Про уважение к прошлому

4 376

Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.

Отойду наконец от цикла про идеализЪм и попробую обозреть тему уважения к прошлому - к старшим, к родителям и так далее. Обычно этот вопрос сводят к морализаторству, но давайте посмотрим на него с точки зрения логики и культуры.

Регулярные листатели этого бложика знают, что я занимаюсь традиционной культурой; то есть с точки зрения современников - немного ретроград и реконструктор. Среди граждан с традиционной моралью нет проблем с уважением к прошлому, скорее наоборот; соответственно, логично предположить, что проблема решается методом "думай, как я". Но это будет тем самым морализаторством, основанным на абстрактных критериях и "не бьющимся" с реальностью. Да, потому что мораль изменилась, и на это есть объективные причины.

Не только лишь все понимают, что традиционная и современная мораль во многом противоположны и не-совместимы, как бы это не хотелось сделать реконструкторам России-которую-мы-потеряли (и их коллегам за пределами Богоспасаемого Отечества). Для этого надо проанализировать культурный базис "тогда" и "сейчас" и сопоставить ценности, Добро и Зло; не на уровне морализаторства, а логически. Это совсем не сложно, о чём постоянно пишу в своих статьях; но это надо включать логику; а зачем, если можно мыслить эмоциями и всё вот это?..

И это не обзывалки, а указатель на то, что попытки встроить традицию в современность - это просто идеализЪм и ритуальные воззвания к некой Идее, которая понад усе, и если достаточно тщательно молиться, то всё устроится само собой.

Как раз рассматриваемая в статье тема - один из индикаторов категорического несоответствия культурных базисов. Для традиционной морали прошлое как минимум не хуже настоящего, а то и лучше; заветы предков и дедовские методы в традиции - это Добро. А с точки зрения современной морали всё, что было уже на прошлой неделе - безнадёжно устарело и надо "двигаться вперёд"; да, прошлое в этой системе координат == Зло. Именно такими буквами; напрягите уже мозжечок.

Да, есть любители ретро, есть ролевики и реконструкторы, для которых прошлое имеет смысл, но это именно что ролевые игры, и за пределами своего узкого хобби (винтаж, ретро-авто, и прочая) это - обычные современные люди, для которых заветы предков - это некая дичь, которой можно умиляться, но брать их в расчёт - увольте; наблюдаю это и среди этнографов, например, сплошь и рядом. А если же брать рядового обывателя, то для него прошлое - это в буквальном смысле пыль под ногами.

Я в своих статьях часто ссылаюсь сам на себя, на предыдущие статьи по теме; и тут тоже сошлюсь; в обывательской морали, которую до сих пор не стыдно озвучивать с высоких сцен и трибун, то, что мне нравится, то и хорошо. То есть Добро и Зло сводится к "Нравится/не нравится". Что объясняет ролевые игры "в прошлое" у современников - ну нравится мне представлять себя юнкером или викторианской дамой, имею право.

Поэтому далеко не всегда любовь к определённой ретро-тематике означает уважения к прошлому; я бы даже сказал, не означает практически никогда.

Сейчас обидно скажу, но это хорошо видно на примере уже сакральной для современников теме Великой Отечественной; почему "уже", да потому, что ещё лет 10 назад ситуация была совсем другой, а в 1990-е над ней откровенно глумились. Сейчас уже (или ещё?) можно махать красными флагами на 9 мая и 22 июня; но вот в другие даты это уже как-то не очень. Мы помним Сталинград; но помним ли, например, Ржевскую мясорубку, котлы 1941-го, битву за Кавказ и прочая?.. Большинство населения темой Войны не интересуется, сводя её к майским праздникам и "деды воевали"; хотя сейчас благодаря Архивной революции, Цифровой истории и сонму прочих историков информация легко доступна и понятна. Можно ли назвать это уважением?..

Да, если мы что-то уважаем, то мы не делим это на плохое и хорошее; тут вижу, тут не вижу. Это так не работает. Но у современников именно так - вот тут мы старину как бы уважаем, предки и всё такое, и тут же - да пошли они со своим "Домостроем", щаз всё по-другому. Вот про это и речь; всё сводится к "нравится/не нравится"; фоточка девочки в народном костюме нам нравится, почти как фоточки котят, а вот жить как встарь (откуда и взялся этот образ) почему-то никто не хочет. Это не уважение, это просто эмоции, а то и приснопамятное морализаторство.

