Про идеализЪм и культуру

0 189

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Немного отскочу в сторону от цикла статей про колониализм; но недалеко. Нужно сделать иллюстрацию, откуда берутся идеи, всё ещё делающие богоугодное занятие потрошения туземцев (как известно где) привлекательным и положительным для обывателя.

Часто в своих статьях пишу про культуру, вопросы Добра и Зла; и за это регулярно подвергаюсь критике как идеалист. Не только лишь все понимают, что это такое; вот сейчас и займёмся рассмотрением вопроса, что это такое и с чем его едят. Хотя ранее уже писал на эту тему; и даже на тему идеализма в культуре есть у меня небольшой цикл статей.

Идеализм
— термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи в сфере бытия.

По ссылочкам выше писал о том, что современный мир давно дрейфует от материалистического мировоззрения в сторону идеалистического (что в том числе отражается в культуре), и для среднего обывателя идеалистический подход более привычен, нежели материалистический. Что также соответствует моим тезисам о виртуализации общественного сознания и экономики.

Может показаться, что аффтар опять погряз в графомании и разбирает какую-то ерунду, ведь всем понятно, что... Что понятно?.. На первый взгляд, основной вопрос философии (на минуточку) на повседневность не влияет; а, значит, обывателю и не важен. И если бы у нас с вами под окном текли молочные реки с кисельными берегами, то, возможно, туда заныривать было бы и не обязательно; но мы же видим, что происходит в мире; вот только что, в 2020-м году, казалось, что ничего хуже пандемии быть не может; и как теперь с этой оценкой?.. Стало лучше?.. А почему? Вот, в частности, для ответов на подобные вопросы и надо ковыряться в терминах.

Существуют две основные школы идеализЪма:

- Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование не зависящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.
- Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.

И те и другие ставят Идею (Дух, Разум) превыше материи, но в разной степени. Сильно заныривать в дебри не будем, сегодня крупными мазками обозначу проблему в целом.

Если вам кажется, что проблемы тут никакой нет, то позволю напомнить, что любимым философом некоего ВВП является Иван Ильин (нет, мы не будем щаз углубляться в Ильин-гейт), который является ярко выраженным идеалистом. Вопрос не в его политических взглядах, а именно в философских идеях, основанных на трудах Гегеля. Что само по себе не является проблемой; та же материалистическая диалектика во многом основана на трудах Гегеля; но Ильин-то понимал идеи Гегеля, что называется, "в лоб", и проповедовал именно идеалистический подход.

И вот это уже проблема. Во что там веровал и что писал герр Ильин, вопрос, конечно, интересный; но куда важнее тот факт, что Наше Всё (как и вся остальная "вертикаль власти") мыслит идеалистически, т.е. ставит некую абстрактную Идею превыше материального мира, сиречь объективной реальности. И я сейчас попробую это показать на всем понятном примере.

Часто пишу на тему демографии; ситуация и в стране, и в мире сейчас такова, что игнорировать эту тему уже нет никакой возможности. И вот Царь-Государь повелел объявить Год Семьи. Собственно, всё, можно расходиться; проблема решена; мы же декларируем семейные ценности, что ж вам ещё надо, хороняки?..

Объективная реальность в виде данных Росстата показывает падение числа браков, рост разводов, и как мы решаем проблему? В виде культурно-массовых мероприятий, где пропагандируются семейные ценности. Да, это мы плавно переходим к вопросам культуры; но пока что ещё разбираем общие вопросы. Да, к сожалению, не на уровне общих понятий, но тут мы можем забуриться до уровня центра Земли.

Нужна ли пропаганда того и сего? Безусловно, нужна; но она должна подкрепляться реальными делами. А когда дел нет, а пропаганда есть, то это в буквальном смысле деньги на ветер; но это у них, у клятых материалистов; а у идеалистов с этим проблем нет - мы же возносим молитвы правильному Богу, он нас услышит и поможет. И если вы думаете, что я шучу, таки нет. Идеализм - именно про это; не столько про Бога как такового, как про некие не-материальные сущности, которые являются первопричиной всей нашей возни в материальном мире. Посмотрите на определения ещё раз, в свете приведённой информации.

Здесь граждане турбо-патриоты могут возбудиться и начать вопить; на что заранее могу высказаться, что этот подход объективно к нам приехал с клятого Запада; за годы советской власти идеалистические идеи у нас были в загоне, ибо она была воинствующе материалистична. И пришлось слушать "умных" людей "оттуда", когда мы начинали жить и петь по-новому; вот и нахватались. Да, пришлось доставать из нафталина пассажиров класса Ильина; тем не менее, если бы подобный подход радикально отличался от западенского, можно было бы говорить о некой нашей уникальности; но увы, и тут мы всего лишь обезьяним.

