А.П.ПАРШЕВ "ВАРЯГИ - ЭТО ФРАНКИ"

6 1836

Как известно, в "Повести временных лет" говорится, что начало русской

государственности положил варяг Рюрик, приглашенный коалицией племен Се-

верной Руси примерно в 860 году. При этом ранее та же коалиция изгнала ва-

рягов из страны. Уже более двух столетий в российской и мировой историчес-

кой науке дебатируется вопрос о национальной и государственной принадлеж-

ности варягов. Основных версий две: норманнская (варяги - это викинги из

Скандинавии, скорее всего шведы) и антинорманнская (без явного положитель-

ного утверждения, кто же были эти варяги).

Я думаю, что история с призванием варягов объясняется так.

К началу 9 века в Европе сложились всего два крупных государства:

Римская империя со столицей в Константинополе (империя ромеев) и империя

франков с королем Карлом Великим во главе. Его империя занимала огромную

территорию: Францию, части Италии и Германии, Баварию, Богемию и т.д. В

статусе он, однако, уступал римским императорам, хотя даже овладел Римом,

и римский папа был его сторонником. В конце концов Карл был и коронован в

800-м году короной Римских императоров.

Этот акт был по понятиям того времени узурпацией - Константинополь не

терпел конкурента.

Отношения с настоящей Римской империей у римской империи Карла и его

наследников были испорчены на несколько десятков лет, время от времени они

переходили из состояния холодной войны в горячую.

Этот разрыв отрицательно повлиял на внешнюю торговлю Франкского госу-

дарства, которая составляла, в частности, одну из существенных опор бюдже-

та (10% от стоимости каждой торговой сделки шли в доход государства). Из

стран Востока знать франков ("опора режима") получала предметы роскоши - в

первую очередь шелковые ткани, в т.ч. парчу, и, главное, серебро, на кото-

ром базировалась денежная система. Путей из франков в арабы было два: по

Средиземному морю и по Дунаю и Черному морю. Но Константинополь (Восточ-

но-Римская империя) в основном эффективно контролировал оба этих пути.

В этих условиях фризы (народность севера Франкского государства) на-

чали усиленно эксплуатировать третий (резервный) путь. Он шел через пере-

шеек Ютландского полуострова в Балтику, по Балтике через Неву, Ладожское

озеро, Свирь, Онежское озеро, реку Вытегру, Белоозеро, Шексну с выходом на

Верхнюю Волгу. Затем по какой-то причине маршрут шел не вниз по Волге в

Каспий, а более сложно: через систему мелких рек, в том числе реки Кото-

росль, Нерли Волжскую и Клязьминскую, Клязьму, среднюю Оку на Дон. С Дона

существовали выходы на Волгу и в Каспий, где и осуществлялись торговые

операции с арабами.

Из Западной Европы по этому пути шли знаменитые франкские мечи, вино

в фризских кувшинах, стеклянные изделия, возможно, сукно, обратно - шелк и

серебро. А местные товары - янтарь, мед, воск, пушнина, рабы - перемеща-

лись в обе стороны.

Время существования этого пути "из варяг в сарацины" и само его су-

ществование хорошо подтверждаются кладами арабского серебра и находками

франкских мечей, а также функционированием по этому маршруту единой денеж-

но-весовой системы, базировавшейся на "фунте Карла Великого" - 409 г. - и

дирхеме (арабской монете весом чуть менее 3 граммов). Сам этот историчес-

кий период так и называется - "первый период обращения дирхема" - примерно

795-840гг.

Вход в "Волго-Балт" того времени контролировался Ладогой, поселением

у Ладожского озера. Оно было основано по крайней мере за 50 лет до описы-

ваемых событий скорее всего как купеческая фактория, но резко разрослось в

начале 9-го века, а к концу периода там появилась каменная крепость. Она в

точности соответствует крепостям франков того времени, построенным для

обороны от викингов на Рейне и в Фрисландии. Других каменных крепостей

этого времени в Европе нет, если не считать нескольких в Чехии. Следы

франков зарегистрированы в Ладоге того времени и археологически.

