Из книги "Тайная история татар" Александра Баяра.
Интересная версия этногенеза славян на территории Ц.России на основе балтского и иранского субстратов.
Александр Баяр
«Тайная история татар»
Глава 2. Происхождение славян.
Оговорюсь сразу. Рассмотрение всей суммы знаний о происхождении славян не входит в задачу этой книги, но, тем не менее, ее нельзя обойти по одной причине, что она имеет некоторые общие черты с происхождением татар.
Но прежде, чем приступить к изложению, хотелось бы сказать о некоторых принципиально важных проблемах этногенеза, то есть о происхождения народа. Здесь много путаницы и читателю необходимо дать некоторые сведения. Некоторые, даже ученые наивно полагают, что определяющим является язык и последующее этническое образование, близкое по языку предыдущему, например, русские и славяне это почти одно и то же. По их мнению, славяне расселялись и заняли огромную территорию, а историк Ключевский настаивает на слове «переселение». На самом деле, распространение славян на огромной территории имело место не из-за расселения или переселения славян, а обрусения местного населения: древнего финского, балтийского, иранского. Самыми последними в состав славян вошли татары. Причины обрусения были вызваны тремя факторами, которых прежде не было.
Первый фактор политический – это завоевания, предпринятые русичами на северо-востоке от собственных территорий (в то время киевских славян) и создание на этой территории княжеств (государств) и городов – центров цивилизации нового типа, внесших в старую среду принципы единодержавия и покончивших, прежде всего, с дикостью и неорганизованностью «варваров». Развитие ремесла в городах и энергичная деятельность князей ускорили переход местного населения к производящей экономике.
Второй фактор экономический – это переход на более прогрессивный вид экономики, вызывающий, как правило, усвоение чужой материальной культуры и переход на другой язык. До прихода славян местное население, хотя и было знакомо с некоторыми формами производящего хозяйства, например свиноводством и огородничеством, но по ряду причин ориентировалось, прежде всего, на сбор и переработку продукции леса, охоту и рыболовство. В целом их экономика - была экономикой присваивающего типа. Как правило, пришельцы, обладающие уникальными знаниями, малочисленны, но их влияние на преобразования бывает огромным. Такова история народов манси и предков французов. Манси - народ Западной Сибири, их антропологический облик может быть охарактеризован как лапаноидный, но они усвоили язык и материальную культуру более развитого европеоидного населения Приаралья. Французы, в прошлом галлы, народ, широко расселившийся в Европе. В Восточной Европе память о них хранит город Галич, в Турции в Стамбуле – Галата. Разобщенность не позволила им противостоять римлянам, сами вожди галлов прекрасно это осознавали и, обращаясь к народу, говорили: «Римляне сильны нашей разобщенностью». Но объединиться и противостоять римскому напору, основанному не столько на силе, сколько на организованности, не могли. Подчинившись, усвоили римскую культуру, получили возможность интегрироваться в римское общество, в частности в римскую администрацию. Следовательно, обязаны были учиться, а значит усваивать чужой язык, который вскоре заменил их собственный. Произошло это потому, что язык галлов был языком общества доклассового, где господствовали родоплеменные отношения, а римская культура была культурой классового общества, основанного на письменных законах, отражающих более сложные общественные отношения. Немалое значение на ассимиляцию галлов оказали города, построенные римлянами, ставшие центром притяжения для галльской элиты, вкусившей блага цивилизации, и «рассадниками» товаро-денежных отношений. Вместе с римскими колонистами на галльскую землю пришла современная средиземноморская агрокультура, резко повысившая продуктивность сельского хозяйства, и обеспечившая в итоге пропитание численно возросшего населения.
Третий фактор – идеологический, связанный с переходом на новую религию, сплотившую все население в рамках одной культуры – христианской. Немалое значение для восприятия славянской культуры имело богослужение, проводимое на славянском языке. Постигать новую веру значило постигать славянскую культуру.
Приведенный пример далеко не единичен, скорее всего, следует признать за ним глобальный характер, все крупные народы и нации прошлого складывались подобным образом, местное население, как правило, не организованное, иногда разнородное усваивало язык и культуру немногочисленного пришлого этноса, формирование которой иногда протекало на весьма значительном удалении. Таковы индийцы севера Индостана, воспринявшие язык и культуру арийцев, народа, сложившегося на Южном Урале и Причерноморье. На родине языку и культуре арьев не суждено было сохраниться, и мы бы ничего не знали о ней, не сохрани ее индусы.
Следовательно, признание общности, единства происхождения должно включать непременно генетическое (антропологическое) родство. Без последнего наследуемые язык и культура не более чем показатели духовного родства. Но такого рода явлений, когда на одной и той же территории с течением времени не происходит кардинальных изменений в языке, культуре и облике населения, наверное, трудно найти. Китай, Япония, Иран – это типы обществ с более чем с двух тысячелетней историей. Но в начальный момент своей истории они испытали влияние иноэтнических групп, радикально изменивших их языки и культуру, которая в дальнейшем не подвергалась столь значительным изменениям. Да, они сменили религию, их общественные отношения перетерпели революционные изменения, но их языки и облик населения изменились мало. Конечно, они эволюционировали, впитывали в себя другие этносы, но в целом преемственность с предыдущими поколениями не нарушалась.
Образно, этнос (народ) можно представить в виде тетраэдра, вершина которого, собственно и есть этнос, а основание составляют его язык, культуру и антропологический облик. Причем, как и следует из этого геометрического образа, вершины основания треугольника разнесены в разные стороны, то есть вполне возможна ситуация, когда язык, культура и облик не родственны друг другу. Это можно проиллюстрировать на примере турков. Язык, на котором говорят турки, как известно, сложился далеко на Алтае. Но культура тяготеет к странам Средиземноморья: греческой, армянской, курдской, арабской. Народные танцы турков в чем то схожи с греческими и армянскими. Если рассматривать ее более детально, то можно обнаружить черты характерные для евразийских кочевых культур, например, в изобразительном искусстве, так называемый, «полихромный стиль», в пении – технику исполнения с вибрацией голоса. Но антропологический облик - выражено европеоидный, тяготеющий к странам Средиземноморья. Из этого можно сделать вывод, что турки – это жители Средиземноморья и история народов Малой Азии и Ближнего Востока – это их история. Тюркизация населения, протекавшая в средневековье, не привела к генетическому разрыву населения, проживавшего до и после появления тюркских племен. И роль кочевых тюркских племен в формировании облика современного населения Турции ничтожно мала, чего нельзя сказать о языке и самосознании. Поэтому современные турки по праву могут претендовать на культурное наследие, оставленное древними народами, в том числе эллинами (греками). Исходя из этого зримого образа, проще и легче рассматривать проблемы происхождения народов. Понятно, что следование одному из них непременно заведет в тупик. Но, тем не менее, все же определяющим для изложения истории этногенеза в данной книге принят антропологический метод. Его историю не трудно проследить во времени, можно выделить его основное ядро или компоненты, по ним выйти на исторических предков и составить более или менее объективную картину образования народа.
Вершины основания, составляющие язык, антропологический облик, культуру так же дробны, как и сам этнос. Как правило, антропологический облик народа складывается под влиянием разнородных компонентов. Здесь так же можно выделить ведущие типы, определяющие «лицо» этноса и относительно малочисленные поздние включения, искажающие это «лицо».
Данный подход к изучению истории сложения народа имеет свою логику. Очевидно, родителей и детей соединяет генетически наследуемая нить. Она тянется из глубин тысячелетий, от одного поколения, обладающего какими-то определенными чертами лица, к другим их потомкам, сохраняющим наследуемые признаки. Но точных копий не бывает. Наследуемые признаки подвергаются изменениям в силу необратимого воздействия закона эпохальной изменчивости или влияния чужеродных групп населения, имеющих иной облик, но в силу малочисленности не оказавших принципиальных изменений, но все же фиксируемых в изменении внешнего облика. Все люди являются потомками древних групп населения и несут их черты, негры – потомки афроазиатских негроидов, монголоиды Китая – потомки более древних монголоидов, подвергшихся в неолите грацилизации, современные европеоиды – потомки древних евроазиатских европеоидов.
