Материал будет, наверняка, немного провокационный. Поэтому, глубоко воцерковленным людям к прочтению не порекомендую. Итак. Уверен, каждый благочестивый христианин в курсе обстоятельств, приведших к возникновению религии. Ну… или что-то слышали. Сегодня, с Вашего позволения, оставлю за скобками анализа многие чудесные вещи. Буду брать только понятные и очевидные исторические факты.
Секта иудаизма.
Именно так (строго научно) следует называть появление нового религиозного течения Палестины, которое связано с современным пониманием христианства. Особенностью этого течения нужно считать поиск «Земли Обетованной», то есть — «Нового Израиля». Это вполне определённо сформулировано Библией.
Документы говорят: примерно полтора века больших общин христиан не наблюдалось в Римской Империи. Они были сконцентрированы в Иудее. Внешне неофиты Иешуа выглядели неотличимо от остального населения. Соблюдали заповеди Торы, практиковали обрезание и кошерность пищи. Но мир иудеев был расколот, христианами стали свыше трети всего еврейского населения. Данные разные, но в 35 процентов (за полтора века) вполне можно поверить.
Крепко ошибаются некоторые атеисты, перуноведы и долбославы, утверждая: христианство является «еврейской» религией, придуманной для «отсталых народов». Не было такого никогда. А было испокон века вот что. Евреи, пережив несколько кризисов иудаизма, христианство нарекли ересью.
Даже во времена популярности в Иудее и Палестине — относились почти враждебно к христианам из рядов собственного народа. Тем более обрядовый, иерархический, официальный иудаизм (Синедрионы) сразу занял крайне непримиримую позицию. Стать христианином — предать свой народ, перестать быть евреем (в этническом и национальном понимании). Так говорили.
Первые гонения на христиан придумали именно иудеи. В начальные годы, как начали ходить «апостолы» (послы) Иешуа, их на полном серьёзе собирались изловить и перебить. Синедрион удержал от этого опрометчивого шага его глава — Гамалиил. Не хотел плодить мучеников.
Но первый из них появился уже в 34 году РХ. Архидиакон Стефан был жестоко избит и казнён иудеями. Около 44 года РХ Ирод Агриппа казнил Иакова Зеведеева. Увидев, что «это приятно иудеям». Такая же печальная участь настигла чудесно спасённого Петра. Согласно церковным преданиям, Иаков (брат Христа) в 62 году толпой иудеев был сброшен с кровли собственного дома.
Большинство теологов согласятся: примерно через 70-80 лет после Христа появляется в религиозных текстах иудеев обновленный текст молитвы Амида, который нужно произносить ежедневно. У ашкеназов она называется «Шмона Эсрей». Так вот, настоящий иудей должен сказать проклятие (биркат ха-миним) на «ноцрим» — назаретян. С прошением, чтобы Бог их уничтожил. Последователей Иисуса то есть.
Чуть позже появляются злая сатира, поэтические издевательства, многочисленные памфлеты на Христа. Именно народные. Там Мессия — гротескная, крайне унизительная к почитанию персона. Средневековая литература раввинов, более детально разбирает негативный образ Христа. Находя в «Новом Завете» кучу несоответствий правде и вере. Всячески открещиваясь о «лже-пророка».
Имена.
Они многое скажут. Что мы знаем и старательно проговариваем сегодня: около полутора веков после Иисуса нигде не звучало. Был известен термин: Иисус (Иешуа) Христос (Машиаха). Абстракция для греко-римлян, настоящее и понятное имя пророка — для иудеев. Первое словосочетание появилось в обиходе эллинов через сотни две лет после Голгофы.
Основателям христианской веры и её символу старательно придумывали новые греко-римские имена, в «не-еврейской» традиции. Они хорошо понимались язычникам Римской Империи, получивших эллинистическую культуру. Только потом началась активная проповедь, Евангелие.
Христос (Машиах) знал своих апостолов под их еврейскими именами. Цель была простой — проповедовать собственные «инновации» среди собственного народа. Его «христианство» имело задачу исказить иудаизм — именно в еврейском обществе. Это произошло бы рано или поздно, он давно нуждался в реформах. Именно в контексте этой борьбы «нового и старого» христианство и появилось.
