О мотивации в музыке и культуре, продолжение

6 357

Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.

Продолжаю цикл о музыке и культуре; после важной статьи о мотивации осталось рассмотреть ещё несколько вопросов в этой области; но читаем сначала предыдущую часть.

В очередной раз напомню, что, говоря за культуру, имею в виду не песенки или танцы, а наши с вами нормы и ограничения; если тут что-то непонятно, читаем весь цикл с самого начала, хотя всё это оче-видно из определения. Музыка, очевидно, является частью культуры, по фамилии искусство, но не надо путать тёплое с мягким. На месте музыки можно подставить кино, литературу и прочая, но музыка наиболее интегрирована в повседневность; соответственно, убойная сила против культуры у неё выше.

В предыдущей статье упомянул о том, что современное искусство (включая музыку и всё вот это) направлена на... де-мотивацию обывателя. Есть, конечно, исключения, навроде идеологически и политически заряженных групп и произведений; но с точки зрения общих трендов культуры они (эти исключения) выглядят как извращение и морализаторство. Потому что, как уже писал в этом цикле ранее, культурными столпами современного "искусства" являются не-осознаность, эмоции и праздность. За вычетом эмоций и не-осознанность, и праздность прямо противоречат любым попыткам пропаганды.

Для осознания этого не надо быть семи пядей во лбу, достаточно посмотреть любую продукцию масс-культуры (наиболее "успешную" с точки зрения денег), и сделать соответствующие выводы. Но граждане, попавшие под воздействие этой самой масс-культуры, просто на культурном уровне отказываются рефлексировать; даже когда это вроде бы положено по должностным инструкциям. Вон, Буркина подкинул свежий выплеск бессознательного от... руководителя аналитических программ канала "Звезда" - оказывается, советские люди воевали в Отечественную войну против... теории Дарвина.

Давно пишу про кризис управления, и не только у нас в стране; глядя на клоунаду в цеЕвропе, как-то уже давно не смешно. Дело ведь не в том, что, грубо говоря, начальство - дураки; а в том, что согласно культуре современности, никого другого туда попасть и не может. Если идеалом современной культуры является не-осознанная праздность, откуда взяться новым государственникам - на деле, а не на словах. На словах-то все горазды молотить языком, вот это - профессиональная обязанность, а думать там, шансы прикидывать - это без понтов. (ц)

И виновата в этом в том числе и музыка, как часть искусства. Дело ведь не только в том, что она - не-осознанная и праздная; а в том, что она толкает сознание обывателя (читай - ограниченного человека) в сторону от сознательности и трудолюбия. Даже если прямщаз ты - осознанный работяга, то после обработки "фабрикой звёзд" и Халивудом ты на уровне эмоций и культурного базиса сдвигаешься в сторону овоща. Про это было в статью про динамику и статику.

Тут можно поспорить, что первично - курица или яйцо; в принципе, я не против мраксистского взгляда на то, что во всём виноват клятый "рыночек", и уже исходя из экономических предпосылок формируется соответственный культурный базис. Но надо понимать, что и то и другое - близнецы-братья, одно не ходит без другого. И изменение экономического базиса необходимо сопровождать изменением культурных установок.

Но самое интересное, что у нас в стране до сих пор не оформилось осознание того, что масс-культ несёт Зло даже не с точки зрения единственно верной марксистко-ленинской теории, а с точки зрения... действующей государевой власти. Уже давно, как бы не с Мюнхенской речи стало понятно движение на конфликт с клятым Западом; тут можно спорить, кто куда пошёл, но конфликт более-менее стал очевиден. И с точки зрения масс-культуры не было сделано фактически ничего. Что, в принципе, объясняется всё той же не-осознанностью и праздностью.

Если же посмотреть мало-мальски системно, то масс-культ для государевой пропаганды является Злом. Пример приводил в прошлой статье - окучиваем обывателя условным Шаманом, он вроде бы и мотивируется, но под воздействием масс-культуры де-мотивируется обратно. То есть масс-культ не-осознанно занимается... противодействием государевым людям. И это никого не парит. По-моему, это называется непротивлением Злу. Что вполне можно расценивать как соучастие, как минимум.

Я понимаю, что в сложившихся условиях бороться с масс-культом сложно до невозможности; но, напоминаю, проблема вызревает уже не первое десятилетие, а до сих пор нет даже осознания масштабов и вообще её наличия. Может показаться, что аффтар - ханжа и предлагает бороться с девочками и мальчиками, поющими про любофф; но речь ведь за государевы интересы (которые редакция вполне может и не разделять).

Про проблемы отечественной "культуры" пишу давно, с момента основания этого журнальчика. Если в кино уровень помойности несколько снизился (хотя с точки зрения культуры тут надо ещё подумать), то в музыке имхо всё без изменений. И, самое главное - даже непонятно, с какой стороны подступиться к проблеме; если она даже не осознаётся. Вон, в 2014-м году задавал соответствующий вопрос нашему мэру; но его даже толком не дали сформулировать. Зачем мешать музыку с политикой и осознанной деятельностью вообще, ведь правда же.

Поэтому и остаётся ограничиваться рамками этого бложика, хотя в культур-мультур определённую деятельность таки веду. У некоторых коллег по цеху эта позиция встречает понимание, но в лучшем случае эта самая деятельность культ-работников сводится к той самой государевой пропаганде, которая, напоминаю, нивелируется масс-культурой почти до нуля.