Центры расогенеза, сложившись в древнее время, практически не перетерпели изменений, но границы между ними никогда не были постоянными, они теснили друг друга, смешивались и на этих территориях возникали новые народы. Территория России – один из таких активных регионов, где миграционные течения привели в итоге к сложению новой народности, а затем и нации, называемой русской. С другой – это регион, где сложились и в какое-то время доминировали в степной части материка арийцы, иранцы, затем тюрки и татары, в лесной – финны и самодийцы. Практически все он вошли в новый этнос – русский, но их истерическая роль в сложении новой народности была различной. Одни из них были малочисленны, чтобы оказать заметную роль на сложение внешнего облика, другие, наоборот, преобладали. Различались они и по степени активности в исторических процессах. Но с годами ситуация менялась. Как и в Римской империи к изначально пассивной, порабощенной части населения перешла ведущая роль в исторических процессах, именно они стали носителями того менталитета, которому дали начало другие.
Поиски прародины.
Нестор Летописец, описывая места расселения славян, не называет области восточнее киевской и смоленской земли. Позднее русские и советские историки неоднократно подправляли первого «летописца земли русской», пытались отыскать в топонимических названиях типа «Москвы» славянский след, но особых успехов не достигли. Топонимика восточнославянских территорий на севере была по преимуществу финской, на юге – иранской, лежащая между ними, но по направлению к западу – балтийской, восточнее – так же финской. С годами стало осознаваться, что родство славян, представляемое подобием семьи с одним отцом и многочисленными единоутробными братьями, расселившимися в пределах «отчего дома» или переселившимися, как на том настаивает Ключевский, далеко не верное.
Примечание. И сейчас среди большинства людей распространено поверье о единой или бывшей некогда единой «славянской расе». По их мнению, определяющими чертами первых славян, как и у русских, были голубые глаза, светлые волосы, светлая кожа и в этом плане славяне сближаются с людьми Западной Европы и противостоят темным «отсталым» южанам. Это следует прокомментировать.
Во-первых. Значительная часть русских имеет темные волосы, умеренно смуглую кожу и карие глаза. И внешне они в целом более европеоидны, чем светлые и чаще встречаются на юге России. Северные – более светлые.
Во-вторых. Светлые обликом люди нередки у татар и кавказцев – это классические европеоиды; у удмуртов, мари, хантов и манси – это лапаноиды; и даже у северных казахов – это монголоиды Южной Сибири. Любопытно, что самые рыжие, так же относимые антропологами к группе светлых, – это англичане и удмурты. Но одни из них европеоиды, а другие – лапаноиды.
В-третьих. Обладая голубыми глазами и светлыми волосами и кожей, тем не менее, часть русских может быть причислена к группам населения с ясно различимыми монголоидными чертами. И дело здесь вовсе не в татаро-монгольском иге. Значительное часть татар, проживающая в западной части Золотой Орды, а для России это южная часть, степная и лесостепная полоса, имела в целом европеоидный облик. И население южных областей традиционно имеет европеоидный облик. Монголоиды были здесь в разное время, но в силу своей малочисленности не оставили глубокого следа в окрестных народах. Монголоидный облик на территории севера России фиксируется с очень давних времен. По-видимому, это западное ответвление арктических монголоидов, то есть таких как ненцы, лапландцы, адаптированных к проживанию в условиях северной тундры.
1. Монголоид севера России эпохи неолита
Пояснение. Внешне этот монголоид отличается от классических монголоидов Северного Китая, но их сближает общий признак: уплощенность лица. Классические монголоиды Китая имеют высокие лица, высоко расположенные над глазами орбиты (брови), скулы у них выражены не так отчетливо. У них, как правило, черные прямые волосы, темные глаза и смуглый цвет кожи. В описании этого монголоида сведения о цвете его волос отсутствуют, но вполне, вероятно, подобно арктическим монголоидам Чукотки он имел в сравнении с классическим типом более светлые оттенки цвета волос, глаз и кожи. Собственно, монгол нельзя относить к классическим монголоидам, они в этой группе малочисленны и тяготеют к забайкальскому варианту этой расы. Основное отличие - в ширине лица, оно у них намного шире, и в коренастости тела. Классические монголоиды – китайцы севера Китая, они нежнее и стройнее телом.
Из монголоидов и подошедших с юга палеоевропеоидов сложилось основное население севера европейской части России. Оно обладало определенным набором монголоидных признаков, таких, как уплощенность лица, слабое развитие третичного волосяного покрова (то есть бороды и усов на лице, волос на теле у мужчин), но отличалось от классических монголоидов высотой лица. Как, правило, таежные монголоиды низколицые. И еще одна весьма характерная черта их лица – курносость. В наибольшей степени им обладают люди, населяющие Россию, далее на юг и запад ее доля убывает. Например, для Грузии, на 100 чел приходится не более трех курносых. Этот расовый тип, распространенный на севере России и представленный у всех народов там проживающих: индоевропейцев (русские, в меньшей степени у литовцев и латышей), финно-угров (финны, карелы, мари, мордвы, ханты и т. д.), тюрок (чуваши, группа башкир и у части татар), получил название лапаноидного и сублапаноидного. «Суб» - приставка, указывающая, что в основе его лежит лапаноидный тип (что можно трактовать как «похожий на лапландца»). Население с сублапаноидными чертами проживает от Лапландии (Норвегия) до Западной Сибири (ханты и манси).
Из этого можно сделать принципиально важные выводы. Первое, несмотря на различие в языках, часть населения севера современной России имеет общие генетические истоки. Второе, о переходе значительной части населения на новый, явно пришлый язык, каким был для одних славянский, для других тюркский. Исходным общим языком древнего населения до славянизации и отюречивания был финский. Каким был язык до прихода финнов, мы можем строить только предположения на основе некоторых фактов. (Подробнее в главе 7).
Пришлось родину сузить. Ее стали искать в местах расселения других индоевропейских племен, лингвистически близких, между индоиранцам, иллирийцами, балтами и германцами. Но, отказавшись от идеи «большой семьи», впали в другую крайность, стали полагать, что славяне народ очень древний или как говорят специалисты «автохтонный». Поэтому все культуры, которые находили в пределах предполагаемого круга расселения славян, объявлялись славянскими. Но время шло, культур локального порядка находили все больше и больше, а связи между ними и первыми известными археологическими памятниками славян не укладывались в четкие логические схемы. Литература по ним множилась (если ее сложить, то она, наверное, составила бы внушительную пирамиду), работа ученых многих поколений заходила в тупик.
Славяне в «зеркале» языка.
Но были и сведения другого рода.
Из анализа языка, проведенного лингвистами еще в 50-е годы XX столетия, следовало, что среди других индоевропейских языков самым близким к славянскому языку является балтийский, но он древнее славянского. Отношения славянского и балтийского языков языковеды представляют как отношения сына и отца. Близость этих двух языков проявляется во многом: в общности большинства корневых слов, в морфологии и т. д. Но в отличие от балтийских славянский содержит немало заимствований из иранских языков. Из других языков в славянском выделяются заимствования фракийского, иллирийского (современный албанский) и галльского (валлийцы – жители английских графств Корнуолл и Уэльс, ирландцы, шотландцы и другие) языков. Последний в прошлом имел очень широкое распространение. Исходя из этих соображений, лингвисты сделали вывод, что протославянский язык сложился из балтийского, но включил в себя также и языки соседей. Но окончательный свой вид, как славянский, он пробрел после сближения с языком скифов. Скифский язык специалисты относят к иранским языкам.
Время сложения славянской, или точнее праславянской общности языковеды относили к середине I тысячелетия до н. э., то есть, к тому времени, когда сложилось Персидское государство Ахеменидов (в Иране) и вспыхнула известная Греко-персидская война.
