В конце 1870-х годов И. С. Тургенев находился во Франции, проживая там вместе с семьей Полины Виардо. Зимние месяцы он проводил в Париже, а лето предпочитал проводить в курортном городе Буживаль. Каждую весну Тургенев обязательно возвращался в Россию, где его ждали встречи с молодежью, речи и обеды. Как создатель "Записок охотника", он с радостью приветствовал новые идеи и направления, но одновременно, как автор "Отцов и детей", он предупреждал молодежь, что есть что-то ценное, чему они могут научиться у старшего поколения. Тургенев осознавал, что пришло время подводить итоги своей жизни.
Именно в это время Тургенев задумался о создании нового, более сложного жанра, которого до того не было в литературе. С 1877 года он начал создавать "Стихотворения в прозе", которые стали непревзойденным образцом этого нового жанра в русской литературе. Тургенев выбрал такую форму из-за желания максимально приблизить прозу к поэзии и создать "особый жанр лирического дневника, где он мог бы описывать увиденное, воспоминания о прошлом, мимолетные впечатления и размышления о будущем".
В этих "Стихотворениях в прозе" Тургенев затрагивал самые разнообразные темы – философские, социальные, психологические. Он говорил о жизни вселенной, о природе, о любви, о смерти, о родине, о красоте, о подвиге и о дружбе.
Тургенев не собирался изначально публиковать эти стихотворения и не придавал им большого значения, рассматривая их только как предварительные наброски для будущих произведений. Он писал их не для печати и только иногда читал отдельные стихотворения своим друзьям.
Однако незадолго до своей смерти Тургенев показал эти стихотворения М. М. Стасюлевичу, который навещал его в Буживале. Стасюлевич уговорил Тургенева отдать эти произведения для публикации в журнале "Вестник Европы". Тургенев согласился, и в декабре 1882 года было опубликовано 51 стихотворение из этого цикла. Всего было написано гораздо больше стихотворений, но остальные были слишком автобиографичными, поэтому он не стал их публиковать. Эти стихотворения были опубликованы гораздо позже, в 1930-1931 годах.
Стасюлевичу Павел Васильевич Анненков писал: "Хочу Вас поблагодарить за эту уникальную ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благородных мыслей мужчины, которая называется 'Стихотворения в прозе'...".
Итак, вопрос о названии этих произведений был решен не сразу. Стасюлевич предложил назвать их "Зигзагами". Эти художественные произведения были "короткими, как молнии, и, как молния, внезапно освещали перед вами огромные перспективы". Однако Тургенев уже придумал два жанровых определения, которые дополняли друг друга. Он назвал свой цикл "Старческое – Senilia" на латыни, что говорило о том, что перед читателем рассказ о пережитом, перечувствованном, своеобразный итог жизни. Другое название, "Стихотворения в прозе", раскрывало оригинальную форму произведений: сочетание лирического и прозаического, что до этого было невиданно.
Тематика стихотворений И. С. Тургенева в его "Стихотворениях в прозе" охватывает широкий спектр сюжетов и идей. Они отражают его размышления о жизни, смерти, природе, любви, родине, красоте и других важных аспектах человеческого существования.
Некоторые стихотворения, такие как "Старуха", "Старик", "Собака" и "Сон", пронизаны темой неизбежности смерти. В это время Тургенев был серьезно больным и страдал, что отразилось в его творчестве. Эти стихотворения создают грустное, иногда трагическое настроение, поскольку писались в период, когда писатель мысленно подводил итоги своей сложной жизни и задумывался о приближающейся смерти.
Однако не все стихотворения пропитаны пессимизмом. Тургенев противопоставлял мрачным и темным произведениям светлые и радостные. Они часто посвящены теме любви, красоты и ее силе. Любовь занимала важное место в творчестве писателя. Для Тургенева любовь - это не только интимное чувство, но и сильная страсть, могущественная сила. Она способна противостоять всему, даже смерти, и вдохновить человека на подвиг. Тургенев считал, что истинное счастье приносит только самоотверженная любовь. В стихотворении "Воробей" он восхищается силой любви, которая побуждает маленькую птицу защищать своего птенца и преодолевает даже страшное "чудовище" в виде собаки. Автор воспринимает всепобеждающую силу любви как источник вдохновения и осмысляет ее философски: "Только ею, только любовью, держится и движется жизнь".
Таким образом, стихотворения И. С. Тургенева в его "Стихотворениях в прозе" охватывают широкий спектр тем и эмоциональных состояний, включая трагические, грустные и светлые моменты. Они отражают его размышления о смысле жизни, любви и человеческой природе.
Этот уникальный жанр отличался необычной формой и глубоким содержанием, и до сих пор является непревзойденным образцом в литературе
Оценили 0 человек
0 кармы