1 апреля в БКЗ СПб прошел спектакль Московского губернского театра Сергея Безрукова «Владимир Высоцкий. Рождение легенды». В БКЗ в тот вечер был аншлаг, и спектакль петербургская публика восприняла на ура. Мне, как давнему поклоннику творчества В.С. Высоцкого, й очень приятно, что память о гениальном барде, поэте, актере продолжает жить, прокладывая себе тропинку и в мире культуры нового подрастающего поколения, которое выросло на совсем иных образцах творчества. Поэтому убежден, что великое дело сохранения памяти о кумире поколения 60-70-80-х В.С. Высоцком, предпринятое С. Безруковым, можно только приветствовать.
Вместе с тем, лично у меня впечатление о спектакле осталось двойственным. С одной стороны, ряд актеров, искали и нашли свой ключ к пониманию и раскрытию творчества Владимира Семеновича. И это прозвучало, на мой взгляд, действительно мощно. Но и было и то, что вызвало лично у меня категорический протест.
Хлесткостью и образностью выражений В.С. Высоцкий, оказывается, обязан… Бабелю!
Может это, конечно, была тонкая оригинальная шутка от сценариста на 1 апреля. Но именно так и заявили на спектакле, устроив демонстрацию непонятно откуда взявшейся еврейской свадьбы и завершив все это лицедейство песней из дворового репертуара «Про антисемитов». Сам В.Высоцкий литературные вкусы свои не скрывал, кумиром его был А.С. Пушкин.
Дальше – больше. Кто-то, видимо, решил, что доживи В. Высоцкий до сегодняшнего дня он бы точно изменил свои взгляды. Например, на Великую Отечественную войну.
В реперском стиле решили исполнить стихотворение В. Высоцкого «Из дорожного дневника»:
Ожидание длилось, а проводы были недолги. Пожелали друзья: "В добрый путь, чтобы все без помех". И четыре страны предо мной расстелили дороги,
И четыре границы
шлагбаумы подняли вверх.
Тени голых берез
добровольно легли под колеса,
Залоснилось шоссе
и штыком заострилось вдали.
Вечный смертник-комар
разбивался у самого носа,
Превращая стекло лобовое
в картину Дали.
Сколько смелых мазков
на причудливом мертовм покрове,
Сколько серых мозгов
и комарьих раздавленных плевр!
Вот взорвался один,
до отвала напившийся крови,
Ярко-красным пятном
завершая дорожный шедевр.
И сумбурные мысли,
лениво стучавшие в темя,
Устремились в пробой -
ну попробуй-ка останови!
И в машину ко мне
постучало просительно время.
Я впустил это время,
замешанное на крови.
И сейчас же в кабину
глаза из бинтов заглянули
И спросили: "Куда ты?
на запад? Вертайся назад!.."
Я ответить не смог:
по обшивке царапнули пули.
Я услышал: "Ложись!
Берегись! Проскочили! Бомбят!"
Этот первый налет
оказался не так чтобы очень:
Схоронили кого-то,
прикрыв его кипой газет,
Вышли чьи-то фигуры -
назад, на шоссе - из обочин,
Как лет тридцать спустя,
на машину мою поглазеть.
И исчезло шоссе -
мой единственный верный фарватер.
Только - елей стволы
без обрубленных минами крон.
Бестелесый поток
обтекал не спеша радиатор.
Я за сутки пути
не продвинулся ни на микрон.
Я уснул за рулем.
Я давно разомлел до зевоты.
Ущипнуть себя за ухо
или глаза протереть?
В кресле рядом с собой
я увидел сержанта пехоты.
"Ишь, трофейная пакость,- сказал он,-
удобно сидеть".
Мы поели с сержантом
домашних котлет и редиски,
Он опять удивился:
Откуда такое в войну?
"Я, браток,- говорит,-
восемь дней как позавтракал в Минске.
Ну, спасибо, езжай!
будет время, опять загляну..."
Он ушел на Восток
со своим поредевшим отрядом.
Снова мирное время
в кабину вошло сквозь броню.
Это время глядело
единственной женщиной рядом.
И она мне сказала:
"Устал? Отдохни - я сменю".
Видимо, чтобы добавить сегодняшнего звучания в это стихотворение добавили рефрен: ПОСТУЧАЛОСЬ ВРЕМЯ, ВРЕМЯ, ЗАМЕШАННОЕ НА КРОВИ.
И вот такой концовкой с единственной женщиной рядом, четверостишьем, повторенным дважды, эта песня репера и закончилась.
Но так случилось, что стихотворение это мне хорошо запомнилось в свое время. И концовка его совсем другая, это не озвученное продолжение:
Кроме редких ухабов,
ничто на войну не похоже.
Только лес молодой,
да сквозь снова налипшую грязь
Два огромных штыка
полоснули морозом по коже,
Остриями - по мирному -
кверху, а не накренясь.
Здесь, на трассе прямой,
мне,
не знавшему пуль,
показалось,
Что и я где-то здесь
довоевывал невдалеке.