Но на уровне современных знаний можно предполагать, что это произошло много позднее. Конечно, скифское господство в Причерноморье не могло не оставить следа в истории окрестных народов. Скифы то ли из желания пограбить, то ли, добиваясь гегемонии над окружающими племенами, ходили в дальние походы. Известны их погребения на территории Западной Европы, одно из них в Германии. Известно, что для скифского языка было характерно оглушение звонких согласных, например: «Тан» - название реки Дон, или зафиксированное имя «Паранко» вместо употребляемого прежде – Фарнак. Сменившие их на данной территории сарматы в соответствии с особенностями своего языка подправили названия рек: Дан, Дан-апр, Дан-астр). К скифскому языку, по-видимому, следует относить иранские заимствования в славянском с оглушением звонких согласных: «бачан» - пацан, «чеби»-цып-ленок и вышеприведенный пример переоформления окончаний (сравни, украинское Петренко, русское - солнышко).
Но к иранским племенам относились так же и киммерийцы, вытесненные скифами из Причерноморья. Об удивительной судьбе киммерийцев – уходе под нажимом скифов в Малую Азию, а затем в степи Алтая и Тувы, будет сказано несколько ниже, но не исключено, что часть киммерийцев укрылась от злой мести скифов (как это и позже бывало) в лесостепной части междуречья Днепра и Дона. Но и киммерийцы не первые из иранцев в Причерноморье. Языковед Абаев предполагает их присутствие в близости от западных индоевропейцев много раньше. К общей мифологии и к общим словам он относить: «Vulkan» - латинское и «Wurkan»- иранское, что значит «волк». Русское диалектное – «бирюк». Переход «l» в «r» для этих языков закономерен. Отсюда название Каспийского моря, которое в прошлом звучало как море Гирканское, от названия иранского племени «girkan» –«wurkan», осевшего на берегу Каспия (с добавлением впереди гласной согласного «g»). Можно с определенной долей вероятности предполагать, что племена мадай и парса, составившие основу персидского царства на Ближнем Востоке, из Причерноморья.
На рубеже III-II веков до н. э. пришел черед скифов. Сарматы, восточные иранцы (их реконструируемое самоназвание «шермет») вытеснили скифов в Крым и Поднепровье. Затем пришел и их черед. Не все из них, но не пожелавшие признать власть алан и войти в их союз, в I веке новой эры отошли к Киеву. Вторжения гуннов и последующие волны переселения народов с Востока - события, изменившие этническую карту евразийской степи - заставили иранцев покинуть родные степи и уйти на Запад и на север в лесостепь. Предположения, базирующиеся на этих посылках, позволяют относить формирование славян к более позднему времени, началу новой эры. На это же указывают этнические наименования славян – серб и хорват, имена характерные для сармат Южного Урала, а затем Причерноморья. По некоторым сведениям можно предполагать участие в сложение славян и других восточно- иранских племен, наиболее известные из которых восточные сарматы - юечжи.
Субъективизм исторической науки.
Историки долгое время не желали признавать выводы лингвистов, они строили свою точку зрения на происхождение славян. Вкратце ее можно свести к концепции, отвергающей всякое «сомнительное родство» (а это всегда болезненно воспринималось значительной частью русской общественности), тем более с кочевниками, чаще по причине «дикого» их происхождения. Историки вбили себе и другим в голову, что прогресс связан исключительно с земледелием, а в Восточной Европе – исключительно со славянами. Понятно такое отношение в годы историка Ключевского, когда естественнонаучные методы изучения истории только начинали утверждаться, Ну более чем странно – это в XX веке.
Признать это мешала и золотоордынская тема, старательно обходимая и отвергаемая русскими и советскими историками. Ну, кому-то не нравились татары, их облик, культура, соответственно, прямо об этом высказывались. Другие делали это исподтишка, не забывая при случае и без случая высказаться как можно пренебрежительнее. Но если речь заходила о русских князях, то их тон сразу же менялся – они умны, беспримерно храбры и дальновидны, и, конечно, не могли не видеть, что их княжествам мешают усиливающиеся соседние государства. Поэтому он оправданно идут войной на них. Обратный поход на русские земли, понятно, всегда грабительский. И так из века в век, так сказать, не меняя «пластинки». Писатели эту тему усиливали. И темы находили яркие и запоминающиеся. Даже спустя полтысячелетия писатель не ясновидец, но точно знал, что испытывал русский князь, получая в подарок юную красавицу татарочку. И нам поведал, конечно же, брезгливость. Но другие не были столь откровенны. Ведь знали о трусливом поведении русских князей при сражении с татарами при Калке, но не делились. А всю вину возложили на половцев. Дескать, не выдержали и увлекли.
Или другая тема, русско-татарские войны. Татары многочисленны, но русские люди беспримерно храбры, закрыли собой Европу, и теперь они, европейцы, должны быть русским признательны до гроба. Мотив жертвенности или нечто другое? Историки не зря старались, эти темы глубоко запали ученым мужам из других сфер наук. Вот что пишут в «Экономической истории зарубежных стран», изданной под редакцией В. Голубовича (Издательство ООО «ИНТЕРПРЕСССЕРВИС». 2003. стр. 106). Привожу дословно.
«Таким образом, в результате великих географических открытий отдельные страны Западной Европы оказались в максимально благоприятных условиях для развития капиталистического производства».
Это понятно, но дальше (передаю слово в слово): «Положительно отразилось географическая близость к новым морским путям мировой торговли и то, что Белорусско-Литовское и Московское государства прикрыли собой Западную Европу от разрушительных татаро-монгольских нашествий».
Вот так. И татар поругали и о своих заслугах неблагодарной Европе напомнили. Правда, мысль вроде бы простая, но как-то топорно передана. Наверное, что-то забыли второпях. С кем не бывает. Но, в принципе, это не так уж и важно, главная мысль очень даже доступно изложена.
Да действительно, татары один или два раза ходили походом в Европу. Слухи о них дошли даже до островной Англии. Вместо того, чтобы по примеру японцев готовить страну к обороне, английский король подготовил для бегства корабль. Но татары на юге дальше Адриатики не пошли, а потом, вообще о ней забыли. По-видимому, их ресурсы так же не были безграничны. Возможно, что их интересовала только степь и степные беглецы, то есть привычный способ жизни и близкие родственники, которых иногда ненавидят злее врагов.
Такие подходы, разумеется, вызывают сомнения в объективности автора. Сформулированный Тацитом две тысячи лет назад принцип: писать, «не поддаваясь любви и не зная ненависти», очевидно, по их мнению, к истории России не имеет отношения, «любовь» к соотечественникам пересиливает все остальное. Поэтому русская историческая наука по отношению к своим действиям до сих пор не использовала термина «завоевание», тогда, как действия других квалифицировались однозначно. Они захватнические.
Родители славян: балты («кавказцы») и "иранцы" ( кавычки мои- xor).
Но необъективность рано или поздно заявляет о себе, в данном случае по славянам дальнейшее накопление исторических фактов только усилило другую точку зрения, высказанную прежде лингвистами. Сегодня в происхождении славян, по-прежнему, нет ясности, но в общих чертах она такова. У нее две ветви, обе по культуре индоевропейские.
Западная – потомки земледельческих племен Центральной Европы. Впоследствии расселились за пределы Центральной Европы и дали начало тохарам, галлам, балтам и германцам. Западная ветвь развивалась под сильным влиянием более развитых земледельческих общин Передней Азии, избыточная часть которой веками переселялась на Балканы. Знаменитая культура раннеземледельческих культур Триполи-Кукутени была создана примерно четыре тысячи лет до н.э. этими переселенцами, внешний облик которых без труда может быть определен как «средиземноморский», то есть именуемый в просторечии как «кавказский». Причины распада и исчезновения этой культуры достоверно неизвестны. Очевидно, это произошло не без участия степных индоиранских племен. Степняки стали проникать вглубь территории трипольцев. Ожесточенная война вызвала уход этого населения на север и запад. Геродот, описывая иранское племя мадай (мидийцев), предков современных курдов, союзников и родственников персов, проживавших к тому времени (в VI веке до н. э.) в Передней Азии, сообщает, что далеко на западе (в современной Венгрии), то есть в сердце земледельческих народов проживали сигинны, которые своими предками считали мидян.
