Про разные морали капитализма, или бытие определяет сознание

17 3343

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Продолжая тему капитала, на сей раз попробую развернуть тему различных - и противоречивых - моралей внутри одной и той же экономической формации по фамилии капитализм.

Когда речь заходит за мораль, обыватель обычно морщится - дескать, опять что-то будет про традиции предков, духовность-соборность и прочее мракобесие. И понятно, откуда торчат уши у подобного подхода - моральным прикрытием современного общества занимается в основном Церковь, что приводит к монополизации и фиксации морали на уровне ветхозаветных Заповедей, которые в современном обществе... не работают. У воцерковлённых сейчас может бомбануть, но я говорю за всё Общество, не за мечтания и светлое будущее, а за "здесь и сейчас". Конечно, если бы все жили согласно Заповедям, то, наверное, наша жизнь была бы много лучше; но вот беда - такое поведение в рамках современной культуры попросту... невыгодно. Т.е. правоверный гражданин должен добровольно идти против логики современного общества, ибо мораль капитализма не пересекается с христианской вообще нигде. О том, почему морали бывают разные, писал вот тут.

Часто высказываюсь в своих статьях, что идеология, мораль и прочие не-материальности определяют нашу жизнь; а в заголовок вынес материалистическое "бытие определяет сознание"; как же так? В силу специфики своих увлечений сплошь и рядом встречаю людей, которые идут против логики современности, и показываю, что жить, "не так, как все", действительно можно и нужно. Проблема тут в том, что для определения собственного логики бытия необходимо обладать чётко выраженной субъектностью, а вот с этим в массах большие проблемы. Большая часть обывателей - к сожалению - субъектностью не обладает, и, по сути, повторяет и транслирует определённые кем-то смыслы и моральные ценности; это касается как "ватников", повторяющих Россию-24, так и "подпиндосников", цитирующих CNN и BBC. И те и другие субъектностью не обладают, и варятся в подготовленном заранее бульоне идеологических и культурных установок. А те, кто не интересуются политикой, тем более не обладают субъектностью, и живут в мире рекламы и прочего маркетинга; хотя и уверены в собственной неповторимости и независимости. Это какой-то позор. (с)

И проблема тут не в том, что мне захотелось поругаться на всех, а в том, что бытие определяет сознание - если у человека собственное самосознание слабое и зависимое, то он попадает в зависимость от логики, распространённой в обществе - "делай, как все". Общество у нас раздробленное и атомизированное, поэтому кажется, что его попросту нет, есть лишь суб-культуры, которые и определяют сознание обывателя - прибился к "патриотам", стал топить за Путина; если ближе к "креаклам", прославляешь Запад; рэпчик, рыбалка, народные хоры - как будто бы всё это никак не взаимосвязано и зачастую противоречит друг другу. Но нет; есть кое-то общее у всех обывательских моралей, лютующих в современном обществе; это - морали общества потребления.

Многие боятся самого термина "мораль", как будто это что-то такое сложное и непонятное (а то и вовсе отжившее); да нет же, ничего там сложного нет; Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Т.е. мораль - это наши с вами ограничения и рекомендации, что такое хорошо, и что такое плохо. Хотя нам кажется, что этих ограничений довольно много - у рэперов одни, у реконструкторов другие - мы все с вами проживаем в обществе потребления имени либерал-монетаризма, которое довольно чётко определяет глобальные понятия Добра и Зла для всех. "Либерализм" постулирует примат Свободы понад усе, и это слово понимается обывателем как однозначно положительное (свобода лучше несвободы наличием свободы (с)); вот вам первый моральный кирпичик. Но, как показывал ранее, либерализЪм является лишь прикрытием настоящей идеологии современности, Власти Денег, она же монетаризм - чем больше денег, тем лучше. Напрямую её постулировать нельзя - ибо это логика имени Золотого Тельца, однозначно осуждаемого в той же Библии, и в других конфессиях тоже.

