Про культурное воздействие "отечественного" кино

11 2688

Вслед за обзорчиком фильмы "Т-34" имхо следует подразвернуть темку воздействия кинопром на культуру общества в целом. Периодически в каменты налетают взъерошенные граждане с воплями "сперва добейся!" "не кинокритик, не смей и роток разевать!"; но я же всегда рассматриваю кино не как отдельный артефакт в сферическом вакууме, а как элемент культуры общества; это вообще одна из моих центровых тем, место культуры в жизни общества. И с этой точки зрения кино активно занимается переформатированием граждан в дарагих расеян самого отбитого пошиба; этот процесс изрядно замедлился, но и не думает останавливаться.

Выходят из кинотеатра глухой, слепой и дебил.
Глухой: Ну, звука я не слышал, но картинка - полный отстой, всё дрожит и ничего не видно.
Слепой: Ну, картинку я не видел, но звук - ничего не понятно, всё шипит и грохочет.
Дебил: А мне понраааавилось!..

Как говорил в обзоре на "Т-34", времена михалковых с бондарчуками вроде бы миновали, и теперь за отечественное кино уже бывает почти не стыдно; однако это не означает, что оно выбралось из той ямы, куда упало после развала СССР. Киноделы научились попадать в эмоции зрителя, и этим во многом характеризуются сборы фильмов последних лет; тот же "Т-34" вроде как побил какие-то там рекорды, и зрителям он нравится. Но при этом ни один из популярных кино-"шедевров" современности нельзя назвать даже хорошим кино, не говоря уж за действительно шедевральность. Возможно, что-то там где-то на дне и делается, но на массового зрителя выливаются помои типа "Викинга", "Матильды", "Движение паразитов вверх", и в лучшем случае - "Т-34", который уже совсем не помои, но тоже, мягко скажем, не ахти. И, судя по сборам, зрителям таки нравится, когда их обдают помоями; недавно смотрел чей-то обзор на фильм "Заложники" (потом, возможно, вспомню, чей); он завершился устрашающей фразой "на показе фильма присутствовали реальные участники событий, фильм им понравился". Потому всегда говорю, что кино - один из самых действенных инструментов по внедрению нужной кому-то культуры в бошки обывателю; и не надо его недооценивать.

Кино, как и любое художественное произведение, воздействует на эмоции зрителя; и, пожалуй, в этом компоненте по силе тяги уступает только компуктерным игрушкам (особенно VR), но там зритель скорее актёр, так что из художественных жанров кино по силе эмоционального воздействия пока что вне конкуренции. Книги или музыка воздействуют на психику только в определённом срезе, и добиться полного погружения сложнее; кино же даёт возможность атаковать зрителя и визуально, и через звук, и через текст; осталось ещё запахи и осязание подключить, и будет чисто Матрица. Это вроде бы банальности, но почему-то мы не обращаем внимание на то, с какой силой на наше общество воздействуют артефакты чужой культуры. В данном случае под чужой культурой я понимаю в том числе и "отечественное" кино, о чём, собстно, статья и есть. Понимаю, что у многих фанатов Путина и вставания с колен сейчас бомбанёт, но попробую пояснить.

В одном из приложенных к статье о "Т-34" видео-обзоров некий гражданин подозрительной наружности высказывал совершенно верную мысль о том, что нельзя играть людей в историческом фильме как современников; это так не работает. И это в данном контексте действительно важно - мы имеем дело с не-уважением предков как минимум. Культура общества со временем меняется; и играть советского человека (тем более - заключённого концлагеря) как современного москвича или американца - это как минимум ламерство, а с культурной точки зрения - натуральная диверсия. Напомню, что имхо в "Т-34" с этим делом сильно лучше, чем в аналогах (за вычетом "28" и "Брестской крепости"), однако всё равно чувствуется; фашисты показаны карикатурными злодеями, и в чём их злобная злоба, из фильмы вообще никак не ясно; возможно, заставляют деток кушать манную кашу. Соответственно, и мотивация персонажей не ясна - к чему напрягаться, можно было спокойно полежать на диване за компом, или как там развлекались в немецких концлагерях. При всех возможностях нам не показывают реальную атмосферу эпохи, из-за чего как будто всё происходит где-то в Мордоре. Причём показать атмосферу не потребует адовых затрат - в том же советском "Жаворонке" для этого служила пара сцен с повешенными; дело не в затратах, а в желании её передать.

