И снова про работников культуры

28 1101

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

В продолжение недавней статьи про российскую культуру; немного поразбираю место и проблемы самосознания отечественных работников культуры. Писал на эту тему в 2014-м и 2015-м году; намеренно оставляю почитай что в каждой статье "таблетки для памяти", дабы показать эволюцию (или неизменность) взглядов. Это у штатных пропагандистов главное прокукарекать, а там хоть не рассветай; це не наш метод. Статью, скорее всего, не прочитают те, кому она предназначается во первых строках, т.е. культ-работники; я к этому давно привык и уже не обижаюсь, ибо сам же постулирую, что на обиженных воду возят. ;)))

В предыдущей статье озвучил важную мысль о со-участии работников культуры в жизни страны; и это имеет две стороны, шо та медаль. Пока всё идёт более-менее хорошо (стабильность, всё такое), можно радоваться и махать флажками, но как только начинается буза, как примелькавшиеся на публике рожи начинают вызывать в народе нехорошие эмоции, и это доказано многими недавними событиями, особенно после 2014-го года. Потому что так или иначе, но работники культуры, по определению занимающиеся публичной деятельностью, со-участвуют в проведении воли правящего режима в массы. Даже если вам не нравится применения термина "режим" к Солнцеликому, это сути не меняет; чем более стабильно и долгоживуче общество, тем прочнее можно привязать любую деятельность к каким-то ключевым фигурам - кровавым терранам или нац. лидерам.

Говоря о работниках культуры, нельзя не поднять одну из моих любимых тем - что такое "культура" вообще. На этот вопрос честно не может ответить даже министр свет культуры; ответ-то очевиден, вот только он немного неудобен. Именно поэтому в сознании обывателя и происходит подмена понятий - говорим "культура", подразумеваем "искусство", а ведь это брехня. Даже если прямо сейчас все работники культуры/искусства в одночасье испарятся, культура никуда не денется; внезапненько так, да. Ибо культура - это нормы, ограничения и шаблоны поведения в обществе; поэтому русская культура будет существовать даже без Пушкина, "Катюши" и "Ойморозмороза"; ведь существовала как-то и до них. Искусство - это наиболее заметные артефакты культуры, с помощью которых можно манипулировать культурой.

Пока что я писал банальности, описанные в статьях 2014-15 годов; переходим к обидной части статьи. Т.к. культура - это нормы и ограничения, то она неотделима от понятий Добро и Зло; и вот тут мы со всей беспощадностью неминуемо приходим к мысли о том, что... нет никакой российской культуры. Нет, мы можем себе определить эти понятия, но мы не можем их растянуть на всё общество, чтобы говорить именно про национальную культуру. Что для нас хорошо и плохо?.. За вычетом дедских стишков, в общем-то, этих понятий мы сформулировать не можем. Как говорится, чем отличается политрук от комиссара - комиссар говорит "делай, как я"; а политрук - "делай, как я говорю"; с лёгкой руки пропагандистов мы привыкли считать общие слова определением Добра и Зла - патриотизм, скрепы и всякое такое - но ведь это опять же брехня. Определяя Добро, мы неминуемо определяем и Зло; но в этой шелухе Зла как бы и нет, сплошь благорастворение и махание флажками. А это уже подмена понятий и популизм; строго говоря, это обман и манипуляция. Я предупреждал, что будет обидно.

Благодаря озвученной выше подмене понятий для обывателя культура выражается в... определённых гражданах - Пушкине, Бернесе, Высоцком, Летове или Киркорове; но это некорректная аналогия; да, это, безусловно, часть культуры, наиболее заметная как можно бОльшему числу граждан; но это работает в две стороны, и в сторону Добра и в сторону Зла. Человечек грешен и слаб, и, обявляя его культурным маяком, каким бы он светочем не был, всегда можно найти грешки, и через это... обрушить всю культуру, как это уже однажды случилось с советской культурой. Косяки можно найти и у Пушкина и у Шукшина; а уж про современников и говорить нечего; бытие определяет сознание, как говорят плазменные. И так похвастаться особо нечем, но если разбираться в "культуре" современности с этой точки зрения, то не помогут и новомодные средства защиты - занесёт навозом по ноздри.

