Сионизм. Теодор Герцль

0 253

Продолжаю вводить в Новый журнал свои старые статьи, иногда дополненные чем-нибудь (ведь прошло уже 7-8 лет с момента их написания).

Невозможно говорить о сионизме, не рассказав о его отцах-основателях, и о причинах его появления. И сегодня я расскажу об одном из них - Теодоре Герцле.

Он родился 2 мая 1860 года в Будапеште, в ассимилированной семье, соблюдающей еврейские традиции.

Чуть-чуть отвлекусь, дабы рассказать о тогдашних веяниях в среде европейских евреев. Во второй половине XVIII века возникло движение под названием Хаскала, которое выступало за принятие ценностей просвещения, бОльшую интеграцию в европейское общество, и роста образования в области светских наук, иврита и истории еврейского народа. «Хаскала» в этом смысле обозначает начало движения по включению евреев Европы в светскую жизнь, приведшего к созданию первых еврейских политических движений и борьбы за отмену дискриминационных законов. Девиз Хаскалы был - будь евреем дома (если хочешь) и гражданином на улице. Я не случайно "если хочешь" заключил в скобки. Четверо из 6 детей инициатора Хаскалы, еврейско-немецкого философа Мозеса (Моисея) Мендельсона - крестились, а внуки уже все были христиане.

Вот и семья Герцля была полностью интегрирована в гражданскую, общественно-политическую жизнь тогдашней Австро-Венгрии. В 1878 году семья Герцля переехала из Будапешта в Вену и он поступил на юридический факультет Венского университета. В 1884 году Теодор получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга. В те годы он почти не интересовался "еврейским вопросом", хотя некоторые "звоночки" были, но мы их опустим.

С 1885 года Теодор Герцль посвятил себя исключительно литературной деятельности. Он написал ряд пьес, фельетонов и философских рассказов. Некоторые его пьесы имели ошеломляющий успех на сценах австрийских театров, и некоторое время писатель считался одним из ведущих австрийских драматургов. Пьесы проходили на сценах Вены, Берлина, Праги и других театральных столиц Европы.

С октября 1891 по июль 1895 годов Герцль работал в Париже, корреспондентом влиятельной либеральной венской газеты «Neue Freie Presse», в которой публиковал, помимо прочего, заметки о парламентской жизни во Франции. Свои взгляды на политику Теодор опубликовал в небольшой книге «Бурбонский дворец» (здание, где находилась французская палата депутатов). В политических кругах Парижа Герцль неоднократно слышал антисемитские речи и высказывания. Его взгляды на решение еврейского вопроса постепенно менялись, что заметно уже в его пьесе «Гетто» (1894), переименованной затем в «Новое гетто».

Мировоззрение Герцля во взглядах и в жизни состоялось в 1894 году, под влиянием дела Дрейфуса (с чего я и начал https://cont.ws/post/451095). Раздававшиеся на парижских улицах крики «Смерть евреям!» окончательно и бесповоротно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса, является создание независимого еврейского государства. Поэтому в июне 1895 года Герцль обратился за поддержкой к барону Морису де Гиршу. Однако встреча не принесла результатов. В те дни Теодор начал писать дневник и делать первые наброски к книге «Еврейское государство». В своём дневнике он писал: «Идеи в душе моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит, чтобы все это осуществить…».

Свою программу Теодор Герцль изложил в книге «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля 1896 года. В том же году были опубликованы её переводы с немецкого на иврит, английский, французский, русский и румынский языки. В этой книге Герцль подчёркивал, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса, по его мнению, должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями. Это будет организованный исход еврейских масс Европы в самостоятельное еврейское государство.

Герцль полагал, что образование подобного государства должно осуществляться по заранее продуманному плану. Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса (например, установление семичасового рабочего дня), свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права). Для реализации этого плана Т. Герцль был убежден, что необходимо создать два органа — политический и экономический: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и конкретным строительством. Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам».

Идея Герцля о создании еврейского государства была

принята различными слоями еврейского народа по-разному.

