Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.
Отойду недалеко от "демографического" цикла статей и попробую рассмотреть тему самоэксплуатации; но не столько в экономическом, сколько в психологическом смысле. Строго говоря, рассмотренная ранее тема детоцентризма вызвана само-эксплуатацией граждан; вот этот вопрос и разберём.
Вначале - небольшой дисклеймер. Мои статьи не стоит воспринимать как нечто, отлитое в граните; это в большинстве случаев - размышления, которые запросто могут быть и ошибочными. Регулярно на такие ошибки обращают внимание в каментах; и ладно ещё препинаки какие-то, но иногда бывают и логические ошибки. А вот это уже важно.
В современном общественном пространстве уже давно принят тезисный формат статей, где граждане пейсатели, грубо говоря, набрасывают на вентилятор собственное мнение, в попытках навязать его читателям; получается пропаганда. Сам по себе термин "пропаганда" не плохой и не хороший, но когда это касается социальных и особенно моральных вопросов, почему "наши" хорошие, а "они" плохие, то подобные выкрики с мест переходят в морализаторство. Поэтому, когда где-то видите высказывания без подтверждения собственных утверждений, сами себе задавайте вопрос - а не стукачок ли этот мил человек?..
Поэтому задаваться вопросами к статьям - можно и нужно. Иногда из таких вопросов, порой даже заданных в некорректной форме, вытанцовываются новые статьи, как это было пару статей назад.
Но переходим к теме. Рассматриваем вопрос самоэксплуатации; термин неоднозначный, и, насколько я понимаю, строгого определения не имеет, поэтому начнём с его предшественника:
Эксплуатация труда— присвоение результатов труда другого человека без обмена или с предоставлением взамен товаров (услуг, денег), стоимость которых меньше, чем стоимость, созданная трудом этого человека за рабочее время.
Из определения эксплуатации труда вроде бы видно, что она выполняется третьим лицом, и у многих возникает вопрос о том, что по отношению к самому себе она невозможна. В википедии, например, написано, что самоэксплуатация возникает, если их доход на единицу труда оказывается меньше, чем если бы они работали по найму — то есть если они косвенным образом продают свой труд дешевле его рыночной стоимости. Но это всё касается "лобового", сугубо экономического, применения этого термина.
В статье "К проблеме экономической эксплуатации" нашёл вот такое упоминание:
Суть этого явления состоит в том, что мелкий работодатель выживает на рынке благодаря самоэксплуатации, т.е. увеличения продолжительности рабочего времени, сокращения собственных личных расходов, и никто не может запретить ему действовать таким образом. Свои отношения с наемными работниками он строит на этой же основе, полагая наличие естественного права требовать от своих работников того, что требует от самого себя.
Самоэксплуатация и основанная на ней эксплуатация важна для сохранения мелких фирм. Особенно большое значение она имеет для сельского хозяйства. Этим объясняется сопротивление мелких предпринимателей профсоюзам, законам о минимальной заработной плате, ограничении продолжительности рабочего дня и рабочей недели, а также всему, что может увеличить расходы на заработную плату.
Мелкий предприниматель может выдержать конкуренцию на современном рынке лишь посредством усиления самоэксплуатации, увеличения личного контроля за трудовыми усилиями своих работников, снижения собственных личных расходов и оплаты труда наемных работников. Безработица, низкая квалификация, незаконная миграция вынуждают мириться с такой системой экономических взаимоотношений даже в самых богатых странах.
То есть, строго говоря, самоэксплуатация - это скорее психологическое явление, когда некто (в примере - мелкий буржуа) повышает эксплуатацию работников собственным примером, через само-эксплуатацию; мотивируя их в стиле "делай, как я". Но, в общем-то, это определение вполне имхо можно натянуть и на обычную обывательскую жизнь, особенно в вопросе рассмотренного в первой статье цикла детоцентризма, но и не только.
Может показаться, что это вещи никак не связанные; но мы говорим за психологический, а не экономический смысл этого понятия. И таки труд - он и в Африке труд, в том числе - и в деле воспитания киндеров, и прочей бытовухе. Поднимите руки, кто считает мытьё полов и прочую уборку приятным развлечением. От того, что он не оплачивается, трудом быть не перестаёт; тут опять же, каждый может привести личные примеры труда, который не оплачивается, из вполне себе рабочей жизни.
