьба с историей. С собственной историей. Это борьба человечества со своей историей. Схватка человечества как вида и как единого, планетарного рода со своим естеством. Это «однозначно»
Другое дело - обсуждение и толкования возможны и даже желательно. Но это — другое дело.
Озадачимся таким вопросом — где и главное — когда? - стали (начали) сносить памятники?
Найти ответ легко. Если работает мозг, если не накрыло злокачественное беспамятство.
Первое — это тривиально — чтобы сносить памятники, надо начать их возводить.
То есть вполне логично предположить, что памятники имярек персонам или фактам стали возводиться в государствах с устоявшейся идеологией и трактовкой тех либо иных событий — побед, достижений и т. п. Памятник — знак и символ примерно однородного и монолитного общества, как минимум — знак упования и стремления к такому единодушию по поводу своей истории.
Снос памятников — это знак разрушения гомогенности, единства общества. И знак деградации, разрушения объединяющей идеологии и/или истории. Все это понятная очевидность. И тривиальность, о которой не грех, однако, вспомнить.
Вполне можно предположить, что памятники возводились, например в Древней греции. Известный факт — возведение памятных скульптур героям — победителям Олимпийских игр. Ну и прочие мемориальные монументы. Были так же памятники, посвященные победам в войнах (ага, ага). Но такие памятники часто возводились (весьма прозорливо!) деревянными. Ну и время их «жизни» было вполне естественно и невелико. Про памятники в других странах, типа Вавилона либо Египта, ничего досконально (мне) неизвестно. Могу предположить, что строили - в основном — капитально. Настолько, что мы до сих пор можем любоваться некоторыми.
Моду на разрушение памятникам (на уровне законодательства!) завели в образце цивилизации — Древнем Риме (Римской империи). Мода (повадка, обычай) ставить памятники и изваяния различных политических «звезд», была велика и широка. Соответственно — что и следовало ожидать — возникла и мода на разрушение памятников. И чем чаще менялись режимы, порядки и власти — тем чаще сносили памятники. Например, Калигула, римский император, современника (и во многом антипод) Иисуса Христа. «Лицо от природы было дурным и отталкивающим, а сам он был свиреп и порочен», - описывает его Светоний.
Всеми ненавидимый, Калигула кончил жизнь под кинжалами заговорщиков. Память о нем была проклята, его портреты уничтожены по введенному «Закону об осуждении памяти». Такой хитрый закон оставлял лазейку для увековечивания победившего убийцы, сместившего предыдущего императора привычным способом – кинжалом.
Вот он, знак одичания. Одичание, увековеченное в документе - «Закон об осуждении памяти».
Вроде бы благая вещь.
Но память о Калигуле живет и процветает, о нем писали и пишут повести и романы, снимали и снимают фильмы.
Сам «Закону об осуждении памяти» увековечил другое. Это памятник ненависти и одичанию, памятник формальному восприятию мира. Восприятию, механистическому и условному как рефлекс. Да, вот оно, определение — разрушение памятников — это реакция на уровне рефлексов. Рефлекторной реакции, настолько животной, что даже у одноклеточных можно выработать такую реакцию.
«Закон об осуждении памяти» - сам памятник. Памятник рефлекторному, «биоплазменному» сознанию, упованию цивилизации на беспамятность, памятник деградации и психотического вытеснения и вырождения.
Отмечу некоторые другие, реперные, точки показательного, символического и демонстративного сноса памятников.
Основное внимание - религиозному, даже, скорее всего, псевдорелигиозному, популистски-культовому фанатизму.
Ранние христиане старательно уничтожали изображения языческих божеств, плохо в них разбираясь. Под раздачу попадали не только Юпитеры и Гермесы, но и мраморные изображения исторических лиц. В Риме, уцелела лишь конная статуя Марка Аврелия, которую христиане приняли за портрет императора Константина, объявленного святым. Своеобразное продолжение — самим христианам этот популистский фанатизм вернулся в виде «обратки» - ереси иконоборчества.
Мусульмане, захватившие Византию (восточную часть бывшей Римской империи), с фанатичным рвением уничтожали любые изображения людей. Мусульмане продолжили это линию псевдо-религиозного фанатизма — вспомним взрыв статуи Будды в Афганистане.
В просвещенной Европе....
Традиция установки отдельно стоящих памятников возродилась лишь в эпоху Ренессанса. И почти сразу же, очень скоро свежеустановленные статуи стали свергать в связи с политическими событиями. Войны, революции и мятежи косили не только людей, но и монументы.
Во время революции в Нидерландах были уничтожены статуи испанских королей.
Война за независимость США снесла с пьедесталов памятники королям английским. Теперь у них «флойдобесие» - факт через всю харю.
Французская Революция уничтожила не только монархические монументы, но и посбивала головы скульптурным королям древнего Израиля на фасаде собора Нотр Дам.
Вообще, Франция — родоначальница кампании по сносу памятников в новой истории Европы: с 1789 года здесь постоянно сносились памятники и монументы, убирали статуи королей, знати, церковных деятелей, коллаборантов и т. д. Французский историк Лорис Шаванетт убежден, что именно Французская революция открыла «ящик Пандоры», заложив основы современной политики «декультурации» (одичания и вырождения!), отрицания культурно-исторического наследия путем сноса памятников. Историки напоминают: «Во Франции часто убирали статуи знаменитых людей, в их числе Лафайет, Виктор Гюго, премьер-министр Гамбетта». Можно также вспомнить уничтожение статуй французских королей, разграбление их гробниц и свержение Вандомской колонны во время Парижской коммуны 1871 года.
А потом … на Мартинике, заморской территории Франции, нацисты пустили на переплавку в 1940 г. памятник генералу Дюма, отец знаменитого писателя Александра Дюма. Генерал был мулатом и сыном рабыни, который прославился и выслужился во времена наполеоновских войн.
В «большевистской» России сносили памятники монархам, генералам «старого режима», а также вскрывали гробницы царей и святых. Большевики троцкистского толка пытались выбросить за борт наследие «проклятого прошлого», но вскоре задумались о государственной преемственности и восстановили «прогрессивные» символы российской истории.
Ну и наконец, начало 21 века. Сперва «ленинопад» и «сталинопад» в РФ, позорное удаление монумента Дзержинского, потом — уборка памятников в прибалтийских хуторках Европы, ликвидация памятников советским воинам в Польше. И заключительный аккорд - волны одичания, деградации, вырождения — снос памятников в США и вновь - в Западной Европе.
Таковы современные тенденции в тренде новейших биоплазматических рефлексов. И вот уж совсем горячая новость — флойдобесие в Сочи-Адлере. Эту злободневную частность можно прочитать в https://riafan.ru/1293439-blac... (Black Lives Matter уже в Адлере. Роман Носиков о разносчиках новомодной идеологии в России).
Использованы так же материалы
https://inosmi.ru/politic/2020...
Оценили 20 человек
42 кармы