В поисках вечной жизни: Шумер и Египет.

24 11202

Опыт систематизации знаний о  поисках вечной жизни в нескольких частях.

Немного вводного видео, с научной точки зрения (это важно) разбирающего реальные источники мифов о потопе и Эдеме:

По образованию я немножко историк, так что я люблю Шумер. Его невозможно не любить. Сами посудите: Первая письменность, первые списки царей, календарь, масштабная ирригация, плодами которой в Ираке пользуются до сих пор, монументальное строительство, первые своды законов.. Собственно, своей малоизвестностью среди широкой публики Шумер должен быть благодарен Египту, который занял собой все археологическое и медийное пространство (заслуженно, впрочем).  К тому же, Шумер находился в труднодоступной зоне глинистых пустынь, да и сама память о нем была надежно изглажена. Библейские упоминания о Вавилоне считались мифом до открытия этого самого Вавилона в самом конце 19 века. Равно как мифом считалась Троя. Но вернемся к царям.

Небольшая вводная.

Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. Вот такие:

шумеры и аккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трёхгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки.

Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик — получалась глиняная клинописная книга. Её достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей — своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги — клинописные перечни хранящихся книг.

Обожженная керамика - штука практически вечная. В отличие от папируса и бумаги она даже не горит. А глины там просто завались. Именно поэтому, раскапывая междуречье археологи ожидаемо наткнулись на обширные царские библиотеки и (!) административные архивы. Необходимо пояснить, что шумерские города-государства  стали таковыми вынужденно - силами небольших  общин в безводной местности ирригацию построить и поддерживать нельзя. А для удержания уже не общины и племени а города в строгом, необходимом для строительных расчетов порядке нужна вертикаль власти и бюрократия. А для бюрократии - письменность, законы и архивы. Точно как будто в цивилизацию играешь. Шумеры изобрели письменность в первую очередь для учета (налогов, взымавшихся в зерне) и расчета. Мифы-то прекрасно и устно тысячелетиями передаются. Ну и создали первые в (обозримой) истории своды законов -законы Хаммурапи.

Ну так вот. Вкусив плодов цивилизации и письменности шумеры начали все записывать. В первую очередь составили список своих царей от начала времен. Тут выяснилось странное.

С десяток первых царей суммарно правили ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ ЛЕТ. Потом землю смывает потоп и продолжительность жизни сокращается в двадцать раз, примерно до тысячи-тысячи двухсот лет и  неуклонно падает до нормального нам с вами уровня.

Заметка первая: как бы там ни было, упреждая товарищей вучоных всех наук в комментариях, шумеры считать умели очень и очень хорошо. Как строители и ирригаторы а также как астрономы высокого уровня.

Заметка вторая: Некоторые, не подумав, предлагают считать  год за месяц, низводя шумеров до уровня, простите, дебилов. 36000 месяцев - это 3000 лет. Не выходит, да? Если считать год за день (т.е. совсем уж опоносить древних), то все равно выходит 100 лет чистого правления средненького такого царя.

О понятии "год" шумеры имели  представление самое что ни на  есть нормальное. О понятии времени также. Счетная система бы не десятичной а 60-ричной,  да, деление часа на 60 минут и минуты на 60 секунд  - это они. Шумеры.

"Срок правления нижеследующих царей измеряется в шумерских числительных единицах известных как «шар» (3600 лет), «нер» (600 лет), и «сосос» (60 лет)"

Обращает на себя внимание, что сроки правления этих царей все кратны 60. Если поделить, то выходят вполне себе библейские сроки жизни в 500-600 лет. При этом никто не заморачивается счетом отдельных лет и десятилетий как сущей мелочью, округляя до сотен  лет.

 Многие исследователи бились над этой проблемой, тем более, что послепотопное  кратное сокращение жизни описано и в библии, написаны множество книг, выдвинуты теории про радиоактивные  углерод и калий-40, а воз и ныне там.