Поэтому в сознании обывателя логику монетаризма продвигают через мораль потребления - Добро это потреблять много, Зло это потреблять мало. Опять же, напрямую это не постулируется на горних уровнях, ибо отсюда легко можно провести аналогию к Золотому Тельцу; но вся мощь рекламы и пропаганды дует именно в эту сторону, рассказывая, как круто ездить туда-то на том-то. И именно эта логика роднит и "ватников" и "либерастов" - все уверены, что счастье - в высоком уровне потребления, отличия лишь в том, кому это надо или не надо.

В особо упоротой среде есть мнение, что всё это - заговор неких "мудрецов", жЫдомасонов и прочих нелюдей, которые мечтают развалить Пресветлую Россию или что угодно ещё, тогда как - если почитать предыдущий цикл статей про капитал - это логика, напрямую произрастающая из концепции самовозрастания капитала, т.е. это логика капитализма как такового; но с оговоркой.

Если посмотреть с точки зрения капитала, то логика безудержного потребления... противоречит логике капитала. Ибо главное в этой логике - самовозрастание капитала, а капитал - это не деньги, а механизм получения прибыли. Любые средства и время, потраченные на себя, любимого (а также на жену-тёщу-собаку) - это растраченные впустую потери, от которых собственному капиталу один вред; а ведь именно он и является верхней ценностью при капитализме. Когда-то давным-давно писал цикл статей о протестантской этике, где показал, что изначально капитализм вырос из протестантизма, который постулировал Спасение (во вполне религиозном смысле) через материальный успех; причём оригинальное видение этого успеха выражалось именно в капитале, а не в потреблении; т.е. "ортодоксальный" протестантизм, в общем-то, постулирует аскезу, как и остальное христианство; хотя, конечно, тут порылось много собак.

Казалось бы, как так - вполне аскетическое движение "слава капиталу" выродилось в гедонизм и сибаритство безудержного потребления? Звучит парадоксально; но у этого есть логическое объяснение, изложенное в предыдущих статьях. "Ортодоксальный протестантизм" был логикой капитализма времён Средневековья, когда он ещё бодался с феодализмом за место под солнцем, и отображал логику классического капитализма времён роста рынка, когда каждый мог быть капиталистом, и это было хорошо. Чем больше товаров и услуг, тем больше рынок, тем больше пространство для манёвра собственного капитала; лепота. В таких условиях логика воздержания в пользу собственного капитала была выигрышной стратегией для всего общества.

Но затем капитализм упёрся в предельную ёмкость рынка и неизбежно переродился в империализм; и процесс этого перерождения сопровождается "кризисом перепроизводства", который, конечно, совсем не про производство, а про перенасыщение рынка и нехватку на нём денег. Рынок не растёт, а капиталу это необходимо - в итоге ранее особо не конфликтовавшие меж собой капиталы сталкиваются в экзистенциальной схватке, и никто не хочет уступать. Решением мог бы стать уход с рынка части капитала и освобождение места для роста, но это означает утрату капиталистом субъектности, т.е. в рамках логики капитализма это безусловный проигрыш, на который никто пойтить не хочет. И вместо решения по-хорошему решаем по-плохому - через торговые и Мировые войны; пока какой-то капитал не проиграет и не освободит на время место для роста.

С этого момента появилось понимание, что не все капиталы одинаково полезны; и чем более аскетично себя вести, тем хуже для всех; ещё недавно аскеза была путём к Спасению, и вот она же уже - Зло. Это ещё и к вопросу о подвижности морали. :) Поясню, в чём тут проблема - если разгонять капитал всеми силами, то он довольно быстро упрётся в потолок рынка и приведёт к новой стагнации и необходимости новых войн и переделов; поэтому необходимо как минимум часть инвестиций в капитал замораживать для себя в виде личного потребления, что помогает расти рынку и замедляет рост капитала. Тут не скажу, с какой стороны пришла эта зависимость; но где-то параллельно с введением этой логики появилась мысль трансляции в массы идеи безудержного потребления, т.е. объявить личное потребление Добром, а аскезу, сооцно, Злом.

