О виртуализации и культ-работниках

0 131

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Своего рода спин-офф мини-цикла статей про культ-работников; в нём обозначил масштабы проблемы, но не указал причины её возникновения. Для выбора средства лечения нужно понимать, что лечить; и откуда что взялось. Попробую описать.

Тему виртуализации описывал многократно; имхо это одна из центральных проблем современного общества в целом. Сегодня попробую разобрать проблему с психологической стороны (хотя наверняка без нырков в стороны не обойдётся. :))

Для начала надо уточнить, что сама по себе виртуализация - это не плохо, а местами даже и хорошо. Например, прямо сейчас вы читаете эти буквы в виртуальном пространстве; да что говорить, сами по себе буквы - это абстракция, читай "виртуальный морок". Так что сама по себе виртуализация - вне этики и морали, но всё хорошо в меру.

Для указания на причину виртуализации сознания современного человечка нужно, как всегда, занырнуть в историю; но не как Сурен, к основанию мира, а относительно неглубоко. Многие догадываются, что у нас в стране (как и много где ещё) ещё в середине 20-го века большинство населения были крестьянами, и носителями соответствующей модели мышления. Крестьянское мышление - не только общинно-коллективистское, но и предельно материальное; абстрактное мышление в нём не то, чтобы отсутствует, но находится на вторых ролях. Измерение всего в тоннах чугуния и гектарах собранного урожая - это как раз пример подобного мышления.

Но не будем забывать, что 20-й век в наших краях - время стремительной индустриализации; и доля крестьян за несколько десятилетий изменилась кратно; плюс и само по себе крестьянское мышление изрядно модернизировалось, вплоть до того, что сейчас крестьян в прежнем смысле практически не осталось. Нонешние селяне - это сельхоз-рабочие, имеющие, конечно, определённую связь с землёй, но мыслящие так же, как и заводские рабочие, и прочие горожане. С поправкой на некоторую инерцию и специфику проживания вне больших городов; что само по себе - отдельная интересная тема, но - как-нибудь потом.

Крестьянское мышление (в старорежимном смысле) предельно материально; не материалистично в философском смысле, там полно суеверий и прочих идеалистических конструкций; но в нём, грубо говоря, люди мыслят не абстракциями, а конкретными сущностями. В нём существует увязка всего на свете с сельхоз-циклом (что можно условно обозвать красивым термином "Мать сыра земля"); тут тоже не надо идеализировать это мышление, там хватает своих завихрений, и тем не менее в этой философии (да-да) существуют взаимосвязи всего со всем, т.е. весь мир - взаимосвязан; ну, и в основном, конечно, он материален. Хотя в нём есть место и "духам предков", и чего там только нет. :))) То есть зачатки виртуализации можно найти и в крестьянском мышлении.

При прохождении индустриализации в турбо-режиме сознание граждан массово изменилось (кстати, сейчас через этот процесс проходит Китай); и тут надо брать в рассчёт инерцию общественного мышления. Сами крестьяне и даже их дети, уже переселившись в города, во многом сохранили крестьянское мышление; а вот уже их внуки стали чистыми горожанами, что современниками воспринимаемся как однозначное Добро, но всё хорошо в меру; где-то я сегодня уже это говорил.

При смене типа мышления ушли многие суеверия (или нет); много чего хорошего и прогрессивного добавилось; но имхо система образования и воспитания с этим процессом не справилась, ни "тут", ни "там". В частности, нео-горожане потеряли "связь с землёй" (что для города вполне нормально); но через это также потеряли связь с коллективом и обществом. Рабочие "старого образца" были вполне себе коллективистами, а нубо-горожане стали индивидуалистами. Впрочем, это оффтоп; вопросы коллективизм и индивидуализма разбирал отдельно.

