Для начала сделаю ссылку для тех, кто не в теме. Есть такой известный американский писатель Дэн Симмонс. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%EC%EC%EE%ED%F1,_%C4%FD%ED
Особенно он известен среди любителей фантастики. К сожалению, его самые яркие романы не экранизированы.
Это романы гиперионовского и иллионовского цикла. По ссылке выше все эти романы упомянуты.
Мы любим сравнивать своих знаменитостей с мировыми. Например, это наш Майкл Джексон, это наша Агата Кристи и тому подобные. В случае с Дэном Симмонсом будет уместнее сравнение наоборот. Дэн Симмонс - это американский Иван Ефремов.
Для тех, кто не в курсе https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Сравнение по уровню образованности и глубине книг. Еще один важный критерий – это будущее, которое Симмонс прописывает в своих книгах. Это будущее, которое действительно отличается от нашего времени. Потому что большинство книг в жанре фантастики – это продленное настоящее, а то и прошлое. Уберите из книг Гарри Гаррисона звездолеты и бластеры и получите вестерн.
Недавно мы проводили интересное мероприятие «Война между советской и американской фантастиками».
http://znatech.ru/proekty/interaktivnyj_institut_sssr/konferenciya_1_vojna_mezhdu_fantastikami_sssr_i_ssha/
Так вот, самая важная тема в фантастике сверхдержав – это борьба за картину будущего.
Увы, большинство писателей фантастов пишет о продленном настоящем. Список тех, кто пишет о действительно будущем можно поместить на одном листе.
США наряду с СССР создало много фантастики. Но подавляющее число книг американской фантастики – это продленное настоящее, то есть Америка с бластерами и звездолетами.
В СССР было создано тоже много книг в жанре продленного настоящего. Или наоборот прошлого, то есть первобытнообщинный строй (Мезолит) со звездолетами и роботами. Это фантастика в стиле Стругацких. Но оно было хотя бы иное, хоть и прошлое. Пожалуй, один из немногих писателей, кто описывал сложное общество будущего, это Иван Ефремов. На первом месте его роман «Туманность Андромеды». Я не зря назвал Симмонса американским Ефремовым. По мощности произведения можно привести как американскую аналогию «Туманности» его романы «Иллион» и «Олимп». Эти произведения действительно описывают Будущее, а не продленное настоящее. Даже Гиперион это всего лишь Падение Глобализации, которое 20 лет назад было еще «невозможным будущим», а сейчас становиться реальностью.
А вот «Иллион» и «Олимп» - создают на своих страницах нечто иное.
Бессмысленно в рамках короткой заметки пересказывать содержание дилогии. Важно отметить, что там есть, и чего нет. И что ввело в ступор.
В дилогии Симмонса чего только нет. Там вы найдете и прошлое. Часть воссозданных людей живет в технологическом «мезолите», там есть даже кусок мира Полдня Стругацких. Ближе всего к нашим любим героям там искусственно созданные киборги! Там есть коллективный разум. Там есть суперсеть, против которой интернет – это наскальная живопись и голубиная почта. Сеть, которая позволяет телепатически общаться и перемещаться в пространстве и еще невообразимую кучу способностей. Есть там воскрешение. С трудом вообразимые квантовые эффекты. Есть там конечно всякие привычные в американской фантастике монстры и чужой разум. Есть там постлюди с совершенно непонятными нам возможностями и мотивациями. Некоторые из них стали фактически богами по своим возможностям.
Там показано будущее, правда, оно катастрофично. Но это традиция американской фантастики. Иначе им скучно.
И вот после эпично описанной драмы в конце «добро», разумеется, побеждает «зло».
Казалось бы, выжившее человечество может создать, наконец, высокоразвитую цивилизацию. Это притом, что все суперспособности и технологии сохранились!
Но нет!!!! Что мы видим???? В конце герои романа воссоздают «старую добрую новую Англию», или «старый добрый запад».
Герой хвастает, что он открыл таверну и там славное пиво, а их знакомая стала первой на спасенной Земле миллионершей! Это, повторюсь, что остались все технологии. Это притом, что на планете еще куча каких-то монстров, от которых надо вычищать материки.
Нет, они сделали таверну!!!! Круто!
Кстати отмечу, что и в цикле Гиперион похожая картина. Автор рисует потрясающую картину высокоразвитого общества, а потом шмякает это все ниже плинтуса. И герои оказываются в «таверне на старом добром западе».
Сообразительные, уже поняли, куда я веду.
Это самые лучшие книги одного из умнейших (без всяких кавычек) писателя фантаста США. И там, в итоге не оказывается НИКАКОГО БУДУЩЕГО.
Там есть только «старый добрый запад».
Удручает, что это не просто писатель фантаст, это человек, который участвовал в политическом процессе. Симмонс писал речи и программы для политиков и очевидно привлекался для оценки будущего правительственными организациями.
В Америке писатели фантасты не просто отражают мечты общества, а привлекаются к работе по прогнозированию будущего.
И вот один из лучших таких писателей не видит никакого будущего!
Еще до прихода к власти Рейгана в США считалось, что СССР будет существовать всегда. Люди верили в незыблемость мирового порядка, когда две державы поделили мир. Теперь наши «эксперты» верят в незыблемость США.
Ведь у них всё самое передовое…
Они обязательно выкрутятся…
Они напечатают еще баксов…
В свое время я написал на эту проблему статью http://realnyeludi.ru/bookjockey/?p=blog&id=10295
Так вот вопросы
Как может выкрутиться и прорваться в будущее страна, у которой даже лучшие писатели фантасты заканчивают свои книги прошлым?
И что эта страна может дать остальным?
Ответьте на эти вопросы самостоятельно.
Оценили 7 человек
10 кармы