Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

1921 год. «Москва — это новая Мекка, это — Медина для всех угнетенных» (из обращения Научной ассоциации востоковедов при ЦИК СССР)

0 1238


6 июля 2017 года в Санкт-Петербурге в Государственном музее истории религии в зале с символическим названием "Серебряная кладовая" открылась уникальная выставка.

На выставке была представлена копия "Самаркандского куфического Корана" ("Коран Османа"), которая была напечатана в 1905 году в количестве 50 экземпляров в качестве церемониального подарка России для мусульманских соседей Империи - подарка, который подчеркивал власть "белого царя".

Символическим жестом была и передача оригинала этой рукописи мусульманам в 1918 г., осуществленная по прямому указанию Ленина. Речь шла о передаче части власти в обмен на участие в «революционном проекте». «Москва — это новая Мекка, это — Медина для всех угнетенных», — так было записано в обращении Научной ассоциации востоковедов при ЦИК СССР, опубликованном в 1921 году.

На выставке также были представлены раритетные изделия из серебра изготовленные на Московском Монетном Дворе Министерства финансов Российской Федерации по заказу компании «ВТ» (директор и автор проектов Прусаков Владимир) - "Серебряный Коран" и воспроизведенные из серебра почтовые марок исламских стран.

В исламском мире почитается величайшая реликвия — Коран Османа, залитый кровью третьего «праведного» халифа Османа ибн аль-Аффана (644— 656 гг.). Доставшаяся ему в наследство от убитого Омара империя являлась таковой лишь номинально. Правители Сирии, Египта, Ирака, Киренаики, считавшиеся наместниками халифа, сохраняли достаточно мощную политическую и экономическую силу и были не очень склонны подчиняться главе мединско-мекканской общины, пусть даже он был зятем пророка. Попытки навести порядок в провинциях вызвали мятеж, и, как мы уже писали выше, Осман был убит в 656 г. в собственном доме повстанцами. Одной из заслуг Османа перед исламом было создание унифицированного текста Корана. Собрав у учеников и сподвижников Мухаммеда тексты записей его поучений, он с помощью бывшего личного писца Мухаммеда Зейда ибн Сабита составил сводный единый текст, убрав то, что, с его точки зрения, противоречило идее единства мусульман и могло вызвать раздоры. Все прочие тексты и записи были уничтожены, а со сводного Корана было сделано, как утверждает мусульманская традиция, пять копий, которые были посланы в Мекку, Медину, Дамаск, Куфу и Басру. Подлинник Осман оставил себе. Именно его страницы оказались обагренными «священной кровью» халифа. Этот экземпляр Корана исчез, но спустя некоторое время в мусульманском мире появились несколько списков Корана с окровавленными страницами, каждый из которых претендовал на то, чтобы считаться подлинным Кораном Османа. Возможно, что среди них действительно был подлинный экземпляр, принадлежавший Осману, залитый именно его кровью, но доказать это, увы, невозможно. Один из экземпляров этой реликвии судьба забросила в Самарканд, где он хранился в мечети Ходжи Ахрара, шейха суфийского ордена, жившего в XV в.

Есть несколько версий того, как мог попасть Коран Османа в Самарканд. Версия, которую большинство исследователей считают наиболее вероятной, такова: Коран Османа был захвачен Тимуром во время его завоевательных походов где-то в Сирии или Ираке и потом хранился в библиотеке самого Тимура, откуда и попал в силу каких-то обстоятельств в мечеть Ходжи Ахрара. В 1868 г. Самарканд был занят царскими войсками и включен в состав Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи. Начальник Зеравшанского округа генерал-майор Абрамов, узнав о существовании уникальной рукописи Корана, «принял меры», в результате которых Коран за вознаграждение поступил в его распоряжение и был им переправлен в Ташкент генерал-губернатору Туркестана Кауфману. 24 октября 1869 г. тот подарил его Императорской публичной библиотеке Петербурга, где тогда уже находились древнейшие списки Нового (Синайский кодекс) и Ветхого Завета (Ленинградский кодекс). Попав в Рукописный отдел Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, Коран стал объектом исследования востоковедов, и было установлено, что рукопись относится к началу VIII в.. Так впервые за несколько столетий святыне ислама было суждено оказаться за пределами мусульманского мира.

В 1905 году было подготовлено к печати и опубликовано роскошное факсимильное издание Корана Османа почти в натуральную величину ограниченным тиражом 50 экземпляров. Пять экземпляров были преподнесены царственным особам: российскому императору, турецкому султану, персидскому шаху, эмиру Бухарскому Абдулахад-хану и его наследнику.

Из 50 экземпляров до наших дней сохранились считанные единицы. Два экземпляра хранится в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге

14 декабря 1917 года Краевой мусульманский съезд Петроградского национального округа обратился с письмом в адрес Народного Комиссариата по делам национальностей, в котором отмечалось, что Коран Османа как "священное сокровище и достояние всего мусульманского мира должен находиться в руках самих мусульман. Все мусульмане России хотят этого".

Примечательно письмо В.И. Ленина народному комиссару по просвещению А.В. Луначарскому от 9 декабря 1917 года об этом редкостном манускрипте, известном под названием "Коран Османа". "В Совет Народных Комиссаров, - говорится в этом документе, - поступило отношение от Краевого Мусульманского съезда Петроградского Национального округа, в котором, во исполнение чаяния всех Российских мусульман, вышеназванный съезд просит выдать во владение мусульман "Священный Коран Османа", находящийся в настоящее время в Государственной Публичной Библиотеке". "Совет Народных Комиссаров,- заключает письмо, - постановил немедленно выдать Краевому Мусульманскому съезду "Священный Коран Османа", находящийся в Государственной Публичной Библиотеке, ввиду чего просит Вас сделать надлежащее распоряжение". На основании этого письма "Коран Османа" тогда же был передан представителям Краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа, затем доставлен в Уфу и позднее в Узбекистан, в Ташкент, где он хранится и в настоящее время.


Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...