Продолжаем тему верований легендарных финикийцев. И как они были назначены религиозным «мировым злом» своими родственниками-семитами, древними евреями. Чтобы понять, как работал пантеон божеств в Земле Обетованной до прихода туда Моисеева воинства, — милости прошу пробежать глазами статью: «Битва богов: как еврейский Яхве власть над миром захватывал».
Кто такой Яхве…
В 1974 году археологами был открыт древний семитский торговый город-государство, существовавший на территории древней Сирии с середины IV тысячелетия до н.э. Назывался он — Эбла. В руинах царского дворца, скорее всего, разрушенного в XXIII веке до нашей эры, год спустя, был обнаружен огромный архив, который насчитывал около 16 тысяч клинописных глиняных табличек.
«Основная ценность царских архивов города, состоит в том, что они дали нам возможность узнать о великом государстве третьего тысячелетия до новой эры, его административном и социально-экономическом устройстве, религиозных верованиях. В более широком плане они открыли для нас совершенно новый, неизвестный мир — культуру, ставшую основой для последующих блестящих цивилизаций Сирии. Империя Эбла коренным образом изменяет наши представления о древней истории». (археолог П. Маттие)
Итак, городская религия Эблы была симбиозом верований всего Ближнего Востока. Пантеон божеств был семитским, шумерским и хурритским, что для города-торгаша вполне было естественным явлением. Из интересующих нас богов (общесемитских) там обитали: Даган (главный, «господин»), Аштар, Баал, Рашап, Камиш, Сипиш, Адад. Был там поверженный Баалом — бог Йа (Йамму).
По версии многих исследователей, один из вариантов произношения слова «Яхве» — это «Йяхве» (позднее — Ягве). Как стало понятно из табличек Эблы, бог Йа был известен в Ханаане под именами Йева и Йамму. Этот тот самый, которого почти до смерти забил своей волшебной палицей Баал во время «дворцового переворота» на небесах.
Версия вкусная, хотя и является хоругвью альтернативной истории. Но поскольку академическая наука своих гипотез выдвигает мало, рассматривать придётся. Посылая евреев атаковать Землю Обетованную, Яхве (Йамму) с Патриархом Моисеем развязывают новую войну. Заявляют о реванше, хотят произвести рокировку главных божеств.
Один из многих…
Но проверим и другими методами версию. Итак, что понятно, если читать первоисточники Ветхого Завета с точки зрения историка-исследователя? То, что Яхве не всегда стоял во главе израильского пантеона божеств. Не появился (вдруг из ниоткуда) единственным и неповторимым монотеистическим Творцом. Есть прямые указания, что одно время он телепался среди других небожителей в некоем «Божественном Собрании». Был, как и все остальные ближневосточные обитатели неба, подчинён великому ханаанейскому Эль-Элиону.
Псалом 81. Там упоминается божество Элохим (Яхве), заседает в собрании Эла. Сообщает: все боги земель Леванта — сыновья Эла (Элиона).
Псалом 88 — Яхве всё ещё сын богов, но уже какой-то немыслимо великий.
«Второзаконие» — Бог Элион делит людей по числу сыновей Эл. Отрывок содержится в греческом тексте Библии (Септуагинта), перекликается с еврейскими записями из «рукописей Кумрана».
Есть ещё очень поздний «масоретский вариант» еврейской Библии, редакция одной из групп древних текстов. Что позволяет понять: во времена Моисея было семьдесят богов, каждый из них считался «божеством нации». Среди сыновей Эла, Яхве — личный Бог Иакова, третьего патриарха еврейского народа, библейский персонаж.
Даже после принятия Израилем главенства Яхве, он продолжает сожительствовать с другими западно-семитскими божествами. Первая Книга Царств сообщает: Яхве стоит во главе божественного собрания каких-то низших божков. Эволюция прослеживается, когда религия стала полностью монотеистической, богословие переназначило других божеств — «безымянными» ангелами.