Бытие определяет сознание, и всё такое. Современники привыкли к проживанию к высоко-конкурентной среде мегаполисов, и поэтому образы старины у них могут вызывать ностальгию, но жить по заветам предков они не просто не хотят, а не могут; и культурный базис не тот, да и привычек нет. Современный человек привык измерять Добро и Зло в деньгах, в личной Выгоде, в нравится/не нравится; а главное - он индивидуалист, и дистанцируется от общества; что категорически порицается в традиционной морали.

Это прекрасно видно в отечественном кино-проме пост-советских времён, который постоянно сымает кины с точки современников, и которые не вызывают ничего, кроме фейспалмов у тех, кто видел старые советские фильмы; не потому, что "раньше было лучше", а потому, что это брехня и несоответствие базисов. Не мог человек тогда так себя вести; это был в лучшем случае признак дурачины, а в худшем - прямое вредительство. Поэтому все эти "великие фильмы о великой войне" суть постановка ценностей с ног на голову, попытки объявить Добро Злом и наоборот.

И это не потому, что у нас плохие "творцы"; что такое хорошо и что такое плохо?.. Да, даже современнику современный кино-пром не нравится; но что конкретно там не так, вряд ли кто-то может внятно объяснить. Потому что все эти "творения" - попытки "осовременить прошлое", взглянуть на события тех лет с современной точки зрения. И это не работает, из-за того самого несоответствия базисов - то, что для нас сейчас является Добром, для того времени было Злом, и наоборот. Вот и получается булочка с трамвайчиком. Или глумление над Гагариным.

Но вернёмся от темы ВоВ обратно к общей теме уважения к прошлому. Как ни странно, но наиболее пострадавшей категорией в этой области оказались... родители. Из-за общей инфляции уважения к прошлому обесценился человеческий опыт как таковой, и родители не являются авторитетом для киндеров практически ни в какой области; по крайней мере, до тех пор, пока у тех не появится своё потомство. Тема отцов и детей стара как мир, но ранее родители (и прочие старшие) были источником бесценного практического опыта, а теперь - нет. Изменилось всё, от техники до больших систем типа школы и прочего образования; и опыт родителей уже не поможет их детям.

Нам же нравится безудержный прогресс; когда каждый новый Айфон всё тоньше, а в новом Мерседесе или Жигулях экранов всё больше?.. Очевидное следствие этого "прогресса" - деградация социальных отношений; сиюминутная Выгода забарывает любую долгоиграющую стратегию. Вы не хотите разбираться, как в старину работало то или сё; не удивляйтесь теперь, что детям вы особенно и не нужны; это всего лишь продолжение общего не-уважения к прошлому.

На самом деле человечий опыт никуда не делся, и навыки строительства деревянных построек вполне пригодятся и на современных стройках; потому, что общие принципы строительства никуда не делись. И никакая теория не заменит вам практики. Недаром при приёме на работу спрашивают не столько диплом (т.е. теорию), сколько опыт работы (т.е. практику).

Но и попытки применить опыт прошлого, как будто ничего не изменилось, ни к чему хорошему не приведут. Да, можно заниматься реконструкцией, но без сведения базисов попытки скрестить прошлое с настоящим бессмысленны, просто по определению; потому, что для современников то, что было раньше == Зло, старьё и мусор.

Да, эту установку надо менять, а не делать вид, что "всё нормально". Но для этого мало играть в ролевые игры, надо как-то воздействовать на современный мир; и желательно бы не только на уровне заклинаний.

Страна непуганых Чубайсов: Губернатор Беглов устал от борьбы с капиталом. Ему начала сниться "Аврора"

Владлен ЧертиновПостроенный в России капитализм — источник всех наших бед. Как в тылу, так и на фронте. Кажется, это уже начинает доходить до правящей элиты России. Неожиданно для многи...

Картинки 23 декабря 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 11:06
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

Обсудить
  • "Для традиционной морали прошлое как минимум не хуже настоящего..." А что, если не секрет, автор подразумевает под традиционной моралью?