О современном "искусстве" и культурной оккупации

5 455

Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ

В последнее время статьи что-то не складываются в "циклы" и поэтому выходят редко. Но вот, в очередной раз решил оттоптаться на теме современного "искусства"; правда, всё равно будет обидно, даже непричастным. Потому что речь пойдёт не за обывательские "нравится/не нравится", а как обычно в этом журнальчике.

Идею подсказал известный антрополог Дробышевский; в кои-то веки увидел его не в роли докладчика, а как интервьюера; нашёл передачу, где он опрашивает причастных людей о современном искусстве. Ролик нашёл только в ютубе, и смотреть его тяжко; не только с технической точки зрения:

Особо доставило обсуждение того, имеют ли обыватели право возмущаться произведениями "искусствЫ"; на что ведущему предсказуемо возразили в стиле старого (анти-)советского анекдота, что интеллигентом может считаться только тот, кого считают таковым другие интеллигенты. А если ты никто и звать тебя никак, то сиди и не жужжи.

Если посмотреть не только выступление данного конкретного организма, но и остальных особей, участвовавших в ролике, то можно увидеть, что это не просто мнение частного лица, но и некая система взглядов; да, всё так и есть, и это нормально. Кстати, это в том числе иллюстрирует регулярно приводимый мной тезис о том, что обыватель не субъектен в культуре.

Изначально не собирался ничего на эту тему писать - последнему коню понятно, что вся эта современная культура искусствА - фигня из-под коня, но тут же случилось к-к-комбо в виде ролика Климсаныча нашего Жукова, который может не только во внезапные интеграции, но и в годноту:

В данном случае речь не столько про черносотенцев и Ильина, а про тезис, который КлимСаныч высказал довольно нагло - дескать, последние ~30 лет мы живём в условиях оккупации. После 2022-го года подобные мысли высказывать чревато; надеюсь, любители похрустеть не подтянут его за базар. И, дабы не попадать под каток репрессий (а как страдали в своё время по поводу 1937-го, ой-вей), данную ситуацию спроецирую на "искусство" и "культуру" современности - есть все основания считать, что они находятся в условиях оккупации враждебными силами.

И речь тут не за "мировой заговор" и прочих инопланетян с планеты Нибиру; но мы явно видим процесс культурной агрессии со стороны агрессивного меньшинства (для товарища майора - речь сейчас не про "ильинистов", а про культурный бомонд) по отношению к ширнармассам. Мы вас кормим всяческим дерьмом (см. Глина №4), а вы должны аплодировать; кто не понял, тот быдлан. И это относится к любым прочим жанрам - и к музыке, и к кино, и к картинам. Да, кстати, на картинах можно заостриться отдельно.

Несколько лет назад в этих ваших интернетах нашумел арт-объект в виде банана, приклеенного к стене:

Да, это именно арт-объект, который был продан в нескольких экземплярах, за сотни тыщ и даже миллионы бакинских; а чего добился ты?.. Вопрос не праздный; он обсуждался в ролике с Дробышевским; если ты быдлан, то рисуй хоть лучше Микельанджело, быдланом и помрёшь. А вот если ты - успешный "творец", то воруй-убивай-трави-гусей, это всё будет высокой искусствой.

Получается абсурдная ситуация, что все понимают, что всё это - дерьмо собачье, но сделать ничего не могут. По-моему, это вполне можно назвать оккупацией, хотя бы - культурной. Да, Филипп Бедросыч с Аллой Борисовной не будут врываться с автоматом к вам домой за курками-яйками-шнель, но именно они будут определять, что вы будете смотреть и слушать; все аналогии условны.

На всякий случай уточню, что не всё искусство современности является "современным искусством", как бы это странно не звучало. Недавно принимал участие в открытии выставки нашего Нского художника; хотя картины там более-менее свежие, это сложно назвать современным искусством; скорее, это атавизмы старого времени. Потому что оно скорее устремлено назад во времени, а не вперёд. И это таки важно.

Всё тот же "иксперд" по современному "искусству" озвучивал мысль, что "Глина №4" круче памятника Юрию Долгорукому, поскольку тот архаичен, а она - футуристична. По сути мы тут имеем дело с отрицанием культуры прошлого. Я понимаю, что это - всего лишь мысль одного не слишком умного организма, но то, что у трезвого на уме, у таких вот "икспердов" на языке.

У anlazz в последнее время пошли косяком статьи про пост-модерн; по "культурным" вопросам я с ним часто бываю не согласен, но тут - вполне; во избежание путаницы, как в предыдущем абзаце, вместо "современного искусства" лучше использовать термин "искусство пост-модерна". Так будет понятнее и корректнее.

