Про эстетику и мотивацию

11 1092

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Продолжаю цикл статей про эстетику; вторая часть статьи про культ-работников. Тема эстетики интересна не всем; последние статьи вообще относятся скорее к группировке работников гитары и микрофона, и широкую публику вряд ли сильно взволнуют; однако мои статьи вообще мало кого волнуют, так что мы как-нибудь все вместе это переживём. :))) Попробую в этот раз показать, почему отсутствие единой эстетики де-мотивирует культ-работников, и способствует деградации культурной жизни в целом.

Сперва хочется набросить на вентилятор, и постулировать, что мотивация деньгами не работает. У многих на этом бомбанёт, но если начать разбираться в вопросе, то выяснится, что для мотивации граждан на любое занятие с помощью денег нужно непрерывно поднимать им зарплату, только в таком случае денежная мотивация способна хотя бы удержать сотрудников на месте, не говоря уже за какой-то там рост и развитие. Казалось бы, при чём тут деньги, если речь за эстетику; но у нас тут не уголок пропагандиста, а философский и честный разбор ситуации, в том числе в вопросах эстетики и смежных тем - культуры и искусства. Чем можно замотивировать работника культуры в современном мире? Только честно. А ничем вообще. Отсюда и результат, где новые "Катюши", "Подмосковные вечера" и прочие "Они сражались за Родину".

Человека можно замотивировать всяким разным - славой, популярностью, теми же деньгами; многие до сих пор тянутся в сферу культуры и искусства именно за этим; про сантехника, шахтёра, даже биржевого маклера в газетах не напишут и ролики про них не сымут, а тут спел-сплясал, и слава на пол-интернета; лепота! Люди бывают сильно разные, и многих от подобного буквально воротит (среди интровертов таковые чуть менее чем все), но на сцену и экраны ломится народ обратного склада ума, экстраверты, и сам факт "засветки" тут и там, с тем или этим, для них значит весьма многое. Поэтому недостатка культ-работников не будет, наверное, никогда; даже когда за выход на работу с них будут брать деньги; а что, существует масса платных фестивалей, ничего.

Казалось бы, пэрэмога, статью можно заканчивать; всё с мотивацией в культуре и искусстве хорошо. А вот шиш-то там. То, что с сфере искусства нет недостатка в мотивированных гражданах, никак не помогает решить главный культурный вопрос современности - а чем вы это тут занимаетесь? Собственно, этот вопрос можно адресовать в любую сферу нашей жизнедеятельности; но сегодня всё же за культуру и искусство. "Мы поём и пляшем, и пофиг чёкак" - ответят наши героические певцы ртом и танцоры задом, оставив широкие массы трудового народа в глубоком недоумении; зачем тем самым сантехникам и шахтёрам содержать культ-работников, которым, в общем-то, действительно пофиг чёкак.

Мотивировать творца к творчеству особо не нужно; они и так творят, не остановишь; даже в моём любимом жанре простонародной культуры народ откровенно перекормлен культурными артефактами; а уж в мейнстримовых направлениях такая борьба за внимание обывателя, что тот часто не запоминает уже даже названия жанров, что уж говорить за какие-то там группочки. Одно "но" - а чем это все тут занимаются? И честный ответ на этот вопрос, по большому счёту, приводит к противоречию с темой эстетики; люди просто рубят бабло и самореализуются. Имеет ли это хоть какое-то отношение к эстетике? Отнюдь. И это даже никакое не имхо.

Гражданам, далёким от темы культуры и искусства, может показаться, что аффтар впал в маразм и выискивает проблему там, где её нет; однако люди причастные, и ещё не утратившие критического взгляда на жизнь, наверняка уже понимают, обо что идёт речь. Сфера культуры хороша тем, что там по умолчанию (якобы) реализуется потребность человека в творчестве; одно это служит немалым мотиватором. Но слово "якобы" я добавил очень даже не зря - без понимания, что мы делаем и чем занимаемся вообще, любая деятельность превращается в бессмыслицу (по определению), и творчество без смысла низводит творца до ремесленника. И это вовсе не преувеличение.

