Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ (хотя тема почерпнута тут, на КОНТе).
Слегка провокационный заголовочек; в современном информационном поле он насквозь воняет морализаторством, но попробуем разобраться, что скрывается за этими, казалось бы, оче-видными понятиями. Как всегда, будет обидно.
Ключевая проблема определения "хороший/плохой" для современников состоит в том, что у нас сейчас... нет понятий Добра и Зла. Рассматривал эту проблему несколько лет назад; да и вообще вопросы Добра и Зла у меня разбираются почти что в каждой статье. У современников эти понятия заменены личной Выгодой; то, что мне выгодно, то и хорошо.
Хотя если быть ещё более точным, для обывателя Добром является то, что ему нравится. Эта конструкция могла бы работать в мире Культуры здорового человека; тогда для культурного человека, действительно, то, что ему нравится, соответствует культурным нормам обществом, и, соответственно, вполне может являться Добром. Но обыватель - это не культурный, а ограниченный человек; и о культурных нормах речь тут заводить бессмысленно.
И здесь мы уже видим, обо что идёт речь. Хороший человек - это тот, у кого культурные нормы соответствуют общепринятым в обществе; и речь тут, как вы понимаете, отнюдь не про музыкальные вкусы. Не путайте культуру с искусством. Плохой - соответственно, наоборот; тот, для которого нормально выходить за эти самые обще-принятые нормы.
Заранее предвкушая вой в каментах, напомню, что тут нигде не написано, что нормами являются А, Б и Ц; их можно, в общем-то, подставить любые, включая ритуальный каннибализм; правда, тогда мы будем говорить о соответствующей культуре.
Проблема, на самом деле, гораздо глубже, и я об это также пишу постоянно - современники... отрицают само по себе понятие культуры как таковое. Если действовать в рамках Закона, то и нормально. С одной стороны, это действительно нормально; но с другой, Закон ограничивает уже самую жесть, крайнюю степень выхода за общественные нормы; а всё остальное что, уже не имеет смысла? Получается, не имеет. Отсюда и довольно печальный вывод - в современной "культуре" хороших и плохих людей не существует. Есть законопослушные граждане и преступники; и как-то их градуировать уже не получается; и даже как-то неприлично. Хотя где современность, и где приличия.
Да, культура здорового человека выступает первым эшелоном ограничения анти-общественной деятельности; эти ограничения находятся внутри человечка, а не снаружи. Вы не делаете то и сё, потому что это нехорошо; а не потому, что дядя милиционер придёт и наругает. Описывал этот процесс вот тут. И только там, где этот процесс уже переходит все культурные рамки, слово передаётся товарищу Маузеру.
Для залётных ещё раз напомню, что тут речь не за пропаганду, то есть манипуляцию сознанием - вы все должны пойти и делать А, Б и Ц. Тут мы про базу, как что работает. И всё плохо именно в самой базе, причём не "в клятой рашке" или "в вонючем пиндостане", а вообще везде. Где-то процессы зашли подальше, где-то ещё как-то можно говорить о культурных нормах; но в целом проблема обще-мировая.
Идея данной статьи появилась в ходе просмотра ролика на канале "Мой край" (если не ошибаюсь, как-то аффилированного с КлимСанычем нашим Жуковым):
Советский пеплум про Илью Муромца
Как человеку, занимающемся традиционной культурой, приятно послушать диалоги персонажей фильма, которые написаны с уважением к первоисточнику (хотя местами и перевирающие его). Кстати, первая мысль была написать именно про уважение; но как-нибудь в другой раз. И тут мы не будем акцентировать внимание на том, что нравится или не нравится; как упоминал выше, подмена понятий - это обывательские разговорчики и анти-культура.
В кино (как и в любой кино-сказке) обильно наличествуют положительные персонажи; которые, в терминах данной статьи, представляются гражданам в качестве примеров... хороших людей. Они хорошие не потому, что носят красивые одёжи или красиво говорят; а потому, что творят хорошие поступки - с точки зрения своей культуры. Да, с точки зрения тугар (которые маскируют монголо-татар) все эти богатырские дела далеко не положительны; что, собственно, и позволяет гражданам псевдо-либералам говорить о том, что Добра и Зла нет, есть только "объективный взгляд на вещи". В этом они подозрительно смыкаются с крайне левыми аналитиками типа Анлазза, который также отрицает эти понятия, объективизируя всё, до чего может дотягуться.
В современном искусстве положительные персонажи заменены на протагонистов; это понятие также старо как мир, и обозначает главного героя. Протагонист не обязан быть положительным; примером может быть Раскольников из "Преступления и наказания". В самом по себе понятии "протагонист" нет ничего отрицательного (с точки зрения культуры), просто это разные понятия.
Здесь мы, конечно, из культуры выруливаем на кривую дорожку искусства, но как раз будет объяснение, почему современные "ремейки" классики настолько убоги именно в смысловом плане, несмотря на куда большие технические возможности; потому, что там, где были положительно-окрашенные персонажи, выступают бесформенные "протагонисты". В самом по себе понятии "протагонист" нет ничего плохого, но зачем подменять тёплое мягким?.. Потому, что вы не понимаете, что такое культура и зачем она нужна?..
К слову, и в отношении Зла всё точно так же; современники просто не понимают, что это такое. Если сводить Зло только к анти-законной деятельности, то вся эта возня героев и анти-героев становится картонной и убогой; но ничего другого современная анти-культура предложить не может. Вот и приходится пытаться сопереживать протагонистам и антагонистам просто потому, что так захотелось "творцам". Вместо культурной деятельности получается сплошное бескультурье; писал об этом в цикле о лже-пророках.
И ещё раз - я здесь даже не пытаюсь сказать, что Добро - это А, Б и Ц, а Зло - Д и Е; я про базовые понятия в принципе. В отсутствии Добра и Зла нельзя и говорить о том, что Вася - хороший, а Петя - плохой; если только их не объявили таковыми суд и власти страны. Говорили о Свободе, а пришли почему-то к тоталитаризЪму. Ну, окэй.
Поэтому, когда в каменты врываются залётные с криками "что делать", единственный совет - навести порядок в голове, для начала - в своей собственной. Когда у нас будет культура, будут обще-принятые Добро и Зло, тогда можно будет говорить о хороших или плохих парнях и диффчонках. А пока - увы; только преступники и так, биомасса.
Оценили 4 человека
6 кармы