Продолжим. Марксизм и Христианство — самые могущественные учения (назовем так, чтобы не дразнить ни идеологов, ни теологов) прошедших двух тысячелетий.
Да, да, я не ошибся, именно двух тысячелетий, хотя собственно, марксизм как теория родился в 1839 году («Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии»), а христианство оформилось в годах («Евангелие от Матфея» написано раньше всех и никак не позже 50–60 г.г. по Р. Хр., время написания Послания Св. Апостолов можно полагать между 40–50 годами. по Р. Хр.). Однако эти опусы появились не на пустом меcте — и даже не в смысле трудов предшественником, а в смысле наличия практикующих предтеч — гегельянцев (если говорить о марксизме, или учения ессеев, хасидеев, эвионитов, терапевтов, сикариев, которые в некотором смысле «предшествовали» христианству).
I
Среди общности составных частей марксизма и христианства я уже упоминал еврейские корни этих учений. Об этом говорил пост https://cont.ws/@winkor/195723...
Но есть ещё целых два значительных, масштабных исторически и социально, аспекта, которые можно указать как то, что в некотором смысле роднят их.
II
Второй общий аспект — после еврейско-иудейских корней учений — это всемирная, почти повсеместная распространенность и солидная продолжительность влияния этих учений. То есть эти два учения имеют максимально возможную метафизическую глубину и в максимальной степени претендуют на всеохватность описания человеческой природы и человеческой деятельности. То есть эти учения обладают максимальным объемом и максимальной глубиной. Во всяком случае — явно претендовали на эту максимальность.
Последователи этих учений обладали и максимально известной влиятельностью, и были распространены на максимально возможной территории. Сравнить по влиятельности с ними можно (в разные периоды времени) только Китайскую империю, эллинистический мир Македонского и Др. Рим времен империи. Монгольская империю, наполеоновскую Империю и гитлеровский Третий Рейх со странами оси никоим образом невместимо отнести к таким феноменам — уж слишком ничтожны они по временным, культурным и идеологическим параметрам.
Итак, и христианство, и марксизм некоторый период времени обладали максимальным, геостратегическим могуществом. И оба учения — по разным ли причинам? - это могущество утратили.
III
Утраченное былое могущество — третий аспект, который роднит эти учения и практики.
Христианство падало долго — от момента раскола на католичество и ортодоксию православия, через раскол католичества с протестантизмом. Марксизм начал раскалываться ещё в 19 веке, при живом Марксе, и завершил свой раскол одновременно с завершением своего мирового могущества в 90-х годах прошлого века.
Итак, три составных источника и христианства, и марксизма:
1. Еврейско-иудейские корни, проявившиеся как в методологии, так и в стилистике обеих учений.
2. Максимально мыслимую степень распространенности и влиятельности на планете.
3. Утратf бОльшей части былого могущества (возможно, это было следствием «головокружения от успехов»).
Настоящий момент
Он характерен не просто застоем, а некоей мертвячиной.
Нет никакого значимого доктринально или практически движения мысли.
Обсуждается масса суетных мелочей, имеет место межконфессиональная или межфракционная грызня и конкуренция мелких сект. Канонически значимые вопросы не модернизируются должным образом.
Собственно, происходит омертвение идеологического и ценностного былого могущества. И причина этому, как представляется — внутри.
Или - ?
Продолжение, Бог даст, последует.
Оценили 12 человек
27 кармы