Роль Христа… как бы второстепенна в этой сложной и яркой авантюре. Без величественной фигуры Шаула ха-Тарси (Шаул из Тарса, апостол Павел) ничего бы не выгорело у маленькой и мирной секты, тихо сидящей в Иерусалиме. Именно он (фарисей и мудрец) не дал реализоваться христианству — как реформе иудаизма среди евреев. А направил «свежую идею» в мир эллинистической культуры.
«Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом..». (Послание Римлянам)
Так что прошу не строчить в комментарии глупые по своей сути утверждения: «Все там евреи были». Люди, названные потом учениками Христа, были палестинцами, да. Некоторые евреями. Появись этот проповедник на Британских островах — апостолы сплошь и рядом откликались на кельтские или галльские имена.
Апостольские послания прямо говорят: в христианских общинах I века появилось много греков. Или эллинизированных жителей Иудеи. Есть множество римских имен: Юлия, Юния, Фортунат, Тит, Гай и т.д. А более поздние «святые и мученики» II-IV веков — это сплошь греки или римляне.
Новая вера.
Этот процесс шёл самостоятельно и очень длительное время. Тонкие ручейки «узников совести», евреев-христиан из Иерусалима и Палестины постоянно текли за границы. С проклятием в спины: «Еретики!». Основная масса христианских поселений Европы, Африки, Малой и даже Средней Азии состояла как раз из таких еврейских мигрантов.
Местные язычники к ним относились всяко. Часто прогоняли, могли и вырезать под какой-нибудь погодный катаклизм, типа засухи. Наверное, в воздухе стала витать идея… пора что-то придумать для собственной безопасности, «Просветить» язычников. Обеспечить мирное с ними сожительство в одной вере, спокойное процветание еврейских общин. Но не отойти далеко от своих традиций.
Мудрецы «новозаветных евреев» колебаться должны были долго, яростно спорить. Главный и принципиальный вопрос таков был: христианином является всякий, кто верит в Иисуса, принимает его учение. Еврей или нет. Мешало соблюдение заповедей Торы. Но Павел сотоварищи решился, сочтя это необязательным для неофитов. Сразу расколов еврейское христианство надвое.
Многие общины не приняли таких еретических идей, это унижало «богоизбранный» статус народа Израилева. Тем более, прямо оскорбляло Иешуа Машиаха (Иисуса Христа). Но Павел (Шаул) и его коллеги остались на своём, терпеливо создавая новую веру. В этом глубина замысла и гениальность проведения его в жизнь.
«Новые христиане» разыгрывали беспроигрышную карту. Прекрасно знали: Бог воплотился на территории, где вместе проживали все потомки сыновей Ноя — семиты (израильтяне в большинстве своем), яфетиды (греки, римляне, потомки филистимлян и т.д.) и хамиты (хананеяне и африканцы). В легенды о Христе был заложен понятный «интернационализм».
Новый Завет стал рассказывать: Христос привлекал к себе не только семитов, но и яфетидов (римский центурион) с хамитами (финикийская женщина). Проповедовал в местах со смешанным населением — на границах с финикийскими городами Тиром и Сидоном. Отправился в район Десятиградья (Иудея присоединила эти почти греческие города) и в Капернаум (тут преобладали римляне, та ещё солянка).
Получалось, Иисус сообщал Благую Весть всем народам, не только израильтянам. Это и вызывало гнев «избранного Богом народа». Атеисты любят цитировать из Евангелия от Матфея:
«Я пришёл только к погибшим овцам дома Израилева».
Забывая контекст. Иисус сказал это, отказываясь сначала явить чудо для язычницы. Но потом всё-таки вершит его. Это такая игра во «внутреннюю борьбу». Не столь важно, что сказано в самом Евангелии, читайте его завершение. Там подведён итог фразой: «Идите и научите все народы». Не Иудеи или Палестины. Под «άντα τα εθνη» в первых Евангелиях понимаются все народы мира.
Это тоже максимально отдалило сектантов Павла от всего народа еврейского. Получалось: иудеи, наравне с язычниками должны допускаться в Царство Христово или в церковь? О… это было слишком. Иисус Христос — не Спаситель евреев, а Спаситель всех народов и всего мира? Да это же страшная ересь!
