Про культурный фон и закон больших чисел

0 270

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Продолжаю цикл статей про культурный фон; которые, в свою очередь, берут начало в статьях о Будущем. В этот раз попробую сравнить его работу с законом больших чисел; аналогия не прямая, но эффект схож.

С культурным фоном всё более-менее понятно; это все те культурные артефакты, которые окружают обывателя в его повседневной жизни. Да, когда мы говорим за культуру, мы не путаем её с искусством, и рассматриваем её с точки зрения повседневности, а не залов и концертов; те тоже важны, но - как частный случай культуры.

При чём тут закон больших чисел; он вообще про математику, а мы тут за шо? А давайте посмотрим:

Закон больших чисел (ЗБЧ)
в теории вероятностей — принцип, описывающий результат выполнения одного и того же эксперимента много раз. Согласно закону, среднее значение конечной выборки из фиксированного распределения близко к математическому ожиданию этого распределения. Другими словами, чем больше объём выборки, чем чаще проводятся измерения какого-либо параметра, тем выше вероятность того, что результаты окажутся близкими к ожидаемым.

Гуманитарии курильщика уже наверняка вышли из чата, но мы всё же попробуем разобраться, что это всё значит. Кто читал предыдущую статью, тот мог заметить заметить ссылку, где вокальный тренер возмущался тем, что музыка вся похожа друг на друга. И хотя тут речь вроде бы за искусство (даже такое убогое, как современная "музыка"), здесь есть прямая связь с культурой, если вспомнить приведённый выше ЗБЧ. Чем больше повторений, тем больше шансов, что результат будет усреднённым по больнице.

Я почти в каждой статье о культуре упоминаю, что обыватель в культуре не субъектен; но из приведённого выше примера видно, что культурный фон определяет границы субъектности и "творцов" тоже (миль пардон за такой высокий штиль в отношении лабухов). Вместо тоталитарной цензуры теперь свирепствует формат; хотя он вроде бы и разный для каждой станции и канала, но общее давление культурного фона всё равно всё усредняет. Музыка упрощается (о чём было по ссылке в прошлом абзаце), и не только стираются различия между условным шансоном и не менее условной попсой (они и так чисто стилистические); но даже и академическая музыка активно заигрывает с популярными жанрами (тем самым форматом) в погоне за зрителем.

Дабы не быть совсем уж голословным, приведу иллюстрацию из статьи про ЗБЧ:

Зелёным обозначены броски игральной кости (кубик d6), синим - математическое ожидание; в данном случае - среднее арифметическое по всем возможным броскам: (1+2+3+4+5+6)/6 == 3.5.

То есть чем больше повторений, тем средний результат ближе к собственно среднему значению; хотя цифры 3.5 на кубике вообще нет, среднее значение бросков кубика будет близко к этой несколько странноватой цифре. Если всё ещё непонятно, при чём тут кубики и культурный фон, давайте подумаем, как работает упомянутый выше формат. Вы должны находиться в рамках плюс-минус лапоть от темы радиостанции или канала, чтобы попасть в ротацию; и тогда с помощью многократных повторений (см. ротация) вы сможете добраться до слушателя. Аналогично работают алгоритмы Ютуба (ныне уже почти запрещённого на территории РФ); те, правда, подсовывают зрителям контент с учётом их предыдущих запросов, но в тренды всё равно попадает примерно одно и то же. Потому что ЗБЧ - обывателя инетересует вот такой вот контент, средне-арифметический. И отклоняться от асимптоты (то есть формата) для "творцов" опасно, выпадешь из ротации и привет. То есть наоборот - прощай, популярность.

"Это всё фигня, наоборот - настоящий творец себе всегда дорогу пробьёт!" - может возразить обыватель, особенно поражённый скверной псевдо-либерализЪма. И будет неправ, потому что ЗБЧ перебарывает любую аномалию. Ну вот нашёлся какой-нибудь новый Шостакович, который написал новую симфонию, которая, скажем, в тыщу раз лучше, чем условная "Зайка моя". И каково будет его влияние на культуру Общества? Не хотите в тыщу раз - давайте в миллион и даже в миллиард. Результат будет одинаков - статистическая погрешность. За время, покуда мега-симфония дойдёт до, скажем, миллиона слушателей (вопрос - найдётся ли столько любителей симфоний в современном мире), условная "зайка" моя будет залита в уши всему населению страны по несколько раз. И эффект от этого культурного противостояния будет ожидаемый; от того, что несколько фанатов просветлятся, никакого влияния на культурный фон не будет.