Но записи Угарита и Эблы говорят, раньше «помощники Яхве» имели вполне определённые имена. Обладали собственной волей. В услужении Яхве (Йамму) ходили только до момента свержения того с трона — Баалом. Ханаане жертвы ему не приносили, считали (как и «верховного Эля» — отошедшим от дел и проигравшим божком второго-третьего сорта).
Проверить это очень легко. Родственные религиозные традиции Ближнего Востока… не знают мифологию Еврейской Библии, где главным героем выступает Яхве. Нет его эпических подвигов, фактов руководства «Божественным Собранием». Тем более, Творцом Яхве нигде и никогда не выступал.
Циклы текстов Баала (Ваала) написаны во славу Баала. Или Энума Элиша — во славу Мардука. Ничем подобным Яхве не был удостоен. Но вот спёрли евреи у Баала много чего. Библейские повествования полностью повторяют мифологические темы и образы текстов города Угарита. В Ветхом Завете Яхве сражается с морскими чудовищами (это подвиг Баала перед лицом бога Ям). Потом еврейский бог борется с силами Хаоса, Левиафаном, Таннином-Рахабом. Это тоже свершения Баала.
Эль — наш Бог!
Другой вариант развития событий рассмотрим. Как Яхве «узурпировал» престол божеств Ханаана. Возьмём «пенсионера» Эля. Который был дряхлым, беспомощным, проигравшим свою власть над Пантеоном — Йамму. Которого потом отправил в низы пищевой цепочки — Баал. В Библии имя «Эль» встречается 230 раз. Понимание его функционала двояко: то он упоминается как «чужеземный бог», то — как одно из божеств Израиля.
По второй версии он почитался в Сихеме и Иерусалиме. Как «Эль-Берит» или «Эль-Элион». Яхве вполне мог унаследовать его титулы, стать сначала местечковыми господствующими формами бога Эля. В «Книге Исхода» Яхве отождествляется с «Эль-Шаадаем» (одно из имен Бога в иудаизме). На это намекаю предания Иакова, где Эль назначен «личным покровителем» Патриархов.
Теологи осторожно кивнут, признавая: некоторые черты личности Яхве скопированы с Эля. Пророк Исайя говорит об Яхве, как об очень пожилом божестве. Которое руководит «Божественным Советом». Участники курултая названы «кедошимами» (святыми). В монотеистической версии — они переназначены опять же — «ангелами».
Яхве занимает почётное место в «шатре» ('ōhel). Который — полная копия «дворца Эля» из ханаанских верований. Кстати, название балок походного Храма евреев (Скинии) построены на том же корне, что и термин «qrš» (павильон). А это — название резиденции Эля.
Пустынный бог?
Это самая старая версия научных миров, появилась еще в конце XIX века в среде немецких археологов. Они считали Яхве пустынным божеством, которому поклонялись мадианитяне. Полукочевой народ (потомки Аваама) Синайского полуострова, который «Книга Судей» назвала «измаильтянами». По этой гипотезе культ Яхве был экспортирован в Ханаан через Моисея. А обретен именно в пустыне, во время еврейских «скитаний».
Патриарх был якобы верховным жрецом мадианитян. В принципе, версия вкусная. Потому что Моисей сначала крайне благоволил этому племени. И слишком много совпадений встречается в Библии с землями этого народа (топография Южной Палестины). Более того, это находит подтверждение археологией кое-какой. Которая ставит Яхве вне западно-семитских божеств. Но находки немцев трактовать можно очень широко. А Библия говорит совсем другое.