Поэтому большинство культ-работников такими материями и не заморачивается; мы делаем своё дело, и не волнует. Даже если наше дело благое, то при таком подходе это - просто ремесло, и работник культуры ничем не отличается от, например, водопроводчика или сантехника - тот тоже делает дело, и тоже благое; попробуйте пожить без воды или с нерабочим унитазом. Механическое нанесение Добра (даже если мы уверены, что это действительно Добро), безусловно, является частью культуры, на уровне тех же сантехников; культура пользования санузлом также - часть культуры.

Благодаря десятилетиям пропаганды у обывателя произошло отчуждение от культуры; я это называю "обыватель потерял культурную субъектность", и хотя фактически это не вполне верно (культура - в каждом из нас), психологически это так и есть - обыватель видит культуру только как внешние проявления, в виде как раз тех самых работников культуры - вот Пушкин с Мандельштамом - это да, а я-то кто такой... Поэтому он и смотрит на культ-работников как на проводников культуры, для него культура - это мы. В меньшей степени, чем Саша Пушкин, конечно, но тоже светочи и всё такое.

Картина моей хорошей знакомой и подруги дедства. ;)

С одной стороны, это хорошо - у культ-работников возникает ощущение, что они лучше, светлее и важнее, чем простой, оторванный от "культуры" (т.е. искусства) обыватель. У станка стоять не надо, опять же; вот и ломится молодёжь не в сталевары с космонавтами, а в художники с артистами; невзирая на перегрев рынка услуг и потребность общества уже обратно в сталеварах со сварщиками. С другой - снова формируется сословность общества, пока что в мягком варианте; элои пока что мало отличимы от морлоков; но определённое сектантство уже налицо. Никого ведь не интересует мнение какого-то там народа о том или сём; вот мнение какого-нибудь режиссёра, артиста или политолога - совсем другое дело, даже по вопросам, никак не связанным с их профессиональной деятельностью.

В итоге мы все - работники культуры - выглядим в глазах обывателя как солдаты культурного фронта, выражаясь высоким штилем. Да, мы ведём свою маленькую войнушку на своём направлении, но мы в том числе входим в армию культур-шмультур, и через это делим ответственность и за другие участки фронта. И если кто-то безобразничает, то пятно ложится в том числе и на нас с вами. Мы - соучастники в культурной обработке населения. И по закону больших чисел наша с вами служба не видна и на первый, и на второй взгляд - на одно мероприятие, проведённое энтузиастами от культур, приходится десять выпусков пресловутого "Дома-2", и один-два фильма, проспонсированного "Фондом Кино" за народные же деньги (см. того же Badcomedian). Мы говорим - идём все туда! А в ответ министерство наше культуры стократно поддерживает граждан, говорящих ровно обратное - идём все отсюда! И какая тут может быть "культура"?

Обращаю пристальное внимание граждан культ-работников, что образ культ-работника высокой нравственности сформирован исключительно в советское время; во времена былинные принадлежность к лицедеям не позволяла хоронить на общем кладбище, ибо они были популярны, но посчитать их светочами Добра никому бы и голову не пришло. И сейчас происходит откат к истокам - да, лицедеи по-прежнему популярны, но в глазах масс они - шуты и никакие не носители высоких смыслов. Так что отношение к культ-работникам как к солдатам-защитникам характерно только для людей советской закалки; как только это наследие кончится, мы снова станем шутами на зарплате. Кем, увы, мы и являемся.

Культура, напоминаю, это нормы и ограничения. То есть формирование культуры - это образование и воспитание. А то, чем занимаются культ-работники, в подавляющей своей массе - развлечение толпы. Это, конечно, тоже культура, вот только не та, о которой принято говорить с высоких трибун в режиме бла-бла. Мы получаемся соучастниками Дома-2 и Ольги Бузовой; гасим недовольство толпы и своими тщедушными телами закрываем тех, кто на культуре современности поднимает неслабое бабло. Потому что настоящее Добро и Зло современности - это Выгода. И вся вот эта "культура" вокруг нас такова именно поэтому. А не потому, что кровавый Сталин всех лучших расстрелял; 30 лет уже прошло, как мы "встаём с колен", и как-то всё ниже и ниже наша культура. Сейчас некого поставить рядом не то, что с Пушкиным или Шукшиным, а даже с Летовым.

Это всё я не к тому, что надо посыпать голову пеплом и перестать наносить Добро людям; но надо понимать своё место в общей системе т.н. "культуры". В отличие от простых обывателей, у нас есть возможность как-то на неё повлиять, было бы желание. Хотя и собственное развлечение от занятия любимым делом, конечно, хорошо, только можно ли это назвать культурой?..