Часто пишу про то, что доминирующей (до сих пор) идеологией современности является либерал-монетаризм, когда на словах говорится за Свободу и всё такое, а на деле - всегда про деньги. Давайте притворимся, что это всё где-то там, у клятых буржуинов, а у нас тут уже Год Семьи и прочая духоскрепность; так, на всякий случай. Что такое этот самый либерал-монетаризм? Это примат денег понад усе. А что такое деньги? А по сути ничто, некая виртуальная конструкция, не имеющая никакого подкрепления в нашей с вами объективной реальности; они совершенно официально ничем не обеспечены. И речь тут не о том, что виртуальные деньги чем-то хуже бумажных или металлических; строго говоря, и вполне "реальные" доллары, фунты, йены и гривни точно так же ничем не обеспечены.

И любая деятельность в нашей с вами реальности происходит ради чего? Да ради денег жеж. С них всё начинается, ими же и заканчивается; см. денежное мышление и формулу товарооборота. Вы же не думаете, что Мерседес или туалетную бумагу делают для наших с вами потребностей? Тогда зачем? Смотрим абзац выше. Честно говоря, на эту тему писал столько раз, что уже давно надоело. Но мы сегодня говорим за идеализм и культуру, и в свете этой темы так или иначе приходится повторяться.

Часто говорю, что не надо путать культуру с искусством, что культура - она про повседневность, а искусство - про театры и высокий штиль; и это тоже - признак идеализЪма. Ведь культура как отражение бытия обывателей - это какой-то материализЪм; а вот сценическое действие, треки и прочее великолепие - это воззвание к высшим материям. Хотя бы таким, как деньги. Ведь мы же оцениваем артистов по их популярности - кто популярен, тот и молодец? А что это такое? Это сведение Добра и Зла к популярности, а через это - к деньгам. Если это хотя бы сформулировать, то становится понятно, что это так и не работает и работать не может; однако же мы так живём уже не первое десятилетие.

Культура в этом понимании - это не только песенки и танцы, но и всякого рода "инфлюенсеры", чью жизнедеятельность мы можем наблюдать в соц. сетях под грифом "часто пересылаемое". Часто ли мы задумываемся, что они пытаются нам сказать на культурном уровне; вообще, правильно и хорошо ли это?.. А почему? Да, это не-критический подход к жизни; но ведь именно он - норма (читай - культура) современности. Если человек "зарабатывает" деньги - он уже молодец. А как его слово отзовётся в сердцах, ушах и мозгах миллионов обывателей - про это нехай думает А.С.Пушкин.

И это не попытки морализаторства, к которым мы все привыкли за последние годы; речь за отрыв "культурной" деятельности от объективной реальности. Мы тут поём и пляшем, и рубим бабло лично себе на карман, и этим мы уже якобы делаем хорошее дело; ой ли?.. Каков результат этой самой вашей деятельности в объективной реальности? В распространении положительных эмоций? В мире, где эти самые эмоции можно получить, не приходя в сознание, через гаджеты? Тут уже наоборот, надо отруливать от обвинений в перегрузке обывателя чужими эмоциями, а не вот это всё.

Так что да, современная "культура" исповедует всё ту же идеалистическую философию; как бы ни странно звучало сочетание слов "культура" и "философия" в одном предложении, глядючи на тренды-то. Мы тут все стучим в бубен и молимся некому Богу (духу, подставить нужное), который всех нас спасёт и сделает нашу жизнь лучше. А откуда берётся ток в розетке и что это вообще такое - чисто не наши проблемы. (ц)

Одним из мотиваторов к написанию данной статьи послужил старый ролик на канале музыканта Уманчука:

Строго говоря, ничего нового он тут не сказал; сформулировал проблему, и то уже хорошо. Но, надеюсь, из данной статьи станет понятнее, почему современная "культура" именно такова. Хотя, возможно, придётся развивать тему в следующий раз.

"Алло, вы в Германию наковальню продали. Надпись на ней правильная?" Почему немцев всполошила надпись на старой советской наковальне
  • sam88
  • Вчера 06:28
  • В топе

Есть у меня не очень хороший, но всё же знакомый кузнец. Живёт буквально через две улицы от моего дома. Одно время держал большой цех ковки, но потом дело заглохло и сегодня он занимае...

Помочь России победить, они ведь наши союзники. О как заговорили, наши бывшие почувствовали ветер перемен
  • pretty
  • Вчера 12:28
  • В топе

ГЕОПОЛИТИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙЗдравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Наши бывшие долгое время делали вид, что на южных землях России ничего не происходит. И это несмотря на свои обязательства по ОДКБ....

Два подхода к контролю Абхазии: дорогой российский и дешевый западный
  • pretty
  • Вчера 06:28
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАНа примере Абхазии хорошо просматривается разница российского и западного подхода к контролю за страной (территорией).Российский подходБерем на себя содержание всей Абхазии, разд...