Как говорил кто-то из танко-обзорщиков, наши киноделы старательно учатся у Халивуда, и, к сожалению, учатся в том числе и плохому. Часто говорю, что культурно отечественная элита уже давно никакая не отечественная; фамилия Иванов не делает тебя русским по культуре; а для осознания этого нужно понимать, что такое культура вообще. Не-уважение к чужим культурам - одна из ключевых особенностей наглосаксов; на словах они декларируют всеобщее культурное взаимопроникновение, но по факту они формируют т.н. "общечеловеческую культуру", и в нашей стране тоже добились на этой стезе неплохих (для себя) результатов. Дело не в том, что мы - хорошие, а они - плохие, но даже беглого анализа халивудских поделок достаточно, чтобы понять, что там снимают любое кино про себя - в декорациях хоть древнего Египта, хоть дальнего космоса. И точно так же "отечественные" твАрцы снимают кино про себя, ещё и с оглядкой на Запад - а ну как удастся продать права "туда", или хотя бы получить каких-нибудь "ветвей" на фестивале в г. Канске.

Если говорить строго, то мы имеем дело с обманом; нам пытаются втулить то, что откровенно не соответствует действительности; так не бывает. Тут надо отличать обман и заблуждение; требовать исторической достоверности от школьной постановки наивно, но если люди могли, но не захотели, и осознанно влили вам в уши какую-то дичь, в целях получения личной выгоды, то это однозначно определяется как ложь; мне не верите, погуглите. Снимаете студенческую буффонаду про жизнь в каменных джунглях - сымайте что хотите; хотя бы одной ножкой залазите в историю или на территорию другой культуры - будьте любезны, уважайте эпоху или эту самую культуру. Иначе вы попросту обманываете зрителя и под видом исторической драмы втуляете ему ахинею из башки твАрца. Историки уже языки намозолили по поводу битвы на Чудском озере; но все уверены, что знают "правду", потому что видели фильм Эйзентшейна. Там, возможно, было заблуждение; но имея под рукой гугль, яндекс и современные исторические сведения, можно уже не допускать откровенных ляпов-то? Можно, было бы зачем.

Но самое имхо главное - что в современном кино отсутствует уважение к... человеку вообще. Эта беда началась не вчера, и характерна и для части советского кино (например, проявляется у гр. Тарковского); герои сплошь и рядом копошатся в грязи, истерят и проявляют низменные эмоции, причём не для контраста или демонстрации арки характера, а просто так, как художественный приём. Через это "творцы" воздействуют на эмоции зрителя, заставляя его выключить логику и НЕ воскликнуть "ты втираешь мне какую-то дичь!", что является естественной реакцией на ложь. То есть художественные средства служат не для культурного воздействия, а для фактического обмана; что также является "культурным" воздействием, только со знаком "минус".

Да, я постулирую, что вместо культурного окормления населения "отечественное" кино во многом занимается ровно обратным - расчеловечиванием и отуплением трудового народа; т.е. занимается анти-культурой, вслед за Халивудом. Потому что основная функция культуры - внезапно! - образование и воспитание Личности и Общества в целом (гугль в помощь); а нонешние развлекательные функции культуры без оглядки на основную суть приводят любых "творцов" к прямой противоположности культуры, т.е. к формированию аморфной и мозаичной личности, которую можно простейшими эмоциями вынудить к любой дичи. При этом внешне всё на месте - эффекты, музыка, эмоции, даже пародия на патриотизм местами прорывается; но де-факто перед нами в 146% - паразит, разносящий чуждую культуру. Причём для его воздействия на человека и Общество их необходимо сперва ослабить, что и произошло с нами после Перестройки; только после принятия халивудского дерьмеца за норму стало возможно снимать и отечественные "патриотичные" блокбастеры в том же стиле "я снимаю, как дебил". Потому что после советского кино ЭТО воспринимается как "не верю"; а после халивуда уже "почти как там".

Сама "культура" современного общества такова, что эмоции бегут впереди логики; мнение стоит превыше Истины. После публикации статьи "Движение паразитов вверх" на Конте в каментах начался настоящий холивар - меня обличали в том, что я-де мажу грязью то ли великую Россию, то ли подвиг советских баскетболистов; причём один из основных аргументов (вслед за главным, что я - "хохол") - мне кино понравилось, а ты кто такой? Затем свой обзор выпустил некий Badcomedian, и стало яснее, кто где гадил; по крайней мере, в каментах к "Т-34" такой идиотии на порядок меньше. Если оценивать на эмоциях - то да, ура-ура, пэрэмога; а если попытаться проанализировать (чем я тут в основном и занимаюсь), то не всё так однозначно. Напоминаю, что кино как раз и занимается тем, что одурманивает ваши чувства и заставляет поверить в то, чего нет; но это, диалектически, может работать и во благо, и во вред. И, к сожалению, в 146% случаев выбор второго варианта очевиден.