Большинство западноевропейских евреев подвергли сомнению исходные предпосылки Герцля и отвергли его план, и лишь некоторые видные еврейские деятели стали на его сторону (М. Нордау, И. Зангвил). Однако многие участники движения Ховевей Цион в Восточной Европе и сионистски настроенные еврейские студенты Австрии, Германии и других стран (в большинстве — выходцы из Восточной Европы) восприняли идеи Герцля с огромным энтузиазмом и призвали его руководить группами, готовыми посвятить себя осуществлению этого плана. Общение с ними убедило Герцля в том, что для еврейских масс представление о еврейском государстве неотделимо от Эрец-Исраэль. Так движение стало сионистским.

Вместе с Оскаром Мармореком и Максом Нордау он организовал Всемирный сионистский конгресс (с 26 по 29 августа 1897) в Базеле и был избран президентом «Всемирной сионистской организации и оставался им до конца жизни.

Принятая там Базельская программа послужила основой для многочисленных переговоров (в том числе с германским императором Вильгельмом II и турецким султаном Абдул-Гамидом II) с целью создать «жилище для еврейского народа» в Палестине. Переговоры не увенчались успехом, так же, как и переговоры ( о деньгах) с бароном Эдмоном де Ротшильдом. Но Герцль не опускал рук.

5 августа 1903 г. Герцль отправился в Россию, чтобы попытаться облегчить положение русских евреев и добиться поддержки России в переговорах с Турцией о Палестине. Герцль дважды встречался с министром внутренних дел В. Плеве, который пообещал, что русское правительство окажет поддержку сионистам в их переговорах с султаном, и с министром финансов С. Витте, с которым обсуждал вопрос о деятельности Сионистского банка в России.

Постепенно менялись (в сторону смягчения) позиции и Вильгельма Второго, и турецкого султана, и английских властей (предложивших часть территории современной Кении, под названием Уганда).

В написанном им утопическом романе на немецком языке «Altneuland» («Старая новая земля» 1902, позже Нахумом Соколовым он был переведён на иврит), Теодор Герцль создал идеалистическую картину будущего еврейского государства. Здесь он сформулировал эскиз политического и общественного строя еврейского государства в Палестине. Он не предвидел арабско-еврейских конфликтов и стоял на точке зрения, согласно которой живущие в Палестине арабы будут радостно приветствовать новых еврейских поселенцев. В переводе на иврит роман назывался Тель-Авив (то есть «весенний холм», название библейского поселения); название будущего города Тель-Авив было навеяно романом Герцля.

Ожесточенные схватки с оппонентами, в дополнение к напряжённой борьбе за дело сионизма, привели к обострению болезни сердца, которой страдал Герцль. Его болезнь осложнилась воспалением легких. Своему другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал: «Почему мы дурачим себя?. Колокол звонит по мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более что я не потерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохо послужил своему народу». Это были его последние слова.

Теодор Герцль скончался 3 июля 1904 года в Эдлах, в Австрии.

В завещании Герцль просил похоронить его в Вене рядом с отцом, пока еврейский народ не перенесёт его останки в Землю Израиля. На его похороны в Вену приехали тысячи и тысячи сторонников со всей Европы. Венцы были потрясены душевной отзывчивостью евреев на его смерть, ибо помнили его лишь как литератора с причудливыми националистическими идеалами. Останки вождя сионизма были доставлены из Австрии в Иерусалим 14 августа 1949 года, вскоре после создания Государства Израиль. Ныне прах провозвестника еврейского государства покоится на горе Герцля в Иерусалиме, а недалеко от его могилы построен музей Герцля.

День смерти Герцля по еврейскому календарю 20-й день месяца таммуз отмечают в Израиле как национальный день его памяти.

После его смерти В. Жаботинский (о котором речь впереди) писал: «И днем конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета — но за него мы песню допоем!»

ПыСы Вот буквально только что прочитал у "прихожанки", что рукопись "протоколов" (вот прямо с его росписью) была изъята у Герцля, на конгрессе в Базеле, агентом русской тайной полиции. (Ё МОЁ! где Герцль и где "протоколы")

Или вот у другой, такой же сумашедшей - " Их главная цель, как говорил Герцль: "Чтоб завоевать весь мир. надо уничтожить Россию!" (ЁПРСТ! Где Герцль и где Россия)

И какой только дури не прочитаешь от разных невежд. Но ведь верят и распространяют. % идиотов никак не хочет снижаться.


Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...