Примечание. Возможно, что персы и мидийцы, хотя и родственны арийцам, но представляли западную ее ветвь, и в отличие от арийцев Южного Урала мигрировали на Ближний Восток из Причерноморья. Народ мадай или мидийцы дали начало индоевропейскому по языку (иранскому) народу курдам. Любопытно, несмотря на три тысячи лет после ухода, они сохранили нечто общее со славянами, слово благодарности у них звучит как «спас». Славянское «спасибо» происходить от иранского, а возможно индоиранского «спаси бог».
История отступивших племен развивалась по-разному, по-видимому, они вошли в состав других индоевропейских племен: германцев, балтов. Первые заняли северо-западную часть Европы, балты – северо-восточную. Их поселения были обнаружены южнее Москвы. Известны их этнонимы. Это летописная голядь (ветвь галиндов, прибалтийских племен). Сюда же некоторые на том основании, что Нестор Летописец не называет их в числе славянских народов, относят радимичей и вятичей. Известно, что они противостояли русичам и поэтому долгое время из Киева во Владимир ездили окольными путями. И былинный Соловей-разбойник, которого в прошлом изображали как татарина, и есть один из предков современных русских.
Но раньше их одна из ветвей центрально-европейских племен вторглась со стороны Прибалтики в Волго-Окское междуречье. Это «фатьяновцы». Их облик преимущественно средиземноморский. В них долгое время видели предков балтов, но сейчас рассматривают как предков тохар. Они вели полуоседлый образ жизни и занимались земледелием и скотоводством.
Подпись:
2. Фатьяновец.
Средиземноморская раса. II тыс. до н. э.
Волго-Окское междуречье.
На территорию Россию они переселились из центральных областей Европы. Но их родина – средиземноморский регион.
Оказавшись в таежной зоне, в новой и непривычной для земледелия среде, где единственным способом ведения хозяйства было свиноводство, они рассредоточились на значительной территории. На востоке их граница доходила Среднего Поволжья. Естественно, пришельцев, людей «кавказского» облика, никто не ждал и старожилы, более адаптированные к жизни в тайге, вытеснили их. Облик этих людей, вторгшихся на территорию Прибалтики и России, приведенный на иллюстрации 2, назван «кавказским» довольно вольно. Это широко бытующее определение, но более точное научное – средиземноморская и переднеазиатская расы. То есть такие, которые на территории России встречаются у армян и большинства евреев, которые являются «переднеазиатами». Типичные «средиземноморцы» - северные кавказцы, арабы Аравийского полуострова и Северной Африки, турки, южные итальянцы, испанцы, азербайджанцы, какая-то часть иранцев, жителей Северной Индии. Различия между расами в массивности лица. Средиземноморцы имеют узкое и продолговатое лицо, голова во взгляде сверху овальная, черты лица более тонкие, кожа смуглая, цвет волос темный, волосы волнистые. У переднеазиатов схожие черты лица, но носы крупнее, спинка более выпуклая, лицо шире, волосы кудрявые. Густая борода и волосатое тело дополняют эти различия. У тех и других в строении носа и верхней губы присутствуют заметные различия от северных европеоидов. Как правило, кончик носа приспущен, а верхняя губа в сечении имеет треугольную форму - выходит на середину носовых костей. Переносье высокое. Глаза миндалевидные (об антропологических типах более подробно в главе «Антропология в картинках»).
Вторая ветвь – южная, иранская. В древности на территории степей Восточной Европы проживали, непрерывно сменяя друг друга, скотоводческие народы. «Ямники» - название одной из них. Свое название они получили по особенностям погребального обряда, а именно: по захоронению в ямных могилах. Они первыми в степи, чтобы подчеркнуть привилегированное положение погребенных, стали сооружать над ними курганы. Впоследствии этот обычай захоронения под курганами станет своеобразным символом их культуры, и возобладает у многих народов, но долгое время он будет «этническим индикатором» индоевропейских степных культур. Не исключено, что эти другие будут далекими потомками арийских вождей, но уже ни обликом, ни языком на них не похожими, как тюрки рода Ашина. На Востоке его воспримут мадьяры (предки венгров) Западной Сибири, тюрки в Центральной Азии, первые славянские вожди в России.
«Ямники» и их потомки «срубники», расселяясь по степи, проникли в Приднепровье. Известно, что язык индоиранцев (называемых так же южными индоевропейцами) в ряду индоевропейских языков наиболее близок греческому. Геродот, описывая население Причерноморья, жителей города Гелон называет эллинами. Неизвестно, имели ли они отношение к эллинам, но название «славян-ин» образовано подобно слову «элл-ин». Древние индоарийские заимствования в славянских языках звучат, так же как и некогда звучали в арийских языках. Кажется так: «Ма, дай медху».
Занимая степную и лесостепную территорию от Причерноморья до Южного Урала и Центрального Казахстана, эти племена вели подвижный образ жизни. Основу их хозяйства составляли скотоводство и примитивное земледелие. Особенности степного быта требовали от них ловкости и сноровки, то есть воспитывали качества необходимые воину. Их внешний вид представлен на иллюстрациях ниже. «Срубники» имели массивное лицо, сильно выступающий нос и надлобный валик, то есть черты древних палеоевропеоидов. Весьма вероятно, что они светлокожи и голубоглазы.
На Южном Урале жили «андроновцы» (на иллюстрации ниже), так же относимые антропологами к палеоевропеоидам. Они имели те же черты - широкое лицо, сильно выступающий нос с углом более тридцати градусов (см. на илл. 82). Но в отличие от «срубников» - их лица были короче. Аналогичное население проживало в Восточном Казахстане. Широкое и низкое лицо с небольшой уплощенностью на уровне глаз. И тот и другой типы легли в основу более позднего населения степи, а через них участвовали в сложении облика современных народов.
3. Реконструкция внешнего облика «срубника».
Палеоевропеоид. II тыс. до н. э. Прикаспий.
4. Реконструкция внешнего облика «андроновца». Казахстан II тыс. до н.э.
Пояснение. Крупный прямой нос, широкое низкое лицо (то есть, более короткое, чем у «срубника»), длинная верхняя губа. Подобные черты лица у сака на иллюстрации 54.2. Название по селу у города Ачинска. Дал Тугаринов. Первая часть фамилии без русского «–ов» указывает на этноним тохар. О них ниже.
Скифы, ираноязычные племена, проживавшие в Причерноморье, обладали чертами «срубников» (на илл. 6). Общее - в типе лица, оно у них так же массивное. Украинцы их отдаленные потомки. Конечно, в них есть влияние и других окружающих народов. Южных, как у населения Балкан, и северных, близких к белорусам. Но все же в сравнении с рядом живущими русскими в глаза бросается их лица, они явно длиннее и шире. Нос чаще прямой или с горбинкой, выступает резче. По сообщению Геродота скифы были рыжеволосы.
В сложении сармат, дахов, саков, и центральноазиатских восточных сармат, которых китайцы называли юечжи, приняли участие «андроновцы» Южного Урала и Казахстана, а так же «средиземноморцы» преимущественно из Средней Азии. Современное население Юга Восточной Европы, Средней Азии и Казахстана в известной мере их потомки. Это выглядит странно, но в них есть общее. Это общее – в сочетание широкого и низкого лица с чертами, характерными для южных европеоидов. Современные глубокие различия проистекают от центральноазиатских монголоидов, массовое влияние которых стало проявляться с раннего средневековья и, конечно, влияния местного населения.
Два мира – скотоводы и охотники.
