О некрофилии современной элиты, или про кино в целом

4 1661

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Очередной жёлтый заголовочек; но что уж делать - разбираем отношение современный расейских (хотя не только) киноделов к деятелям прошлого, да и в целом к прошлому вообще.

Начну несколько издалека; смотреть-до-конца, из контекста не дёргать. Одно из немногих положительных впечатлений об отечественном кинопроме оставил фильм "28 панфиловцев"; про который ранее писал. Повторю главные выводы статьи - хотя в целом кино можно смотреть без баттхерта практически любому человеку, вне зависимости от национальной, религиозной и прочих принадлежностей, именно в этом-то и проблема; в нём по сути не показано, за что и против кого этот фильм. Да, это реконструкция боя, максимально приближённая к действительности (как говорят, я со свечкой не стоял), но в ней не показано, за что стояли советские (или уже русские?) солдаты, и что с собой принесли из цеЕвропы немецкие колонизаторы. В "Брестской крепости" был показан момент вероломства, и зверства немцев, а тут - абстрактная битва Добра со Злом. По сути авторы свели фабулу фильма к стереотипам - свастика против красной звёздочки, и этого достаточно, чтобы понять, кто хороший, а кто плохой.

То есть в фильме нет, собстно, главного - культурного посыла, что и зачем происходит на экране. Если заретушировать звёздочки и свастики, а также выкинуть или запикать пару-тройку слов, то этот фильм можно назвать "Херои АТО против орд колорадов". Или наоборот, без разницы. Я ж всегда предлагаю с философской точки зрения смотреть, и тут то же самое. Где и в чём смысл показанного на экране? Историческая память, скажете вы - но, простите, для этого надо показать эту самую историю, а не просто пиу-пиу; ужасы гитлеровского порядка можно было показать в письмах или сводках Совинформбюро, но ведь ничего этого в фильме нет, как нет и советской идеологии. Последнее, кстати, ключевое в написанном - статья именно про это, про идеологию, культуру и смыслы в нашей жизни; а шо ви таки хотели, за голливуд тут послушать? Таки нет.

При этом, повторюсь, "панфиловцы" - это один из лучших отечественных фильмов, где хотя бы прошлое намеренно не мажут грязью, а "всего лишь" ретушируют идеологию и культуру, то есть главный смысл происходящего; претензий к создателям кины у меня нет практически никаких, и если кого-то покоробит упоминание о "28" в одной статье с остальными примерами кинопрома, то заранее прошу пардону.

Не раз и не два уже говорено, что современные "творцы" постоянно мажут чёрной краской нашу историю, и тем самым по сути оскорбляют и всех живущих потомков тех, про кого снимают свои "шедевры", и память о тех персонажах, на чьей популярности они и паразитируют. Паразитирование - второе имя современности, но это оффтоп. Никитушка наш Михалков в своих "Утомлённых солнцем 2 и 2.5" смачно нагадил на весь наш народ в целом, и ведь ничего ему не было, он не восседает у параши, а вовсе даже ведёт какие-то передачи на ТВ и втирает народу за духовность. O'Rly?.. Бондарчук в своём "Сталинграде" был чуть более "милостлив" к памяти предков, и "всего лишь" нагадил на подвиг сталинградцев, показав из сказочными долбо***ми.

Может показаться, что аффтар опять пытается показать, как раньше было хорошо, а сейчас плохо. Речь не столько про надругательство над "творцами", сколько, повторюсь в тысячный раз, о смыслах, которые мы несём в своих головах, и транслируем окружающим. Современная "элита" на 146% - псевдо-либеральная (при непринятии этой философии народными массами), которая несёт в себе либеральные же смыслы - бабло понад усе, и где-то рядом - личная свобода и личная выгода, а всё остальное - грязь земли. Именно поэтому, скорее всего, такие беззубые у нас "панфиловцы" - творец в принципе не может показать какие-то другие смыслы, нежели спасение собственной тушки. Пока выгодно сидеть в окопе и жечь танки, надо сидеть, но если вдруг кому-то покажется, что лучше драпануть отсюда вот сюда, то так и надо делать; в "28" этого нет, зато в остальных псевдо-военных фильмах современности - сплошь и рядом, потому что они не про войну, а про современное её видение "творцами".