Понимаю, что не-осознанность и праздность - но вы же сами вроде призываете к обратному? И не видите, что вам тут же гадят под дверь. Да, в связи с само-выпиливанием части "звёзд" поляна масс-культа немного проредилась, но выпилились-то наиболее осознанные (пусть и со знаком "минус"); а биомасса от культур так и продолжает окучивать электорат.

Напоминаю, что речь сейчас даже не про пролетарскую революцию и построение Светлого Будущего и прочее человекостроение; но даже с точки зрения отечественной "культуры" нет осознания де-мотивирующей функции масс-культа. Взять какой-нибудь фильм "Крым" (это не музыка, но для примера пойдёт) - спустя несколько лет после операции по взятию полуострова выпускаем про это едва ли не единственное произведение, и оно настолько бездарное, что за это никто не наказан. Инициаторами создания были первые люди государства, а на выходе - всё те же сопли с сахаром, что и у группы "Пающие трусы". Причём то, что это - пропаганда, все заметили, а вот полезного эффекта от неё оказалось чуть, и скорее наоборот, это пример, как делать не надо. Представим на минутку фильм про Победу, снятый в 1946-м, сводящий происходящее к любови-моркови. Причём бездарно. Но тогда был сталинский GULAG, а теперь - Свобода и Демократия. А потом вы удивляетесь растущей популярности Сталина...

Речь тут, конечно, не за репрессии, а за то, насколько всем пофиг на культуру общества как таковую. Освоил бабло и супер; а дальше - трава не расти. Отсюда и получается либерал-монетаризм - говорим за Свободу и прочую пургу, а подразумеваем всегда денежки. Это, разумеется, проблема всемирного масштабу; других ценностей, кроме американского бабла, у меня для вас нет. Хотя вру, у меня-то как раз есть. ;)))

Ещё раз напомню, что искусство работает и в статике и в динамике - оно не только сиюминутно двигает сознание обывателя, но и задаёт направление на общественное Добро и Зло, воздействуя на то же самое сознание динамически. И если вы двигаете сознание обывателя в сторону Добра, то должны понимать, что подавляющее большинство культ-работников заняты ровно обратным - от осознания величия, духоскрепности и вставания с колен они двигают сознание обывателя в сторону растительной жизни - гы, сына, лол. Причём в рядах этого самого подавляющего большинства - самые "успешные" в финансовом плане, самые популярные и т. д. и т. п.

Обычно тут возражают - раз они самые успешные, то как раз они несут Добро, а вы, кто этому сопротивляетесь - Зло. И это не удивительно, ведь в культурном базисе либерал-монетаризма Выгода заменяет Добро и Зло. Соответственно, кто "успешен", тот и прав. Эта моральная установка вбивалась в головы обывателя с Перестройки, и что теперь удивляться, что все попытки заявить обратное обывателем воспринимаются как морализаторство.

Нужно ли сопротивляться Злу, даже когда это напоминает дуэт "Двое против ветра"? С одной стороны, это несколько бессмысленно, ведь ветер дует в обратную сторону, и на каждую попытку показать человекам, что они не твари дрожащие, приходится мильён рок-концертов, просмотров клипов и тик-тока в целом. С другой стороны, это всё же тормозит сползание общественного сознания в "общечеловеческую" мораль.

Не только лишь всем понятно, что любая культурная деятельность суть пропаганда; просто где-то она осознанная, а где-то нет. И пропаганда не-осознанности и праздности имхо недостойна человеков воообще. То, что мы её не осознаём таковой, это ведь тоже следствие этой самой неосознанности и праздности. Вон, ведущие аналитики страны подтвердят.

Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой

Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

Обсудить
  • Да, то что культура программирует человека - это очевидно. То что власть с 90х годов отдала сферу культуры западу и это ее устраивало - это очевидно. И вот теперь когда их кинул запад, они столкнулись с тем, что надо перепрограммировать все назад, но потеряны кадры и компетенции + нужно несколько лет времени. Лоханулись конечно по-крупному, что сами поверить не могут...
  • :hand:
  • "Если идеалом современной культуры является не-осознанная праздность, откуда взяться новым государственникам - на деле, а не на словах..." "...музыка, как часть искусства ... толкает сознание обывателя (читай - ограниченного человека) в сторону от сознательности и трудолюбия..." "...просто на культурном уровне отказываются рефлексировать; даже когда это вроде бы положено по должностным инструкциям..." "...изменение экономического базиса необходимо сопровождать изменением культурных установок..." "...любая культурная деятельность суть пропаганда..." Ну в принципе все ясно... А в заключение - несколько цитат тов. Огурцова из "Карнавальной ночи": "Товарищи, есть установка весело встретить Новый год. Это на нас, так сказать, накладывает и, в то же время, от нас требует… Мы должны провести наше мероприятие так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать [показывает вверх, намекая на начальство]. Необходимо приложить игру фантазии, чтобы в соответствии со сметой провести наше мероприятие, так сказать, на высоком уровне, товарищи. И, главное, понимаешь, сурьёзно." "Костюмы надо заменить, ноги изолировать." "Ну, что ж, заслушаем клоунов." :laughing: