Про скабрезность в культуре

1 750

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Продолжаю тему культуры; как раз в обозримом будущем планирую вывести её из виртуальности на уровень дискуссионного клуба, так что пока что мысли идут в эту сторону. По стопам статьи о стыде; о том, как бескультурность насаждается современными культ-работниками.

Обычно хожу вокруг да около и делаю пространные вступления в стиле wall-of-text, но тут можно сразу сплеча рубануть; уже которую статью подряд пишу про то, что современное общество находится в нынешнем состоянии полураспада и упадка в первую очередь потому, что творцы от культур позволяют себе ту самую скабрёзность (оказывается, это слово пишется через ё... не знал :)). А уж массы радостно подхватывают эти модные тенденции и несут дальше.

Как уже писал ранее, в современной культуре (от классических оперы с балетом до хип-хопа) обыватель сугубо объектен, и никакой ответной реакции на культурное воздействие не предполагается - условно говоря, "пипл хавает". Поэтому не получится переложить вину на деградацию культуры Общества на малообразованные массы - они вопроизводят то, что видят вокруг, т.е. те культурные артефакты, которые считают за норму. Собственно, именно так культурный базис и работает. Если на самых высоких уровнях "творцы" позволяют себе пошлость и бранные слова, то это немедленно подействует и на смердов - в телевизоре разрешили материться! урря!

Не только лишь все знают, что тот вал сквернословия, захлестнувший нас в "культурном пространстве" (про "дно" общество и вовсе молчу), начался ещё в советское время - а точнее, в Перестройку, с началом перепрошивки советского общества на западенские культурные стандарты. Вот в этой статье исследуется мат в кино; но я где-то встречал информацию, что сквернословие вплоть до матерщины началось с московских... театров в 1988-89-х годах; уточните, если кто найдёт более точную ссылку; я точно видел фрагменты киносьёмки этих "художеств".

Извиняюсь за обилие кавычек; но слишком много слов нонче запомоено и не является носителями собственного изначального смысла. И творцы не творцы, и культура не культура, увы.

В частности, мир сошёл с ума настолько, что призывать к ответу ведущих себя бескультурно по сути... моветон - ты чё, морализаторством занимаешься? То есть стыдно не вести себя как свинья, а наоборот, удерживать человека от скатывания в скотство. И именно поэтому я стараюсь брать слово "культура" в кавычки - потому что она сейчас занимается скорее первым, а не вторым.

Например, мне регулярно пишут и говорят, что-де русская культура и мат - близнецы-братья, и одно без другого не ходит. Я занимаюсь традиционной народной культурой вот уже 35+ лет, и с позиций собственного опыта могу сказать, что в русской культуре мата нет вообще. Это если понимать культуру как двусторонние связи между людьми, и культуру Общества. Да, на низовом уровне, среди своих, есть и скабрёзные песенки, а уж за частушки и говорить нечего; и тут мы упираемся в вопрос, что для нас культура. Если это песенки и танцульки - то, конечно, давайте испражняться друг на друга, ведь это вполне естественный процесс, чего его стесняться; будем европейцами, для которых путь к Зверю - норма.

А если понимать культуру как набор моральных ограничителей, как некий негласный свод общественных законов, который культурный человек должен соблюдать не потому, что придёт дядя милиционер и наругает, а потому, что обратное - стыдно, прежде всего - перед самим собой, то быстро выясниться, что и на самом "дне" общества мата и сквернословия нет вообще. В традиционой русской лирике (составляющей, по собственным наблюдениям, от 50 до 90% всего песенного фонда) вы не встретите ни одного нехорошего слова - ни на Севере, ни на юге России, ни тем более у нас в Сибири, известной суровостью нравов. Да даже в значительной части скабрёзных песенок (у которых тоже есть своё чётко определённое место в традиционной культуре) плохих слов не встретишь, только подтекст.

Это не значит, что "нам всё врали", и мат к нам завезли какие-то жЫды, пиндосы или велосипедисты - он, безусловно, занимает какую-то нишу в культуре, но на "приватном" уровне ближайших родственников и друзей, а также для форс-мажоров. В той же боевой обстановке он регулярно применялся и применяется до сих пор для встряски себя и соратников - и в первую очередь имхо как раз за счёт собственной неприемлемости в культуре; раз уж дело дошло до таких слов, значит, действительно что-то происходит, и надо действовать.

Что происходит в современной культуре - мат и прочая пошлость, допустимая в определённом контексте, выносится на уровень всего общества, тем самым разрушая "приватность" этих слов и привязку оных к определённому контексту. Причём, подчёркиваю красным, это делается намеренно и сверху вниз - не столько потому, что "пипл хавает", сколько потому, что "творец так видит" - мнение быдломассы никого не интересует, я об это недавно писал, и если завтра "творцы" массово станут снимать фильмы и ролики про классическую оперу, то мата в нашей жизни станет меньше, а любителей оперы - кратно больше. Но - увы.