Но что всё про войну да про войну. Меня вообще никак не трогают творения типа "Ёлок" или "Горько", и пишу о том, что хотя бы глазком глянул или слышал. Сейчас в моде ругать либералов, но "критики" сплошь и рядом не понимают, что это такое вообще, в чём смысл либерализма, потому что думают стереотипично: фашист это человек в немецкой форме со свастикой, коммунист обязательно должен быть с красным флагом, а либерал - он что-то тоже такое вредное, просто потому что потому. А "либерализм" - не в символах, а в системе ценностей. И если для "творца" важны только бабло и личная выгода, то он никогда не снимет "Они сражались за Родину", просто потому, что там - про другие ценности. Это всё равно что ждать от исламистов ИГИЛ достоверного изображения жития Христа.

Пишу про это постоянно, но не грех и повториться в таких вещах - проблема не в том, что "творцы" показывают "наших" плохо, а в том, что для них вообще нет понятий "Добро" и "Зло", есть Выгода. И это не обзывательства, это логический анализ культурного базиса либерал-монетаризма; ему реально всё равно, что ломать, что строить. Поэтому, оттоптавшись по "коммунизму", он тут же начинает мазать привычной субстанцией и все прочие системы ценностей.

Взять истерику вокруг кина "Матильда" со стороны православной общественности - ай, какие нехорошие "творцы", взяли неприглядный (с точки зрения православия) эпизод из жизни нео-святого Николая II (который к тому моменту не был ни святым, ни даже ещё собственно Николаем II) и давай глумиться, порно-актёра на роль Царя поставили, ату! Но ведь разве вам не было видно, к чему ведёт оголтелая пропаганда либерализЪма в анти-советских произведениях навроде УС-2, или "нам гадить можно, а на нас нельзя"? Нет, граждане, это война не с коммунизмом, и даже не с Россией, это война на культурной поляне против Человечества и наших ценностей вообще. Если вас не коробит искажение исторической правды в собственных целях - кровавый Стален сожрал миллионы младенцев! - то не удивляйтесь, когда эта же лопата прилетит вам же по спине, причём не со стороны сталинистов - у тех есть своя система ценностей, у которой есть свои чётко очерченые берега - а как раз от тех же самых пельменей, которым вы аплодировали ранее. Потому что им, как показывал выше, всё равно, на кого гадить.

Мы живём в такое время, когда по сути нет идеалов, и этим объясняется вся мелочность и творцов, и вообще людей в целом. Показателен в этом плане пример нонешней экс-Украины - 3-й год у них идёт война, и при этом у них... нет героев этой войны. А что вы хотите от режима, который начал с канонизации случайных граждан, весь подвиг которых заключался в том, что они оказались не в том месте не в то время. Каков пантеон, таковы и херои. Вся Незалежная целый год поднимала на щит "лётчицу" Савченко, и таки шо? Херои Майдана и АТО с каким-то непостижимым упорством исчезают в цеЕвропе, а то и в "стране-агрессоре"; в итоге целой стране по сути... некем гордиться. Я здесь не наговариваю, а пытаюсь понять, как же так получается, что в такое, казалось бы, героическое время, как "отечественная война" (по версии псевдо-Украины), нет символов этой войны, героев, на которых надо равняться. Попытки канонизации того или иного персонажа постоянно приводят к эпик-фейлам - причём не с нашей стороны, а собственная же публика тут же свергает хероев с пьедестала.

И если вы думаете, что это у них такое ха-ха, а у нас-то всё по-другому, то попрошу показать мне живых героев Русской Весны. От беглокомандующего Стрелкова до недавней ликвидации Гиви - символы с нашей стороны тоже свергаются. Да, с нашей стороны они хотя бы остаются как символы, и в этом существенное отличие от откровенно людоедского режима, но подробности ликвидации некоторых легенд того времени показывают, что герои не нужны и на нашей стороне. Потому что герои - это не те, кто лучше всех стреляет или бьёт с ноги или руки, а те, кто несёт определённую идею и показывают пример, как надо поступать. Вслед за сливом Русской Весны понадобилось слить и её героев, чтобы не мешали заморозке конфликта и постановке его на коммерческую основу; а на нынешнем статусе республик Новороссии можно делать немалое бабло. Выше же писал, что "либералам" что ломать, что строить - и на разрушении и убийствах можно наваривать бабло. Статус "ни нашим, ни вашим" позволяет "нашей" стороне не соблюдать приличия там, где, по идее, надо - в случае чего это не мы, это они, и в этом имхо причины заморозки конфликта с нашей стороны.