Наверняка и сейчас есть свои Шишкины, Стравинские, и Рембрандты с Шубертами; вот только про них никто не знает, по указанной выше причине - "искусством" считается то, что считает таковыми каста "искусствоведов". И если ты не там родился, творишь не то, или просто у тебя нет денег, то никто и звать тебя никак. И неважно, есть ли "запрос общества" или нет, вам всё равно будут тулить пост-модернистскую "повесточку" из всех щелей. Да, "повесточка" может быть не только на тему ЛГБТ, но и вообще в виде "формата" - ты должен быть такой и такой. И если ты не вписываешься в "формат", то гуляй с пляжа.

Наблюдаю эту картину воочию: когда варишься в болотце народной культуры, про тебя никто не знает, хотя ты можешь быть сколько угодно крут; но стоит тебе взять в руки какую-нить относительно современную хрень (синтезаторам уже более 50 лет, что уж говорить за электро-гитары и прочий антиквариат), как тут же у тебя появлятся сотни и тысячи поклонников, слава мирская и всё такое. И у этого есть свой культурный эффект; молодёжь видит, что для того, чтобы быть "успешным", надо делать А, Б и Ц. Вписаться в формат. И понеслась. Остаются только самые твердолобые староверы, которые живут по заветам предков, и это в данном случае даже не преувеличение. Остальные пляшут и веселятся на одной сцене со всей остальной пост-модернистской сволочью. "Успех", как он есть.

И нам-то ещё проще всего; традиционная культура - она вообще не про искусство и не про сцену, и то, что любители попиариться по сути отваливаются в ересь - это даже в каком-то смысле хорошо; хотя людей и жалко. Но ведь то же самое происходит и с любыми другими жанрами; от музыки до того же блогерства; ты должен делать то и сё, потому что иначе не впишешься в формат. А бабла-то хочется. Вот и приходится подстраиваться - нет, не под аудиторию, а под формат. Потому что гораздо важнее попасть в тренды, в ротацию, в тусовку, чем вся эта чернь и смерды. Одна успешная коллаборация в плане популярности или бабла даст больше, чем шедевр, который никто не увидел. Вот такие вот у нас получаются культурные коллаборанты.

И проблема тут не в персоналиях; вот, дескать, вместо Шаляпина и Бернеса у нас теперь Киркоровы и Басковы, оттого и культура такова; нет, всё в обратную сторону - из-за пост-модерновости общества у нас такая культура и такое искусство, что людям надо быть подхожим на клоуна, а не на культ-работника прошлого. Вместо донесения разумного-доброго-вечного - сплошное развлечение толпы и накачка её чужими эмоциями.

Есть, конечно, и государева пропаганда, но она, увы, проходит по статье "ильинопоклонничество", о чём выше говорил КлимСаныч; и насквозь пропитана морализаторством. Потому что она существует не в сферическом вакууме, а посередь всё той же культуры пост-модернизма, с его отрицанием любых ценностей прошлого. Нам говорят что-то о традиционных ценностях; но во-первых, что это такое? А во-вторых, кто это говорит? Я не так давно упоминал канал Царьград; с точки зрения этих же самых традиционных ценностей, о которых он постоянно гундит, его владелец совершил грех; но им - можно.

Да, это хороший пример той самой культурной оккупации - мы будем говорить вам, что делать, но делать мы будем совсем другое; закон и "традиционные ценности" - для вас, а не для нас.

Вспоминается старое советское кино:

Чем дальше в лес, тем всё больше понимаешь, что всё, о чём нам врали большевики, оказалось правдой.

Что тут можно сделать? Да, строго говоря, ничего, кроме само-организации масс; давно пора понять, что наши не придут, все наши - это мы. И вся эта публика, куражащаяся за наши деньги, строго говоря, желает нам зла. Это я про культ-работников, конечно, а вы что подумали?..

Картинки 23 декабря 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 11:06
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

Фразочки...

Вам помочь или не мешать?...И от полученных знаний скончался на местеHа интересной работе и сны интересные видишьА зомби здесь тихие... Бывает так, что человек и порядочны...

Обсудить
  • Вот что любопытно кто за это так называемое исскуство платит? Подавляющему большинству людей это исскуство по барабану - не интереуется в силу своего "бескльтурья" и "необразованности". Если присмотреться глубже - то платит за всё государство - налогоплательщики. А вот зачем это государству нужно - воппрос!
  • Все же самая дорогая картина - Спаситель мира Леонардо да Винчи а потом уже всякие разные Поллоки, Куннинги и прочее Пикассо
  • Говорите - современное искусство? Достаточно посмотреть на обложку пластинки группы The Velvet Underground за 1967 год, чтобы стало ясно, что это обыкновенный плагиат для эстетствующих малообразованных лохов.
  • Да это современная "прачечная" - тупо отмыв бабла или легализация черного нала от наркоторговли и подобного. Не придерешься, ни к "продавцу", ни к "покупателю". Один имеет право назначать цену какую хошь, второй - покупать что угодно за какие угодно деньги.