Проживая компактно, немногочисленные скотоводы и земледельцы той поры заметно отличались от окружающих их охотников, проживавших хотя и рассеянно, но в большой массе. У охотников особенности ведения хозяйства и связанного с ним быта не позволяли создавать поселения, а тем более крупные коллективы. Их способ добывания пищи, хозяйство, весь уклад жизни с течением времени не перетерпели изменений, они не научились вырабатывать новые знания. Они жили тем, что давала природа, то есть вели хозяйство «присваивающего типа». Одни из них следовали непрерывно за стадами мигрирующих животных (как правило, с севера на юг). Другие предпочитали, если позволяла природа мест, жить на одном месте, то есть вели загонную охоту на мигрирующих животных и ловили в удобных местах рыбу. Естественно, их «примитивность» следует воспринимать не как физически умственную. Охотники были чрезвычайно хорошо осведомлены об окружающем мире, имели широкий кругозор. Следуя за животными, они заходили далеко на север, сталкиваясь там с другими, воспринимали от них сведения о полярных ночах, северных сияниях. Впоследствии эта информация попала предкам индоариев, была записана и удивляла европейских ученых. Это повествования о стране блаженных, расположенной у Полярного круга, где «туры-люди, богатыри от гнева отрешенные пребывают», где лето и зима длятся полгода и т. п. Но все же оторванные от «большой» культуры, они с годами все больше и больше отставали от передовых народов, не пытались заимствовать у соседей все лучшее. Привычка следовать однажды выработанным неизменным способам ведения хозяйства, в конечном счете, эта «умственная лень», отказ от перемен привели общества охотников к деградации. Они численно не росли, так как при неизменной производительности необходимым условием является расширение производственной базы – охотничьих угодий. Последние с развитием кочевого скотоводства (с отводом пастбищ под выпас домашних животных) из столетия в столетие сокращались, ставя охотников на грань вымирания. Прошедшие тысячелетия их мало изменили, почти такими же примитивными охотниками их застали в XX веке нефтяники в Западной Сибири.
В то время, когда американские космонавты на лунных «тележках» колесили по Луне, они топтались с рыболовными снастями у берегов своих озер. Жизнь для них остановилась, что бы приблизиться к уровню современной цивилизации они должны были постичь необходимый уровень культурных достижений, но сделать это самостоятельно они не могли. И ответной реакцией на встречу с передовой цивилизацией стало повсеместное, будь то в Африке или на севере «обращение» в пьянство.
Но, очевидно, что в первый период развития новых форм хозяйства, какая то часть из этих охотников, проживавшая рядом со скотоводами и земледельцами, должна была влиться в состав скотоводов или сложилась из них. У них не было выбора, охота не могла обеспечить пищей возрастающие коллективы людей.
Степь долгое время была лакомым кусочком, землей обетованной для скотоводов. За нее боролись. Побежденные покидали ее, устремляясь на юг или север от своих врагов. Поэтому контакты с индоиранскими племенами у окрестных народов имели место на протяжении всей истории их сосуществования. Находясь на более высокой ступени развития, знакомые с производящим хозяйством – земледелием и скотоводством – они хотели или нет, но передавали свои знания, термины родства, коневодства, социального устройства, свои личные имена другим. «Зерно» в современном мордовском «чуж», марийском «шож» звучит так же как и восточно-иранских языках Памира. Иранское «кнут» - «аштар», ханты-мансийское и венгерское соответственно «аштр», «астар». Название числительного «сто» - иранское «сата», финское «сата», эстонское и мордовское «сада». «Турын» - трава (сравни русское выражение «трын-трава»), «парсь» - поросенок, «андал»-сталь, «корт» -железо, «гурт» - селение, «кар»-город, отсюда Кудымкар, Йошкар-ола, «эксай» - царь (от иранского «хшай»), «шуд» - счастье (в татарском «шад» и так же счастье). Имена «Артан», «Зарина» и т. д.
Антропология славян.
К тем же выводам приводят антропологические исследования восточнославянских народов:
славяне сложились на базе северных и южных европеоидов.
Северные – это неолитические племена балтов, потомки племен «шнуровой керамики и боевых топоров. Из них сложились впоследствии словене новгородские, западные кривичи, радимичи, дреговичи, и, возможно, волыняне. Как ни странно, основу северных европеоидов составили южные группы европеоидного населения, генетически близкие к населению Средиземноморья и Передней Азии.
Южные – в широком смысле, иранские племена, из них сложились древляне, тиверцы, уличи и поляне. Южные – потомки индоиранской по происхождению, как местной, так и пришлой кочевой среды. Их влияние на всех этапах было различным, на первом более древнем преобладали местные степняки – скотоводы, близкие к скифам. На втором заключительном этапе - восточные кочевники. Какая-то их часть интегрировалась в среду лесного местного населения. Хотя они существенно не изменили их облик, но, все же, будучи воинами, передали им свое менталитет и стали во главе племенных объединений. Эти люди круга степных древнеиранских народов, называемые так же сарматами, проживали на огромной территории от Причерноморья до Центральной Азии, включая Южный Урал и Среднюю Азию. В средневековье часть из них вошла в состав русских. Степной комплекс признаков, выделяемый у татар-мишар, заметно проявляется по данным антропологии и в южнорусском населении.
Переломные моменты истории.
Это взгляд на историю сложения славян в общем виде, и охватывает по времени ее наиболее древнюю часть, которая известна только по археологическим источникам. В III томе «Истории человечества» издания ЮНЕСКО прародина славян сужена и намного омоложена. Признается, что этногенез славян связан с цепочкой событий, имевших общемировое значение, а именно с Великим переселением народов и славяно-иранским объединением племен.
Вкратце она такова. В течение нескольких тысячелетий на большей части степной зоны евроазиатского материка господствовали сначала арийцы, затем их потомки иранцы. Если первые были скотоводами и колесничими, вознамерившимися покорить окружающий мир на колесницах – «ратаэштар», то вторые – всадниками («аспарак») - кастой воинов, создававших кочевые империи (объединения племен), чтобы властвовать над окружающими народами.
По мере расселения иранцев центры иррадиации непрерывно смещались в направлении с запада на восток. Сначала это Причерноморье, Южный Урал, затем Средняя Азия и Центральная Азия. Крайне точка их продвижения на Восток – это Тува, Западная Монголия и Северо-Западный Китай. Знаменитые царские курганы Аржан, погребения юечжийских вождей Пызырык, Шибэ, Катанды, недавно открытые святилища и погребения народа юечжи на севере-западе Китая в районе Хами, удивительным образом сохранившие внешний облик людей, одежду и утварь дают представление об этой исчезнувшей культуре V – начала II века до н. э. Они пришли сюда, «далеко на восток ради власти над народами, натягивающими луки». Великое переселение народов на первом этапе шло по направления с запада на восток.
Но нашелся народ, осмелившийся бросить вызов их господству – гунны, которые в жестокой борьбе, длившейся более четверти века, выдавили юэчжей на Запад от «Западного края». Хотя они были изгнаны, а их могилы осквернены, но юечжи не были окончательно сломлены. Они уходили, полные ненависти к врагам и бывшим союзникам, сожалея, что не могут найти друзей для совместной борьбы. С этого момента начинается новый передел мира в евразийских степях. По принципу биллиардных шаров началось перемещение народов и племен. Юечжи надавили на соседей. Древний народ «сака», ближайшие родичи юечжей, занимавшие предгорья Тянь-Шаня, современную территорию Алматы, первыми, не выдержав удара, ушли на юг, в Индию и Иран. В результате долгих войн одни из них осели в районе озера Хамун, которая получила новое название «Сакастан», другие - в Индии.
5. Изображение хунну (?)
или их союзников на
войлочном ковре.
Из курганов Ноин Улы. Забайкалье.
Пояснение. По-видимому, это изображения родственников, братьев или отца с сыном. Такой тип лица чаще всего встречается среди современного славянского населения Восточной Европы, а так же финно-угров, но не тюрков или гуннов. В древности такой же тип лица могли иметь самодийцы Западной Сибири. Антропологи отмечают среди пазырыкцев людей подобного типа, хотя в небольшом количестве. В другом изображении, не приведенном здесь, изображены типичные европеоиды, схожие с изображением кушана из иллюстрации 40.2. Это изображение с ковра гуннских захоронений, вероятно, как и узда с изображениями отрубленных гуннских голов из могилы юечжийского царя, должна была напоминать на том свете о победах над злейшими и потому «почетными врагами». Или о союзниках, образы которых должны были сопровождать погребенного царя или воина в загробном мире.