В качестве подзабытого уже музыкального привета - собственное творение по мотивам архивной записи 1980-х годов

Я не уверен, что нашим предкам было бы что сказать нам, "продвинутым" потомкам, если бы у них была такая возможность.

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Обсудить
  • "То есть формирование культуры - это образование и воспитание." Это точно. Токмо воспитание первее образования. Но это уже мелочи.
  • а вот в ссср работник культуры знал, за что пишет пафосные стишеи! И ни кто его не обманывал! Советский поэт Александр Межиров написал жутко пафосное стихотворение "Коммунисты, Вперед!", которое очень любят цитировать совкодрочеры. 25 января в ресторане ВТО проходил очередной шабаш совецкой богемы по Высоцкому. После застолья пьяный Межиров в районе станции метро "Сокол" сбил актера Юрия Гребенщикова, который тоже присутствовал на этом мероприятии и возвращался домой. Межиров, испугавшись содеянного, забросал тело еще живого Гребенщикова снегом и, не удосужившись даже вызвать «Скорую помощь», просто уехал. Так сказать, коммунисты вперед. Милиция по настойчивой просьбе литфункционеров дело замяла. Очевидно, сажать в тюрьму члена ВКПб с 40-летним стажем, лауреата Госпремии, автора таких стихов было нельзя. В 1992 году Межиров навсегда уехал в США. В 1994 году удостоен награды Президента Соединённых Штатов Америки Билла Клинтона, которая была вручена ему в Белом Доме («Проникнутая духом партнёрства и взаимопомощи, благодарная Нация никогда не забудет Ваш несравненный личный вклад и жертвенность, проявленную во Второй мировой войне». Настоящий коммунист.
  • "....Пушкине, Бернесе, Высоцком, Летове или Киркорове..." Не находите, что с подбор деятелей культуры несколько странный. Известный писатель, проходящий по определённому ведомству, и певцы ротом, крайне среднего пошиба. Так и всё остальное в этой статье. Культура, в определениях автора, это слесарь сантехник, в прямом смысле. Наличие канализации и определяет культурный облик цивилизации.
  • Искусство впало в грех гордыни. И гордыня сия в том, что ринулись создавать смыслы "на узкой базе мышления". Мир большой, бесконечный. И влияет в нём всё и на всё. Искусство же рвётся всё ограничить рамками СВОЕЙ сцены. И уже на ней нарисовать что то там красивое и замкнутое. Но, это - сатанизм. КАК отрезать от всего мира кусочек - мы видим. Но, как этот кусочек навязывать всему миру? Это - убийство мира. И летят чьи то мысли, чьи то скакуны. Прилетят и становятся скакуасами Киева. Есть величие духа, осознание малости своей на фоне бытия. И есть величие сатанизма, навязывание себя миру. Не засунули красивую девочку Плисецкую немцы в крематорий живую. Именно за ЭТО она и ненавидела Сталина всю оставшуюся жизнь. У неё мышление в размерах сцены. Максимум в размерах "я и мои знакомые". Вот и ВСЁ. И наглость судить о бытии "только по тому, что она знала". Тем более - в канонах её ЛИЧНОГО понимания. У меня фигура мало отличается от слона. У меня слух таков, что я наступаю на ухо всем медведям, которые наступают на ухо немузыкальным по всей планете. И голос у меня на четыре ноты с активным гулянием по соседним нотам в песне. ЧТО про меня сказали бы Вишневская, Ростропович, Плисейцая, начни я их учить пению, скрипке, балету? Вооооооот. С какого хрена это БЫДЛО ринулось решать проблемы бытия народов, экономик? Они этнологи? Историки? Философы? Глубокие экономисты? или просто охреневшая от безнаказанности сволочь, сильная своей знаменитостью? Но, от знаменитости ничуть не переставшая быть тупым быдлом. Как там у Александра Сергеевича Пушкина? "Тут Апеллес прервал его нетерпеливо. Суди дружок не выше сапога". Не помню название стихотворения. Сапожник указал скульптору на неправильность изображение обуви. Потом полез характеризовать всю скульптуру в целом. "А эта грудь не слишком ли нага"? И скульптор послал художника по обуви заниматься ОБУВЬЮ. Точно так же Вишневской с Ростроповичем намного лучше было бы сидеть в своих консерваториях. И Плисецкой не вылезать с суждениями о процессах, коих она понять не смогла. Заигрались скоморохи в "значимые фигуры". Гордыня их замучила. Жуткое зрелище.