Потому для меня
и шоссе, словно штык, заострялось,
И лохмотия свастик
болтались на этом штыке.
В результате кардинально изменился смысл. То есть образ поэта, «довоевывающего» в своих песнях за всех фронтовиков, слабо вписывался в ту легенду, которую хотелось создать из В. Высоцкого. А образ «ЛОХМОТИЙ СВАСТИК, БОЛТАВШИХСЯ НА ЭТОМ ШТЫКЕ», видимо, вообще показались крамолой и был просто вычеркнут.
Такая же незавидная судьба постигла и песню «Сыновья уходят в бой». Особый талант здесь продемонстрировали создатели видеоклипа на данную песню: сначала гибнет, видимо, отец, а потом следом за ним на него падает и гибнущий сын. Вот такая безнадега и беспросветность ужасов войны. А что у В. Высоцкого?
Я успеваю улыбнуться,
Я видел, кто придет за мной.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!
Разрывы глушили биенье сердец,
Моё же мне громко стучало,
ЧТО ВСЁ ЖЕ КОНЕЦ МОЙ — ЕЩЁ НЕ КОНЕЦ:
КОНЕЦ — ЭТО ЧЬЁ-ТО НАЧАЛО.
Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землёй.
Мы не успели, не успели, не успели,
не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!
Таким же бескомпромиссным образом чья-то редакторская рука повыбрасывала не понравившиеся, видимо, четверостишья из «Баньки по-белому» и «Спасите наши души».
Одно из последних стихотворений поэта «И снизу лед, и сверху, маюсь между…» видимо так задело исполнителя своим шукшинским и древнекрестьянским образом «Я весь в поту, как пахарь от сохи», что превратилось в «Я чист и светел, ведь не от сохи» (воспроизвожу по памяти, но примерно так). Память подвела актера и на ходу придумал? Вряд ли…
Создалось впечатление, что прокрустово ложе, в которое решили вписать В. Высоцкого – это борец с режимом. Все, что этому образу не соответствовало, удалялось. То, что работало на него, приписывалось.
Вот неадекватная учительница заставила школьнику Володю писать фразу о «вожде народов», и юный бунтарь сменил учительницу – так рисует образ сценарист спектакля. А все интересующиеся могут прочитать стихотворение «Моя клятва», которое было написано восьмиклассником Володей Высоцким 8 марта 1953 г.:
Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.
Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело…
Жжёт глаза мои страшный огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде.
Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.
Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.
В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.
Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.
Понятно, что отношение зрелого В. Высоцкого к И. Сталину будет меняться. Но кому нужна историческая правда, если заявлена легенда?
Поводом для преследований Высоцкого со стороны КГБ стали (по версии сценариста спектакля) … стихи «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей». Но их автор, извините, не Высоцкий, а Ю. Визбор.
Другая фальшивка, приписываемая В. Высоцкому:
Новые левые – мальчики бравые
С красными флагами буйной оравою,
Чем вас так манят серпы да молоты?
Может, подкурены вы и подколоты?!
Слушаю полубезумных ораторов:
«Экспроприация экспроприаторов…»
Вижу портреты над клубами пара –
Мао, Дзержинский и Че Гевара.
Милые педики, красятся бабами,
Шашни заводят с друзьями-арабами,
Лгут. Лицемерят. Бросаются фактами.
Носятся с Насером и с арафатами.
Лучше бы, право же, мальчики правые!
Левая власть – это дело кровавое.
Что же, валяйте затычками в дырках,
Вам бы полгодика, только в Бутырках!
Не суетитесь, мадам переводчица,
Я не спою, мне сегодня не хочется!
И не надеюсь, что я переспорю их,
Могу подарить лишь учебник истории…
Вот такой махровый антисоветский диссидент Высоцкий кому-то очень был нужен в 90-х годах и сегодня, похоже, создание этого мифа продолжается.
Чуть-чуть критического мышления. Как назначались актеры на главные роли в кино и спектаклях в то время, как организовались концерты, как давали допуск для выезда за границу? И все это было реально тотальное попустительство всемогущего, всесильного и страшного КГБ тех времен?
И огульное отрицание веры – это тоже не весь В. Высоцкий. Были еще и «Купола в России кроют чистым золотом».
Авторский взгляд, «я так вижу», на мой взгляд, хорош и уместен там, где творишь, создаешь САМ. А когда ты передаешь чужое, важно это делать с уважением к действительно великому творцу, к строчкам, словам, смыслам.
Помнится в записи одного из концертов Владимир Семенович как раз прошелся на тему подражателей. «Считается, что это очень несложно. Надо выпить чего-нибудь и подышать в форточку и будет уже а-а-а и под Высоцкого» и вспомнил в этой связи слова В.В. Маяковского, которого, кстати, тоже очень любил: «Не надо под Маяковского. Делайте под себя!».
Имитация хрипоты отдельными персонажами спектакля, безусловно, удалась. Но это форма, лишенная реального глубинного содержания надрыва, боли и мощи, которые, увы, попытались заменить громким криком и децибелами ударников.
Оценил 1 человек
1 кармы