Ссора двух доктрин тянулась полтора столетия, перебежчики сновали туда-сюда целыми селениями и общинами. Даже особый сорт евреев получился — ашкеназы. Это часть эллинистических язычников-европейцев, принявших сначала христианский вариант еврейской веры. Но потом отказавшиеся от неё, полностью перейдя в иудаизм. Память крепкая штука… евреи-сефарды до сих пор презрительно могут сказать, глядя на евреев-ашкенази: «прозелиты» (обращенные в иудаизм).
Вот почему сейчас христианство находится под критическим осмыслением, проигрывая рубеж за рубежом. Апокрифы мешают… Второе рождение веры было драматичным и бурным. Минимум 22 Евангелия разных авторов. Авторы — евреи. Разной степени образованности и вовлеченности в классическую эллинистическую культуру.
Новый Завет использует только четыре Евангелия. Выбраны они не просто так. А поскольку не содержат прямых и жестких утверждений Христа националистического характера. Что «не-еврей» не имеет права стать последователем веры. Особое место занимают 14 Посланий самого Шаула (Павла). Где он растолковывает другим народам — приходите к нам. Не считайте веру «еврейской», плечом к плечу в общинах могут жить обрезанные и необрезанные христиане.
Это не Послания апостола… а глубокие аналитические статьи. Временами коряво и противоречиво Павел аргументирует свою «новую позицию» трактовки христианства. Везде особо отмечая: христианам не обязательно делать обрезание. Оставляя это святое право за любимцами ветхозаветного Бога. Будучи плоть от плоти еврейского народа… нет-нет, да поставит соотечественников выше других народов. Или — впереди.
Это его прошлое назад тянуло. Ведь при жизни апостол Павел получил прозвище «защитник Израиля». До сих пор на идише могут сказать: «Савл был фромер менш» (благочестивый человек), спасший иудаизм от секты еретиков-христиан. Вот такой понятийный парадокс.
Ставило это язычников вне пределов Иудеи в положение верующих «второго сорта»? Для тех, кто принимал смиренно Ветхий Завет иудеев с «богоизбранностью» одного особого народа, — нет. Они смиренно это принимали. Но были другие, которым претило такое безобразие. Они не желали иметь Библию (еврейскую Тору и Танах) за истину, где отказано в полной мере быть причастными к «избранным».
Редакция понятий.
В современных переводах Библии мы читаем «Господь Бог» в самых разных вариациях. В первых оригиналах такого нет. Обще-размытого «Господа Бога», мелкого национального божка евреев. Есть его имя — Яхве. Бог народа Израилева. Чтобы не дразнить гусей язычников, его тщательно вымарывали из Нового Завета, потом — и Ветхого.
Таким образом, слово «Господь», Павел сотоварищи вывели за пределы древнего почитания полудиких семитских племён. Наделив его чем-то большим, общим для всех народов. Это легко можно прочитать в Заповедях:
«Не поминай имени Господа Бога твоего, всуе».
Странно и не понятно. Бессмыслица. Кого именно не поминать? «Господь» — это имя? «Бог» — фамилия? Или наоборот? Оригинал нужно прочитать, там все понятно:
«Не упоминай имени Яхве, бога твоего, всуе». (Второзаконие)
По таким же чертежам нужно читать другую легендарную цитату:
«ибо ты не должен поклонятся другому Богу, кроме Яхве».
Строго юридически, категорически нельзя использовать утверждение (как православные делают): Иисус Христос — не только наш Бог, но и Творец. В парадигме тройственности, которая рвёт мозг всем две тысячи лет. Он… не Сын того Самого. Вообще никаким боком. Не совершив обрезание в честь ветхозаветного папаши — вы полностью чужды изначальному Творцу. Непреложный закон.
Но гений Шаула, ставшего Савлом-Павлом (звука «ш» нет в греческом и латыни) обошёл эти тонкости богословия. Он со своими последователями не говорил сначала о какой-то неимоверно божественной природе Христа. Несли весть об «Иешуа Машиахе» (Иешуа Помазаннике). Ставшим потом (из-за отсутствия звука «ш») — «Иисусом Мессией». Потом уточнив в греческих переводах «мессию, помазанника» — словом «христос».
Разрыв с иудаизмом
окончательно и бесповоротно произошел после того, как последователи Иешуа Машиаха полностью дискредитировали себя… лже-пророчествами своего патрона. Не беру в анализ (пока) более глубокие противоречия, столь любимые философами и теологами. Не умничайте, очень простые аргументы были. Христос с апостолами крепко промахнулись с предсказаниями в своей Благой Вести Почти два десятка раз.
