Про виртуализацию сознания и экономики, ещё разок

6 286

Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.

Пора открывать сезон заумных статей 2024-го года; и почему бы это не сделать со статьи про виртуализацию сознания. На похожие темы ранее уже писал тут, тут и тут как минимум; и речь везде идёт не про гаджеты и эти ваши интернеты, а про уход от реальности и замещение её виртуальным мирком.

В новогодние каникулы посмотрел очередной обзор от Badcomedian; на сей раз под каток попала экранизация гайдаровского (в хорошем смысле) "Чука и Гека":

Как обычно, "отечественные" творцы переосмыслили (в плохом смысле этого слова) авторское произведение и исторгли из себя очередной "римейк" советской классики; и речь тут даже не за антисоветчину, а за бесмысленность и абсурдность происходящего. Там, где у автора было логичное повествование, "творцы" нагородили ахинеи; низачем нипочему. И при этом кому-то этот фильм вполне себе понравился; правда, отзывы на Кинопоиске в основном отрицательные.

Речь, разумеется, пойдёт совсем не про фильм; а про то, что, несмотря на почти два года не-войны и демонстративный разрыв с Западом, отечественная "творческая элитка" по-прежнему находится в режиме "я творю, как дебил". Я уж не говорю про всякого рода вечеринки; но то хотя бы в закрытом формате "для своих", практически под ковром, а вот фильмы выливают ахинею на электорат демонстративно, в режиме "мы вас научим Родину любить". Поэтому нео-чукигеки кратно омерзительнее любой вечеринки в культурном плане.

Проблемы "элитки" меня уже давно не интересуют; имхо, что мертво, умереть не может. (ц) Это - всего лишь показатель, что, несмотря на нарастающий по всем фронтам (уже и не в переносном смысле, хотя, казалось бы) вал проблем, общество по-прежнему делает вид, что всё нормально, и можно валять дурака, не приходя в сознание. Оно как-нить само поправится. И тут речь даже не про турбо-патриотизм (который у современников перепутан с лоялизмом), а про не-осознание проблем как таковых.

Виртуализация - это не залипание в телефоне или обувание "виртуального" шлема на свежую голову, она - про подмену реальности чем-то другим. И основная проблема, которую рассмотрю в данной статье - виртуализация сознания позволяет изменять приоритеты (о которых недавно писал) с реальных задач и проблем на какие-то другие. И для людей важными становятся виртуальные проблемы, а не окружающая их объективная реальность.

Понимаю, что статьи по ссылкам никто не читает; но на всякий случай напомню, что ранее уже писал, что виртуальность сама по себе не есть зло; "виртуальность" не равно "виртуальная реальность", да и в VR по большому счёту нет ничего плохого, если она не подменяет собой реальность. Например, технологии VR можно применять для симуляторов управления транспортом, для демонстрации трёхмерных моделей и т.д. Проблема не в VR, а в приоритетах в нашей голове.

Если вернуться к ситуации с "творцами", то тут чистой воды подмена понятий "искусство" и "культура", обо что постоянно говорю. Виртуализация в творческой сфере известна с античных времён; театр - это и есть погружение в виртуальность, переживание эмоций людей, которых никогда не существовало; и таки да, это ещё один пример, что виртуальность не есть Зло. Несмотря на развлекательную суть театральных представлений, в некоторые исторические периоды он воспринимался как высокое искусство, и вполне заслуженно - когда оказывал не только развлекательное, но и культурное воздействие на публику. Для этого не обязательно переходить в режим проповеди; как раз последнее вполне может оказаться морализаторством. Даже комедии вполне могут нести в себе мощный культурный заряд; да что говорить, даже музыка без слов может иметь культурный смысл; если, конечно, в него он закладывается; о чём недавно писал большой цикл статей.

Рассмотренная же в начале статьи ситуация с "творцами" отвратительна тем, что граждане "творцы" подменяют культурное воздействие собственным самовыражением. Культурные смыслы собственных продуктов их не интересуют от слова "совсем"; это достаточно просто проверить, задав им вопрос: "а в чём смысл происходящего?"; наверняка сама постановка вопроса будет воспринята "творцами" как оскорбление - они не про смыслы, а про творчество. Соответственно, ни о какой культуре в хорошем смысле этого слова речь тут идти не может. Граждане за народные деньги, пользуясь народной памятью и народным же достоянием, просто рубят бабло и поставляют развлекательный контент.

А ведь мы (а точнее - вы) с этим вполне согласны; мы же привыкли, что кино, музыка, театр - это про развлечения, а не про смыслы и культурное воздействие. Через это происходит сдвижка приоритетов в голове обывателя - если уж "звёзды" такое творят, то я что, лысый?.. И я тоже буду творить, как дебил, в том числе - свою собственную судьбу; это же "нормально".

И это действительно работает, даже отражается на казалось бы вполне вменяемых людях. Например, в моём основном хобби - народной культуре - отчётливо видно, что наиболее талантливая молодёжь уходит в профессионализЪм, начинает самостоятельно что-то там творить, и неминуемо начинает... поставлять развлекательный контент. Где-то я такое уже выше писал?..

