Такова реальная история с историей

8 859

Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
. . .
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –

                                          /А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»/

У России есть история. Но категорически нету достоверной истории. Это открывает простор для любых построений и перестроений как бы истории. При том такое перестроение и переписывание истории будет происходить все чаще. Ибо смена вех, общее развитие и перемены в мировой обстановки, калейдоскоп приоритетов будут происходить все быстрее и быстрее. Ибо ныне все в мире ускоряется.

Вернемся к утверждению о том, что у России ныне нет достоверной истории. При том, что сама история, несомненно, существует. Хотя … хотя кто даст ответ — сколько стоит та история, о которой массы не знают?

Основной источник, на который чаще всего ссылаются, и который в лоялистских кругах большинства пользуется наибольшим авторитетом — ПВЛ, Повесть Временных Лет.
И не буду рассусоливать разборки по поводу того, какой извод или вариант текста ПВЛ более достоверен, а какой — менее. Не суть важно.

Важно другое — что являлось опорными источниками протографами самой ПВЛ? Ведь сама ПВЛ есть не что иное, как полуофициальный (а для академической русской истории — официальный) первоисточник.

Первый акт российского «марлезонского балета» истории

Что мы имеем в случае ПВЛ?

Основаниями для ПВЛ служат, в частности:

- Хроника Георгия Амартола (непосредственно и в составе компилятивного «Хронографа»),
- Хроника Иоанна Малалы,
- тексте «Летописец вскоре» патриарха Никифора,
«Сказание о преложении книг на славянский язык» («Сказание о начале славянской грамоты») западнославянского (моравского) происхождения /Это «Сказание» позволило летописцу связать рассказ о расселении славян на территории будущей Руси с библейской историей через рассказ о расселении всех славян с Дуная/,
- «Повесть о поселении славян на Дунае и нашествии угров». / Была сочинена в Моравии на славянском языке после гибели Великоморавского государства, когда Моравия была включена в состав Чешского государства в Х веке/,
- деяния первых русских князей (Олега, Игоря, княгини Ольги, Святослава Игоревича и Владимира Святославича) излагаются на основе устной традиции: дружинного предания, местных сказаний и др. Рассказы о смерти Олега от укуса змеи (под 912), мести Ольги древлянам за убийство Игоря (под 945), поединке юноши-кожемяки (под 992), об осаде печенегами Белгорода (под 997) и ряд других сюжетов имеет эпическое происхождение.
- ретроспективно записанные рассказы, почерпнутые со слов участников событий и из личных припоминаний. Интерполяциями в первоначальный текст являются повествования об убийстве Бориса и Глеба (1015) и ранней истории Киево-Печерского монастыря (1051).

Это далеко не весь список источников «первоисточника». В результате ПВЛ можно охарактеризовать как искусственный и малонадёжный» исторический источник. В ПВЛ зачастую обнаруживаются явные вставки, разрушающие логическое развитие рассказа.

ПВЛ как величайшая высота учёной пытливости и литературного умения

— да.

ПВЛ как источник достоверных сведений о происходившем

- нет.

Конечно, не следует оценивать достоверность повести, руководствуясь современной моралью: летописец был монахом и глубоко верующим христианином. Именно поэтому «Повесть временных лет» стоит воспринимать как одно из произведений пред-апокалиптической литературы /Ожидания грядущего Апокалипсиса были очень тогда распространены в Европе, Ближнем Востоке и, следовательно, на Руси/. ПВЛ писалось как книга, которая должна будет фигурировать на Страшном суде. При описании исторических событий летописцев гораздо больше интересовал вопрос «что бы это значило?», чем донесение до читателей того, как это было на самом деле. ПВЛ есть во многом компиляция из библейских, хронографических и апокрифических источников.

Главные действующие лица ПВЛ часто отождествляются с библейскими персонажами*, в результате чего им приписываются те или иные качества или действия. ПВЛ - это выдающееся литературное произведение, но совершенно недостоверная история. Никаких причин продолжать основывать на нём наши знания о прошлом не существует. Древнейшая хронология «Повести временных лет» представляет собой результат искусственных калькуляций и исторически малодостоверна.

Но если бы все сомнения ограничивались бы литературно-мифическим характером ПВЛ. Увы.

Второй акт российского «марлезонского балета» истории

Имеются такие Указы Петра I Романова, как:

- Указ о присылке из монастырей древних рукописей и печатных книг от 20 декабря 1720 г.
"Великий государь указал: во всех монастырях, обретающихся в Российском государстве, осмотреть и забрать древние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные, также книги исторические, рукописные и печатные, какие где потребные к известию найдутся. И по тому его великого государя именному указу, правительствующий Сенат приказали: во всех епархиях и монастырях, и соборах прежние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные, такожде и исторические рукописные и печатные книги пересмотреть и переписать губернаторам и вице-губернаторам, и воеводам и те переписные книги прислать в Сенат."
и
- Указ о присылке хранящихся в монастырях летописей для снятия с них копий от 16 февраля 1722 г.
"Из всех епархий и монастырей, где о чем по описям куриозные, то есть древних лет на хартиях и на бумаге, церковные и гражданские летописцы степенные, хронографы и прочие сим подобные, что где таковых обретается, взять в Москву в Синод, и для известия оные описать и те списки оставить в библиотеке, а подлинные разослать в те же места, откуда взяты будут, по-прежнему, а тех епархий и монастырей властям при том объявить, дабы они те куриозные книги объявили без всякой утайки, понеже те книги токмо списаны, а подлинные возвращены будут к ним по прежнему. И для присмотра и забирания таковых книг послать из Синода нарочных."