Для обывателя любое "творчество" ассоциируется с праздником; и он зачастую склонен думать, что жизнь работников культуры - это сплошной карнавал. Negative. Значительная часть "творчества" в сфере культуры давно поставлена на поток, и кавычки тут не случайны; от того, что человек зарабатывает пением ртом, это не делает его автоматически творцом; нет творчества, нет и творца. Пение само по себе (как и живопись, и скульптура, и прочая) не является творчеством, если при этом не происходит собственно акта творения; как не является творчеством пение забулдыги под забором в состоянии глубокого алкогольного опьянения.

Ранее уже писал, что не надо путать творчество с самовыражением. Творчество подразумевает уникальный результат, и в нём важен не только результат, но и процесс; уже это выводит большинство современных "творцов" в статус ремесленников. Они занимаются "творчеством", простите, ради денег; и в этом нет ничего плохого, если мы понимаем, что перед нами - ремесленник; но мы же почему-то считаем их людьми "творческих профессий"; а вот это уже брехня и заблуждение. Значительную часть этих "творцов" можно заменить на программу в электронном инструменте, и толком никто не поймёт, что партию второй скрипки или басухи исполняет механический болванчик. Да банальный быдлокодер более творец, чем большинство культ-работников, уж извините.

У культ-работников, как правило, всё хорошо с самовыражением; однако с творчеством, повторюсь, не очень. Лишь далёкому от этой сферы обывателю может показаться, что жизнь культ-работника - сплошной праздник; однако для него ваши праздники - как раз самая работа, и наоборот. В основном это обычный чиновник (если брать структуры МинКульта и прочих "творческих" организаций), ещё и с не-нормированным рабочним днём; людей надо развлекать и утром и вечером, и в выходные и праздники, причём в основном - именно в выходные и праздники. При этом он точно так же зажат в рамки зарплаты, как продавец или учитель; да, у многих есть возможность "шабашек", иначе в некоторых местах попросту не выжить, но "гарантированный доход" большинства из них совсем невысок. Соответственно, он поневоле начинает косить глазом на другие виды деятельности; проблема лишь в специализированности, гуманитариев и так везде переизбыток. Здравствуй, демотивация.

Да, повторюсь в который раз, деятельность культ-работников крайне редко является творчеством; в лучшем случае она позволяет самовыражаться, но не творить. А это на хлеб не намажешь и на карту не положишь. Человеку для работы, как ни странно, нужен смысл в деятельности; представьте, что ваша работа заключается в выкапывании и закапывании одной и той же ямы; даже за солидный доход согласны ли вы этим заниматься? Помножаем это на творчествую натуру культ-работников, и получаем закономерный результат - для работы "в культуре" нужна какая-то другая мотивация, кроме денег и самовыражения.

Кое-кто находит такую мотивацию в т.н. "творческих конкурсах", т.е. участвует по сути в соревнованиях в культурной сфере. Я бы такое вообще запретил на уровне УК; творчество по определению уникально, и сравнивать два разных произведения искусства имхо - всё равно, что сравнивать Сашу и Машу, или старшего и младшего сына; це не просто абсурд, а какой-то уже не первый шажок к фашизму. Однако в качестве мотиватора вполне пойдёт; это, конечно, укладывает творцов в безжалостный формат конкурса и современной "культуры" в целом, зато задаёт им рамки поведения и мотивирует оценкой их творчества со стороны. Знакомые слова?..

Основная проблема культ-работников - в бессмысленности их работы, если говорить честно. Вся система современной "культуры" держится на Вере людей в то, что "культура" несёт в себе разумное-доброе-вечное, а это уже давно не так; слово "вера" выделено совсем неспроста. Максимум, на что способны различные направления "культуры" - на формирование суб-культур любителей того или иного жанра, зачастую конкурирующих и даже враждующих меж собой. В рамках суб-культуры мы можем быть уверены в том, что несём в мир Добро и Счастье, но мир-то давно глобален, и при выходе из своего сектантского мирка обнаруживаем, что подавляющему числу обывателей всё равно на ваше Добро и Счастье, и таковыми они их не считают.