Как всегда говорю, надо исходить из сути и целей любого действия; и для чего делается то или это. Что является основной задачей коммерческого кино?.. Давайте-давайте, отвечайте - можно не мне, а хотя бы самому себе. Желают ли "творцы", чтобы мы просветлились и вознеслись в верхние сферы бытия, или хотят срубить как можно больше американского бабла? Хотят ли они донести до вас Правду, или готовы пойти на любую дичь заради прибыли? Если Правда будет выгодна, то, возможно, они и её покажут; но так как её в карман не положишь и на хлеб не намажешь, то она всегда выступает в современной "культуре" в роли гадкого утёнка - её пинают по поводу и без повода, даже когда это не особо-то и нужно - все побежали, ну и я побежал. Тот же "Т-34", напоминаю, довести до состояния "крепкий советский фильм" можно было бы без особых финансовых затрат; просто этим нужно было бы немного заморочиться. Но, как говорил мой армейский комбат, "здесь ничего никому на*** не нужно"; кроме денег, конечно.

Нам говорят, что "иначе молодёжь не поймёт" - вы считаете молодёжь настолько тупой?.. Подчёркиваю - на примере того же "Т-34" видно, что можно было сделать то же самое, только с бОльшим уважением к истории (в деталях, в манере поведения героев и т.д.), и почему это молодёжь не поймёт?.. Даже все эти пиу-пиу и слооооу-мо можно оставить, но показать советских людей и фашистов настоящими, а не люмпенами с окраин современного мегаполиса. Уверяю - молодые видят фальшь не хуже нашего, и поэтому предпочитают западенское кино нашему - там хотя бы эффекты лучше, и что там враньё, что тут враньё. Зачем делать кино про войну какой-то тупорылой сказочкой - тоже молодёжь не поймёт? Спасти рядового Райана отбился в разы лучше "Т-34", хотя кровищи и дерьмища там было на порядки больше; что, его один пенсионеры смотрели?.. Так, может, что-то в консерватории поменять уже?

В итоге заради прибыли конкретных тушек мы получаем идеологическую диверсию (и тут я не шучу), когда наших предков выставляют какими-то малолетними дебилами; причём это касается не только советского периода, но и до-революционной РИ - что в "Матильде", что в "Викинге" герои - ровно такие же, даром что канонизированные святые, и очевидно так вести себя не могли. Всё заради бабла; не мешайте "свободным личностям" творить на костях остального Общества. Псевдо-либерализЪм, как он есть. И тут дело не только в истории - а "Крым", где событие без преувеличения планетарного масштабу показали на уровне песочницы в дедсаду?.. Этим всё равно, что мазать дерьмом - что клятых терранов, что хоть Самого, я вас уверяю - всё зависит лишь от суммы, занесённой в кассу. И если вы считаете, что это нормально, то у меня для вас плохие новости.

В итоге мы всё дальше и дальше погружаемся в состояние Обмана и Лжи, что парадоксально, ведь прогресс означает, что мы узнаём Истину всё больше и лучше; раньше мы не знали о существовании гравитационных волн и экзопланет, а теперь знаем. Такое впечатление, что Скайнет победил, и теперь расчищает планету от никчёмных человеков, только уже не с помощью Терминаторов, а руками их самих - двойной профит, и техника развивается, и человеки деградируют.

А так-то кино становится лучше, да. Многим нравится. Да вот беда - до того же советского уровня до сих пор не допрыгнуть даже со стремянки, хотя сколько лет уже прошло?.. Советское кино - это не застывший монолит, а по идее базис для построения нового, всё того же Светлого будущего, которое нам обещали кровавые большевики. И снимать хуже этого уровня имхо нонсенс; прогресс идёт, делай лучше. А получается - ну, вы поняли.

В конце статьи приложу музыкальный привет от разорвавшего соц. сеть Одноклассники дуэта Михайловых:

Некоторым кажется, что так, как сейчас, и будет продолжаться неограниченное время. Как говорится, не так страшно, что мы - взрослые, как то, что взрослые - это мы. Вот подрастёт поколение, воспитанное на Марвеле и Звёздных войнах, уверенные в том, что история - это как показывают в кино, вот тогда ягодки и соберём, если не успеем что-либо противопоставить "общечеловеческой культуре". Сколько можно на советском наследии уже выезжать, чесслово.