Отсюда и заигрывания с форматом со стороны не-форматных жанров. Вижу это по своему основному хобби - ещё вчера ты занимался традиционной культурой, а сегодня ты уже скачешь под "минус" какой-нибудь "Ойся ты ойся", а то и "Хоп-хэй-нананэй", потому что популярность - она важнее. И это тоже - действие ЗБЧ; если слушатель находится на средне-асимпотическом уровне, то можно не поднимать его до своего уровня, а самому деграднуть до его уровня. Так культурный фон и работает; результаты на табло.

И не будем забывать ещё про динамику в культуре; важна не только ситуация, где мы здесь и сейчас, но и направление, куда мы идём. Ситуация в статике - это наше настоящее, а динамика - про будущее; собственно, это ли не иллюстрация мыслей из заглавной статьи цикла о Будущем. Не так страшно то дно, где мы сейчас лежим, как то, что мы погружаемся всё глубже; поскольку тренд, очевидно, понижающийся, о чём было выше.

Может показаться, что это обессмысливает любую "культурную" работу; да, с культурной точки зрения что вы есть, что вас нет - всё равно, в трендах будет "зайка моя" и люди будут слушать именно её. То же - про кино и прочие другие "культурные" средства воздействия на ширнармассы. И если мы будем брать именно среднюю температуру по больнице (смотри ЗБЧ), то да, культурные потуги обречены; тренды переупрямят любую гос. пропаганду, не говоря уже за какую-то-там роль личность в истории. Даже нисходящий тренд перебить не удастся, инфа 146%.

Но если вспомнить первую статью, с которой всё начиналось, пессимистично-оптимистично о Будущем, то в ней упоминал о том, что нонешняя "нормальность" на самом деле мнимая и несёт в себе противоречия, которые неминуемо обрушат существующий порядок вещей. И вот когда вся эта торгашеская "экономика", постоенная на господстве доллара, улетит в помойку. Туда же отправится и большинство "творцов" современности; просто потому, что Боливар не вынесет двоих, и паразитировать можно на сытом обывателе, а на голодном особо не пожируешь. И вот тогда уже будет важно, сохранилось ли в тебе что-то человеческое, или ты не представляешь себе "творчество" вне формата.

В текущей же "культуре" в попытках популяризировать собственное творчество ты неминуемо прижимаешься к этой нисходящей асимптоте, и не надо тут говорить возвышенные слова о культуре и всё такое - ЗБЧ вас всё равно помножает на ноль, какая тут культура. По сравнению с попавшими в ротацию мы все - грязь земли. Но это - в текущей ситуации.

Возможно, когда-то мы и доживём до культуры здорового человека. А пока что говорить о неё можно только в математических терминах; и то - осознавая, что трогать её можно только палкой.

Привет авианосцам англосаксов: В Йемен прибыли русские корабли с неким "грузом", отключив системы опознавания

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Navy Corabel пишет:"После визита на Кубу 27-31 июля с. г. СКР "Неустрашимый" БФ пересёк Атлантику и, по данным из X, 18.08 прошёл Гибралтарский ...

В чём крутизна советского мультфильма «Остров сокровищ», который стал внезапным мировым хитом, разлетелся на мемы и цитаты?

 Приятно, когда произведение, которые ты любишь с детства, вдруг открывают для себя миллионы людей по всему миру. Так случилось с «Островом сокровищ» — мультфильмом, снятым на «Киевнаучфильме» в ...

Бонды для украины

Там некоторые надмозги вчера начали писать, со ссылкой на «Файненшиал Таймс», что «ЕС собирается предоставить украине 20-40 миллиардов евро новых кредитов до конца года». ...