Понимаю, что в современном мире идти против течения тяжело до невозможности, но пока что не вижу даже попыток оного; по сути наблюдаю косплей тех самых "творцов", только в других декорациях, и сведение народной культуры в лучшем случае к реконструкции, а в худшем - сваливание практически в "клюкву". Вместо культурного воздействия и донесения определённых смыслов - самореализация, развлечение публики и набор подписчиков. И это я тоже выше уже упоминал...

В таких условиях рядовому обывателю деваться уже вообще некуда. Для него одинаково интересны (или нет) и ситуация на фронте, и фондовый рынок, и недружественные вечеринки, и кино с театром; смешались в кучу кони, люди. И все спокойные, все ни в чём не виноватые...

Проблема тут, повторюсь, не в том, что виртуальность сама по себе вредна; а в том, что виртуальность так же важна (или неважна) для современников, что и реальность. Кино и театр я тут привёл лишь для примера; но как вы думаете, после такой "культурной" обработки, как будут себя чувствовать киндеры и куда они пойдут работать - в шахту, на завод, или в блогеры с артистами?.. В условиях тотальной обработки адептами виртуальности сам факт работы в "реальном" секторе, иногда даже высокооплачиваемом (зарплата шахтёров в соседнем Кузбассе - в районе 100 тыров) будет восприниматься как попадание в список лузеров. А вот "блогерство", даже с постоянным унижением и попрошайничеством донатиков - однозначный успех. Лолшто?.. Но уже выросло поколение, для которого это - норма.

Плазменные мраксисты могут выкрикнуть, что проблема не в головах, а в экономическом базисе, и тут я даже не буду спорить - имхо корни всей этой вакханалии торчат из идеи пост-индустриального мира, когда абстрактные инвестиции и не менее абстрактные услуги являются двигателем экономики, а классическое производство чугуния и полония уходят на второй план; это как-нибудь само собой.

А ведь из этого следует интересный факт, что в таком мире большинство населения... попросту не нужно. У нас в стране всё усугубляется де-индустриализацией по сравнению с советскими временами; наиболее прибыльные секторы добычи ископаемых и энергетика требуют не так много рабочих рук; даже с учётом расстояний в стране и сектора логистики всё равно получается, что десятки миллионов людей нужны только для того, чтобы потреблять. Собственно, хотели жить как в Европе, получили - правда, хотели не в том смысле, но тут уж увы-увы. Да, "там" всё точно так же и даже хуже, но, честно говоря, как-то пофиг.

И вот именно из-за этой бессмысленности существования большинства населения (с точки зрения экономики) и возможны подобные чукигеки; при кровавых терранах за подобную бессмыслицу "творцы" бы давно валили лес на курортах Магаданского края, если бы не украшали собой Кремлёвскую стену. Я тут пока ни к чему такому не призываю, но показываю, что раз нет смысла повышать уровень образования и культуры населения (оно не нужно), то можно на него немного испражняться. Зачем напрягаться и выдавать шедевры, если можно просто самовыражаться за народные деньги?..

Налицо неуважение к простому человеку. Это, конечно, следствие либерал-монетаристской идеологии, которую мы до сих пор исповедуем, несмотря на всё битьё тарелок с бывшими партнёрами; когда под разговоры о Свободе, Демократии и Правах Человека, на самом деле единственно важной ценностью являются деньги, и Человеком является лишь тот, у кого они есть. Соответственно, мнение какого-там-быдла никого не интересует, отсюда и подобные шедевры; и, самое главное, отсутствие реакции со стороны партии и правительства; раз их всё устраивает, значит, всё нормально.

Из той же оперы деградация системы образования, науки и всего остального - зачем всё это, и так нормально. Подмена реальных результатов отчётностью - оттуда же; главное показать, что система как-то работает, а какой в этом всём смысл, такие вопросы в приличном обществе лучше не задавать. Ты не думай, за тебя партия думает; когда-то это звучало как анекдот, давайте же сейчас посмеёмся...

И всё это - далеко не локальные проблемы; как будто где-то "там" в этом плане лучше. И хороших альтернатив у меня для вас нет; проголосовать за правильного кандидата тут вообще не вариант. Тут всю систему менять надо, причём на мировом уровне. Хотя если деградация и декаданс вас не пугают, то можно оставить всё как есть. Правда, когда я в 2014-м году писал про аналогии с 1914-м, в этом слабо верилось; что ж, теперь, перед не-иллюзорной альтернативой оказаться в окопах, "оставить как есть" уже не кажется таким уж хорошим вариантом.

Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой
  • voenkorr
  • Сегодня 11:59
  • В топе

Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

Обсудить
  • В России как раз сейчас идет реиндустриализация семимильными шагами, а автор порет чушь и живет в своем виртуальном говно-мирке, в котором «в России все плохо», как и хохлы, которым их англо-саксонские господа рассказывают , что Черное море выкопали черные рабы из Африки, которыми владели чисто украинские рабовладельцы)))))
  • Спасибо автору, за напоминание что с кино, мультфильмами и прочим развлекательным контентом прям беда бедовая. Но ходят слухи, что финал сериала "Слово пацана" уже рысью побежали переписывать/переснимать. Все сразу сложно (и какой ценой?) развернуть на 180 градусов, но процесс прошел, дойдет и мастеров кино.