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • Советское кино снимали люди прошедшие все в реальности и для людей прошедших все в реальности, в крайнем случае для их детей которые всегда могли спросить у родителей как оно было на самом деле. Поэтому в советском кино такая пронзительная реальность. А вот когда снимали про дела давно минувших дней типа Александра невского или Кутузова, то сюжет и герои смотрелись также не естественно как и сейчас сюжеты о ВОВ. Объяснение тому простое - НЕТ сейчас уже тех кто может написать сценарий, снять и САМОЕ ГЛАВНОЕ достоверно сыграть советских граждан времен ВОВ! Не будет той достоверности как у советского кино, не будет той пронзительности и натуральности, потому что никто из режиссеров и актеров через такое в реале не проходил. Поэтому снимают и играют так как сами понимают. Где то лучше, где то хуже, но в целом одинаково плохо. И ТУТ хоть сколько кричи о проникновении чужой культуры, толку все рано НЕ БУДЕТ и просто НЕ МОЖЕТ БЫТЬ по объективным причинам.
  • Что было в кино в Советском кино и почему этого нет сейчас? - У наших предков была мечта о строительстве справедливого общества. - а современному гианотарию, у которого была мечта о колбасе - заткнули рот этой колбасой, и он уже не знает чего хотеть.
    • inik
    • 17 января 2019 г. 18:21
    Все по делу Автор сказал. + Фильм т-34 уныл и вонюч, как четыре стада обосравшихся 34-х бегемотов.. В титрах увидел в конце этого говна "Студия Никиты Михалкова". Мож померещилось? А скоро нас ждёт вот это :joy: и за Наши деньги: "Студия "ТРИТЭ" Никиты Михалкова приступила к съёмкам романтического фильма "Серебряные коньки". Картина выйдет на широкий экран в 2020 году."
  • Если понять, что "основная функция культуры - внезапно! - образование и воспитание" давно не такая, а совершенно западно-прагматичная - завлечь, чтобы получить гешефт, то всё становится на свои места. Мединский не даст соврать - всё решает кассовый сбор!
  • Даже если оставить в стороне вершины Советского Кинематографа (Козинцева, Ромма, Калатозова, Герасимова, Юткевича и т.д. и т.п - сколько еще имен, и все великие!), а глянуть на вполне "развлекательно-отдыхательный" жанр - детектив, картина и там вырисовывается весьма показательная. Два основных посыла советских кино- и не только детективов: - "кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет"; - "моя милиция меня бережет". Хотя первый тезис не спародировал в свое время и не обсмеял только ленивый, его суть в утверждении, что в подавляющем большинстве - люди честные, порядочные и вполне высокоморальные, а преступники и прочие нарушители морали и закона, все эти воры, мздоимцы, тунеядцы, халявщики и т.п. - всего лишь исключение, патология, с которой нельзя мириться и следует бороться. Второй тезис можно расширить от милиции, как одного из институтов правопорядка до рамок Государства, как такового, и одновременно сузить до конкретных личностей безусловно положительных персонажей - ЗнаТоКов, Анискина, Шарапова и т.д. То есть, Государство вообще и государственные люди в частности (участковые, следователи, военные, пограничники, таможенники, врачи, учителя и т.п.) - стоят на страже интересов, жизни и благополучия каждого отдельного советского человека, и готовы жизни свои за это положить! Боюсь, нынешние "борцы за все хорошее против всего плохого" заплюют меня ядом и закидают камнями, но, поверьте пока еще живому свидетелю - так оно, в общем-то, и было! Конечно, не на 100%, но то самое чувство защищенности и уверенности в настоящем и будущем у моих сверстников основывалось именно на этих двух постулатах, и не только киношных, но и совершенно реальных! Гляньте теперь для сравнения на любой из современных фильмов или сериалов. Оборотни в погонах, продажные чиновники, криминальные авторитеты, "Бригады", крутые бизнесмены, девицы "с пониженной социальной ответственностью" - валом! Нет, один-два условно приличных человека, конечно, имеются, но они или лохи, или постоянные страдальцы от наездов власть имущих. Их постоянно гнобят, подставляют, а то и вовсе почти до смерти убивают. А все те структуры, которые призваны и обязаны помогать и защищать простого честного человека - они-то и есть главные злодеи! И, самое катастрофичное, что эти Матрицы реально работают! Каждый кадр закладывает в подсознание зрителя, особенно молодого, образцы "делать жизнь с кого". Если мы в юности мечтали и стремились оставить следы "на пыльных тропинках далеких планет", и о "счастье всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженным", то теперь девицы чаще грезят о богатеньком папике, а пацаны - об на халяву упавших с неба больших бабках. Вот так оно всегда и происходит, когда "человекоформирующие" профессии - медицина, педагогика, культура, журналистика и т.п., - из Миссии трансформированы в "оказание услуг населению", т.е. из "Дела, которому ты служишь" превращены в предмет сделки, в "купи-продай".