«И сказал Иисус им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе».
«Истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий (и Царство Божие)».
«Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сиё будет (пришествие Мессии и Божье Царство)».
«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий (Мессия) придет и не умедлит (Царство Божие)».
«Покайтесь, ибо близко Царство Небесное!».
И так далее. Толковать можно всяко: умно и тонко, иносказательно и возвышенно. Но понималось буквально простым народом — обманули! Когда за одно-два поколения ничего не произошло (только террор Рима усилился), фарисеи в клочья разорвали «новую веру» лже-пророка Иешуа.
Триумф Веры.
Это вопрос вопросов, чем именно привлекло массы населения христианство. Ещё до той поры, пока император Константин приказал это делать насильно. Пока не были изобретены хитрости «подмены верований» для язычников, не знакомых с эллинистической культурой.
Богословы говорят: «двигателем» христианства была концепция «о жертве Христа» во искупление человеческих грехов. Да ладно! Это не концепция, простите. А лютый мозговой треш. Настолько запутана и не убедительна, столь часто приводила к страшным эксцессам — давайте обойдёмся без неё.
Идеи Иисуса распространялись только и в связи с новой судьбой Израиля и народа Израилева (это было там «двигателем»). Понимание и интерес встречали только в Иудее, по самые брови накачанной пророчествами о «приходе Мессии». А вот реформа Шаула ха-Тарси (Павла) на первый план выдвинула революционное понимание понятий «жизни и смерти». Это язычников нокаутировало.
Апостол сотоварищи особо напирали на утверждение: поверив в Христа и живя в новой церкви по его заветам… будучи мертвыми, встанете из гроба в теле (воскреснете) в ближайшее время. Как из кратковременного отпуска вернется Иисус. Услышавшие и не поверившие в Благую Весть… не будут воскрешены (не встанут из гроба в теле). Ни одна языческая религия таких перспектив не рисовала.
Эта единственная установка исключительно еврейского происхождения. Все другие: бессмертие души, рай и ад, суд над душой, всеобщий единый Господь Бог, его Сын с Духом — вообще не были еврейскими. Всё это старательно натаскано из языческой теологии. Вызывая отвращение ортодоксальных иудеев. Самой популярной и обсуждаемой была именно идея «воскрешения». Которую евреи красиво развернули в эпизоде с пророком Елисеем:
«…погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои».
Новый Завет историю раскрасил, обложив неимоверной драматургией якобы живого Сына Божьего. Это казалось настолько реальным, что дух захватывало. Иисус встал и вышел из гроба! Может он такое повторить с другими? Мертвецами? Конечно! Причем, очень скоро, обещал на днях вернуться. Это был разрыв шаблона. Вот он, главный якорь.
«Гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим». (Матфей)
Выводы.
Не набрасывайтесь сразу и скопом. Дал всего лишь одну из трактовок этого сложного и многослойного явления, как появление в среде иудеев нового течения. Перерождение его в неузнаваемый облик новой религии. Статьи ещё будут. Но уверенность, что именно «вставание из гробов» подвигло народы мира на обращение в христианство, — вряд ли будет лично подвергнуто ревизии. Потому что… археология не врёт. Как богословы в сутанах и рясах.
Во всех поселениях евреев-христиан, которые не согласились с концепцией Шаула/Павла (тем более у иудеев), не было одного интересного атрибута мест обитания. Кладбища в центре деревни/поселка. Именно в центре. Хоронили покойников в сторонке от мира живых. Но как только христианство стало распространяться за пределы Иудеи, попало в среду «язычников» — началось светопреставление какое-то.
Учение апостола Павла сотоварищи перевернуло все прежние установки и традиции. Новообращенные стали стаскивать мертвецов поближе к молельным домам или вообще к центру деревни/города. В полной уверенности — скоро они воскреснут. Погребать их далеко от родных и знакомых мест… нет уж. Вдруг заблудятся!
Традиция сохранилась в Средневековье, кое-где — до XVII столетия. Это часто является чётким маркером для археологов, когда они безошибочно (по погосту в центре поселений) определяют места обитания христианских общин. Так возник странный и уродливый «культ смерти», краеугольный камень новой веры. Но это другая история…
Продолжение будет обязательно…
Оценил 1 человек
3 кармы