И дело тут не только в каких-то клятых творцах; культура всего общества такова, что Общества не существует. Мы все живём в моральной парадигме либерал-монетаризма, и права Личности выше прав Общества, что само по себе ахинея, и тем не менее. И вынесение приватного жанра, предназначенного для своих, на уровень всего Общества, по сути является анти-культурой, разрушением культурных ограничений, призванных быть скрепами общества. Это рушит вообще весь культурный подтекст, и лишает смысла и общественную культуру, и ту самую, приватную, смысл которой в противопоставлении себя общественной - так можно, потому что мы близки. В итоге вместо "все мы близки" получается "все мы - стадо".

Возможны возражения - дескать, и раньше было бескультурье, и простой советский слесарь выражался так, что лампы тухли, хотя во всей советской культуре не было ни одного плохого слова. И это тоже культурный процесс - люмпенизация культуры при переходе из деревни в город. Городская культура в России (а тем более - на её окраинах) толком не успела сложиться на низовом уровне, и в сравнении с деревенской выглядит натуральным примитивом (хотя современники наверняка убеждены в обратном). Там, где пирамида культ-просвета работала, с культурой было боле-менее нормально (хотя советский культ-просвет уже был односторонней и вертикальной структурой, мало чем отличающейся от современного минкульта); но там, где её не хватало (по окраинам и в неблагополучных районах) люди перебивались своего рода "городским фольклором", т.е. низовой народной культурой, которая в городе была люмпенизированной, на уровне "блатных" песен, переродившихся позже в т.н. "шансон". Процессы индустриализации в стране прошли так быстро, что куча людей оказалась оторванной от корней и превратилась по сути в перекати-поле без собственой культуры - самое раздолье для насаждения произвольной культуры сверху. Такая вот бомба замедленного действия.

Там, где низовая народная культура сохранилась, с культурой всё более-менее в порядке - это особенно заметно при возвращении из глубинки в город; как будто зашёл в общественный туалет. И в этнографическом фольклоре тоже всё хорошо, о чём недавно писал. Но мы же живём не в глубинке и не в узком кружке любителей старины, а на 1/7 части суши, и кроме скотоводства/земледелия и науку двигаем, и едрёные ракеты делаем, и тут уже этнография и посконность помогают постольку поскольку. Нужно как-то актуализировать народную культуру, а с этим всё очень плохо. И в первую очередь - как раз по вине "творцов", увы.

Путь традиционной народной культуры для широких масс по сути закрыт - для того, чтобы народная культура заработала сама по себе, ей надо хотя бы не мешать. А информационное пространство современника до невозможности загажено культурными артефактами - от рекламы до ТВ и радио с их продукцией "творцов". При повышении технической вооружённости и доступности интернетов уровень "творцов" падает с каждым годом - сейчас на сцену лезут все, и хромые и кривые, лишь бы в шахте не махать кайлом; да что говорить, и в шахте работу попробуй найди, все билеты проданы. Поэтому обывателя буквально обдаёт дерьмом, и избежать этого он может, только полностью устранившись из "культурной" системы - отключившись от ТВ-радио, а желательно ещё и сбежав из города в глушь. Но разве это путь культуры вообще?

Во многом благодаря той же загаженности культурного пространства многие творцы переходят на пошлость и скабрезность - даже люди, позиционирующие себя культурными, допускают мат и прочие нехорошие слова; во-первых, это сейчас можно (по крайней мере в ютубе); а во-вторых, на контрасте с "официальной" культурой, которой материться нельзя, можно срубить немного популярности. Хотя по сути и официальные "творцы" ходят по грани пошлятины, и бОльшая часть уже давно за этой гранью. Многие - по крайней мере, в моей около-этнографической тусовке - держат оборону и не позволяют себе скатиться в пошлятину, но и там есть граждане, которые "так видят", и в том числе и со сцены вполне несут в массы пошлость и скабрёзность - как будто её и без этого людям остро не хватает.

Всё от позиционирования культуры в нашей жизни, о чём писал в прошлой статье. Если для нас важнее провести как можно больше мероприятий и окучить как можно больше народу, то в ход пойдут все рычаги привлечения и удержания внимания. А если культуру понимать как моральные ограничители, то надо вести себя соответственно, и уж точно не допускать пошлятины в публичном пространстве, даже краешком-намёком - это что гадить посреди убираемого помещения.

Нет реакции снизу на продукцию "творцов", вот они и гадят нам в головы. Игнорирование интересов публики (и вообще разрыв народа на "творцов" и "быдло") - путь расчеловечивания масс; и пока что мы продолжаем движение вниз, когда даже по "культурной" пирамиде сигналы проходят только сверху вниз, обратное неверно; этот тоталитаризм вообще свойственен нонешним временам "свободы и демократии". И надеяться на доброго Царя, который стукнет кулаком и приструнит бояр да паяцев, несколько наивно - за 26 лет после Майдауна-1991 можно уже и понять, что мы для "элит" - никто. И пока мы сами не будем возмущаться и давать обратку "творцам" - возможно, в грубой форме, как и положено "черни" - падение Общества будет продолжаться.

Ну, за русский бунт - бессмысленный и беспощадный.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
    • GP
    • 20 ноября 2017 г. 15:18
    Знаете, что обнадёживает? Мата в быту стало гораздо меньше, чем лет 15 назад. А огорчает, что девочки и молодые женщины матерятся активнее, чем их сверстники мужского пола.