Соответственно их место заняли юечжи, правда, они продержались здесь не долго. Усуни (индоевропейский народ, греки этот этноним передают, как асиане), соперники юечжей, оттеснили их еще дальше на юг. Юечжи вновь поставленные перед выбором: или умереть, сражаясь за новые весьма плодородные пастбища, или же уйти, сохранив себе и близким жизнь, выбрали второе. Сокрушив Греко-Бактрийское государство, осколок империи Александра Македонского, они дали начало Кушанской империи. Другая ветвь юечжей овладела древним государством Хорезм, третья – осела Причерноморье.
Очевидно, что вторжения в среду родственных племен, ослабляли тылы и, следовательно, общую сопротивляемость их цивилизации. Ведь это были регионы, откуда из века в век исходили волны кочевников на восток, все более и более расширяя территорию ираноязычных племен, и, следовательно, численность. При неизменной производительности их хозяйственной системы рассчитывать на какое–либо иное решение проблемы роста численности не приходилось.
В период господства юечжей в Центральной Азии, на западе в Причерноморье кочевали скифы, близкие им по языку и культуре, но отличавшиеся от них внешне. Скифы, как уже отмечалось, генетически походили на своих древних предков – «срубников», проживавших здесь исстари. Геродот, сообщает, что скифы прежде жили за рекой Аракс (Волгой по Абаеву) и их оттуда вытеснили массагеты.
На Южном Урале в это время складывалась новая орда – сармат, генетически очень близкая к юечжам и сакам. И та и другая культуры имеют сильное сарматское влияние и имеют общие генетические истоки. В Ш веке до н. э., то есть, несколько раньше гунно-юечжийских войн, сарматы сокрушили скифов и постепенно завладели их пастбищами.
Примечание. По данным антропологии сарматы «отжали» скифское население на юг в Крым и в лесостепи Днепра и его притоков. Скифы Херсонской области Украины антропологически ничем не отличаются от скифов Неаполя скифского в Крыму. Аналогичное население поживало севернее в лесостепи.
6. Реконструкция внешнего облика скифа. Причерноморье.
Пояснение. Массивное продолговатое лицо, крупный нос. В них проявляются черты древних палеоевропеоидов. Заметно проступает подобие надлобного валика. Скифы по описанию Геродота имели рыжеватые и редкие волосы в весьма вероятно голубые глаза.
Овладев их пастбищами, они на какое то время стали соседями и врагами римлян. Западную часть сарматского племенного объединения составляли языги, а в Приднепровье – роксоланы (сияющие аланы), выходцы из Самарско-Оренбургских степей. Какая – то часть роксолан осталась в Поволжье на прежнем месте. Впоследствии в эту сарматскую среду влились новые орды восточно-иранских кочевников, связанных с юечжийской средой. Именные тамги причерноморских сармат с одной стороны имеют связь с кочевой средой Южного Урала, с другой – тамгами юечжийских (восточно-сарматских) царей. Они оставили свои именные тамги в период пребывания в Центральной Азии на черных скалах Гобийского Алтая (Монголия).
Если в прежнее время имело место широкое и непрерывное движение европеоидных племен с Запада на Восток, то после разгрома юечжей поток повернул в обратную сторону. Это был переломный момент истории многих народов. Впоследствии с ним были связаны крупнейшие мировые катастрофы – падение Рима, исчезновение древних этносов, таких как, бастарны, иллирийцы, фракийцы и восточные иранцы. Но было и другое, в целом оцениваемое как положительное – это появление новой общественно-экономической формации, получившей название феодализма, новых этносов – славян, тюрков, доминирования германцев на западе, арабов на востоке. Внешним проявлением этих процессов стало увеличение во времени доли монголоидной примеси в облике степного населения степи с востока на запад.
В середине I века новой эры, возможно в 40-70 годы сарматы подошли к Киеву. Это перемещение в лесостепную среду сармат произошло, видимо, под давлением усилившихся алан, возникновение которых историки также связывают с переделом степи после гунно-юечжийских войн.
Примечание.
Аланы. По-видимому, их происхождение связано с кочевыми ираноязычными племенами массагетов, обитавшими на территории между Аралом и Каспием. Сведения об этом содержаться в трудах римского историка Аммиана Марцеллина «История». То же подтверждают китайские летописи. По их сведениям на рубеже эр владение Яньцай, расположенное у Арала, заменилось на Алань. Под «янцаем» историки не без оснований видят этноним сармат «аорсы» (в китайском отсутствует звук «р»). Они же сообщают, что начало аланам дали потомки центральноазиатских юечжей, к которым впоследствии присоединились усуни во главе с царевичем Бихуаньчжи (имя в китайской передаче) числом 80 000 человек. Таким образом, аланы потомки юечжей (истинных тохар), асиан и среднеазиатских саков, потомков массагетов.
По сообщению того же Аммиана Марцеллина аланы проживали между двумя частями света: в Европе (в районе Дона и Азовского моря) и Азии, то есть, между Аралом и Каспием. Усилившись, подчинили сармат Приуралья и Прикаспия, вероятно аорсов и сираков (ширак). Поэтому их этноним к IV веку вытеснил в Причерноморье все другие иранские наименования племен. Но роксоланы и языги, перекочевавшие к границам Рима, оказались вне досягаемости. Причиной поражения сармат были бесконечные распри между племенами и расселение на значительной территории. Известно, что в войне 35-36 гг. н.э. между иберами (предки грузин, но цари их были из рода сармат) и парфянами (потомки дахов, близких к сарматам) противостояли друг другу сарматы двух различных группировок. В 49 г. н.э. на Боспоре схватились между собой сираки и аорсы. Некоторые сведения об облике и образе жизни алан содержатся в «Истории» Аммиана Марцеллина. Аланы ведут кочевой образ жизни, мужчины – все всадники и великолепные воины - считают позором для себя ходить пешком. Аммиан, описывая их, не скрывает своего восхищения: «…почти все аланы высокого роста и красивы, умеренно белокуры, обладают грозно сдержанным взглядом». Война была для них смыслом жизни. Это видно из следующей фразы: «...как для людей мирных и тихих приятно спокойствие, так они находят наслаждение в войнах и опасностях. Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою…». Их религиозные воззрения так же были подчинены целям войны: «Нет у них ни храмов, ни святилищ…, но они втыкают в землю меч и благоговейно поклоняются ему, как Марсу (богу войны), покровителю стран, в которых они кочуют». Эти сведения можно дополнить описанием облика кочевников Западной Туркмении того времени. По мнению антрополога Т. Трофимовой они с одной стороны близки к кушанам, а с другой - сарматам Приуралья и Нижнего Причерноморья. Но в отличие от них кочевники (аланы) Западной Туркмении имели более изящные лица с менее крупным носом (с углом выступания менее 30 градусов). На севере Туркменистана кочевники походили обликом на местных средиземноморцев. Их обряд захоронения так же отличался. Они практиковавшие катакомбы и подбои (нечто подобное возобладает у алан средневековья). Современные южные туркмены – отдаленные потомки этих самых средиземноморцев. В прошлом таким же обликом обладали хорезмийцы.
К середине I века новой эры аланы одержали вверх над другими сарматскими племенами. Развивая успех и демонстрируя свою силу, они обрушились на Мидию (Партаву), затем повернули на запад и вторглись в пределы Римской империи. Хотя аланы были родственны сарматам, и часть сармат вступила в этот кочевой союз, однако какая-то их часть, не желая подчиняться, была вынуждена уступить им пастбища, отойти на северную периферию степи. Их курганы появились под Киевом. Разумеется, пришлось кое-кого потеснить. Бастарны, древний народ неизвестного происхождения, то ли галлы, то ли иллирийцы, на которых обрушились сарматы, в страхе, по выражению Щукина, стали «разбегаться», освобождая насиженные места «грозным пришельцам с Востока».
Примечание.
1. По-видимому, сарматы, переселившиеся из Поволжья в Приднепровье, перенесли названия левых притоков Волги в новую среду. В итоге левые притоки Днепра получили те же названия: река Самара и ее приток Осмонь (Усмань в Поволжье). Топонимы типа «самара» или «самур» кроме степной зоны Восточной Европы встречаются в дагестанских степях.
