Тепловая смерть литературы

10 506

Я, человек в целом далёкий от культуры, в последнее время часто стал думать об одном культурном феномене, который мы все с вами переживаем. Я задумался вот о чём: как и почему в наше общение стали проникать мемы, гифки и прочие шаблонные реакции? Всё больше мы прибегаем к знакомым всем изображениям для выражения тривиальных вещей. Библиотеки гифок и мемов становятся по сути новым словарём, неким аналогом иероглифической письменности,  где символ выражает понятие. Этот процесс идёт семимильными шагами - недавно обнаружил, что поиск гифок интегрирован в WhatsApp, некоторые СМИ стали использовать если не сами мемы, то аналогии с ними. Мне кажется очень интересным вопрос почему использование шаблонов так притягательно для человека? Почему уместное использование мема всегда вызывает бурю лайков, в то время, как тот же смысл, переданный вольным стилем, не даёт такого эффекта?

Мне кажется, это явление имеет одного очень древнего предка - цитаты - короткие, ёмкие выражения, сформулированные известным человеком и годные к повседневному применению. Они хороши тем, что, как правило, являются результатом умственной работы или вдохновения, они передают понятия и ощущения наиболее ёмко, их плотность информации намного выше, чем у сухого энциклопедического определения или описания обывателя. Уместное использование цитаты приобщало использовавшего к образу автора, демонстрировало образованность и понимание творчества. Одним замечательным моментом являлось то, что авторов было мало. Если рассмотреть срез общества времён расцвета известной нам литературы - 18-19 века - то мы увидим, что  творческий класс (как опошлено это словосочетание теперь!) составлял ничтожно малую долю населения. Это были избранные из избранного сословия, средоточие образования, духовности, колоссы, указующие остальным путь к развитию и духовному совершенству. Существовала значительная разница потенциалов между читателем и автором, что порождало напряжение, передачу информации, рост читателя.

Что же мы видим теперь? Большинство авторов, которых я могу видеть на полках книжных магазинов, я не знаю. А когда пытаюсь узнать о них побольше, когда вижу их в каких-либо беседах по телевизору, то убеждаюсь, что большинство из них - такие же обыватели. Их язык не на много богаче, если не беднее, чем у многих менее творческих людей, известных мне. Используемые ими выразительные средства вторичны, словно не книгу читаешь, а комиксы из тех же самых гифок смотришь. Духовности из таких книг почерпнуть удаётся редко, а автор не имеет достаточного авторитета чтобы убедительно донести сколь угодно значимую идею.

Недавно с женой, переключая каналы, случайно наткнулись на экранизацию повести "Станционный смотритель" и, хотя мы читали её и в школе, и в более осознанном возрасте, мы были поражены этим произведением и игрой актёров. Как зачарованные мы смотрели до конца не проронив ни слова. Потому что там всё - результат умственной работы автора, его духовное отображение, его представление о морали и правде. И тут я понял, что через века Александр Сергеевич протянул нам руку, чтобы поднять нас с колен, вынуть из грязи и пошлости, чтобы помочь расти. Как и двести лет назад, он выше культурного уровня обывателя, он один на миллион.

Теперь же у нас полное равенство-братство и каждый может высказывать своё мнение. И гораздо большая часть обывателей стала пытаться своё мнение одеть в обложку и продать. В результате мы больше не генерируем достаточной разницы потенциалов, напряжения нет, нет роста уровня читателя. Я могу охарактеризовать текущее состояние, как тепловую смерть литературной вселенной. Вся энергия перераспределилась равномерно и больше не передаётся.

Я не хочу сказать, что хороших авторов нет, что они вымерли. Просто им стало чертовский трудно пробиться в толпе других - тех, кто умеет метко попадать в ожидания потребителя.

Недавно Эрнста спросили, почему такое низкое качество новогодней программы? А он ответил, что оно соответствует запросу среднего гражданина. Т.е. Эрнст прилюдно сказал, что его телевидение не имеет задачи повышения культурного уровня среднего обывателя, а только лишь стремится удовлетворить его потребности. С таким подходом Александр Сергеевич канул бы в лету, а при жизни слыл бы пошляком и автором задорных матерных частушек.

В заключение хотелось бы предложить какой-то выход, но я его не могу найти. Схожее чувство у меня возникло, когда я читал в первый раз прекрасное произведение Рэя Брэдберри "451 градус по Фаренгейту". Там есть монолог брандмейстера Битти, который окатил меня ледяным ужасом и заставил взглянуть вокруг себя и сказать  "Сопротивляться во что бы то ни стало".

Они там есть: Свой среди чужих

Один Человек с ТОЙ стороны ЛБС недавно написал: «Я боюсь сдохнуть среди чужих, за чужих, и врагом для своих. Мысли о такой смерти приводят меня в ужас» — это, наверное, именно те слова,...

Обсудить
  • 1. Кто как хочит, так и строчит. 2. У каждого свой вкус, сказал индус, а обезъяна не возражала. 3. Инфопространство, оно предназначено для умственных путешествий, а не для информацыонных перверсий. 4. В Инфопространстве действует принцып свободы перемещения и нефиг тут знаки дорожного движенья расставлять. 5. Не нравится инфа, иди на другую информацыонную поляну, может быть там кто вкусную кучку навалил. Пробуй, и найдёшъ. . Это фундаментальные аксиомы ОИЧ (общего инфопространства человецей). И автор статьи это должен выучить. А если не хочет, пусть не выучивает. Но только потом пусть не обижается. Грибы.