То есть губернаторы, вице губернаторы, воеводы и Синод пересматривали и переписывали историю. По своему усмотрению. И значительная (а то и большая) часть истории вымарывалась и переиначивалась государственными и клерикальными чиновникам. В каждом случае с учетом личных и клановых интересов.

Третий акт российского «марлезонского балета» истории

31 октября (12 ноября) 1803 г. именным императорским указом Александра I Николай Михайлович Карамзин был назначен историографом «для сочинения полной Истории Отечества». Ему был выделен «ежегодный пансион» в размере 2 тыс.руб. Данная должность давала право Карамзину «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающиеся».

Итоги либретто российского «марлезонского балета» истории

Итак, имеем такую последовательность:
- Написание ПВЛ на основе изустных, эпических, библейских и переводных источников,
- коррекция на основе чиновничьих, клановых, клерикальных и династических интересов,
- окончательная лакировка исходных исторических материалов (ПВЛ и прочих) Карамзиным.

* * *

Куда все делось — на самом деле? Где все хранится?
От чего дефицит древних документов об истории от Рюрика до Петра-1?
А в особенности почти нет документов об истории от Атиллы до Рюрика?
И нет совсем документов до н.э. ?

--------------------------------------------------------------------------------------------

* - Например, актуальная для ранней русской истории заповедь сыновьям Ноя «не преступать жребий братень». Она повторена в связи с распрями сыновей Ярослава Мудрого. Завет Ярослава сыновьям представляет собой парафраз из того же источника, из завета праотца Исаака его сыновьям Иакову и Исаву. Сюжет расселения славянских племён продолжает сюжет расселения 72 народов и воспроизводит не простую библейскую таблицу народов, а пространное географическое описание, свойственное раннесредневековой хронографии, в том числе еврейской Книге Иосиппон X века, повествующей специально о расселении потомков Иафета по рекам Европы. В «Книге Юбилеев» (в «Хронографе по великому изложению») космографический обзор касался лишь Ближнего Востока а летописец «Повести временных лет» использовал Хронику Георгия Амартола с её экуменическим кругозором и дополнил текст сведениями по этногеографии Восточной Европы. От «Книги Юбилеев» («Хронографа по великому изложению») осталось только повествование о Вавилонском столпотворении, но повествовательная модель этого источника («Книги Юбилеев») повлияла на сам ход описания событий начальной славянской и русской истории.

Активизация вымирания

Во время войны работают механизмы не только прямого, но и косвенного воздействия на противника. Прямые — потери на поле боя и сопутствующие, среди гражданских, а также разрушение эконом...

Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...

Похоже, Суровикин возвращается. Какой пост он может занять

После ареста Тимура Иванова, ожидаемо все заговорили о громких отставках и возможных назначениях в оборонном ведомстве. Но пожалуй самым главным событием, наперебой обсуждаемое экспертами, являетс...

Обсудить
  • • Прошлое - это множество всех, хронологически предшествующих данному моменту, событий. Учение, рассматриваемое прошлое, сквозь прИЗМу Торы, на котором её тень, это и есть история. История делается людьми, склоненными к вере в мифы(измы), или стремящимися к материальному благополучию, к благоденствию - всестороннему удовлетворению плотского начала человека, чем и вызвана фальсификация фактических событий, а также их мифологизация в политико-идеологических и религиозных целях.
  • “Многие писали историю России, но как она не совершенна! -Сколько событий необъяснённых, сколько упущенных, сколько искажённых! Большею частию один списывал у другого, никто не хотел рыться в источниках, потому что изыскание сопря­жено с большой утратой времени и трудом. Переписчики ста­рались только в том, чтобы блеснуть витиеватостью, смело­стью лжи и даже дерзостью клеветы на своих праотцов!" Зубрицкий
  • Вы можете сколько угодно рассуждать о загадочных тайнах прошлого, скрытых в пространстве за завесой времени. Но говорить о подлинных причинах очевидного настоящего вам не дадут никогда. Лишь только вы откроете по этому поводу рот, вам тут же его заткнут. Если этого будет недостаточно, вас попытаются купить. Если же и этого окажется недостаточно, вас просто убьют. При попытке обнародовать истинную хронологию/летопись можно получить статью УК (прецеденты были).