В 843 году Империя франков после периода упадка развалилась на нес-

колько воюющих государств, некоторые из которых резко улучшили отношения с

Константинополем. Острая нужда в "третьем пути" отпала, да и территории

Западной Европы вступили в период регресса, что привело к снижению, види-

мо, покупательной способности. Народы северо-восточной Европы, принимавшие

участие в эксплуатации трассы, потеряли привычные выгоды доступа к благам

цивилизации. К моменту перед самым развалом относится (839 г.) и попытка

"русов" как-то наладить отношения с Восточно-Римской империей, которая о

них к тому времени теоретически не должна была и знать. Но ромеи не захо-

тели иметь с ними дела и, более того, зачем-то отослали послов...к Людови-

ку Немецкому, королю одного из обломков франкской империи. Зачем это было

сделано - непонятно, если считать, что не франки, а скандинавы контролиро-

вали эту территорию.

Следует подчеркнуть, что следы скандинавов в событиях того времени

почти не просматриваются. Причина лежит на поверхности - Скандинавия, в

частности Швеция, вовсе не были тогда таким уж развитым регионом. Христи-

анизация Швеции или, например, чеканка монеты начались в Швеции даже поз-

днее, чем на Руси. Несколько более влиятельна была Дания, и она конкуриро-

вала с франками за торговлю на Балтике, но влияние и датчан, и шведов ста-

ло заметным уже в последующие века.

Надо отметить, что и славяне были мало заметны на волжско-балтийском

маршруте в начале 9-го века. Массивное расселение славян по Северной Руси

еще только начиналось, хотя ильменские словене и кривичи участвовали в

"приглашении варягов". В основном в 800-840 гг. в эксплуатации пути учас-

твовали весь (Белоозеро и Шексна), меря (впоследствии - Ростово-Суздаль-

ская Русь), мурома (Ока) и пока не совсем понятный народ в бассейне Дона и

его притоков, который многие исследователи и считают "русью". Этнический

характер населения тех мест (т.н. "салтово-маяцкая культура") не ясен,

возможно, оно было аланским (ираноязычным), родственным осетинам, возможно

и смешение аланов со славянами. Впоследствии все эти народы переняли сла-

вянский язык и участвовали в формировании древнерусской народности.

Кстати, следы контактов "салтовцев" с Балтикой и фризами относятся и

к еще более раннему времени, янтарь и фризские предметы 7-8 вв. находят в

курганах в районе Ростова-на-Дону и выше по Дону, Северскому Донцу и Оско-

лу.

Откуда взялось название "варяги"? Звук "ф" во многих языках искажает-

ся. На Украине и сегодня говорят не Федор, а Хведир, а сложное имя с двумя

"ф" Ефстафий упрощают до Остапа. Многими народами с трудом произносится и

дифтонг "фр". И греки, и арабы называли франков "фаранг" или "варанг".

Кроме того, в восточнославянском произношении "варанг" превратился в "ва-

ряга" (как народ "галинды" превратился в "голядь", "колбинги" в "колбя-

гов"). Впоследствии, через несколько сот лет, таким же образом южные фран-

ки (венецианцы и генуэзцы) были превращены русскими во фрягов.

Почему отношения между франками и населением Северо-Восточной Руси

обострилось к концу "первого периода обращения дирхема"? Возможно в обста-

новке развала империи и гражданских войн на родине варяги окраин цивилиза-

ции вели себя не очень хорошо, и избавление от них приветствовалось насе-

лением. Но после периода эйфории наступила анархия. Не было независимой

силы, наблюдавшей за соблюдением гражданского и уголовного права ("прав-

ды"). Преимущества централизованной власти были осознаны родами и племена-

ми, но где найти непричастный к местным конфликтам государственный аппа-

рат, да еще желательно с опытом управления? В конце концов на их приглаше-

ние откликнулся один из последних представителей имперской правящей вер-

хушки граф Рорик Ютландский. В его послужном списке было управление об-

ластью во Фрисландии (своего рода "франкском поморье"), после развала им-

перии он конфликтовал с королями "обломков империи", некоторое время он

контролировал важный переход из Северного моря в Балтику. Призванный в

Русь, он восстановил администрацию в наиболее важных центрах Северной Ру-

си, в основном на перевалочных пунктах на Пути.

