Про уровни культуры и искусства

2 443

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Вчера упоминал, что заумные статьи пока не идут; вот, исправляюсь. Сегодня попробую в очередной раз поднять тему культуры, через связь с образованием.

На данную тему натолкнул ролик Ёжика Лисичкина, в котором он говорит про некие уровни культуры, зависимые от порога вхождения:

В терминологии я с ним не вполне согласный - много где он использует слово "культура" по отношению к культурным артефактам, которые надо бы называть "искусство" (о чём отдельно писал и даже на видео говорил вот тут); да и на три уровня разбивать искусство несколько, прямо скажем, искусственно (каламбурчик); не определены критерии для среднего уровня. Но насчёт низового (массового) и элитарного искусства - вполне соглашусь; писал об этом разделении в одной из старых статей.

Если вкратце повторить тезисы видео, то градация искусства по уровням - следствие наличия порога вхождения слушателя; чем сложнее искусство, тем выше порог вхождения, и тем уже круг потенциальных потребителей. Так как у нас на дворе общество потребления, то любая деятельность сводится к процессу продажи товара потребителям; отсюда неизбежно следует деградация уровня культуры и искусства в целом. Да, по-прежнему находятся уникумы и вундеркинды, но по закону больших чисел их влияние на общество ничтожно; какой-нибудь "хоп-мусорок" или "владимирский централ" заруливает любых виртуозов по всем статьям. Благодаря росту социального неравенства элитарное искусство до сих пор на плаву; состоятельным парням нужны определённые статусные мероприятия, чтобы не чувствовать себя быдлом, но культура всё равно возьмёт своё, и условное радио "шансон" уже сейчас забарывает классические произведения в сознания не только простолюдинов, но и вполне себе элитариев.

Показать, почему это так работает, можно на примере известной мне не понаслышке традиционной культуры. Это по определению - культура (в том числе искусство), передаваемое от человека человеку напрямую, без посредников в виде профессиональных артистов, т.е. в принципе не подразумевается понятий "зритель" или "слушатель" (за вычетом редких случаев вроде петрушечников, лирников и некоторых других профессиональных исполнителей). Казалось бы, нет ничего проще и естественнее этого подхода, и порог входа должен быть ещё ниже, чем у шансона, но, увы, нет - в данный момент данная культура является чистой воды "средним уровнем", в терминологии Ёжика; без определённого погружения она у обывателя вызывает только отторжение. Как так? А вот так работает культурный базис, который у современной культуры во многом перпендикулярен культуре традиционной; несоответствие базисов, как оно есть.

Я сейчас говорю за искусство, но многие тезисы легко экстраполируются и на остальные компоненты культуры, если понять, как работает культура, то начинаешь понимать, что фраза из нашего кровавого прошлого "сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст" - не анекдот, а народная мудрость.

На первый взгляд кажется, что традиционная культура доступна всем и каждому, но в условиях загаженности информационного пространства это, увы, не так. Уже с младенческого возраста человека окружает не столько материнская песня, сколько свистелки и перделки из всевозможных гаджетов; так что к совершеннолетию у обывателя формируется понимание, что такое хорошо и плохо в музыкальном плане, согласно масс-культуре.

Для обывателя это может показаться странным, но традиционная музыка содержит много вещей, которые не укладываются в каноны современной культуры в принципе; не обязательность инструментовки, вариативность ритма, постоянная импровизация и прочая и прочая; с точки зрения профессиональной музыки она выглядит как натуральный брак. А так как обыватель с колыбели варится именно в современной культуре, то и он воспринимает простое человечье творчество аналогично, как брак. И для понимания, что это такое и зачем, ему нужно определённое погружение и подготовка. Абсурдно, но факт - для того, чтобы воспринимать простонародную культуру, продвинутому современнику нужна подготовка и определённое музыкальное образование, потому что современная культура не содержит в своих основах соответственных примеров. Повторюсь - не только обыватель, но и 99% профессиональных музыкантов, за вычетом специально обученных этномузыкологов (и смежных аналогов), не в состоянии усваивать и воспроизводить традиционную музыку, по причине несоответствия базисов; они всегда будут укладывать её в квадраты, переводить на ноты и заниматься прочим выхолащиванием. То, что делается профи-музыкантами в сфере "этно", с точки зрения простонародной культуры является развесистой клюквой, увы.

Может показаться, что аффтара унесло куда-то в дебри, но достаточно чуть напрячь мозжечок, чтобы понять, что ровно то же самое работает и в других сферах культуры - то, что мы считаем совершенно естественным и нормальным, на деле может быть плодом многолетних усилий по выведению человека из естественной среды в искусственную, т.е. окультуриванию и одомашиванию человечьей породы в чьих-то корыстных целях. Можно тут же заподозрить теорию заговора, но достаточно и простого манипулирования массами - вместо собственного целеуказания обывателя направляют и ограничивают специально обученные граждане.

С одной стороны, это не так уж и плохо; в конце концов, человек - скотина общественная, и Общество имеет право ограничивать безудержную Швабоду личности. С другой стороны, в условиях общества потребления нет никакого Общества, есть атомизированный бульон из "свободных личностей", который мешают непонятные личности в целях собственного обогащения. В сферическом вакууме единого общества можно манипулировать обывателем для достижения общества взаимного процветания, но вы же меня поняли... Без единых целей не будет никакого Общества, и манипуляция обывателем по определению проходит в стиле "чтобы корова меньше ела и больше давала молока, её надо меньше кормить и больше доить".

Так что падение культурного уровня - это не некое всепропальство или происки врагов, это - неизменный спутник общества потребления. Бесполезно кивать на нерадивых киндеров, которые предпочитают творчеству втыкание в телефон - это лишь следствие механизма по переводу обывателя в корм для хозяев жизни, увы.

При чём тут, казалось бы, образование, заявленное в начале статьи? Хороший выход из ситуации - только один, через повышение образования граждан - в том числе и через приобщение к традиционной культуре, которая хорошо показывает абсурдность современного "общества". Хотя ограничиваться ворочением к истокам, конечно, нельзя - традиции хороши как индикатор, но без мат. анализа, сопромата и микробиологии это однозначно путь назад. Не выбор или/или, а расширение кругозора и путь к гармонизации, такое моё мнение.

Традиционная песня и немного современных технологий

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

Обсудить
  • Трудно не согласиться с тезисом про заявленное "образование", особенно в век интернета, на 99% состоящего из "вода воды"
  • "Без единых целей не будет никакого Общества" Цели-то есть. И общество есть, но оно Вам (и мне) не нравится. Не бывает "общественной культуры". Бывает "народная культура". Этой тонкости, Вы, к сожалению, до сих пор не осознали.