И вот тут мы приближаемся к ветхому завету.

Когда раскопали библиотеки в Вавилоне и Ниневии, то первым делом побежали читать  исторические и мифологические тексты (коих там не менее египетских) и наткнулись на что? Правильно, на всемирный потоп. Правда и потоп там был не всемирный, и имена малость местные,  но тростниковая лодка-ковчег на месте и все признаки заимствования налицо.
Тут стоит упомянуть, что праотец Авраам, о чем прямо говорится в Бытии, выходец из города Ур. Из междуречья. Если копнуть поглубже, то заимствований в Бытии довольно много. Из сего  можно сделать два прямо противоположных вывода. Первый - что евреи таки вышли праотцом из Ура. Этому противоречит факт 400-летнего  египетского рабства. Зная египтян, жрецов черной земли в долине Нила,  позволили бы они своим рабам 400 лет сохранять свою даже устную историю, не  то что цементирующие  тексты? Вот и я думаю, что  нет. Египтяне были не дураки. Согласно официальной истории - Бытие писал Моисей. Кто был Моисей? Он был египетский принц и жрец! Стал бы он писать про Ур? Ну вот то-то же. Моисей и знать про Ур, скорее всего, не знал. Несрастуха, как говорится.

Вторая версия - Бытие написано во время вавилонского пленения евреев (факт подтвержденный теми же табличками) или, вернее, комфортного проживания евреев в центре тогдашнего мира и не на последних постах в царской администрации, а в Уре ими (и праотцом Авраамом) и не пахло. Т.е. пятикнижие написано тогда же,  когда и талмуд.  Банально написано с нуля,  людьми сидящими в вавилонских царских архивах, имеющими доступ к истории и географии, подведена грамотная мировоззренческая база от сотворения мира, мораль, весь фарш, чувствуется опытная рука. Написан вместе со сводом правил (пятикнижие) и талмудом, датирован  ранним временем, именем Моисея. Только стиль немножко принадлежит двум разным людям и в мифологии легкая путаница. После чего Евреи, предводимые левитами (потомками тех самых египетских жрецов) с  новенькими богослужебными текстами под мышкой, талмудом под другой десантировались в Палестину, под покровительством Кира Великого (это как сейчас президент США, на секундочку, по влиянию), который простил их (или выслал из Вавилона от греха?), и вырезали и завоевали местное население ажно до самой Сирии. Больше вырезали все же.  Завоевание, оно для слабаков, знаете ли. Ну и создали Израильское царство с городами и блудницами.

Я сильно отвлекся (но вам ведь интересно, правда?), однако это необходимое отступление. Для понимания общей картины, истории и взаимовлияния и искажения информации в Древнем Мире. Дело в том, что евреи прихватили в Пятикнижие, сами того не зная, клубочек, за конец ниточки которого можно потянуть, распутав все. В частности, топонимы  и миф про эдемский сад.. Он очень важен.
 Для его понимания желательно все же глянуть видео одним оставшимся глазком.

Если читать миф внимательно (а также посмотреть видео) в библейском изложении, то выяснится, что бессмертия Адаму и Хавве никто и до падения не обещал. Да-да.

Изначально Адам создается из глины (человек из красной глины - дословный перевод имени) а Хавва (та, что дарует жизнь) - из его части тела, т.е. производной той же глины. Далее персонажи заселяются в сад, где, внимание, растет древо вечной жизни.
 Зачем в раю древо вечной жизни? А чтоб Адам с Евой не умерли! Они созданы смертными. Чтобы стать бессмертными им надо скушать с древа. Да не того бл..дь! Принимая решение выкинуть свое главное творение из Эдема, Б-г подтверждает свои опасения: "и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно." Т.е. у первых людей был выбор из двух пунктов, один из которых перекрывал путь ко  второму. Либо кушаешь с древа жизни не зная добра и зла и живешь вечно (по факту -  манипулируемой куклой), либо кушаешь с древа познания Добра и Зла и становишься смертным но - равным Богу! Или точнее - богам. Это  очень, очень глубокий философски выбор,  глубину которого я так до конца еще и не понял, несомненно, имеющий реальные исторические корни и  последствия, аукающиеся на нас и сегодня. Адам и Ева сделали свой выбор, а для нас важно понять, что стержневой смысл их решения аукается практически во всех мифах, касающихся смерти и смертности человека. Вот к чему я горами текста веду.

