Норманнский вопрос

4 3371

Согласно Повести временных лет, в год 6367 от сотворения мира (859) "варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей". А в год 6370 (862) "изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали pyси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля" (ПВЛ: 149).

Этот текст о приглашении конфедерацией племен севера Восточной Европы варяжского (т.е. сканди- навского) правителя Рюрика - источник и причина многих научных и околонаучных дискуссий на про- тяжении почти трех столетий. С трактовкой этого текста связан так называемый "варяжский вопрос" (или "норманнская проблема", или "норманнская теория"), который фактически сводится к определе- нию степени скандинавского участия в сложении Древнерусского государства. Та картина скандинав- ского присутствия в Восточной Европе, которая вырисовывается на сегодня, имеет мозаичный (хотя и очень детальный) характер. Однозначным может пока быть лишь негативный ответ на вопрос о том, можно ли назвать варягов создателями Древней Руси. Нельзя. Однако роль внешнего (варяжского) завоевательного и торгового импульса в складывании Древнерусского государства и степень участия скандинавов в процессах, происходивших на Руси, вне сомнения, очень значительны.

Впрочем, к нашей теме - "Россия и Норвегия" - это имеет не столь непосредственное отношение, как к контактам русско-шведским. Походы скандинавов в Восточную Европу существенно отличались от викингской экспансии в западном направлении, на острова и побережья Атлантического океана. Различными были не только цели и результаты этих походов, но и состав их участников: в силу естественно-географических причин норвежцы и датчане в массе своей двигались на запад, в то время как на восток по преимуществу устремлялись шведы. Археологические свидетельства участия норвежских викингов в "восточных" походах немногочисленны, как по причине малого числа участвовавших в этих походах норвежцев, так и потому, что собственно норвежские древности почти не выделяются на фоне шведских (см. статью Анне Стальсберг).

Сведения о норвежских викингах на Руси в конце IX - начале XI в. дошли до нас в источниках западно-скандинавского, или исландско-норвежского круга. Саги, скальдические стихи и рунические надписи говорят о походах дружин викингов по "Восточному пути" в Восточную Прибалтику и на север в Беломорье. Сообщений о военных походах непосредственно на Русь в королевских сагах и хрониках всего два, и оба эти нападения совершены норвежскими ярлами: датируемое 997 годом сожжение Ладоги ярлом Эйриком Хаконарсоном (отразившееся в археологических материалах из раскопок Земляного городища и Варяжской улицы в Старой Ладоге) и поход ярла Свейна Хаконарсона в 1015 году по "Восточному пути" в Карелию и на Русь (см. статью Владимира Лапшина).

Автор: Татьяна Джаксон

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Магдебург, побратим Запорожья, утопили в крови: Германия в шоке от теракта — а нас то за что?

Перед Рождеством террорист вновь атаковал праздничную ярмарку в ФРГЧисло жертв теракта в немецком Магдебурге, который произошел вечером в пятницу на рождественской ярмарке, приблизилось...

Обсудить
  • Чего только норманистка Джаксон не придумает. Даже сказки, которые назвали сагами, использует. Без доказательств их истинности и реальности изложенного.