Тесть Моисея (Иофодор) был вождем и жрецом мадианитян. Он приютил бежавшего из Египта будущего Патриарха, отдал за него свою дочь. Потом Яхве начал общение с мирным пастухом Моисеем, отправил его спасать евреев из «фараонова плена». Именно Иофор посоветовал Моисею поставить судей над выведенным народом:
«людей способных, боящихся Бога… тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками над народом, чтобы они судили народ в мирное время по малым делам, а о важных делах доносили Моисею». (Исход)
При появлении такого количества евреев, мадианитянские старейшины вняли испуганным голосам своего народа и «участвовали в призвании Валаама» (Баала), чтобы он их проклял. К тому же многие из «богоизбранных» стали в Ханаане сближаться с мадианитянами, поклоняться Баалу-Фегору, чьи праздники были крайне развратны. Это вызвало ярость Моисея, который постановил: «убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору». Яхве тоже принял участие в массовом истреблении, умертвив своим гневом 24 тысячи евреев. Потом наступил геноцид, первое истребление мадианитян.
Мадианитяне объявили евреям войну, терзая набегами «землю Израильскую». Судья Гедеон избавил евреев от семилетнего «мадианского ига», лично убил последних упоминаемых мадианитянских царей Зевея и Салмана. Кстати, имя «Зевей» (на иврите — Зевах) переводится как «жертва». И является однокоренным с «алтарем» (на иврите — мизбеах). Имя «Салман» (ивр. Цалмунна) имеет прямую этимологическую связь со словом «тень».
Согласно «Книге Чисел», евреи уничтожили всех взрослых женщин, мужчин и детей мужского пола из народа мадианитян. Города и селения были сожжены. Награбленную добычу: скот, молодых женщин и детей мадианитян доставили к Моисею. Но он настолько разгневался, что распорядился уничтожить всех. Оставив только девственных девочек:
«И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? … Убейте всех детей мужского пола и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя». (Книга Чисел)
Дотошно подсчитана добыча евреев: 675 000 голов мелкого скота, 72 тысячи — крупного, 61 тысяча ослов и 32 тысячи девственниц. Часть была оставлена для Бога, в том числе 32 пленные девочки. Также были принесены жертвы Богу в виде золота и денег. Остальные девицы, оставленные в живых, были отданы для перевоспитания в общины…
Верить этому сюжету? Нет, конечно. Именно в таком изложении. Археология прямо говорит — никаких скитаний евреев по пустыням не было. Хотя библейские традиции представляют «блуждания Моисея» и исход из Египта основополагающими элементами политической и религиозной идентичности израильтян. Но наука прямо говорит: их появление является результатом внутренней эволюции ханаанского общества, начиная с самого зарождения бронзового века.
Больше сказать можно… израильтяне родом из Ханаана. Они не могли принести культ Яхве из-за пределов Палестины. Значит…
Правдоподобная версия
будет такой. В древнем мире Ханаана культ Яхве «поднялся из самых низов». Кровью и войнами утверждался несколькими племенами. Было даже время, когда Яхве и Баал почитались бок о бок. Особенно в Израильском Царстве («северном еврейском царстве»). В Самарийских «остраках» (черепки глиняного сосуда для записей) IX века до нашей эры найдены приставки к именам собственным. Как Яхве встречается, так и Баал (девять упоминаний против пяти).
Но уже заметно, культ Баала начинает проигрывать. Его имя встречается в нескольких собственных именах, Яхве же более распространен в израильской эпиграфии. В Библии царь Израиля Ахав и его финикийская жена Иезавель — почитатели культа Баала. Однако Яхве занимает очень великое место в их царствование.
Первого министра Ахава зовут Овадия («слуга Яхве»), сыновей — Азария («Яхве помогает») и Иехорам («Яхве вознесен»). Во второй «Книге Царей» повелитель Израиля Ииуй предстаёт защитником «дела Яхве» против Баала. Именно тогда оформляется окончательная победа одного божества над другим.
Выводы будут короткими. Чем же так не угодил Яхве его «начальник» Баал, почему евреи сделали выбор в пользу первого, устроив небесный переворот? Судя по отвращению богословскому и «разоблачению мерзостей» столкновение произошло в двух аспектах. Во-первых, это оргиастический характер культовых церемоний и храмовая проституция. Во-вторых — человеческие жертвоприношения. А вот с ними будем разбираться другой статьей…
Оценил 1 человек
1 кармы