2. Память о роксоланах в иранской среде Ближнего Востока, татар Крыма дожила до эпохи средневековья, впоследствии с ними связали христианских пленниц, захватываемых во время набегов на территории Речи Посполитой (Польши). По-видимому, там по-своему представляли этногенез славян, связывая их сарматами. Возможно, что на выбор имени оказали влияние книжные географические традиции, в частности Бируни.
3. Этноним «роксолан» иранского происхождения и легко читается. Ракс + алан - «сияющий, блестящий» + алан». Имена со словом «ракс» и его производными были очень распространены в иранской среде: имя жены Александра Македонского «Роксана», женское имя Роксана у причерноморских скифов и. т. п. Согдийский вариант имени в форме «Раушан» или «Рушан» закрепился в Средней Азии и у современных татар.
4. Имя «Алан» после ухода части аланского населения на Запад закрепилось как личное имя в Западной Европе, и получила широкое распространение в ее топонимике, отражая процесс расселения бежавших на запад от мести гуннов. Более подробно об этом в других главах, а так же в статье Бернарда С. Бахраха «История алан на западе».
5. Видимо с появлением восточноиранских племен в славянской среде сложилась социальная прослойка военной аристократической знати, называемой «бояре». Одной из ее наиболее известных внешних черт было ношение шубы с длинными рукавами.
6. Любопытно, в одном из курганов Горного Алтая, относимых по времени к V веку до новой эры, среди вещей юечжийского царя найдена шуба с длинными рукавами и прорезями для рук на уровне локтя. Возможно это шуба его спутницы. Это образец выставлен в Историческом музее на Красной площади в разделе памятников искусства ирано-язычных горно-алтайских племен. Ей 2500 лет (на илл. 7). На золотой пластине скифо-сарматского времени женщина изображена в подобной же шубе (на илл. 8). Такие же шубы носили скифские женщины. Очевидно, что внешне и по смысловому замыслу она, не отличимая от более поздних боярских шуб, была призвана подчеркивать высокий социальный статус погребенных. Презрение к труду в выражении «работать спустя рукава», следовательно, имеет более давнюю, чем думаем, историческую традицию и уходит корнями в иранскую этническую среду.
Складывается мнение, что появление юечжей далеко на востоке Великой Степи было вызвано не только одним желанием: овладеть пастбищами. Создав кочевую империю, они силой оружия желали властвовать над окружающими народами и жить за их счет. Их гробницы, расположенные в долинах Горного Алтая, - немые свидетели их былого величия. Погребальные сооружения были выполнены из сруба и завалены украшениями из золота, войлока, подношениями зависимых племен. На стенах висели войлочные и привозные хорасанские ковры. Мумифицированные тела усопших покоились в колодах, высеченных из цельных стволов вековых лиственниц. Пышные похороны и последние почести, воздаваемые юечжийским царям, служили целям демонстрации могущества власти юечжей над окружающими народами. По-видимому, они, как выразился впоследствии о варварах Тацит, «считали позором для себя добывать потом то, что можно добыть кровью».
7. Женская шуба боярского типа. Горный Алтай. Катандинский курган.
8. Восточно-иранские кочевники. Из коллекции Петра I.
Справа, по-видимому, Богиня – мать под мировым деревом, олицетворением жизни. На ней высокая шапка, такая же, как на «Алтайской деве» и «Золотом человеке» (в захоронениях Восточного Казахстана и Тянь-Шаня). Кочевники в коротких куртках. Тип лица европеоидный, широколицый.
9. Погребения юечжийских вождей – это колоды - саркофаги, срубы, сделанные, как восточноевропейские из бревен «внахлест» - выставлены в Эрмитаже в разделе памятников искусства древних кочевников.
9. Возвращение с похода.
Пояснение. Отчетливо просматривается европеоидный тип лица всадников: крупные носы, глубоко сидящие глаза. Воины имеют сарматское защитное вооружение: пластинчатые доспехи. В татарской исторической литературе почему-то это изображение отнесено к тюркам. В издании Археологии СССР «Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время» - к кругу центральноазиатских племен эпохи господства юечжей (см. так же вооружение кушанских воинов на иллюстрации 51, где всадник облачен в аналогичную броню). Из Сибирской коллекции Петра I.
В 70-80 годы новой эры с северо-запада с берегов Балтики, по пути покоряя соседние племена пришли готы, а с ними и другие германцы — гепиды, тайфалы, герулы, бургунды, бораны и пр. В Причерноморье они возглавили полиэтнический союз, в который вошли и местные народы, в том числе сарматы. На новом месте для устрашения соседей и поддержания престижа готы предприняли ряд походов. Тавры поставили им лодки, и готы занялись тем, что умели, к чему питали склонность: ограбили портовые города, а затем, осмелев, обрушились на Балканы. Но все же, как это и бывает, удача покинула их. Пока их походы были внезапны, а противник не подготовлен, успех сопутствовал им, но, столкнувшись с регулярными римскими войсками и явно переоценив свои силы, они ввязались в бой и потерпели поражение.
Неудача готов на юго-западе, разумеется, не осталась незамеченной и вызвала желание соседей сбросить бремя власти. К тому же события благоприятствовали их устремлениям. С Востока подошли гунны - весьма коварные и изощренные в военном деле. Потерпев у себя на родине в 93-94 гг. тяжелые поражения от кочевых племен сяньби (по-видимому, монгольских), они потеряли доминирующее положение. В 151-155 гг. они были окончательно изгнаны с родных степей и бежали на запад «от Западного края». Их путь точно неизвестен, но, судя по находкам гуннских котлов, вероятно, пролегал по северной окраине Евразийской степи. За это время они утратили многое из культурных достижений, но сохранили воинский потенциал. Их сила не ограничивалась военным мастерством и храбростью, память о которой сохранилась в веках. Умело ссоря и разобщая народы, используя их внутренние слабости, они, как это было принято, «геройствовали в степи чужими руками». Изнурив бесчисленными набегами алан и подчинив их своей власти, они направили их против готов. Аланы, поставленные перед выбором или умереть или победить, сокрушили к 376 г. военную мощь германских и сарматских племен, возглавляемых королями вестготов Германнарихом и его преемником Винитарием (Витимиром). Небезынтересно, но защищать готов взялось одно из гуннских племен. Спасаясь, уцелевшие готы во главе с Алафеем, Сафраком (по характеристике Аммиана Марцеллина «вожди опытные и известные твердостью духа») и Фарнобием (очевидно, Сафрак и Фарнобий - имена иранские) в 376 г ушли за Дунай. Туда же устремились и другие народы Причерноморья. Аммиан Марцеллин сравнивает их с тучей песка в пустыне, поднятой ветром, и говорит о безуспешности попыток их пересчитать. Римляне поставили условие, чтобы готы и все, связанные с ними племена, приняли христианство. Внешне они подчинились. Но, поступили как сарматы. Окунувшись головой в воду, они в знак протеста над водой вскинули правые руки. По обычаям сармат, правая рука, в которой держали меч, была священной, и они не позволили себе осквернить ее ложной клятвой. Эти события яркие и тревожные запечатлелось в памяти римлян.
Впоследствии готы, соединившись с аланами, так же бежавшими на запад, восстали и в 378 г. нанесли крупное поражение римской армии под Адрианополем. Причины ее известны. Готы, рассыпавшись на мелкие отряды, опустошили цветущую Фракию, но, столкнувшись с римской армией, умышленно затянули переговоры в ожидании помощи от алан. Подоспевшая в разгар битвы аланская и готская (сарматская) конница во главе с Алафеем и Сафраком, «как молния…пронеслась в стремительной атаке, сметая все на своем пути». {Аммиан Марцеллин. История}.