Здесь мы подбираемся к первому историческому тексту о поисках бессмертия. Правильно,"Эпос о Гильгамеше".

Сноска на википедию:

«Э́пос о Гильгаме́ше», или поэма «О всё видавшем» (аккад. ša nagba imuru) — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока. «Эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет, начиная с XVIII—XVII веков до н. э. Его наиболее полная версия была обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии.Конец цитаты.

Сюжет:

Главными героями «Эпоса» являются полубог Гильгамеш — могучий воин, царь Урука, а также Энкиду — дикий человек, которого богиня Аруру создала из глины. Богиня создала Энкиду в ответ на просьбы жителей Урука, недовольных их правителем — Гильгамешем, которого они обвиняют в том, что буйство его не знает предела. Энкиду должен противостоять Гильгамешу, а возможно, и победить его[15].

Энкиду с цивилизованной жизнью не знаком, живёт в степи среди диких животных и не подозревает о том, для чего он создан. При этом у Гильгамеша возникают видения, из которых он понимает, что ему суждено найти друга.

Однажды в Урук пришло известие о том, что в степи появился какой-то могучий человек, который не даёт охотиться, защищая животных. Гильгамеш решает послать к нему блудницу, считая, что это заставит зверей покинуть Энкиду. Цели своей он добился — Энкиду был соблазнён, после чего блудница забирает его с собой в город, где он приобщается к цивилизации и впервые вкушает хлеб и вино[.

В городе Энкиду встречается с Гильгамешем. Между ними происходит поединок, но победить никому из них не удаётся. После этого они становятся друзьями и вдвоём начинают совершать подвиги. Они сразились со свирепым Хумбабой, который охраняет горные кедры, затем их соперником становится чудовищный бык, посланный богиней Иштар, разъярённой на Гильгамеша за его отказ разделить с ней любовь. Убийство Хумбабы вызывает гнев богов, который обрушивается на Энкиду, в результате чего тот умирает.

Смерть Энкиду потрясла Гильгамеша, от горя он бежит в пустыню, тоскует по другу, его отчаяние огромно. Гильгамеш в первый раз понимает, что он смертен, и осознаёт, что смерть — это судьба всех людей.

В результате своих скитаний Гильгамеш оказывается на острове блаженных, где живёт Ут-напиштим — человек, который единственный из всех стал бессмертным. Гильгамеш желает понять, как это удалось Ут-напиштиму, который рассказывает об истории всемирного потопа, после которого он оказался единственным выжившим. После этого Ут-напиштим говорит Гильгамешу, что ради него вторично совет богов не станет собираться. Далее он предлагает Гильгамешу найти способ побороть сон, однако это оказывается неисполнимым.

Жена Ут-напиштима, пожалевшая героя, уговорила мужа сделать ему на прощание подарок. Гильгамеш получает знание о цветке вечной молодости, который очень тяжело найти. Гильгамешу удалось найти, но не отведать цветок: когда он решил искупаться, змея съедает цветок, сбрасывает кожу и становится молодой.

После произошедшего герой возвратился в Урук, где предложил своему кормчему Уршанаби прогуляться с ним по стенам города, которые были построены самим Гильгамешем. Гильгамеш показывает стены и высказывает надежду, что потомки будут помнить о его деяниях.