Получается, что в рамках капитализма существует две противоположные морали - одна постулирует аскезу в пользу собственного капитала; другая отвергает аскезу и постулирует бесконечный рост потребления заради роста рынка. Оффтоп: лично ваше обывательское щастье никому не интересно, вы потребляете ради потребления, увы. И обе эти морали для текущего состояния капитализма необходимы; без первой всё отключится и сдохнет, ибо некому будет что-либо производить; а без второй рынок моментально "перегреется", если вместо потребления обыватель начнёт откладывать денежки в кубышку, или - не дай Аллах - вкладывать в собственный капитал.

Не исключаю и иронию судьбы - "потребительская " мораль могла проникнуть из глобализированной культуры общества обратно наверх к породившим её капиталистам, и начала разрушать их собственные моральные устои; хотя, скорее всего, так и было задумано заради самосохранения.

Из этого делаю вывод, что в современной культуре есть два противоположных посыла - чисто капиталистический, "Всё заради собственного капитала", и империалистический - "Счастье в потреблении". Как уже говорил ранее, империализм пожирает капитализм, т.е. с точки зрения основ собственной идеологии он является не развитием, а деградацией. Ещё бы; сознательно пестовать в обществе шизофрению - это пять.

Фактически нонешний капитализм-империализм держится на личностях, которые идут против всеобщей морали потребления, и копят и множат капитал согласно заветам старого капитализма, до айфонов и Илона Маска; а широкие массы населения живут по закону, который противоречит этим заветам и практически исключает капиталистический метод хозяйствования; т.е. они сознательно выводятся из субъектов в объекты экономики, становятся винтиками, без которых Система существовать не может, но интересы которых никого не интересуют; как не интересуют мясника интересы коровы на бойне.

Когда растёт бензин, повышается пенсионный возраст, растёт длина рабочего дня, всё это - следствие именно этого подхода. Мы должны потреблять всё больше (в деньгах), и считать это Добром; а воздержание и аскеза - удел клятых совков. Да, можно жить против течения (собственно, нонешний капитализм тоже живёт против собственных моральных установок), но это - удел одиночек, глобального влияния на экономику и культуру он не оказывает. Если в интересах экономики корову надо меньше кормить и больше доить - так оно и будет, и вас убедят, что так и надо. Тут в первую очередь надо экономические основы общества менять. Да, для этого сперва разработать общую для всех Идею, отличную от "кушай-кушай-кушай", но затем необходимо привести экономику в соответствие с этой идеей. Иначе любая мораль превратится в морализаторство и работать не будет. В массах именно бытие определяет сознание, увы.

После сделки по Украине США уничтожат всех, кто предал Россию
  • pretty
  • Вчера 08:15
  • В топе

КИРИЛЛ  СТРЕЛЬНИКОВНет ничего прочнее, вернее и надежнее, чем нерушимые узы, навеки объединяющие все демократически-цивилизованные и цивилизованно-демократические страны Запада. Всему миру извест...

Заря новой эры

Эра лицемерия и розовых иллюзий заканчивается, начинается эра реалполитик. Пора выкинуть на свалку весь этот неоромантизм, «право наций на самоопределение», «одна страна один голо...

Война НАТО против России. Капкан захлопнулся

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Практически каждый слышал о "страшной пятой статье НАТО", которая говорит о том, что "Нападение на одного из членов НАТО рассматривается, как на...

Обсудить
  • Тема очень важная. Что мы строим, какую страну? Пока, не смотр на нашу православную традицию, с ее практикой самоограничений, постов, строим общество Золотого Тельца. Это, конечно, губительный путь. Но не видно, чтобы в правительстве было понимание того, что сделать Россию часть системы Антихриста, значит просто ее уничтожить. И голоса церкви против этого, увы, тоже пока не слышно.
  • Мораль в статье определяется через добро и зло, а что это такое - определения не даётся... https://cont.ws/@frolfrolov/925097 Картина мира, в которой Добро борется со Злом, как в детских сказках - это (для взрослых) тупость, смертельно опасная для человечества И. https://cont.ws/@frolfrolov/801319 Моральный Кодекс человека XXI века
  • Мелхиседек (Артюхин), который на видео - великого ума человек
  • Что хотел сказать автор? Капитализм не идеал конечно,но если вы предлагаете так издалека плановую аскезу по коммунистический модели -то спасибо,не надо