И такое лирическое отступление я сделал не зря. Современной власти не нужны герои вообще, поэтому обильно мажутся дерьмом герои прошлого - раньше хватало советского прошлого, и это можно было продавать даже цеЕвропейцам под видом борьбы с коммунизмом, они это дело любят; но ведь в последнее время то же самое потекло уже и во все стороны.

Кроме "Матильды", можно ведь и другие примеры найтить. Никого не покоробил фильм "Высоцкий"? Я, честно говоря, не смотрел, хватило обзоров; но мне хватило краткого описания сюжета. Не отношусь к поклонникам Владимира Семёныча, но неужели для такой личности не нашлось другой темы, как наркоманская ломка под конец жизни? Эдакое расчеловечивание образа творца, которого вся страна знала по кино и по песням, и никто знать не знал про проблемы с наркотой - но вот, "творцы" достали свою Правду и тычут в нос публике - нате, жрите. Не видно аналогий с "Матильдой"? Поздравляю.

Собственно, идея написать эту статью родилась у меня в ходе обсуждения в инете съёмок фильма про В. Цоя, которые скоро начнутся в Питере. Судя по информации с Кинопоиска, обещают кино про запись его первого альбома, и тут вроде всё нормально, но первые слухи про фильм были о том, что вся фабула сюжета будет крутиться вокруг того, как... тело погибшего исполнителя везут домой в Ленинград. То есть опять, без макания героев прошлого в грязь не обойдётся. Я же говорю - этой публике пофиг на кого мочиться - на Сталина, Николая, рок-звёзд, да хоть на самих себя, лишь бы деньги платили. Проблема - в системе ценностей, в смыслах, которые для современников измеряются и ограничиваются баблом и личной выгодой.

Потому и нет новых шедевров, что ценности нонче мелочные и это по сути анти-ценности - то, что сейчас выгодно, в человечьей системе ценностей считалось моветоном. Современники этого пока не понимают, и я тоже не могу придумать, как же переключить мозги соотечественников на нормальные человечьи ценности. Не потому, что я так хочу - но псевдо-либерализм попросту вреден для здоровья. Пока мы этого не осознаем, так и не выйдем никогда из продолжающегося 10-й год кризиса. В годы Перестройки уже одну страну просохатили, за 6 лет кризиса, а сейчас всё ещё запущеннее, и запаса прочности уже нет.

Кино - это, конечно, виртуальность, но она отражает реальность. Пока оно у нас такое, и ценности у Общества соответствующие. Понятно, что снизу тут мало что можно сделать; точнее, можно сделать многое, только это называется "гражданская война". И всё к тому идёт, что охреневших "творцов" придётся приводить к ответу как в тот раз. Под вой "всех лучших расстреляли", я вам уверяю. Оно нам надо? Почему элита окститься не может, вопрос интересный.

Как бы нам не оказаться в роли той Украины с таким подходом:

Нам до них, в общем-то, один шаг. Стыдно почти так же.

А в это время по Украине продолжают насыпать!

Черкасская область, город Канев, подскочили диваны. Народ смотри в окошко и видит, как черти выгребают из ПВД бандеровцев и тащат в АдЪ. Хорошее попадание, скорые в количестве восьми шт...

Николаев, прилет по энергетическому объекту

Из Николаева и Херсона сопротивление сообщает«Сергей, здравствуй! Было, по-моему, 2 взрыва. Исчез свет.Я думал показалось, окна плотно закрыты, но где-то гахнуло»***«Говорят три хороших...

Обсудить
  • "Баранкин, будь человеком!"            ?          ..) Так не бывает..  Нужна аргументированная мотивация. Доступная пониманию каждого.
  • Автор прав!!! Солидарен!!! Подписался!!!
  • С нескрываемым любопытсвом представил себе фильм Звягинцова о Салтычихе... Просто не его тема. И никто, даже с тадепута Няши, не вспоминает, что эти ублюдки отличались собственностью крепостничества и непривзойденной жестокостью... (мне бабка рассказывала, она 1894 года была... помнила прелести)... А последний Николай растерял все... от политики, до империи... мне 60, мне по йуху, что Матильда делала с Николаем или наоборот.. Что за срач разведенный на сайтах из за такого же российского януковича 1905-1917 гг... Он никто... И получил по заслугам...
  • Благодарю, Тарас. Я тоже говорю про некрофильную "цивилизацию". Термин верный.