В XII песне, которая имеет более позднее происхождение и была механически присоединена к «Эпосу», является дословным переводом на аккадский язык второй части шумерской поэмы «Гильгамеш и ива». Она повествует о том, как Энкиду решает спуститься в подземный мир, чтобы вернуть барабан, но при этом нарушает магические запреты и не может вернуться обратно. Гильгамеш обращается с просьбой к богам, и в результате ему было позволено пообщаться с духом Энкиду, рассказавшим, как безрадостна судьба мёртвых. Данная часть, несмотря на то, что она не увязана с предыдущим сюжетом, позволила подчеркнуть мысль о том, что смерти никому избежать не удастся.

"Эпос о Гильгамеше" -пронзительная песнь древнего человека, задумавшегося о смертности. Все ее необходимые атрибуты затем перешли и в еврейскую, и в греческую и в европейскую, и в славянскую мифологии. Только Азия развивала свою, куда менее грустную концепцию, основанную на перерождении.

Египтяне (а пока, в рамках древней хронологии, имеет смысл рассматривать только крупные цивилизации, мелочь следовала на их идеологической периферии) подошли к проблеме бессмертия с другой стороны. В Египте существовало закрытое сословие жрецов, которое занималось вполне продвинутой медициной и наукой. Довольно быстро жрецы вычленили незыблемые законы биологии и поняли, что на цветки-плоды вечной жизни рассчитывать не стоит. Тем не менее, продолжительность жизни в Египте была вполне современной, имелись зачатки эпидемиологии (в частности, рабочим  при постройке пирамид давали чеснок, чтобы избежать вспышек заразы) и шикарная медицина для знати.

Однако народом-то надо было управлять. Поэтому на долгих 4000 лет Египет превратился в царство смерти. Вся земная жизнь человека была лишь подготовкой к полям Иалу, полям вечного блаженства. Но поля Иалу были лишь для душ праведников. Разительное различие между шумерской системой ада для всех людей (шеола, аида, как угодно) и египетским воздаянием за дела человека объясняется умом и хитростью жрецов, которым надо было управлять сложнейшим государством. И не из под палки, заметьте. Вернее, палка тут искусно обернута парчой.

Меня особенно забавляет, что все авраамические религии  буквально повторяют египетскую схему управления. Это и понятно, ведь она высокоэффективна, с большим выхлопом и ее очень трудно сломать. Несколько тысячелетий она работает почти без сбоев, меняются лишь детали. Да и само происхождение этих религий вызывает вопросы.

Кстати, восточные религии занимаются точно тем же,  потому что перед их жрецами стояли те же задачи. Только там палка завернута в еще более красивый шелк, в виде колес сансары. Такие дела.

Да, стоит еще напомнить, что египетские жрецы таки пытались работать с энергиями тела, подобно даосам, и, вероятно, алхимией. К чему это привело - мы не знаем и никогда не узнаем. Но  цель, видимо, достигнута не была. Тема личных попыток "волшебного" достижения бессмертия в Египте популярна не была, по вполне понятным причинам - гипертрофированный культ загробного мира не располагал.

Эти две древние цивилизации отличаются тем, что на ранних этапах у них было минимум конкурентов и масса времени, целые тысячелетия. За такое время многого можно достигнуть, но пески времени безжалостны и свято хранят свои тайны.

А продолжим мы во второй части.


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Интересный фактический материал, а выводы от себя - поверхностны. А про религии - что они созданы для управления - это азбука. А про евреев как народ наука не знает ничего касатально тех времен. Но плюсанул
  • Интересно! Жду вторую часть!
  • Спасибо, когда ждать продолжение?
  • Очень интересное исследование, жаль, что опять заказ на обстрел православия)
  • Только одно утверждение, что "во время постройки пирамид рабам давали от болезней чеснок" уже говорит о том. что автор просто продолжает вереницу безумных фальсификаций всего и вся!!! Египтяне не имели и не имеют к сооружениям , называемых "пирамидами" абсолютно никакого отношения!!!!