(Надо, правда, отметить, что имя Рюрик может быть и легендарным. Дело

в нескольких фонетических совпадениях: столица славян-ободритов, контроли-

ровавшая один из волоков с Эльбы на Балтику, называлась Рерик. Кроме того,

похожие имена встречались в датских преданиях и в славянском фольклоре

(Рарог-Рарашек)).

Его наследники добились большего - взяли под контроль еще и путь "из

варяг в греки": вопреки распространенному заблуждению он проходил не через

Новгород, а шел по Западной Двине и Днепру с волоком в несколько километ-

ров в районе Смоленска (Гнездово). Захватив Киев, преемник Рорика Олег

достиг монополии на кратчайшие пути с Балтики в Черное и Каспийское моря,

что приносило тогда большую выгоду, хотя такого благоприятного периода для

транзитной торговли, как 800-840 гг., больше, видимо, не было.

Затем в Восточной Европе начало резко расти население, главным обра-

зом благодаря миграции и росту численности славян. Славяне первыми из на-

родов Европы переняли у римлян новый хлебный злак - рожь, устойчивый в су-

ровом климате Северо-Востока. На территории Северной и Центральной России

образовался новый земледельческий регион, население которого было гораздо

многочисленнее, чем при возделывании проса и ячменя. В этих условиях у го-

сударственной власти кроме 10% с транзитной и местной торговли появился и

феодальный ресурс - натуральный налог с земледельца.

Итак, варяги - это франки. Следовательно те, кого согласно "Повести

временных лет, наши предки пригласили на Русь княжить, были феодалами раз-

валившейся франкской империи Карла. Кстати, там, где в "Повести временных

лет" при перечислении народов Европы должны быть упомянуты франки (самый

прославленный европейский народ тех времен), там и стоят "варяги", которых

летописания других народов Европы в то время просто не знают. Но о доказа-

тельствах позднее.

А.П. ПАРШЕВ

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Дураки кончились вместе с Украиной. Но Макрон будет их искать

Мы неоднократно отмечали феномен украинского сознания. Если поговорить с украинцами на улицах их городов, то выяснится, что едва ли не каждый желает победить Россию на поле боя. Но посл...

Битва за Днепр - при Гитлере и Зеленском

Когда мы говорим о битве за Днепр, независимо от того, идёт ли речь о времени Великой Отечественной войны или о современной эпохе, все почему-то начинают представлять себе форсирование ...

Обсудить
  • Мне кажется, эта версия имеет право на существование. Фаранги/ференги=франки видел в переводах восточных сказок на русский. Паршеву респект, но последнее слово, как обычно, за историками периода. Спасибо за информацию!
  • Есть одно достаточно большое препятствие на пути превращения этой гипотезы в что-то более обоснованное: феодалы империи Карла Великого были христианами, причём - западного обряда. Если бы приглашённая власть (пусть пока будет - Рюрик) была из империи франков, Русь крестили бы много раньше и - по римскому обряду. Выгнанные варяги могли быть христианами, потому и позвали, когда нужда пришла, не их, а тех, кто был "социально ближе" - тех, кто сохранил язычество и не попытался бы первым делом опрокинуть старых богов. Я - не профи, но на мой взгляд более вероятны следующие варианты: 1. После изгнания "первых варягов" на Севере будущей Руси образовалась своя власть. Поскольку население было смешанным, во власть пришли те, кто лучше обращался с оружием - ученики или участники балтийских мореходов (тех, которые для Европы - викинги). 2. Поскольку тогда национальная или этническая принадлежность не имела особого значения, в отличие от родовой кровной семейной связи, местное население приняло Рюрика именно потому, что он был кровным родичем кого-то из местных племенных вождей, да ещё и обученную дружину с собой привёл. Возможно, поучаствовав в изгнании "предыдущих легитимных". 3. Ну и - самый тупой лобовой вариант: группа варягов во главе с Рюриком пришла к выводу, что основать базу в "рыбном месте" выгоднее, чем наезжать туда за данью, да ещё и тратить время и силы на перелавливание лесовиков в их лесах, а сказку о "призвании для установления наряда" - политически мотивированная легенда времён приведения к контролю уже вятичей в конце 11 века, синхронная созданию ПВЛ.