В разрезе рассматриваемой темы основной перебор случился имхо с абстрагированием; дело это нужное и полезное, и его до сих пор обывателю категорически не хватает; но в ряде аспектов нео-горожане настолько преисполнились энтузиазма в применении новых навыков, что абстрагировались не только от общества, но и от окружающей их действительности в целом. То, что для их крестьянских предков было началом и базисом буквально всей жизни, всего за пару поколений стало просто декорацией. Разумеется, дело не просто в неких конкретных телах, но в основном в культуре общества (см. предыдущий цикл статей), которая подталкивала их к этому; пока ещё говорить "ты этого достойна" было моветоном, хотя даже в кине это проскакивало.

Абстрагирование, напоминаю, это отделение несущественных черт от существенных признаков (для какой-то конкретной задачи). И вот в список этих несущественных черт для нео-горожан попали не только ёлочки-берёзки, но и вообще вся действительность вне узкого круга профессиональных обязанностей и увлечений обывателя. Да, это - обывательская мораль, но она каким-то образом стала нормой.

Возможно, тут дело в политике интеграции, сближения с Западом, проводимой в СССР после Сталина; "там" уже давно шёл процесс раскрутки поп-идолов, без преувеличения сотонинский для верующего населения, но у нас же новое общество, так что - нормально. И наши отечественные "звёздочки" презлым заплатили за предобрейшее; начался процесс, описанный в предыдущей статье; степень "культурности" стала определяться по степени... удаления от обывателя. Что само по себе нонсенс и анти-культура.

Но про всё это уже сто раз было; параллельно с этим процессом у обывателей произошло абстрагирование от... результатов собственного труда. Вместо "как потопаешь, так и полопаешь", нео-горожане, дивясь на чудеса техники, почему-то решили, что от них всё равно ничего не зависит, техника всемогуща, и, значит, можно жить, ничего не делая. Сложно сказать, откуда взялись такие выводы космического масштаба, но в обывательской среде, снизу доверху (а обыватель, напомню, это не простой, а ограниченный человек), сформировался посыл, что "мне все должны", вне зависимости от того, что ты на самом деле делаешь и что из себя представляешь. А уже потом всё это придавило императивом "бери от жизни всё". Ну, тут и досвидос.

Может показаться, что аффтар возводит напраслину на культ-работников; это всё не они, а эти-как-их-там; но, напомню, в современной городской культуре (а какой-то отдельной сельской уже тоже нет) обыватель не субъектен, и его культура изменяется при помощи культ-работников, которые выродились в отдельную суб-касту (опять же см. предыдущую статью), и между собой определяет, кто из них больше "ку". И чем они кормят общество, в ту сторону оно и движется. Так что минимум статья за соучастие уже есть.

Ситуация усугубляется господством либерал-монетаризма в условиях не обеспеченных денег; само по себе виртуальное обеспечение денег не так уж и плохо само по себе, если хотя бы было желание как-то это дело приводить к объективной реальности. Но когда вся социальная жизнь сводится к заработку денег (которые по сути ничего не стоят), то любая деятельность на любой уровне начинает сводиться к заработку денег, что и означает вышеуказанное абстрагирование от объективной реальности.

Если мерилом всего являются деньги (а они являются), то неважно, что ты делаешь - копаешь руду, учишь детей, танцуешь и поёшь или доишь лохов на деньги; надо ли пояснять, куда мы все уже давно приплыли?..

Проблема даже не в том, что труд артистов оплачивается так же, как труд рабочих; а в том, что все уверены, что это - нормально. В таких условиях некому заниматься не то физическим трудом; но и вообще брать на себя хоть какую-то ответственность. Если "там" - сплошные лучи прожекторов и букеты от поклонников - а "тут" - грязь, кровь и ничего человеческого. Конкурс на инженерные специальности уже давно не то что какбэ намекает, но и в набат звонит, но анти-культуру так просто не победить.

Ну вот, только подобрались к теме вплотную, как пора заканчивать; продолжение следует.

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

20 лет без Ленина: выяснилось, зачем стали драпировать Мавзолей во время Парада Победы
  • sensei
  • Сегодня 01:09
  • В топе

Переписывание истории на главной площади страныРоссия совершенно законно обвиняет Запад в переписывании истории, в ее искажении в угоду текущей политической конъюнктуре. Самая популярна...