И вот тут упомянутое в статье увеличение продолжительности рабочего времени, сокращение собственных личных расходов вполне описывает повседневность обывателя. Мы часто делаем то и это, потому что "нам надо", не особо задумываясь, зачем нам это надо; и это, собственно, ключевая мысль статьи.
Да, тут мы наступаем на плохо формализуемое и ещё хуже разрешаемое противоречие между нашими желаниями и необходимостью. Не зря в предыдущем абзаце я упомянул обывателя; если исходить из обывательской морали, то этот самый не-оплачиваемый труд надо минимизировать; ведь Добро и Зло в ней сводится к "нравится/не нравится", а кому же нравится уборка?.. Но, как нетрудно догадаться, так ведь можно и грязью зарости.
Как постоянно пишу, всё хорошо в меру, а мера у каждого своя. Кому-то надо протирать пыль дважды в день, а кому-то и одного раза в месяц достаточно. Может показаться, что аффтар впал в оправдание людских пороков, чем грешат разнообразные коучи; "позволь себе" и всё такое. Но речь о том, что универсального ответа на вопрос самоэксплуатации нет; его можно лишь сформулировать.
Зачем формулировать вопросы, на которые не можешь дать ответа?.. А как раз для того, чтобы не впадать в упомянутое выше морализаторство - когда решение вопроса передаётся на рассмотрение листателям. Я не могу сказать "надо меньше работать!" - может быть, читать будет какой-нить хикикомори, который в принципе не работает; и наоборот.
Тогда, опять же, может показаться, что подобные вопросы вообще лишние; если решать всё равно приходится каждому. Но давайте зададим сами себе ещё один вопрос - а вы часто задумывались над темой самоэксплуатации? Для того, чтобы вопрос решать, надо его сперва поставить. Тут мы выходим на тему рефлексии; зачем оно вообще нужно; но об это раньше уже было.
И ближе к концу - зачем это всё вообще писалось. Многие граждане загоняют сами себя в ловушку самоэксплуатации, потому что они должны и то и сё; хотя, строго говоря, в условиях обывательской морали они вообще никому ничего не должны; даже своим киндерам и родителям - постольку поскольку. Подобное само-накручивание дополняется обычной, не-само-эксплуацией, когда гражданина погоняют все, кому не лень; но это - на поверхности, и к тому же внешнее, с чем обычно сложно что-то поделать, кроме профсоюзной деятельности, конечно.
Самоэксплуатация приводит к нехватке свободного времени, ну и в целом приводит к депрессиям, когда 146% времени гражданам приходится заниматься тем, чем заниматься им не хочется. Ведь, напоминаю, в обывательской морали то, что не нравится == Зло. Да, это в принципе некорректная конструкция, но с такими жизненными установками живёт подавляющее большинство населения, увы (и далеко не только простонародье).
В отличие от экономической самоэксплуатации имени мелких буржуа, бытовая самоэксплуатция вполне преодолима собственными усилиями; потому что обыватель загоняет себя в неё сам, в большинстве случаев без особых на то причин. Есть, конечно, случаи, когда кому-то приходится и детей тащить на себе, и престарелых родителей, и ещё на работе пахать, как папа Карло; но это крайний случай вынужденной самоэксплуатации.
Да-да, бывает и добровольная самоэксплуатация; когда человечек сам себе ставит такие задачи, с которыми не справляется; я должен и то и сё; не кому-то там, а просто должен. И в итоге у него ничего не получается, а виноват-то в этом кто? И причина в этом даже не собственная неспособность, а некорректная постановка задачи самому себе, т.е. по сути описываемая в статье само-эксплуатация.
В частности, многие граждане стремятся "дать детям всё", неизвестно, на каком основании. Понятно, откуда уши растут, но в общем и целом заваливанием киндеров секциями, игрушками и прочими активностями воспринимается теми как должное; ну ты же должен; причём эту мысль им внушили мы сами. Ведь ты же должен? Тогда бегом исполнять.
Одно дело, когда всё это тебе нравится; но когда ты и так загружен, как савраска, и всё равно ничего не успеваешь, пора задуматься, не попал ли ты в ловушку самоэксплуатации.
Оценили 2 человека
3 кармы