В принципе, можно быть фанатично уверенным в своей правоте, и продолжать нести Свет в мир, в стиле "слабоумие и отвага". На самом деле, в нынешних условиях это лучшая мотивация, как бы это ни парадоксально прозвучало; ибо логичных объяснений, зачем нужно нести в мир Свет, нема. Она работает, и даже позволяет распространять свою Веру, но, увы, ограничена религиозным видением мира, и при встрече с научным методом договориться не получится; если человек не верует в благость вашего Света, то фактами убедить его не выйдет. Ибо то, что вы несёте, является Светом только с точки зрения вашей секточки.

В каментах иногда меня убеждают, что так и есть, что так и надо. Но вот тут шиш вы отгадали; да, в современном мире всё так, но это не повод деградировать творцов до ремесленников, а ремесленников вообще уже напрямую в скот и биомассу. Как говорят нагличане, если джентльмена не устраивают правила, он их меняет; и если это можно им, то почему нельзя нам?.. Проблема именно в правилах игры, в современной системе ценностей имени бабла, которая отвергает любую другую систему ценностей, включая ту же самую эстетику.

Если мы не хотим сидеть в норке собственной секты, то нам необходимо разрабатывать общую для всех эстетику, объединяющую и балетных танцоров и народную культуру, и оперу и бардов, и рок и джаз; но не в режиме "берём всех", а на системном уровне, избегая противоречий, и решительно размежёвываясь с теми, кто противоречит нашим общим взглядам. Собстно, это и есть эстетика. Ежегодно и чуть ли не ежедневно проводятся "культурные" конференции, где обсуждается что угодно, кроме краеугольных вопросов, как бы нам не деграднуть в биомассу. Видимо, это всех устраивает.

Необходима культурная борьба. Хватит уже делать вид, что достаточно петь ртом, чтобы все кругом спаслись и стали крайне эстетичными; напелись уже до состояния клоунов. Культура и эстетика - это не только за что-то, но и против того или сего, а вот это как-то уже подзабылось, ибо шутам негоже быть против, могут и пришибить. Ну, каждый выбирает по себе.


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • "что мотивация деньгами не работает" тс... вы что... это же великая тайна. "и творчество без смысла низводит творца до ремесленника" "не является творчеством, если при этом не происходит собственно акта творения" Прямо крамола какая-то... Эдак можно договориться до осуждения выработки общественных стандартов и норм поведения нынешними методами. А потом, и до необходимости их менять, революционными способом. И вообще, до какой-нибудь там статьи...) А чем творец отличается от ремесленника, акромя мотивацЭи? Вон там, вверху, Вы упомянули объективную закономерность зависимости возможности творить от мотивации, но это относится, по большей части, к уже готовым (способным к этому) творцам. А сама способность откэль? Где условия её приобретения/активации. Тут что-то не видно. А, ведь, тоже, объективная закономерность, плотненько завязанная на культуру и традиции.
  • Тарас, к сожалению, в среде культработников мало таких, как Ваша мама (был лично знаком и очень благодарен)! Мою супругу, например, скушали (в том числе и собственные ученицы).
  • :thumbsup:
  • про принципиальную важность эстетики впервые серьезно задумался ещё на лекциях по научному коммунизму. Классики в обществе выделяли экономические отношения как базовые, но, по мнению лектора, в обществе не одна, а четыре группы базовых отношений: экономические, брачно-семейные, политические и эстетические. Название известного труда "Происхождение семьи, частной собственности и государства" отражает важность этих групп: "семья" - брачно-семейные, "частная собственность" - экономические, и "государство" - политические. В названии не отражены эстетические, но, думаю, они очень важны.