В связи с этими событиями в Причерноморье впервые упоминаются анты. По-видимому, это какая то часть иранских (скифских?) или уже раннеславянских племен. Вероятно, они выступили на стороне гуннов, и поэтому готы весь гнев за поражение обрушил на бывших своих подданных, теперь союзников гуннов. Анты были разбиты, а их вождь Боз и 70 старейшин были распяты. Но за союзников вступились гунны и через год (вероятно в 376 г.) в сражении на реке Эрак они разбили готов. Ситуация в Восточной Европе существенно изменилась и видимо в выигрыше оказались те из балтийских и иранских племен, из которых впоследствии и сформировались славяне, причем последние включили в свою среду все окружающие племена: разгромленных и потерявших целостность бастарнов, остатков фракийцев, галлов и потомков скифов, и весьма вероятно восточных иранцев - сармат. Об этом свидетельствуют анализ языка и некоторые культурные особенности славян. Лексика славянского языка в значительной мере иранская. Это слова: бог (отсюда и происхождение названия столицы Ирака Багдат, происхождение которого прочно увязывается с личным именем иранского вельможи Багадата, что значит рожденный по воле бога), богатырь (иранское – бахадур), стан - страна (используется иранцами в названии стран и местностей, например Тохаристан, Багистан - страна богов, современное Бехистун), шаровар(ы), современное татарское чальбар, озеро (афганская - даре), цыпленок (чеби), доска (тохтар), земля, день (донья), порось, морда (мард - человек), баран, буран, бирюк, собака (сабак), топор (табар), хозяин (ходжайин), хата, хутор (дом, селение, отсюда название города в Восточном Туркестане Хотан) и т. д. То же можно сказать о некоторых правилах словообразования. Например в кушанском языке, давшем начало современному афганскому языку, в именах Хувишка, Канишка приставка –ishk означает «младший». Почти то же в русском языке: брат-ишк-а, мальч- ишк-а. Город Баголан, известный ветеранам афганской волны, основанный в древности кушанами и получивший свое название от воздвигнутого на горе храма богу, звучал «Баголоно», что близко по смыслу современному русскому «обитель бога».
Названия рек – Дан-апр (Днепр), Дан-астр (Днестр), Дан (Дон) – иранские. Из других: буй-тур, фамилии Хорват (Корбут, Курбат), Шеремет(ев), Сапрыг (Сафрак), возможно Баян. Этнонимы – серб, хорват (впервые указаны как сарматские личные имена). Отсюда фамилии Корбут с перестановкой ударения и Курбатов.
Примечание. Возможно, а это признают англичане Артур, где арт - «правда», «закон», а ур - возможно, «мужчина», «человек». Сравни, скифское имя – Скилур или Артаферн – имя из Боспора Киммерийского (Тамани).
По-видимому, можно предполагать, что иранские кочевые племена антов («ант», которое некоторые трактуют как «угол», «окраина»), а так же и другие – хорват и серб - стали во главе славянских объединений или дали начало родовым аристократическим родам, получившем во всех славянских языках общее название «бояре». Известно, что некоторые юечжийские племена, судя по изображениям в Афганистане и захоронениям Горного Алтая, сбривали волосы, оставляя пучок на голове, который иногда связывали в косички. Почти такую же прическу носили на голове булгары и турки. Известно описание внешности князя Святослава, составленное греками. Князь брил голову и бороду, оставляя на голове пучок волос, и имел свисающие усы. Известны изображения кушан, потомков юечжей, того периода, когда они еще не отказались от древних родовых привычек. Они приведены в данной книге. У них так же пышные усы. По сообщению Сорианиди, на одном из изображений кушанской эпохи вельможа в колеснице с европеоидной наружностью имеет аналогичную прическу. Его волосы сбриты, а на макушке головы пучок волос, заплетенный в косичку (изображение на обувных пряжках «Колесницы с крылатыми львами», но здесь не приведено).
Сложение славян.
Взгляды историка Ключевского, явно сторонившегося кочевников скифов и сармат, и рассматривающего их, как «азиатских посетителей», имеющих «отношение к истории страны, чем к истории народа», сегодня смотрятся как-то старомодно. Трудно сказать, чем они были навеяны. В ХIХ веке в Европе стало утверждаться мнение о превосходстве европейской и отсталости азиатской расы. В некоторых умах интеллектуалов, вроде Ницше это вылилось в откровенный расизм. Другие были скромнее, но не смогли избежать общих настроений. Возможно, что это было вызвано желанием русского человека, отрекаясь от «азиатчины», утвердить себя в своих же глазах европейцем. Сегодня, когда лидерство Японии и успехи «азиатских тигров» очевидны, осознаешь, что, по сути, ученые тех лет, описывая историю с точки зрения «егоевропеизма», не смогли дать ей объективной оценки и завели свои страны в тупик. Немцы, с увлечением воспринявшие бред об арийской расе, жестоко поплатились, а англичане, как и некогда испанцы, лишились мирового лидерства.
Сегодня во взглядах на историю нет прошлой ущербности. Ученые признают, что через сармат «значительное иранское, то есть центральноазиатское влияние, дошло до славян и германских племен». {Йоахим Херманн. История человечества. Том Ш}. Признается, что славянская группа народов сформировалась в результате славяно-иранского объединения племен, которые получили название антов. Там же В. Седов указывает, что их язык, культура и религия внесли множество следов иранского влияния в эту юго-восточную ветвь славян {История человечества. Том Ш}. Некоторые суживают влияние иранцев до южных славян, включая сюда приднепровских. Именно здесь локализовались анты, иранские корни которых теперь не только не отрицаются, но подчеркиваются. В них видят потомков сармат и скифов.
Заслуживает упоминания еще одно мнение. М. Щукин полагает, что окончательное сложение славян произошло сравнительно поздно: в начале или в середине I тысячелетия. Не вдаваясь во все подробности, следует привести лингвистические доводы, вытекающие из глоттохронологического метода и исторических наблюдений. Известно, что языки, обладающие наименьшей дробностью и наибольшей площадью распространения, являются языками наиболее позднего происхождения. Готы говорили на германском языке, но, тем не менее, их язык отличался от языка западных сородичей. Из этого можно сделать вывод, что сложение германских языков произошло много раньше и в период их распада, который начался в начале нашей эры, их языки уже настолько обособились друг от друга, что общение между людьми западной и восточной частей становилось затруднительным.
В отличие от них славянские языки конца I тысячелетия различались незначительно, что можно предполагать их относительно позднее сложение. Поэтому таким периодом он называет первую половину I тысячелетия нашей эры, то есть эпоху Великого переселения народов. С этой исторической вехи, по его мнению, начинается самостоятельная история нового этнического образования, распавшегося вскоре на несколько «осколков». Одному их них, выпадет необычайная судьба: родить новый этнос, который превзойдет его самого и которому выпадет счастливая историческая судьба. Не являясь прямым потомком родителей, он, тем не менее, затмит остальных братьев своей силой и могуществом, ему удастся добиться гегемонии сначала в Восточной Европе, а затем и на значительной части Азии. Его слава и дела будут столь известны, что именно с ним будет ассоциироваться ведущий славянский этнос.
Примечание.
Глоттохронологический метод. Разработал в 1951 г. американский ученый лингвист М. Свадеши. Известно, что родственные языки со временем меняются. Порой слова получают противоположные значения. Например, красавица по-польски звучит «урода». Языки меняются под влиянием соседей. Древнерусский язык отличается от древнеславянского открытостью слогов, например: город-град, берег-брег. Вероятнее всего, это произошло под влиянием финских языков. Метод, предложенный Свадеши, позволяет по подсчету изменения ста коренных слов определить их возраст. Некоторые ученые сомневаются в формуле, но соглашаются с тем, что изменение слов, ведущее к распаду языков, связаны с его возрастом и влиянием языков соседей, с которыми они при переселении тем или иным образом контактируют. Например, германские языки сложились в I тысячелетии до н. э. В момент распада в начале I тысячелетия они существенно различались. Со временем они заняли территорию Центральной Европы, вытеснив другие языки – иллирийский, галльский, прусский. Усиление Англии во второй половине II тысячелетия привело к широкому распространению германских языков в мире. Английский язык, хотя и относится к группе германских, но его лексика в значительной мере французская.
Оценили 5 человек
5 кармы